НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Самарского областного суда (Самарская область) от 29.06.2023 № 2А-1430/2023

Судья: Башмакова Т.Ю. адм.дело № 33а-7487/2023

(2а-1430/2023)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

29 июня 2023 г. г. Самара

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Лёшиной Т.Е.,

судей Ромадановой И.А., Чемерисовой О.В.,

при секретаре Алиеве Н.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Агеева С.В. , Агеевой Т.В. , ФИО25 на решение Кировского районного суда г. Самары от 28 марта 2023 г. по административному делу № 2а-1430/23 по административному исковому заявлению Агеева С.В. , Агеевой Т.В. , ФИО24 к Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации о признании приказа незаконным в части, обязании устранить нарушение права,

заслушав доклад судьи Самарского областного суда Лёшиной Т.Е., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Агеев С.В., Агеева Т.В., ФИО20. обратились в суд с иском, с учетом уточнений, к ФСИН РФ о признании приказа незаконным в части, обязании устранить нарушение права.

В обосновании заявленных требований административными истцами указано, что ФСИН РФ 30.09.2022 г. издала приказ «О предоставлении сотрудникам уголовно-исполнительной системы и членам их семей единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения». Данный приказ частично нарушает права и законные интересы административных истцов, т.е. его, Агеева С.В., полковника внутренней службы в отставке и членов его семьи: супруги Агеевой Т.В. и их дочери ФИО21

В соответствии с п.1. ст.4 Федерального закона от 30.12.2012 г. №283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" он и его дочь, как член его семьи, были поставлены на учёт для приобретения или строительства жилого помещения с 07.02.2014 г. уполномоченной комиссией Административного ответчика. Решением комиссии ФСИН России (протокол заседания комиссии от 21.11.2019 г. были внесены изменения в его учетное дело в части включения в состав семьи супруги Агеевой Т.В. Однако, он этим же решением, был незаконно снят с учета для получения единовременной социальной выплаты на основании пп. «г» п.15 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 г. №369. Определением судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 14.10.2020 г. по делу вышеуказанное решение комиссии ФСИН России о снятии его и членов семьи с учета на получение единовременной социальной выплаты на покупку или строительство жилья признано незаконным.

Суд указал, что вынесенное определение является основанием для восстановления комиссией ФСИН России Агеева С.В. и членов его семьи, состоящих на учете на момент его снятия для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. С момента вступления определения в силу 15.10.2020 г. ФСИН России обязано было исполнить судебный акт, восстановить его и членов его семьи на учете для получения единовременной жилищной выплаты. Однако, ФСИН России сделали это спустя год, только после привлечения к исполнению решения Самарского областного суда ФССП России (постановление МОСП по ОИПНХ ГУФССП России по г.Москве о возбуждении исполнительного производства от 22.09.2021 г. ) комиссия ФСИН России только провела заседание соответствующей комиссии (исх. №ог-09-65453 от 21.12.2021 г.), а официально (письмом) уведомила его 06.01.2022 г.

В конечном итоге результат социальной защиты ветерана уголовно-исполнительной системы, ветерана труда выразился в следующем: Благодаря длительному бездействию, незаконному решению о снятии его с учёта, некомпетентности и бюрократической волоките «ответственных» сотрудников ФСИН России через 8 лет и 8 месяцев издан приказ директора ФСИН России от 30.09.2022 г. №608 «О предоставлении сотрудникам уголовно-исполнительной системы и членам их семей единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения». И как результат исполнения приказа директора ФСИН России от 30.09.2022 г. №608 только 05.10.2022 г. на его сберегательный счёт, указанный в материалах учётного жилищного дела, поступили денежные средства в сумме <данные изъяты> руб. в качестве единовременной социальной выплаты для приобретения жилья. Размер единовременной социальной выплаты был рассчитан по следующей формуле: <данные изъяты> руб. где: 18 - норматив общей площади жилого помещения на семью из трех и более человек (п.18 правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения РФ, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 г. №369), кв. метров; 3 - состав семьи сотрудника, человек; 79521,00 руб. - средняя рыночная стоимость 1 кв.м. общей площади жилого помещения с учетом места службы сотрудника уголовно-исполнительной системы РФ (Самарская область), на 3 квартал 2022 г. (приказ Минстроя России от 20.06.2022 г. №501/пр); 1 - поправочный коэффициент размера средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья с учетом места службы сотрудника УИС России (Самарская область), на 3 квартал 2022 г. в соответствии с п.22 правил (Приказ Минтруда России от 24.06. 2022 г. №374н); 1,5 - поправочный коэффициент с учетом общей продолжительности службы; 15 кв.м - размер дополнительной общей площади жилого помещения (п.18 Правил).

Однако в соответствии с пунктом 25 Правил единовременная социальная выплата считается предоставленной сотруднику с даты её перечисления на банковский счет сотрудника. Как уже отмечалось, деньги по выплате в размере 8230423,50 рублей поступили на его банковский счет 05.10.2022 г., т.е. выплата произведена в 4 квартале 2022 г. не в полном объёме. В соответствии с Приказом Минстроя России от 20.09.2022 г. №773/пр «О показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на 4 квартал 2022 г.» средняя рыночная стоимость одного квадратного метра для Самарской области составила 85586 руб. С учетом этого показателя сумма представленной ему и членам его семьи единовременной социальной выплаты должная была составить 8858151,00 руб., а не <данные изъяты> руб., что меньше не представленной суммы на <данные изъяты> руб. В соответствии с п.3 Правил единовременная социальная выплата предоставляется по решению руководителя федерального органа исполнительной власти или уполномоченного им руководителя, которое оформляется приказом с указанием размера единовременной социальной выплаты, рассчитанного на день принятия соответствующего решения. Считает, что сотрудники административного ответчика при расчете суммы выплаты и издании приказа от 30.09.2022 г. №608 в последний день 3 квартала 2022 г. не могли не учитывать, что выплата будет осуществлена уже в 4 квартале 2022 г. Это нарушает права и законные интересы его и членов его семьи на получение положенной социальной помощи государства в полном объеме, вынуждает нести дополнительные расходы из собственных средств на приобретение пригодного для проживания жилья в условиях колоссального роста стоимости жилых помещений и непрекращающихся инфляционных процессов. Считают, что для восстановления их нарушенных прав необходимо не только признать незаконным решение о предоставлении социальной выплаты в части занижения её размера, но восстановить нарушенное право на получение выплаты в полном объеме в соответствии с действующими правилами, обязав административного ответчика перечислить на указанный расчетный счет недостающую сумму.

Ссылаясь на изложенные обстоятельства, административные истцы просили суд обязать административного ответчика устранить нарушение права административных истцов на получение суммы единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в полном объеме; произвести новый расчет суммы выплаты в соответствии с Приказом Минстроя России от 20.09.2022 г. №773/пр «О показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на 4 квартал 2022 г.», установив показатель средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения для Самарской области в 85586 руб.; внести соответствующие изменения в Приказ от 30.09.2022 г. №608; перевести на расчетный счет Агеева С.В. недоплаченную сумму <данные изъяты> руб. единовременной социальной выплаты в соответствии с произведенным перерасчетом. Обязать административного ответчика предоставить суду копию Приказа от 30.09.2022 г. №608, оспариваемого в части в данном административном исковом заявлении

Решением Кировского районного суда г. Самары от 28 марта 2023 г. в удовлетворении административного искового заявления Агеева С.В., Агеевой Т.В., ФИО5 С.С. отказано (л.д. 103-106).

В апелляционной жалобе Агеев С.В., Агеева Т.В., ФИО5 С.С. просят решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении административных исковых требований, считает, что решение суда незаконно (л.д. 109-113).

В судебном заседании суда апелляционной инстанции административные истцы Агеев С.В., Агеева Т.В., представитель административный истцов, действующий на основании доверенностей, доводы апелляционной жалобы поддержали.

Представитель административного ответчика ФСИН России, действующий на основании доверенностей, против доводов апелляционной жалобы возражал, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, учитывая требования статей 96, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо (часть 2 статьи 62, часть 11 статьи 226 КАС РФ).

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что установлено, что Агеев С.В. проходил службу в ФСИН России.

В соответствии с п.1 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Агеев С.В. и ФИО5 С.С. были поставлены на учет в 2014 г. для приобретения или строительства жилого помещения. При обращении заявителя в 2014 г. документы в отношении бывшей супруги (брак расторгнут 23.01.2014) представлены не были.

Решением комиссии ФСИН России от 02.08.2016 г. (протокол ) Агеев С.В. поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты с 07.02.2014 г., выслуга лет в календарном исчислении более 20 лет.

14.06.2019 г. Агеев С.В. обратился с рапортом о внесении изменений в материалы его учетного дела в связи с вступлением в брак.

Решением комиссии от 21.11.2019 г. (протокол внесены изменения в учетное дело Агеева С.В. в части включения в состав семьи супруги Агеевой Т.В., также принято решение о снятии Агеева С.В. с учета для получения единовременной социальной выплаты на основании пп. «г» п.15 правил утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 г. (в случае выявления сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послужившим основанием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты).

Указанное решение ФСИН России было обжаловано Агеевым С.В. в Промышленный районный суд г. Самары, которым в удовлетворении требований было отказано. 14.10.2020г. апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда решение Промышленного районного суда г. Самары было отменено, требования Агеева С.В. удовлетворены. Кассационным определением шестого кассационного суда общей юрисдикции от 31.03.2021 г. апелляционное определение оставлено без изменения.

Протоколом от 08.12.2021 г. Агеев С.В. и члены его семьи восстановлены на учете на момент его снятия для получения единовременной социальной выплаты, т.е. с 07.04.2014 г.

На основании протокола от 18.08.2022 г. заседания комиссии ФСИН России было внесено предложение директору ФСИН России о предоставлении единовременной социальной выплаты Агееву С.В.

Приказом ФСИН от 30.09.2022 Агееву С.В. предоставлена единовременная социальная выплата для приобретения и строительства жилого помещения в размере 8 230 423,50 руб. (л.д.31).

Денежные средства поступили на счет Агеева С.В. 05.10.2022, что подтверждается справкой ПАО Сбербанк (л.д.9).

Отказывая в удовлетворении административных исковых требований суд первой инстанции, исходил из того, что расчет размера единовременной социальной выплаты был произведен в соответствии с коэффициентами, действующими на день издания приказа о предоставлении единовременной социальной выплаты. Единовременная социальная выплата предоставлена истцу с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи по решению руководителя ФСИН России, которое оформлено приказом с указанием размера единовременной социальной выплаты, рассчитанного на день принятия соответствующего решения.

Оснований не согласиться с такими выводами суда первой инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется, поскольку выводы суда являются верными, подробно мотивированы со ссылками на установленные обстоятельства, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана в соответствии с требованиями статьи 84 КАС РФ, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, проходящих службу, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным законом от 30.12.2012г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Федеральный закон от 30.12.2012г. N 283-ФЗ).

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012г. N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.

Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012г. N 283-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (п. 1 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012г. N 283-ФЗ), является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012г. N 283-ФЗ).

Частью 5 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012г. N 283-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.

Согласно пунктам 3 и 17 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 (далее - Правила), расчет размера единовременной социальной выплаты осуществляется на основании общей площади жилого помещения, определяемой с учетом положений пунктов 18-20 Правил, показателей средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации, определяемых Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации ежеквартально, а также поправочных коэффициентов, установленных пунктами 21 и 22 Правил, и предоставляется на основании приказа директора ФСИН России с указанием размера единовременной социальной выплаты, рассчитанного на день издания приказа.

24.07.2022 г. вступил в силу приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.06.2022 г. №374н «Об утверждении поправочного коэффициента размера средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья, применяемого для расчета единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, предоставляемой федеральным государственным гражданским служащим, проходящим федеральную государственную гражданскую службу в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения, на 3 квартал 2022 года» и приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.06.2022 г. №359н «Об утверждении методики определения поправочного коэффициента размера средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья, применяемого для расчета единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, предоставляемой федеральным государственным гражданским служащим, проходящим федеральную государственную гражданскую службу в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения, на 3 квартал 2022 года».

Из материалов административного дела следует, что расчет размера единовременной социальной выплаты был произведен в соответствии с коэффициентами, действующими на день издания приказа о предоставлении единовременной социальной выплаты. Единовременная социальная выплата предоставлена истцу с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи по решению руководителя ФСИН России, которое оформлено приказом с указанием размера единовременной социальной выплаты, рассчитанного на день принятия соответствующего решения.

Судебная коллегия не может согласиться с доводами апелляционной жалобы, что при расчете единой социальной выплаты было необходимо применять Приказ Минстроя России от 20.09.2022 N 773/пр "О показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на IV квартал 2022 года", поскольку на момент издания оспариваемого приказ в ФСИН от 30.09.2022 данный приказ в законную силу не вступил, не вступивший в законную силу акт не мог применяться для расчете.

Приказ Минстроя России от 20.09.2022 N 773/пр зарегистрирован в Минюсте России 27.09.2022 за N 70234., опубликован на официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 27.09.2022.

Согласно требованиям законодательства нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу.

Поскольку самим актом иной порядок вступления в законную силу не определен, начало действия документа определяется по общим правилам, исходя из которых - начало действия документа - 08.10.2022.

Судебная коллегия не может согласиться с доводами апелляционной жалобы, что при расчете поскольку социальная выплата считается предоставленной с момента перечисления ее на перечисления на банковский счет, она должна соответствовать действующим на тот момент времени параметрам ее расчета, поскольку данный довод противоречит приведенным выше требования законодательства, а именно Правилам, кроме того из материалов административного дела следует, что выплата была произведена 05.10.2022, до момента вступления Приказ Минстроя России от 20.09.2022 N 773/пр в законную силу.

Вопреки доводам, изложенным в апелляционном жалобе, судом первой инстанций дана оценка всем представленным сторонами доказательствам по правилам статьи 84 КАС РФ, в том числе законодательному регулированию.

Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы выводы суда не опровергают, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, повторяют правовую и процессуальную позицию административного истца в суде первой инстанции и уже являлись предметом судебного рассмотрения.

В ходе рассмотрения дела не установлены обстоятельства, позволяющие удовлетворить административное исковое заявление, суд обоснованно, с соблюдением требований п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ отказал административным истцам в удовлетворении административного искового заявления.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено. Предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не усматривается.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Кировского районного суда г. Самары от 28 марта 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Агеева С.В. , Агеевой Т.В. , ФИО4 - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в Шестой кассационной суд общей юрисдикции и в Верховный суд Российской Федерации в течение шести месяцев через суд первой инстанции.

Председательствующий:

Судьи: