НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда (Город Санкт-Петербург) от 03.08.2021 № 33А-10859/2021

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Рег. № 33а-10859/2021

Судья: Асмыкович В.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:

председательствующего

Поповой Е.И.,

судей

Есениной Т.В., Ильичевой Е.В.,

при секретаре

Васюхно Е.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 03 августа 2021 года административное дело №2а-585/2020 по апелляционной жалобе Рясина Максима Валерьевича на решение Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 21 января 2020 года по административному исковому заявлению Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы №22 по Санкт-Петербургу к Рясину Максиму Валерьевичу о взыскании недоимки по транспортному налогу и пени.

Заслушав доклад судьи Поповой Е.И., выслушав объяснения представителя административного ответчика – Рясиной Н.Н. (по доверенности), возражения представителя административного ответчика – Васильевой В.П. (по доверенности), судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Межрайонная Инспекции Федеральной налоговой службы № 22 по Санкт-Петербургу (далее – Межрайонная ИФНС России №22 по Санкт-Петербургу) 12 сентября 2019 года обратилась в суд с административным исковым заявлением к Рясину М.В. о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2016, 2017 годы в размере 148 527 рублей, пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2016 год в сумме 619,39 рублей за период с 04 декабря 2018 года по 21 января 2019 года и пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2017 год в сумме 1 347,28 рублей за период с 04 декабря 2018 года по 21 января 2019 года. Также Межрайонная ИФНС России №22 по Санкт-Петербургу просила восстановить срок на обращение в суд с настоящим административным иском.

В обоснование заявленных требований Межрайонная ИФНС России №22 по Санкт-Петербургу указала, что в спорный период Рясин М.В. являлся плательщиком транспортного налога, на основании сведений из ГИБДД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Рясину М.В. был начислен транспортный налог за 2016 год в сумме 116 724 рублей и за 2017 год в сумме 107 353 рублей со сроком уплаты до 01 декабря 2017 года. При этом в отношении транспортных средств марки Марка2, государственный регистрационный номер №..., Марка1, государственный регистрационный номер №..., Марка1, государственный регистрационный номер №..., налоговым органом применено уменьшение налога за 2016 год в связи с оплатой по системе дорожного сбора «Платон», в связи с чем сумма недоимки по налогу за 2016 год составила 41 174 рублей. В установленный действующим законодательством о налогах и сборах срок административный ответчик свои налоговые обязательства не исполнил.

Решением Красносельского районного суда Санкт-Петербурга, принятым 21 января 2020 года, суд взыскал с Рясина М.В. задолженность по транспортному налогу в размере 148 527 рублей, пени за несвоевременную уплаты транспортного налога в размере 1 966,67 рублей, а также взыскал с Рясина М.В. в бюджет Санкт-Петербурга государственную пошлину в размере 4 210 рублей. Срок на обращение в суд с настоящим административным иском суд признал не пропущенным.

В апелляционной жалобе административный ответчик Рясин М.В. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, указав на отсутствие оснований к удовлетворению заявленного административного иска, поскольку решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24 декабря 2019 года, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11 июня 2020 года, по делу №А56-77282/2019 с Рясина М.В. взыскана задолженность по внесению платы в сумме 31 697,96 рублей в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам транспортными средствами, имеющим разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн. Этим же решением установлено, что размер платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам транспортными средствами, имеющим разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн за период с 18 февраля 2016 года по 17 апреля 2017 года составил 149 518,26 рублей, и поскольку указанная сумма превышает размер транспортного налога за 2016 и 2017 годы, определенный в сумме 148 527 рублей, то, по мнению административного ответчика Рясина М.В., при наличии платы в системе «Платон», размер транспортного налога за 2016 и 2017 годы подлежит уменьшению на размер платы в систему «Платон» за проезд по федеральным автодорогам на сумму 31 697,96 рублей.

Административный ответчик Рясин М.В., в заседание суда апелляционной инстанции не явился, извещен судом надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, направил в суд представителя – Рясину Н.Н., действующую на основании доверенности.

Представитель административного ответчика – Рясина Н.Н., в заседание суда апелляционной инстанции явилась, доводы апелляционной жалобы поддержала.

Представитель административного истца, Межрайонноцй ИФНС России №22 по Санкт-Петербургу – Васильева В.П., действующая по доверенности, в заседание суда апелляционной инстанции явилась, просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Судебная коллегия в порядке части 2 статьи 150 и статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие административного ответчика.

Судебная коллегия, выслушав объяснения явившихся лиц, проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.

Судом первой инстанции установлено, что Рясин М.В. в спорном периоде являлся плательщиком транспортного налога как собственник зарегистрированных на его имя транспортных средств: марки Марка3, государственный регистрационный номер №..., марки Марка2, государственный регистрационный номер №..., Марка1, государственный регистрационный номер №..., Марка1, государственный регистрационный номер №....

Межрайонной ИФНС России №22 по Санкт-Петербургу за 2016 и 2017 годы Рясину М.В. начислен транспортный налог в размере 148 527 рублей, о чем во исполнение требований статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации через личный кабинет налогоплательщика направлено налоговое уведомление №24800113 от 14 июля 2018 года со сроком уплаты транспортного налога не позднее 03 декабря 2018 года (л.д. 5-6, 7).

В связи с отсутствием уплаты транспортного налога по указанным объектам налогообложения в установленный срок через личный кабинет Рясина М.В. выставлено требование №564 об уплате транспортного налога за 2016 и 2017 годы в размере 148 527 рублей и начислены пени в размере 2 812,16 рублей со сроком исполнения до 12 марта 2019 года (л.д. 8-9, 10).

Установлено, что требование налогового органа по погашению образовавшейся задолженности по уплате транспортного налога за заявленный период по данным объектам налогообложения административным ответчиком не исполнено.

Мировым судьей судебного участка №104 Санкт-Петербурга 17 мая 2019 года вынесен судебный приказ №2а-268/2019-104 о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2016 и 2017 годы в сумме 148 527 рублей и пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2016 и 2017 годы в сумме 1 966,67 рублей за период с 04 декабря 2018 года по 21 января 2019 года, отменённый определением мирового судьи от 14 июня 2019 года в связи с поступлением возражений административного ответчика (л.д. 4).

Удовлетворяя заявленные требования суд первой инстанции, проверив правильность расчета недоимки по транспортному налогу, а также соблюдение налоговым органом процедуры уведомления налогоплательщика о необходимости погасить задолженность, предшествующую обращению в суд и установив, что административным ответчиком обязательства по уплате транспортного налога не исполнены, пришел к выводу о взыскании недоимки по транспортному налогу и пени, признав срок обращения в суд с настоящим административным иском налоговым органом не пропущенным.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации и ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии со ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 Налогового кодекса Российской Федерации.

В силу ст. 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Налоговым периодом признается календарный год (ст. 360 Налогового кодекса Российской Федерации).

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации (п. 1 ст. 361 Налогового кодекса Российской Федерации), в данном случае Законом Санкт-Петербурга №487-53 от 16 октября 2002 года "О транспортном налоге".

Расчет транспортного налога, признанный судом первой инстанции подлежащим взысканию, соответствует Налоговому законодательству Российской Федерации.

Кроме того, согласно статье 75 Налогового кодекса Российской Федерации в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога.

Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 1 и 2 ст. 361.1 Налогового кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 03 июля 2016 года N 249-ФЗ) до 31 декабря 2018 года освобождались от налогообложения физические лица в отношении каждого транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, зарегистрированного в реестре транспортных средств системы взимания платы, если сумма платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн (далее в настоящей главе - плата), уплаченная в налоговом периоде в отношении такого транспортного средства, превышала или была равна сумме исчисленного налога за данный налоговый период.

Если сумма исчисленного налога в отношении транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, зарегистрированного в реестре, превышала сумму платы, уплаченную в отношении такого транспортного средства в данном налоговом периоде, налоговая льгота предоставлялась в размере суммы платы путем уменьшения суммы налога на сумму платы.

Из смысла указанной нормы следует, что от налогообложения освобождались физические лица, внесшие плату в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования, то есть те, которые непосредственно платили за возмещение вреда дорогам.

Материалами дела подтверждено, что налоговый орган в отношении транспортных средств марки Марка2, государственный регистрационный номер №..., Марка1, государственный регистрационный номер №..., Марка1, государственный регистрационный номер №..., произвел уменьшение транспортного налога за 2016 год в связи с внесением Рясиным М.В. в 2016 году платы по системе дорожного сбора «Платон» в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам транспортными средствами, имеющим разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн. В связи с чем, сумма недоимки по транспортному налогу за 2016 год уменьшилась до 41 174 рублей.

Так, за 2016 год налог за транспортное средство марки Марка2, государственный регистрационный номер №..., начислен налоговым органом в сумме 37 485 рублей, Рясиным М.В. произведена оплата по системе дорожного сбора «Платон» в 2016 году 68 375,13 рублей, налог уменьшен на 37 485 рублей и составил 0 рублей.

За транспортное средство марки Марка1, государственный регистрационный номер №..., налог за 2016 год начислен налоговым органом в сумме 37 485 рублей, Рясиным М.В. произведена оплата по системе дорожного сбора «Платон» в 2016 году 579,63 рублей, налог уменьшен на 579,63 рублей и составил 36 905,37 рублей.

За транспортное средство марки Марка1, государственный регистрационный номер №..., налоговым органом начислен налог в сумме 37 485 рублей, Рясиным М.В. произведена оплата по системе дорожного сбора «Платон» в 2016 году 48 353,42 рублей, налог уменьшен на 37 485 рублей и составил 0 рублей.

Таким образом, недоимка по транспортному налогу за 2016 год составила 41 174 рублей.

Уменьшение недоимки по транспортному налогу за 2017 год налоговым органом не производилось, поскольку сведений о внесении административным ответчиком Рясиным М.В. в 2017 году оплаты по системе дорожного сбора «Платон» материалы дела по состоянию на момент вынесения решения судом первой инстанции не содержали.

Вместе с тем из представленной административным ответчиком Рясиным М.В. копии решения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24 декабря 2019 года, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11 июня 2020 года, по делу №А56-77282/2019 следует, что арбитражный суд удовлетворил иск общества с ограниченной ответственностью «РТ-Инвест Транспортные Системы» к индивидуальному предпринимателю Рясину М.В. и взыскал с Рясина М.В. задолженность по внесению платы в сумме 31 697,96 рублей в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам транспортными средствами, имеющим разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн за транспортные средства со следующими регистрационными номерами: №..., №..., №... (л.д. 48-54).

Данными судебными актами установлено, что в соответствии с детализацией операций и выпиской из расчётной записи №102002419012, содержащей данные персонифицированной записи Рясина М.В. и формируемых государственной системой взимания платы в автоматическом режиме, в период с 18 февраля 2016 года 17:31 ч. (МСК) по 17 апреля 2017 года 17:08 ч. (МСК) транспортные средства с регистрационными номерами: №..., №..., №..., осуществляли движения по дорогам общего пользования федерального значения и плата в счёт возмещения вреда составила сумму в размере 149 518,26 рублей.

При этом в период с 18 февраля 2016 года по 17 апреля 2017 года Рясин В.М. внес плату в размере 85 000 рублей, а на начало указанного периода баланс расчетной записи Рясина М.В. составлял 126,04 рублей.

В ходе слушания дела в арбитражном суде общество с ограниченной ответственностью «РТ-Инвест Транспортные Системы» признало, что за период с 18 февраля 2016 года по 04 июля 2016 года в сумме 32 953,70 рублей заявлена за пределами срока исковой давности, в связи с чем Общество просило взыскать с Рясина М.В. задолженность по внесению платы в сумме 31 697,96 рублей. При этом доводы Рясина М.В. о том, что он должен быть освобождён от внесения платы по системе дорожного сбора «Платон» по причине наличия судебного акта о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2016 и 2017 году арбитражным судом были отклонены и указано, что если в отношении транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, плата в счет возмещения вреда не уплачена, то собственник транспортного средства не вправе уменьшить транспортный налог.

Согласно части 1 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога и сумму авансового платежа по налогу самостоятельно. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

В силу части 2 той же статьи, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Абзацем 12 пункта 2 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации (введен в действие ФЗ - 279 от 3 июля 2016 года) установлено, что сумма налога, исчисленная по итогам налогового периода налогоплательщиками-организациями в отношении каждого транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, зарегистрированного в реестре, уменьшается на сумму платы, уплаченную в отношении такого транспортного средства в данном налоговом периоде.

Правила взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июня 2013 года N 504 (далее - Правила N 504).

Правилами N 504 установлены, в частности, порядок взимания указанной платы, порядок возврата собственнику (владельцу) транспортного средства денежных средств, а также порядок информационного взаимодействия собственника (владельца) транспортного средства и оператора системы взимания платы (далее - оператор).

Также Приказом Минтранса от 10 февраля 2017 года N 46, изданным во исполнение пункта 2 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации, утвержден порядок предоставления налоговым органам сведений из реестра системы взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн (далее - Порядок).

Порядок определяет общие правила информационного взаимодействия налоговых органов и оператора системы взимания платы, а также перечень реквизитов, передаваемых в рамках информационного взаимодействия (данные о транспортном средстве, его владельце, сумме внесенной платы и так далее).

Так, в частности установлено, что сведения предоставляются в Федеральную налоговую систему России в электронном виде ежегодно до 15 февраля, а также могут предоставляться по уточняющим запросам налоговых органов. Полученная информация от оператора системы взимания платы используется налоговыми органами для расчета транспортного налога и применения налоговой льготы с учетом платы, внесенной в систему ПЛАТОН.

При этом, исходя из положений Правил N 504, в том числе пунктов 38 - 55 следует, что вычет по транспортному налогу предоставляется налогоплательщику транспортного налога в связи с внесением им платы в счет возмещения вреда в отношении каждого зарегистрированного на налогоплательщика транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн.

Внесение Рясиным М.В. платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения в 2016 году в полном размере и в 2017 году произведено не было, что также подтверждается решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24 декабря 2019 года, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11 июня 2020 года, которым суд взыскал с Рясина М.В. задолженность по внесению платы в сумме 31 697,96 рублей в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам транспортными средствами, имеющим разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн за транспортные средства со следующими регистрационными номерами: №..., №..., №....

С учетом изложенного, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для взыскания с Рясина М.В. имеющейся задолженности.

Также необходимо отметить, что судом первой инстанции был проверен расчет задолженности и признан верным.

Судебная коллегия также находит верным расчет имеющейся задолженности.

Судебная коллегия считает, что, разрешая спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда являются мотивированными, соответствуют обстоятельствам дела, содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было. Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда и потому не могут служить основанием к отмене решения. По делу отсутствуют предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения суда в апелляционном порядке.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Красносельского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 21 января 2020 года, по административному делу №2а-585/2020, оставить без изменения, апелляционную жалобу Рясина Максима Валерьевича – без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев в Третий кассационный суд общей юрисдикции, путем подачи кассационной жалобы через Красносельский районный суд Санкт-Петербурга.

Председательствующий:

Судьи: