Судья: Германова С.В. гр. дело № 33-1221/2018
(номер дела суда первой инстанции 2-5215/2017)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Самара 30 января 2018 года
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего: Акининой О.А.
Судей: Хаировой А.Х., Житниковой О.В.
При секретаре Майдановой М.К.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Управления Пенсионного Фонда РФ в Центральном районе г. Тольятти и Ставропольском районе Самарской области на решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 23 ноября 2017 года, которым постановлено: Исковые требования Светкиной И.А. удовлетворить.
Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ в Центральном районе г.Тольятти и Ставропольском районе Самарской области включить в специальный педагогический стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости следующие периоды работы Светкиной ФИО
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в детском саду №№ г.Маргилан Ферганской области,
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя начальных классов в школе №№ г.Ферганы,
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя русского языка в школе №№
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя в я/с ДСК, преподавателя узбекского языка.
Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ в Центральном районе г. Тольятти и Ставропольском районе Самарской области назначить Светкиной И.А. досрочную страховую пенсию в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» с момента возникновения такого права.
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Акининой О.А., выслушав объяснение представителя Управления Пенсионного Фонда РФ в Центральном районе г.Тольятти и Ставропольском районе Самарской области – Соколовой Н.Б., по доверенности, поддержавшей доводы жалобы, возражение против удовлетворения жалобы Светкиной И.А. и её представителя Масликовой Л.П., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Светкина И.А. обратилась в суд с иском к Управлению пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Центральном районе г.о. Тольятти и Ставропольском районе Самарской области о включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью, указав в обоснование, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании пп. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях». Решением комиссии от ДД.ММ.ГГГГ ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии ввиду отсутствия, требуемого 25 летнего стажа. Периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в детском саду №№ г.Маргилан Ферганской области, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя начальных средних классов средней школы №№ пос. Киргили Ферганской области, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя начальных классов в школе №№ узбекского языка г.Ферганы, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя русского языка в школе №№ а также с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя я/с ДСК, преподавателя пос. Киргили Ферганской области не учтены. Считает принятое решением незаконным.
Полагая решение Пенсионного фонда незаконным, Светкина И.А. просила суд включить вышеуказанные периоды работы в трудовой стаж и обязать ответчика назначить пенсию с учётом включенных периодов работы с момента обращения и возникновения права.
Судом постановлено указанное выше решение, законность которого просит проверить представитель Управления Пенсионного Фонда РФ в Центральном районе г. Тольятти и Ставропольском районе Самарской области.
В заседании судебной коллегии представитель УПФ РФ (ГУ) в Центральном районе г. Тольятти и Ставропольском районе Самарской области поддержал доводы жалобы по изложенным в ней основаниям. Просил решение суда отменить, отказав в удовлетворении исковых требований.
Светкина И.А. и её представитель возражали относительно доводов апелляционной жалобы, просили решение оставить без изменения.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013г. N 400-ФЗ предусмотрено, что право на страховую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу подпункта 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В пункте 2 названной статьи предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В целях реализации статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Согласно п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций) с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" исчисление периодов работы по выбору застрахованных может осуществляться с применением законодательства, действовавшего в период работы.
Из материалов гражданского дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ Светкина И.А. обратилась в Управление пенсионного фонда РФ в Центральном районе г. Тольятти и Ставропольском районе Самарской области с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости.
ДД.ММ.ГГГГ органом пенсионного фонда принято решение об отказе в назначении заявителю трудовой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого специального стажа 25 лет.
Из решения Управления пенсионного фонда РФ в Центральном районе г. Тольятти и Ставропольском районе Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ №№ усматривается, что Светкиной И.А. не включены в специальный педагогический стаж периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 1 год 01 мес. 09 дней в должности учителя начальных классов в школе №№ г.Ферганы, так как титульный лист трудовой книжки заверен печатью Маргиланского ГорОНО Ферганской области, в архивной справке №№ от ДД.ММ.ГГГГ не указано отчество и занимаемая должность за данный период работы в школе; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ -8 лет 11 мес. 07 дней в должности учителя русского языка в школе №№ поскольку согласно трудовой книжке принята учителем Маргиланского ГорОНО, запись о приеме на работу и увольнении заверена подписью директора школы и печатью Маргиланской 11-летней средней школы №№ имени Терешковой Ферганской области Узбекской ССР, справка, уточняющая льготный характер работы и справка о реорганизации не представлены; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 2г. 11 мес. 22 дня в должности воспитателя в я/с ДСК, преподавателя узбекского языка, поскольку в трудовой книжке отсутствует название организации при приеме на работу, печать при увольнении не читается, запись заверена подписью зав. я/с, а также справка, уточняющая характер работы, не представлена; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 2 г. 10 мес. 3 д. в должности уборщицы в детском саду №№ поскольку печать при увольнении не читается, записи о приеме и увольнении заверены подписью зав.детским садом, а также титульный лист трудовой книжки заверен печатью Маргиланского ГорОНО Ферганской области, справка о работе не представлена.
В решении территориального органа ПФР указано, что документально подтвержденный специальный стаж Светкиной И.А. на дату обращения за назначением досрочной пенсии составляет 13 лет 08 месяцев 19 дней, что не дает права на досрочное пенсионное обеспечение по пункту 19 ч.1 статьи 30 закона № 400-ФЗ.
Разрешая по существу исковые требования, суд не принял во внимание доводы представителя Управления пенсионного фонда, о том, что институт досрочных пенсий для учителей общеобразовательных школ в Республике Узбекистан был отменен, а Законом Республики Узбекистан от 03.09.1993 г. №938-XII «О государственном пенсионном обеспечении граждан» не предусматривает права на льготную пенсию педагогическим работникам в обычных образовательных учреждениях, сославшись при этом на нормы статьи 19 Конституции РФ, гарантирующей равенство прав и свобод без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности.
Судебная коллегия не может признать правомерным такой вывод, исходя из следующего.
С ДД.ММ.ГГГГ страховые пенсии в Российской Федерации устанавливаются и выплачиваются в соответствии с нормами Федерального закона от 28.12. 2013г. № 400-ФЗ.
Согласно ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 28.12. 2013г. № 400-ФЗ, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные названным Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств-участников Содружества Независимых Государств урегулированы Соглашением от 13 марта 1992 г. "О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" (далее – Соглашение), в статье 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств-участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В силу пункта 2 статьи 6 Соглашения для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения, то есть до ДД.ММ.ГГГГ
Никаких изменений, дополнений, касающихся возможности учета трудового стажа, приобретенного на территории любого из государств-участников этого Соглашения, за иной период, в данное Соглашение не вносилось.
Письмом Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31 января 1994 года N 1-369-18 разъяснено, что при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время не только до 13 марта 1992 года, а также после этой даты на территории государств-участников Соглашения.
Распоряжением Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР", которым были утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсии лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР, при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств - участников Соглашения рекомендовано для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения, учитывать трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ. Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. При этом периоды работы по найму после 1 января 2002 г. (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Юридическим фактом для признания права на назначение досрочной страховой пенсии по старости на основании пп. 19 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ является соблюдение одновременно следующих условий: работа необходимый период в соответствующих должностях и профессиях, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со Списками соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций) и Правилами исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии; уплата работодателями – страхователями страховых взносов, достижение соответствующего пенсионного возраста, наличие величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30.
Пенсионный фонд Российской Федерации в письме от 17.01.2017г. разъяснил Отделениям Пенсионного фонда Российской Федерации и Управлениям Пенсионного фонда Российской Федерации в федеральных округах, что в случае, если условия назначения досрочных страховых пенсий по старости в государствах-участниках Соглашения отличны от условий, предусмотренных пенсионным законодательством Российской Федерации (отмены института досрочной пенсии), то рассматриваемые периоды в этих государствах могут быть учтены при определении права на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации только до 01.01.2013г. либо до даты отмены института досрочной пенсии.
Закон Республики Узбекистан от 03.09.1993 №938-XII «О государственном пенсионном обеспечении граждан» введен в действие с 01.06.1994 г.
Статьей 12 Закона Республики Узбекистан предусмотрено право на льготную пенсию с уменьшением на 5 лет общеустановленного возраста (женщины по достижении возраста 55 лет) учителей специализированных учреждений для детей-инвалидов, домов «Мехрибонлик», военных академических лицеев, воспитательных колоний при наличии специального стажа не менее 25 лет (Список № 3, часть YIII).
С учетом изложенного, принимая во внимание, что условия назначения досрочных пенсий по старости в Республике Узбекистан, как в государстве – участнике Соглашения отличны от условий, предусмотренных пенсионным законодательством Российской Федерации (институт досрочных пенсий установлен не всем педагогическим работникам), то стаж работы истицы, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости может быть учтен только до даты введения в действие закона Республики Узбекистан «О государственном пенсионном обеспечении граждан».
Принимая во внимание указанное выше, судебная коллегия считает, что в льготный педагогический стаж Светкиной И.А. подлежат включению периоды:
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 1г.01 мес. 09 дней, в должности учителя начальных классов в школе №№ г.Ферганы, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ -8 лет 11 мес. 07 дней в должности учителя русского языка в школе №№ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 00 лет 09 мес.21 день в должности воспитателя в я/с ДСК, преподавателя узбекского языка.
При этом, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с п. 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 г. №555 основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору является трудовая книжка.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Судебная коллегия полагает, что ненадлежащее оформление записей в трудовой книжке Светкиной И.А. -отсутствие названия организации при приеме на работу, не может являться основанием к отказу в зачете в общий страховой стаж истицы спорных периодов работы.
В указанный выше спорный период действовало Постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.199 г. №463, которым был утвержден Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет. Данным Списком были поименованы воспитатели дошкольных образовательных учреждений (детских садов, садов-яслей, детских яслей).
Пунктом 2 названного Постановления установлено, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).
Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденном Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. №1397, предусматривалось включение в специальный трудовой стаж, дающий право на льготное пенсионное обеспечение, периодов работы в детских садах в должности воспитателя (подпункт 4 пункта 1 раздела "Учителя и иные работники просвещения").
Согласно архивной справке №№ от ДД.ММ.ГГГГ учредительные документы детского строительного комбината (ДСК) №1 за 1993-1996 г.г. не поступали в отдел методического обеспечения и организации деятельности учреждений народного образования г.Ферганы (л.д. 29).
В архивной справке о заработной плате №№ от ДД.ММ.ГГГГ выданной архивным фондом Маргиланского ГорОНО шк№№», и в архивной справке о заработной плате №№ от ДД.ММ.ГГГГ выданной архивным фондом «Маргиланского горОНО дс №№» указано, что Светкина (Глушкова) И.А., работавшая в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ соответственно, начислялась заработная плата.
Ненадлежащее оформление записей в трудовой книжке (титульный лист трудовой книжки заверен печатью Маргиланского ГорОНО, тогда как записи о приеме и увольнении осуществлены и заверены иными лицами и печатями) не свидетельствует о том, что фактически Светкина И.А. не выполняла трудовые обязанности учителя. Указанные обстоятельства не могут ограничивать ее трудовые права, в том числе и право включение указанных периодов работы в специальный педагогический стаж для назначения страховой пенсии по старости.
Кроме того, судебная коллегия не может признать правомерным судебное решение в части включения в специальный педагогический стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 2 г. 10 мес. 3 д. в качестве уборщицы в детском саду № № г. Маргилан Ферганской области.
Из трудовой книжки Светкиной И.А. усматривается, что с ДД.ММ.ГГГГ Светкина И.А. принята уборщицей в д/с ясли №№ (приказ №№ от ДД.ММ.ГГГГ), уволена ДД.ММ.ГГГГ (приказ №№ п. 4 от ДД.ММ.ГГГГ).
Суд первой инстанции, включая указанный период работы Светкиной И.А. в специальный педагогический стаж, не обосновал, каким нормативным правовым актом предусмотрено включение в специальный педагогический стаж периодов работы в качестве уборщицы.
Поскольку ни один из ранее действующих нормативных правовых актов, ни действующие в настоящее время нормативные правовые акты не предусматривают возможность включения периодов работы в качестве уборщицы в специальный педагогический стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, то судебная коллегия не может признать законным судебное решение в этой части. В связи с отсутствием правовых оснований для включения периода работы Светкиной И.А. в качестве уборщицы в специальный педагогический стаж, судебная коллегия считает необходимым отказать в удовлетворении этой части исковых требований.
В силу подпункта 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
На момент обращения Светкиной И.А. в Управление пенсионного фонда с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии её педагогический стаж, с учетом периодов работы включенных судебной коллегии по гражданским делам, составил 24 года 6 мес. 25 дней ( 13 лет 08 месяцев 19 дней + 1г.01 мес. 09 дней+8 лет 11 мес. 07 дней +00 лет 09 мес.21 день), что недостаточно для назначения досрочной трудовой пенсии, поэтому в удовлетворении исковых требований о назначении досрочной трудовой пенсии с момента обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии следует отказать.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия не может признать судебное решение законным и обоснованным, оно подлежит отмене, как постановление с неправильным применением норм материального права, и считает необходимым постановить новое решение.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 -330 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 23 ноября 2017 года отменить.
Постановить новое решение.
Включить в специальный педагогический стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости следующие периоды работы Светкиной И.А.: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. – 1г.01 мес. 09 дней, в должности учителя начальных классов в школе №№ г.Ферганы, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ -8 лет 11 мес. 07 дней в должности учителя русского языка в школе №№ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 00 лет 09 мес.21 день в должности воспитателя в я/с ДСК, преподавателя узбекского языка.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Председательствующий
Судьи