НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Самарского областного суда (Самарская область) от 31.05.2022 № 2-399/2022

Судья: Зинина А.Ю. Гр. дело № 33-4502/2022

Номер дела суда 1 инстанции № 2–399/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

31 мая 2022 года г. Самара

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда, в составе:

председательствующего – Черкуновой Л.В.

судей – Ивановой Е.Н., Неугодникова В.Н.,

при помощнике судьи – Усенко А.О.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Натаровой А.А. на решение Октябрьского районного суда г. Самары от 14 января 2022 года, которым постановлено:

«Исковые требования Натаровой А.А. оставить без удовлетворения».

Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Черкуновой Л.В., судебная коллегия

установила:

Истец Натарова А.А. обратилась в суд с иском к ответчику Министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области о возложении обязанности по выплате компенсации расходов на уплату взносов за капитальный ремонт многоквартирного дома.

В обоснование заявленных требований истец указал, что жилое помещение, расположенное по адресу <адрес>, принадлежит ей на праве собственности.

Истцу как ветерану труда предоставляется компенсация расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по указанному адресу с учетом временной регистрации с 16 декабря 2016 г. по 15 декабря 2026 г. Кроме того, истцу предоставляется ЕДК ЖКУ с 01 января 2017 г. по настоящее время.

Органами социальной защиты истцу отказано в компенсации расходов на уплату взносов на капитальный ремонт, в связи с имеющейся задолженностью за период с 01 августа 2014 г. по 30 сентября 2021 г. в сумме 6 743, 28 руб.

Однако истцом произведены платежи по взносам за капитальный ремонт за периоды - с 01 октября 2018 г. по 31 декабря 2018 г. в сумме 733,50 руб., с 01 октября 2019 г. по 31 декабря 2019 г. в сумме 2 934 руб., с 01 января 2020 г. по 31 декабря 2020 г. в сумме 3 249 руб., с 01 января 2021 г. по 30 сентября 2021 г. в сумме 2 571,75 руб., а всего - 9 488,25 рублей.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, Натарова А.А. просила суд обязать Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области начислить и выплатить ей компенсацию расходов на уплату взносов за капитальный ремонт многоквартирного дома в размере 50 % за период с 01 октября 2018 г. по 30 сентября 2021 года.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе истец Натарова А.А. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении требований истца в полном объеме, указывая, что решение суда является незаконным и необоснованным, поскольку в силу п. 47 Постановления Пленума ВС РФ от 27 июня 2017 г. № 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" основания для отказа в предоставлении компенсации расходов на уплату взносов за капитальный ремонт отсутствует, так как задолженность по уплате образовалась по причинам, не связанным с истцом.

В заседание суда апелляционной инстанции истец Натарова А.А. доводы апелляционной жалобы поддержала, просила решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить, указав, что за спорный период задолженность погашена в полном объеме.

Иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены.

Проверив материалы дела, заслушав пояснения истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Каждому гарантируется защита его прав и свобод (ст. 46 Конституции РФ).

Согласно ст. 2 ГПК РФ задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду, мирному урегулированию споров.

Российской Федерацией как социальным государством при реализации гражданами права на жилище устанавливаются гарантии социальной поддержки. К мерам социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг относятся предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (ст. 159, 160 ЖК РФ), иные формы социальной поддержки (освобождение от оплаты за жилое помещение и/или коммунальных услуг). Категории лиц, которым предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, порядок и условия предоставления этих мер, способы и источники их финансирования устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами субъектов Российской Федерации (п. 42 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности»).

Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам уполномоченным органом на основании заявления и документов, подтверждающих их право на получение этих мер (п. 46 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности»).

Статья 154 Жилищного кодекса Российской Федерации определяет структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателей жилых помещений, собственников помещений в многоквартирном доме и собственников жилых домов.

В силу части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.

Согласно части 1 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

Компенсации предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (часть 3 статьи 160 Жилищного кодекса РФ, в ред. Федерального закона от 04 июня 2011 г. № 123-ФЗ, действующей на дату обращения истца в орган социальной защиты с заявлением о компенсации расходов на уплату капитального ремонта.

С 01 января 2022 г. часть 3 статьи 160 Жилищного кодекса РФ изложена в редакции, согласно которой компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг не предоставляются гражданам при наличии у них подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем три последних года. Информацию о наличии у граждан такой задолженности орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченное им учреждение получает из системы (часть 3 статьи 160 Жилищного кодекса РФ, в ред. Федерального закона от 28 ноября 2018 г. № 442-ФЗ).

Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе устанавливает Федеральный закон от 12 января 1995 № 5-ФЗ "О ветеранах" (Федеральный закон "О ветеранах").

Одной из категорий лиц, на которую распространяются положения Федерального закона "О ветеранах", являются ветераны труда (статья 7).

Социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей, в том числе компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг (пункт 4 части 1 статьи 13 Федерального закона "О ветеранах").

Статьей 22 Федерального закона "О ветеранах" предусмотрено, что меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 ст. 4 Закона Самарской области от 28 декабря 2004 N 169-ГД "О социальной поддержке ветеранов Великой Отечественной войны - тружеников тыла, ветеранов труда, граждан, приравненных к ветеранам труда, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий" ветеранам труда из числа лиц, указанных в статье 7 Федерального закона "О ветеранах", гражданам, приравненным к ветеранам труда по состоянию на 31 декабря 2004 года, пенсия которым установлена (назначена) в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", а также ветеранам труда из числа лиц, достигших в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2027 года возраста 60 лет и более (мужчины), 55 лет и более (женщины), пенсия которым не установлена, предоставляются следующие меры социальной поддержки:

компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 50 процентов - взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного Правительством Самарской области, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;

Порядок предоставления компенсации расходов на уплату взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области, отдельным категория граждан, (далее - Порядок) утвержден Постановлением Правительства Самарской области от 12 января 2017 года № 7 «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих в Самарской области» (в редакции от 25 сентября 2018 г., действующей с 01 июля 2021 г. по настоящее время).

В силу положений пункта 2 Порядка органами, осуществляющими организацию предоставления компенсации за капитальный ремонт на территории Самарской области, являются орган исполнительной власти Самарской области, уполномоченный в сфере социальной защиты населения - министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области (далее - Министерство), а также подведомственные ему государственные казенные учреждения социальной защиты населения (далее - Уполномоченные учреждения), государственное казенное учреждение Самарской области "Региональный центр обеспечения социальной поддержки населения" (далее - региональный центр).

Уполномоченные учреждения осуществляют формирование и ведение базы данных по назначению компенсации за капитальный ремонт, прием граждан, организацию учета и регистрации лиц, обратившихся за назначением компенсации за капитальный ремонт, обеспечивают проверку документов, представленных заявителем, принимают решение о назначении (отказе в назначении) компенсации за капитальный ремонт, представляют необходимую информацию для расчета компенсации за капитальный ремонт в региональный центр.

Региональный центр с использованием программных средств на основании полученной от уполномоченных учреждений информации формирует регистр получателей компенсации за капитальный ремонт.

Региональный центр с использованием программных средств на основании сведений, полученных от организаций, осуществляющих формирование фонда капитального ремонта, организует расчет, перерасчет и обеспечивает выплату компенсации за капитальный ремонт в соответствии со сформированным регистром получателей компенсации.

Компенсация за капитальный ремонт не предоставляется гражданам при наличии у них подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области, которая образовалась за период не более чем три последних года.

Заявление и документы, необходимые для предоставления компенсации за капитальный ремонт, подаются гражданином, имеющим право на компенсацию за капитальный ремонт (далее - заявитель), или его законным представителем (представителем по доверенности) (далее - представитель) в уполномоченное учреждение или направляются в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационной инфраструктуры (пункта 6 Порядка).

В силу положений пункта 7 Порядка для назначения компенсации за капитальный ремонт необходимы, в том числе информация, подтверждающая уплату ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

В силу положений пункта 20 Порядка основаниями для отказа в назначении компенсации за капитальный ремонт является, в том числе наличие подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области, которая образовалась за период не более чем три последних года.

Таким образом, принимая во внимание, что в силу прямого указания статьи 22 Федерального закона "О ветеранах" меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, порядок предоставления компенсации расходов на уплату взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области, отдельным категория граждан регламентирован Правительством Самарской области, с 01 июля 2021 г. в назначении компенсации расходов на уплату взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области, может быть отказано лишь при наличии непогашенной задолженности по их оплате, которая образовалась за период не более чем три последних года и подтверждена вступившим в законную силу судебным актом. HYPERLINK "https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base=LAW&n=416251&dst=944&field=134&date=16.06.2022" HYPERLINK "https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base=LAW&n=355203&dst=100172&field=134&date=16.06.2022"

Положением о Министерстве социально-демографической и семейной политики Самарской области, утвержденным Постановлением Правительства Самарской области от 22 июня 2012 № 289 (далее – Положение о Министерстве), предусмотрено, что осуществление мер по социальной защите и поддержке пожилых граждан, ветеранов и инвалидов, а также других групп населения, нуждающихся в государственной поддержке осуществляется Министерством социально-демографической и семейной политики Самарской области (далее - Министерство).

Согласно п. 2.2. в рамках закрепленных предметов ведения Министерство наделяется, в том числе следующими полномочиями:

организует назначение и выплату пособий, компенсаций и иных денежных выплат, установление и выплату доплат к пенсиям и пособиям отдельным категориям лиц согласно действующему законодательству (пп. 43);

осуществляет контроль за правильностью назначения и выплаты пособий, компенсаций и прочих социальных выплат (пп. 44);

организует предоставление социальных услуг, социальных гарантий и иных мер социальной поддержки, натуральной помощи, предусмотренных действующим законодательством (пп. 45).

В силу пункта 27 вышеуказанного Порядка Министерство организует выплату компенсации за капитальный ремонт с 5-го по 25-е число месяца путем перечисления суммы компенсации за капитальный ремонт на лицевой счет гражданина, открытый им в кредитной организации, или через отделения связи с учетом выбора гражданином способа получения компенсации. При отсутствии личного заявления способ выплаты компенсации за капитальный ремонт определяется аналогичным способу выплаты пенсии.

В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 15 декабря 2015 года № 839 "О создании государственных казенных учреждений социальной защиты населения, подведомственных министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области, и об утверждении Положения об оплате труда работников государственных казенных учреждений социальной защиты населения и государственного казенного учреждения Самарской области "Региональный центр обеспечения социальной поддержки населения", подведомственных министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области" в целях обеспечения на соответствующей территории Самарской области реализации конкретных мер социальной поддержки семей с детьми, пожилых граждан, ветеранов, инвалидов и иных категорий граждан, предоставляемых в форме различных видов социальных выплат и компенсаций созданы государственные казенные учреждения социальной защиты населения, подведомственные Министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области, в том числе государственное казенное учреждение Самарской области "Главное управление социальной защиты населения Западного округа".

Согласно положениям п. 2.3.1 Устава ГКУ СО «Главное управление социальной защиты населения» предметом деятельности данного учреждения является прием документов и назначение (отказ в назначении) пособий, компенсаций, субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, доплат к пенсиям и пособиям и иных денежных выплат, относящихся к полномочиям учреждения в соответствии с действующим законодательством.

Исходя из вышеприведенных положений, ГКУ СО «ГУСЗН» осуществляет прием документов и назначение (отказ в назначении) компенсации расходов на уплату взносов на капитальный ремонт, непосредственную выплату путем перечисления суммы компенсации за капитальный ремонт на лицевой счет гражданина осуществляет Министерство.

Судом установлено, что жилое помещение, расположенное по адресу <адрес>, принадлежит истцу Натаровой А.А. на праве собственности, что подтверждается выпиской из ЕГРН.

Компенсация расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по данному адресу предоставляется ей как ветерану труда с учетом временной регистрации с 16 декабря 2016 г. по 15 декабря 2026 года, единовременная денежная компенсация предоставляется с 01 января 2017 года по настоящее время, что подтверждается справкой.

Органами социальной защиты истцу отказано в выплате компенсации расходов на уплату капитального ремонта, в связи с имеющейся задолженностью с 01 августа 2014 г. по 30 сентября 2021 года в сумме 6 743, 28 руб.

Истцом произведены платежи по взносам за капитальный ремонт за периоды - с 01 октября 2018 г. по 31 декабря 2018 г. в сумме 733,50 руб., с 01 октября 2019 г. по 31 декабря 2019 г. в сумме 2 934 руб., с 01 января 2020 г. по 31 декабря 2020 г. в сумме 3 249 руб., с 01 января 2021 г. по 30 сентября 2021 г. в сумме 2 571,75 руб., а всего - 9 488,25 рублей.

Как следует из приложенных к исковому заявлению Натаровой А.А. документов, выданных Некоммерческой организацией «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта», по состоянию на 01 октября 2021 года сумма задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт Натаровой А.А. составляет 6 743,28 руб.

Разрешая спор, суд исходил из того, что истец Натарова А.А. в органы социальной защиты с заявлением о предоставлении компенсации по несению расходов на уплату взносов на капитальный ремонт не обращалась, при этом она имеет задолженность по оплате указанных платежей, из искового заявления и пояснений истца в судебном заседании следует, что она не согласна с образованием данной задолженности, в НО «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта» с предложением о заключении соглашения по погашению задолженности истец не обращалась, обстоятельства уважительной причины образования задолженности и невозможности ее погашения суду не указаны, доказательства в их обоснование не представлены.

Руководствуясь данными обстоятельствами, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца.

Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что письмом № 422 от 21 февраля 2020 г. Министерство рассмотрело обращение Натровой А.А. о предоставлении компенсации расходов на уплату взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, и указало на необходимость обратиться в ГКУ СО «ГУСЗН» по адресу: <адрес>, при этом условием назначения компенсации на капитальный ремонт является отсутствие задолженности по оплате взноса за капитальный ремонт.

Письмом № 14/01-23/08-6479 от 27 сентября 2021 ГКУ СО «ГУСЗН» отказало Натаровой А.А. в приеме заявления о предоставлении компенсации расходов на уплату взносов на капитальный ремонт, с указанием на необходимость лично обратиться в управление, предоставив необходимые документы, в том числе чеки об оплате имеющейся у Натаровой А.А. задолженности за взносы по капитальному ремонту в размере 14 951 руб. 76 коп.

Кроме того, судебная коллегия принимает во внимание доводы апелляционной жалобы истца о том, что Натарова А.А. неоднократно обращалась на устный прием специалистов в ГКУ СО «ГУСЗН» с заявлением о предоставлении компенсации расходов на уплату взносов на капитальный ремонт, однако в приеме указанного заявления истцу было отказано, в связи с наличием у нее задолженности по оплате взносов за капитальный ремонт. Указанные обстоятельства явились основанием обращения истца в суд.

Отсутствие у истца письменных доказательств обращения Натаровой А.А в ГКУ СО «ГУСЗН» на личный прием не может являться основанием для отказа в судебной защите нарушенных прав истца, поскольку имеющимися в деле доказательствами подтверждается факт неоднократного обращения истца в орган социальной защиты, при этом согласно письму ГКУ СО «ГУСЗН» № 14/01-23/08-6479 от 27 сентября 2021 Натарова А.А. обращалась в данный орган с указанным заявлением в письменной форме.

С учетом изложенного, судебная коллегия признает вывод суда о том, что Натарова А.А. в органы социальной защиты с заявлением о предоставлении компенсации по несению расходов на уплату взносов на капитальный ремонт не обращалась, ошибочными, противоречащими фактическим обстоятельствам дела и имеющимся по делу доказательствам.

Кроме того, согласно установленному порядку предоставления компенсации расходов на уплату взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области, отдельным категория граждан, регламентирован Правительством Самарской области, с 01 июля 2021 г. в назначении компенсации расходов на уплату взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области, может быть отказано лишь при наличии непогашенной задолженности по их оплате, которая образовалась за период не более чем три последних года и подтверждена вступившим в законную силу судебным актом. HYPERLINK "https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base=LAW&n=416251&dst=944&field=134&date=16.06.2022" HYPERLINK "https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base=LAW&n=355203&dst=100172&field=134&date=16.06.2022"

Из материалов дела следует, что последнее обращение истца в ГКУ СО «ГУСЗН» с заявлением о назначении компенсации расходов на уплату взносов на капитальный ремонт имело место после 01 июля 2021 г.

Однако основанием для отказа в приеме данного заявления явился, в том числе, факт наличия у истца задолженности по оплате взноса за капитальный ремонт.

С учетом изложенного, принимая во внимание, что подтвержденная вступившим в законную силу судебным актом непогашенная задолженность по оплате взносов на капитальный ремонт у истца отсутствует, судебная коллегия приходит к выводу, что отказ истцу в назначении компенсации расходов на уплату взносов на капитальный ремонт по тому основанию, что у истца имеется задолженность, является неправомерным.

Кроме того, судом первой инстанции не учтено следующее.

Согласно разъяснениям, данным в пункте 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 года № 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, по общему правилу, предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (часть 5 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации). Вместе с тем само по себе наличие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки. В связи с этим суду при разрешении споров, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, необходимо выяснять причины образования этой задолженности, период ее образования, а также какие меры предприняты гражданином по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и (или) заключены ли соглашения о порядке погашения этой задолженности. Эти обстоятельства должны быть отражены в судебном решении. При наличии уважительных причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (невыплата заработной платы в срок, тяжелое материальное положение нанимателя (собственника) и дееспособных членов его семьи в связи с утратой ими работы и невозможностью трудоустройства, несмотря на предпринимаемые ими меры; болезнь, нахождение на стационарном лечении нанимателя (собственника) и (или) членов его семьи; наличие в составе семьи инвалидов, несовершеннолетних детей и др.) в предоставлении мер социальной поддержки не может быть отказано.

В целях проверки доводов апелляционной жалобы истца о том, что задолженность по уплате взносов за капитальный ремонт образовалась не по вине Натаровой А.А., судебная коллегия направила запрос в НО «ФКР», на который получен ответ от 24 мая 2022 № 15180, согласно которому НО «ФКР» сообщила, что по состоянию на 30 сентября 2021 года по адресу: <адрес> задолженность по уплате взносов на капитальный ремонт составляла 9 791,85 руб. Оплата в данном периоде составила 3 953 руб. 82 коп.

По вопросу направления квитанции на уплату взносов с сентября 2019 года НО «ФКР» пояснила следующее.

Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области, в которую включен многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, утверждена 29 ноября 2013 Постановлением Правительства № 707 "Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области"

В силу положений части 1, части 3 статьи 169 Жилищного кодекса РФ, части 2, части 3 статьи 7 Закона Самарской области 21 июня 2013 года № 60-ГД "О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области" для собственников помещений в многоквартирном доме № 50 по ул. Николая Панова обязанность по оплате взносов на капитальный ремонт возникла по истечении восьми календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, то есть с 01 августа 2014 г.

С учетом сведений, предоставленных НО «ФКР» муниципальными образованиями, а также управляющими и эксплуатирующими организациями по собственникам жилых помещений многоквартирных домов, начисление взносов на капитальный ремонт собственникам квартир с 1 по 379 осуществлялось с 01 августа 2014 г., поскольку иной информацией фонд не располагал. Позднее в НО «ФКР» предоставлена информация о том, что многоквартирный жилой дом по адресу: г.о. Самара, ул. Николая Панова, дом 50, строился в три этапа.

НО «ФКР» при очередной актуализации сведений по собственникам помещений указанного многоквартирного дома выяснила, что в данном доме более чем 379 квартир, в связи с чем после получения НО «ФКР» указанной информации и сведений из ЕГРП в сентябре 2019 года произведена актуализация данных о собственниках помещений вышеуказанного многоквартирного дома, собственникам сделано доначисление по взносам на капитальный ремонт и стали направляться платежные документы для оплаты.

Таким образом, возникновение у Натаровой А.А. задолженности по уплате взносов за капитальный ремонт за период с 01 августа 2014 г. по 30 сентября 2019 года обусловлено причинами, от истца не зависящими, и связано с поэтапным строительством и сдачей в эксплуатацию многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, и соответственно, несвоевременным начислением НО «ФКР» взносов за капитальный ремонт по принадлежащему истцу жилому помещению, расположенному по адресу <адрес>.

Как следует из представленной НО «ФКР» информации, по состоянию на сентябрь 2019 г. истцу была единовременно начислена и выставлена к оплате задолженность в размере 9677, 28 руб., которую, как пояснила Натарова А.А., она не могла погасить сразу в связи с затруднительным материальным положением. Указанные обстоятельства подтверждаются представленными судебной коллегии копиями трудовой книжки, выпиской по счету истца, из которой следует, что Натарова А.А. не работает с 2011 г., является пенсионером МВД с размером пенсии 20 292 руб.

Судебная коллегия также принимает во внимание что, истец предпринимала меры к погашению задолженности, погасила долг за период с 01 октября 2018 г. по 30 сентября 2021 г., заключила с НО «ФКР» соглашение от 28 февраля 2022 г.о погашении всей суммы задолженности.

С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что задолженность, явившаяся основанием для отказа Натаровой А.А. в назначении компенсации расходов на уплату взносов на капитальный ремонт, возникла в период с 01 августа 2014 г. по 30 сентября 2019 года, причины возникновения данной задолженности, не могут являться основанием для отказа истцу в предоставлении мер социальной поддержки, поскольку не зависели от воли истца, недобросовестного уклонения об исполнения истцом обязанности по содержанию своего жилья, материалами дела не установлено.

Однако причины образования задолженности судом первой инстанции в качестве юридически значимых обстоятельств определены не были, в связи с чем суд постановил решение, не отвечающее требованиям закона.

Основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке в соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК ПФ являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

С учетом изложенного решение суда об отказе в удовлетворении требований Натаровой А.А. о возложении на Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области обязанности по выплате компенсации расходов на уплату взносов за капитальный ремонт многоквартирного дома в пределах срока исковой давности (с октября 2018 г. по октябрь 2021 г.), подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об удовлетворении требований в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Октябрьского районного суда г. Самары от 14 января 2022 года отменить.

Постановить по делу новое решение.

Исковые требования Натаровой А.А. к Министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области о предоставлении социальных гарантий удовлетворить.

Обязать Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области выплатить Натаровой А.А. компенсацию расходов на уплату взносов за капитальный ремонт многоквартирного дома в размере 50 % за период с 01 октября 2018 г. по 30 сентября 2021 г.

Апелляционную жалобу Натаровой А.А. удовлетворить.

Апелляционное определение вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.

Председательствующий:

Судьи: