НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда (Город Санкт-Петербург) от 02.12.2021 № 33-25124/2021

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Рег. № 33-25124/2021

Судья: Добрынина А.Н.

УИД: 78RS0002-01-2021-003458-68

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:

Председательствующего

Барминой Е.А.

судей

Селезневой Е.Н.

Ягубкиной О.В.

при секретаре

Арройо Ариас Я.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании 2 декабря 2021 г. гражданское дело № 2-5674/2021 по апелляционной жалобе Ли М.В. на решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 19 августа 2021 г. по иску Ли М.В. к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области об обязании выплатить пенсию, взыскании компенсации морального вреда.

Заслушав доклад судьи Барминой Е.А., выслушав объяснения истца Ли М.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Ли М. В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее – ОПФР по СПб и ЛО) о возложении на ответчика обязанности выплатить истцу пенсию по старости за период с 28 декабря 2012 г. по 30 августа 2018 г., взыскании компенсации морального вреда в размере 7 900 000 руб., ссылаясь в обоснование заявленных требований на то, что она является получателем пенсии по старости с 31 августа 2018 г., при этом 55 лет ей исполнилось г.. Истец не имела возможности своевременно подать заявление о назначении пенсии, так как находилась за границей Российской Федерации в период с 3 марта 2011 г. по 22 августа 2018 г. и не могла направить соответствующее заявление по почте, поскольку в ее трудовой книжке было неправильно указано отчество, и ей было необходимо обращаться в суд для установления факта принадлежности трудовой книжки. Истец неоднократно обращалась к ответчику с заявлением о выплате ей пенсии с 28 декабря 2012 г., однако получила отказ, в связи с чем, полагая свои пенсионные права нарушенными, истец обратилась в суд с настоящим иском.

Решением Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 19 августа 2021 г. в удовлетворении исковых требований Ли М.В. отказано в полном объеме.

В апелляционной жалобе истец Ли М.В. просит решение суда от 19 августа 2021 г. отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что юридический факт принадлежности трудовой книжки может быть установлен только при личном присутствии гражданина, подать заявление в пенсионный орган можно только при наличии регистрации по месту жительства, а таковая у истца отсутствовала с 5 февраля 2011 г., в Российскую Федерацию истец вернулась только 22 августа 2018 г., временную регистрацию по месту пребывания получила только 29 августа 2018 г. и сразу обратилась в пенсионный орган. Также у истца не было возможности направить заявление через сеть Интернет, поскольку в 2012 г. у пенсионного органа отсутствовала электронная почта, а для подачи заявления через Единый портал Государственных услуг необходимо наличие регистрации в данном регионе Российской Федерации.

На рассмотрение дела в суд апелляционной инстанции представитель ответчика не явился, о времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом по правилам ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, о причинах неявки суду не сообщил, доказательств невозможности явки в судебное заседание не представил, в связи с чем, судебная коллегия на основании ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Изучив материалы дела, выслушав истца, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Согласно п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 23 от 19.12.2003 «О судебном решении», решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

В соответствии с положениями ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным материалам дела, не имеется.

Как следует из материалов дела, и было установлено судом первой инстанции, 31 августа 2018 г. истец обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости на основании ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 22 ноября 2018 г. по гражданскому делу №№... установлен факт принадлежности истцу трудовой книжки, выданной на имя «Ли М.В.».

С 31 августа 2018 г. истцу назначена страховая пенсия по старости.

Установив указанные обстоятельства, оценив представленные в материалах дела доказательства в их совокупности, руководствуясь положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», суд первой инстанции пришел к выводу, что при достижении пенсионного возраста истец не была лишена возможности обратиться в Пенсионный фонд Российской Федерации, направив соответствующее заявление по почте либо выдать доверенность любому лицу на право представления ее интересов в Пенсионном фонде Российской Федерации, а в случае необходимости установления юридического факта в судебном порядке – и для представления ее интересов в суде, пенсия по старости была истцу правомерна назначена с даты обращения, и у пенсионного органа отсутствуют законные основания для выплаты истцу пенсии за прошедшее время, в связи с чем, отказал в удовлетворении заявленных требований.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют представленным сторонами доказательствам, оценка которым дана судом в соответствии с положениями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии со ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие в Российской Федерации по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, при этом в соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Исходя из смысла ст. 39 Конституции Российской Федерации право на социальное обеспечение по возрасту относится к числу основных прав гражданина, гарантированных Конституцией Российской Федерации.

В силу ч. 2 ст. 39 Конституции Российской Федерации государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

До введения в действие Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», условия и нормы установления, а также порядок выплаты трудовых пенсий определялся Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в редакции, действовавшей на момент достижения истцом возраста 55 лет – 27 декабря 2012 г.), право на трудовую пенсию по старости имели мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначалась при наличии не менее пяти лет страхового стажа.

Согласно положениям ст. 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в редакции, действовавшей на момент достижения истцом возраста 55 лет), трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 данной статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии).

Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления и необходимых документов, представленных заявителем с учетом положений пункта 3 статьи 18 указанного Федерального закона. Если указанное заявление пересылается по почте либо представляется в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации, днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая единый портал государственных и муниципальных услуг. К указанному заявлению прилагаются документы, необходимые для установления трудовой пенсии.

В соответствии с пп. 2 п. 4 ст. 19 указанного Федерального закона, трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается ранее дня обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии), определенного пунктом 2 данной статьи, в следующих случаях:

- трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости) - со дня, следующего за днем увольнения с работы, если обращение за указанной пенсией (указанной частью трудовой пенсии) последовало не позднее чем через 30 дней со дня увольнения с работы.

В соответствии с п. 2 ст. 18 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в редакции, действовавшей на момент достижения истцом возраста 55 лет), перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии, правила обращения за указанной пенсией, ее назначения и перерасчета размера указанной пенсии, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, выплаты этой пенсии, ведения пенсионной документации, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Согласно п.п. 7, 15, 16 Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденных постановлением Минтруда России и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27 февраля 2002 г. № 17/19пб (в редакции, действовавшей на момент достижения истцом возраста 55 лет), граждане могут обращаться за пенсией в любое время после возникновения права на нее, без ограничения каким-либо сроком, путем подачи соответствующего заявления непосредственно либо через представителя.

Заявление о назначении пенсии по старости может быть принято территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и до наступления пенсионного возраста гражданина, однако не ранее чем за месяц до возникновения права на эту пенсию.

Пенсия назначается со дня обращения за ней, кроме случаев, указанных в статье 19 Закона от 17 декабря 2001 г. и статье 23 Закона от 15 декабря 2001 г., но не ранее дня приобретения права на пенсию.

Днем обращения за назначением пенсии считается день приема территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявления со всеми необходимыми документами.

При направлении заявления и всех необходимых документов по почте днем обращения за пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления.

Дата приема заявления регистрируется в журнале регистрации заявлений и решений территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.

Факт и дата приема заявления и необходимых документов от гражданина, обращающегося за пенсией, подтверждается распиской-уведомлением, выдаваемой территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.

Согласно п. 2 указанных Правил, под их действие подпадают граждане Российской Федерации, не имеющие постоянного места жительства на территории Российской Федерации, при наличии у них права на пенсию по законодательству Российской Федерации.

Согласно п. 6 указанных Правил, граждане подают заявление о назначении пенсии в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства.

Граждане Российской Федерации, не имеющие подтвержденного регистрацией места жительства на территории Российской Федерации, подают заявление о назначении пенсии в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по своему месту пребывания.

Граждане Российской Федерации, не имеющие подтвержденного регистрацией места жительства и места пребывания, подают заявление о назначении пенсии в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту своего фактического проживания.

Граждане Российской Федерации, выехавшие на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации и не имеющие подтвержденного регистрацией места жительства и места пребывания на территории Российской Федерации, подают заявление о назначении пенсии непосредственно в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в редакции, действовавшей на момент назначения истцу пенсии – 31 августа 2018 г.), право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в редакции, действовавшей на момент назначения истцу пенсии – 31 августа 2018 г.), страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 данной статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 указанного Федерального закона. Если указанное заявление пересылается по почте либо представляется в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации, либо подается через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем, днем обращения за страховой пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, либо дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, либо дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.

Страховая пенсия назначается ранее дня обращения за страховой пенсией, определенного частью 2 данной статьи, в том числе: страховая пенсия по старости - со дня, следующего за днем увольнения с работы, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем через 30 дней со дня увольнения с работы.

Согласно ч. 6 ст. 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в редакции, действовавшей на момент назначения истцу пенсии – 31 августа 2018 г.), перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Правила обращения за страховой пенсией были утверждены приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 г. № 884н, согласно п.п. 2-8 которых действие указанных Правил распространяется на граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих право на пенсию.

Граждане обращаются за назначением пенсии, перерасчетом ее размера, переводом с одной пенсии на другую путем подачи заявления о назначении пенсии, заявления о перерасчете размера пенсии, заявления о переводе с одной пенсии на другую в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации лично или через представителя, обращающегося за установлением пенсии от его имени (п. 3 Правил).

Граждане подают заявление о назначении пенсии непосредственно в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства.

Заявление о назначении пенсии может быть направлено в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по почте.

Заявление о назначении пенсии может быть подано в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по месту жительства гражданина,

Заявление о назначении пенсии может быть представлено в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в форме электронного документа, порядок оформления которого установлен законодательством Российской Федерации, и которое передается с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» и информационную систему Пенсионного фонда Российской Федерации «Личный кабинет застрахованного лица» (п. 4 Правил).

Граждане, не имеющие подтвержденного регистрацией места жительства на территории Российской Федерации, подают заявление о назначении пенсии в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по своему месту пребывания на территории Российской Федерации (п. 5 Правил).

Граждане, не имеющие подтвержденного регистрацией места жительства и места пребывания на территории Российской Федерации, подают заявление о назначении пенсии в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту своего фактического проживания (п. 6 Правил).

Граждане Российской Федерации, проживающие на территории Российской Федерации, вправе подать заявление о назначении пенсии в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства, месту пребывания либо фактического проживания (п. 7 Правил).

Граждане Российской Федерации, выехавшие на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации и не имеющие подтвержденного регистрацией места жительства и места пребывания на территории Российской Федерации, подают заявление о назначении пенсии непосредственно в Пенсионный фонд Российской Федерации (п. 8 Правил).

Исходя из анализа вышеуказанных правовых норм, действующих как на момент достижения истцом возраста 55 лет, так и на момент обращения за назначением пенсии, следует, что момент назначения пенсии законодатель связывает с двумя обстоятельствами, а именно с заявительным порядком назначения пенсии и наличием у гражданина права на ее получение. Если хотя бы одно из указанных условий не было соблюдено, то оснований для назначения пенсии не имеется. При этом право на обращение за пенсией не связано с обязательным наличием места постоянной регистрации на территории Российской Федерации, обратиться за назначением пенсии возможно также по месту пребывания либо по месту фактического жительства. Граждане Российской Федерации, не имеющие места жительства на территории Российской Федерации, вправе обратиться за назначением пенсии непосредственно в Пенсионный фонд Российской Федерации. Подать заявление о назначении пенсии возможно, в том числе, посредством почтового отправления, через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг либо с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» и информационную систему Пенсионного фонда Российской Федерации «Личный кабинет застрахованного лица».

Отклоняя доводы истца о том, что ей должна быть выплачена пенсия за период с 2012 г., то есть до момента обращения за назначением страховой пенсии по старости в 2018 г., суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что доказательств, подтверждающих невозможность своевременно обратиться в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии, в материалы дела не представлено, как не представлено доказательств такого обращения истца до 31 августа 2018 г.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют представленным сторонами доказательствам, оценка которым дана судом в соответствии с положениями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В нарушение положений ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, относимых, допустимых и достоверных доказательств, подтверждающих факт обращения истца в пенсионный орган до 31 августа 2018 г. в материалы дела не представлено, какие-либо расписки, уведомления, иные документы, подтверждающие факт принятия пенсионным органом заявлений истца до указанной даты отсутствуют. При этом истец не отрицает, что до 31 августа 2018 г. она в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии не обращалась.

По сути, доводы истца сводятся к тому, что пенсионным законодательством гарантировано право истца на назначение пенсии по старости с момента достижения ею возраста 55 лет, в связи с чем, истец полагает, что при любых обстоятельствах пенсия должна быть ей назначена с указанного времени, вне зависимости от момента обращения в пенсионный орган с соответствующим заявлением.

Однако, данные доводы истца основаны на ошибочном толковании норм материального права, поскольку как действующим в настоящее время пенсионным законодательством, так и законодательством, действующим на момент достижения истцом возраста 55 лет, разделены понятия «возникновение права на пенсию» и «назначение пенсии».

Действительно, право на пенсию, возникновение которого законодателем связывается с наступлением определенных обстоятельств, в данном случае с наступлением определенного возраста и наличием общего страхового стажа определенной продолжительности, возникло у истца с момента достижения ею возраста 55 лет, то есть с г.

Однако, вопреки доводам апелляционной жалобы, данное возникшее у истца право не было ею реализовано в установленном законом порядке посредством подачи соответствующего заявления в пенсионный орган, а в соответствии с вышеуказанными правовыми нормами пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением специально установленных законом случаев. Одним из таких случаев законом предусмотрено назначение страховой пенсии по старости со дня, следующего за днем увольнения с работы, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем через 30 дней со дня увольнения с работы.

Поскольку в указанный срок истец с соответствующим заявлением не обратилась, доказательств обратного в материалы дела не представлено, пенсионным органом обоснованно назначена истцу пенсия с даты обращения за назначением страховой пенсии по старости – 31 августа 2018 г.

Таким образом, учитывая отсутствие доказательств обращения истца в пенсионный орган ранее 31 августа 2018 г., оснований для назначения истцу пенсии по инвалидности с 2012 г. и выплаты денежных средств за период до 31 августа 2018 г. у пенсионного органа не имелось.

Ссылки истца на то обстоятельство, что она длительное время находилась за пределами Российской Федерации и не имела на территории Российской Федерации места постоянного жительства либо места пребывания не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку согласно вышеуказанным правовым нормам данное обстоятельство не препятствовало истцу обратиться за назначением страховой пенсии. Правилами обращения за пенсией, действующими как на момент достижения истцом возраста 55 лет, так и на момент обращения за пенсией, была предусмотрена возможность и определен порядок обращения за пенсией граждан Российской Федерации, не имеющих постоянного места жительства либо места пребывания на территории Российской Федерации.

При указанных обстоятельствах, факт проживания истца до 2018 г. за пределами территории Российской Федерации, при наличии соответствующего волеизъявления истца, не являлся препятствием к обращению за назначением пенсии.

Как правильно указал суд первой инстанции, даже проживая за пределами территории Российской Федерации, истец могла реализовать свое право на обращение за назначением пенсии посредством направления заявления почтовой корреспонденцией либо с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования.

Доводы истца о том, что она не имела возможности обратится в пенсионный орган до получения решения суда об установлении факта принадлежности трудовой книжки, а установление такого факта возможно только при личном присутствии гражданина, также отклоняются судебной коллегией, поскольку установление фактов, имеющих юридическое значение, осуществляется судами общей юрисдикции в соответствии с требованиями Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно ч. 1 ст. 48 которого, граждане вправе вести свои дела в суде лично или через представителей. Кроме того, участие в судебном заседании является правом гражданина, и в силу положений ч. 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда.

При этом само по себе наличие расхождений в записях в трудовой книжке не препятствовало истцу обратиться с заявлением о назначении пенсии, что и было истцом сделано до вынесения решения суда об установлении соответствующего юридического факта.

Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции обоснованно отказал Ли М.В. в удовлетворении заявленных требований, поскольку относимых, допустимых и достоверных доказательств, подтверждающих факт обращения истца до 31 августа 2018 г. с заявлением о назначении ей страховой пенсии по старости, а равно доказательств того, что истцу препятствовали обратиться за соответствующей пенсией, либо имелись иные объективные причины, в силу которых истец не имела возможности обратиться за назначением пенсии, в нарушение положений ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не представлено.

При этом сам факт длительного нахождения истца за пределами Российской Федерации не свидетельствует о невозможности истцом реализовать свое право на обращение за назначением пенсии.

Кроме того, судебная коллегия учитывает положения ч.ч. 4, 5 ст. 16 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. «О страховых пенсиях», согласно которым при назначении страховой пенсии по старости (в том числе досрочно) позднее возникновения права на указанную пенсию в соответствии с указанным Федеральным законом и (или) в случае отказа от получения назначенной страховой пенсии по старости (в том числе досрочно) при определении размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости применяется коэффициент повышения размера фиксированной выплаты, установленный в соответствии с частью 5 настоящей статьи.

Коэффициент повышения размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости определяется исходя из числа полных месяцев, истекших со дня возникновения права на страховую пенсию по старости (в том числе досрочно), но не ранее чем с 1 января 2015 г. до дня ее назначения и (или) истекших со дня прекращения выплаты страховой пенсии по старости в связи с отказом от получения установленной страховой пенсии по старости, в том числе назначенной досрочно, но не ранее чем с 1 января 2015 г. до дня ее восстановления либо назначения указанной пенсии вновь, по таблице согласно приложению 2 к указанному Федеральному закону.

Из материалов дела усматривается, что в связи с назначением страховой пенсии по старости позднее возникновения права, истцу установлен коэффициент повышения индивидуального коэффициента при исчислении страховой пенсии по старости – 1,24 и фиксированной выплаты – 1,19 (л.д. 16), а следовательно, в связи с назначением пенсии по старости позднее возникновения права на указанную пенсию, размер пенсии истца увеличился по сравнению с тем, который она получала бы при своевременном обращении за пенсией.

Поскольку факт нарушения пенсионных прав истца не нашел своего подтверждения в ходе рассмотрения дела, с учетом отсутствия правовых норм, предусматривающих возможность взыскания с пенсионного органа компенсации морального вреда, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении данной части исковых требований.

Судебная коллегия полагает, что в данном случае, судом первой инстанции правомерно был определен объем необходимых доказательств в рамках настоящего дела, правильно распределено бремя доказывания между сторонами, оценка представленных доказательств соответствует требованиям ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, положения ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судом соблюдены. Оснований для иной оценки фактических обстоятельств дела и представленных суду первой инстанции доказательств судебная коллегия не усматривает.

При этом, само по себе несогласие подателя жалобы с данной судом оценкой обстоятельств дела не дает оснований считать решение суда неправильным.

С учетом изложенного, судебная коллегия находит, что суд первой инстанции, разрешив спор, правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, не допустил недоказанности установленных юридически значимых обстоятельств и несоответствия выводов, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, правомерно учел положения подлежащих применению норм закона, и принял решение в пределах заявленных исковых требований.

По сути, все доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, повторяют позицию истца, изложенную при рассмотрении дела судом первой инстанции, основаны на неверном толковании положений законодательства, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали бы изложенные выводы, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены решения суда.

Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судебной коллегией не установлено.

При таком положении судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции является законным, обоснованным, оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 19 августа 2021 г., - оставить без изменения, апелляционную жалобу Ли М.В., - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: