Судья Блинкова О.В. адм.дело №33а-844/2019 (33а-16589/2018)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
29 января 2019 года г. Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе: председательствующего Сказочкина В.Н.,
судей: Ивановой Е.Н., Никоновой О.И.,
при секретаре Лещевой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФИО1 на решение Шигонского районного суда Самарской области от 07.11.2018 года по делу по административному исковому заявлению МИФНС России №3 по Самарской области о взыскании с ФИО1 обязательных платежей,
с участием представителя МИФНС России №3 по Самарской области ФИО2,
установила:
МИФНС России №3 по Самарской области обратилась в суд с административным иском о взыскании с ФИО1 задолженности по обязательным платежам на общую сумму 427 223,24 руб., из которых: недоимка по транспортному налогу за 2015 год - 229 024 рубля, недоимка по транспортному налогу за 2016 год - 196 109 рублей, пени - 2 090,24 рублей. Требования мотивированы тем, что обязанность по уплате налога административный ответчик не исполнил, ранее выданный судебный приказ о взыскании задолженности отменен по заявлению должника.
Решением суда административное исковое заявление удовлетворено в полном объеме. С ФИО1 взыскана указанная выше задолженность по транспортному налогу за 2015 и 2016 гг. и пени. Также в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в размере 7 472 рубля.
С данным решением ФИО1 не согласен, в апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене решения, указывая, что транспортные средства, зарегистрированные за ним в рассматриваемые налоговые периоды, были приобретены им во владение и пользование на основании договоров лизинга, за исключением автомобиля <данные изъяты>. В 2015 году данные транспортные средства изъяты у него в связи с расторжением договоров лизинга. По мнению ФИО1, задолженность по транспортному налогу, начисленному лизингополучателю на основании регистрации за ним транспортных средств, полученных по договорам лизинга, может быть взыскана только за период действия договоров лизинга, поскольку регистрация транспортных средств за лизингополучателем за пределами срока действия договора лизинга является незаконной. В связи с этим просит принять по делу новое решение о взыскании задолженности по транспортному налогу в пределах срока владения транспортными средствами в соответствии с условиями договора лизинга.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ИФНС России №3по Самарской области возражал против доводов жалобы, находя решение суда законным и обоснованным.
Другие лиц, участвующие в деле, не явился, о времени и месте рассмотрения дела надлежаще извещен, в связи с чем на основании ст.150 КАС РФ дело рассмотрено в их отсутствие.
Заслушав доклад судьи Сказочкина В.Н., объяснения лица, участвующего в деле, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации и пункту 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со ст.357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно п. 1 ст. 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (пункт 3 статьи 363 НК РФ).
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии со ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Согласно ст.48 НК РФ в случае неисполнения физическим лицом обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пени, штрафа.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке главы 32 КАС РФ может быть подано только в случае отмены судебного приказа о взыскании обязательных платежей и санкций либо отказа в принятии заявления о вынесении судебного приказа.
Из материалов дела следует, что на основании сведений о зарегистрированных транспортных средствах в адрес административного ответчика направлено налоговое уведомление №31727690 от 21.09.2017 об уплате транспортного налога за 2014, 2015 и 2016 гг. Всего к уплате определено 605 960 руб. Срок уплаты установлен до 01.12.2017.
Налог начислен за следующие транспортные средства: автомобиль легковой <данные изъяты>; автомобиль грузовой <данные изъяты>; автомобиль грузовой <данные изъяты>; автомобиль грузовой <данные изъяты>; автомобиль грузовой <данные изъяты>; автомобиль грузовой <данные изъяты>; автомобиль грузовой <данные изъяты>; автомобиль грузовой <данные изъяты>; автомобиль легковой <данные изъяты>.
В связи с неуплатой налога в установленный срок налогоплательщику выставлено требование №42441 по состоянию на 20.12.2017 с предложением в срок до 23.01.2018 уплатить недоимку по налогу, а также начисленные пени.
Поскольку указанное требование оставлено без исполнения, 10.04.2018 мировым судьей судебного участка №161 Шигонского судебного района Самарской области вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО1 недоимки по налогам и пени.
23.04.2018 данный судебный приказ отменен в связи с поступившими возражениями должника, после чего 11.09.2018 МИФНС России №3 по Самарской области обратилась в суд с настоящим административным иском.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о взыскании с административного ответчика недоимки по транспортному налогу и пени в заявленном размере, поскольку в добровольном порядке недоимка административным ответчиком не погашена, срок принудительного взыскания обязательных платежей налоговым органом соблюден.
Расчет суммы налога судом проверен и признан правильным, доказательств наличия ошибок в расчете, не представлено.
Вопрос о взыскании с административного ответчика государственной пошлины судом разрешен правильно, в соответствии с положениями ст.114 КАС РФ, ст.333.19 НК РФ.
Доводы административного ответчика о том, что транспортный налог подлежит взысканию только за период действия договора лизинга, являются несостоятельными, основаны не ошибочном толковании действующего законодательства.
В соответствии со статьей 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ.
Пунктом 1 ст. 358 НК РФ установлено, что объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.
Таким образом, плательщиками транспортного налога являются лица, на которых транспортные средства зарегистрированы в установленном законом порядке.
Прекращение взимания транспортного налога предусмотрено Налоговым кодексом РФ только в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах. Иных оснований для прекращения взимания транспортного налога (за исключением угона транспортного средства либо возникновения права на налоговую льготу) не установлено. Начисление и уплата транспортного налога прекращаются с месяца, следующего за снятием его с регистрационного учета в органах ГИБДД.
В соответствии с п. 2 ст. 20 Федерального закона от 29.10.1998 г. N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" предметы лизинга, подлежащие регистрации в государственных органах (транспортные средства, оборудование повышенной опасности и другие предметы лизинга), регистрируются по соглашению сторон на имя лизингодателя или лизингополучателя.
В случае расторжения договора и изъятия лизингодателем предмета лизинга по заявлению последнего государственные органы, осуществившие регистрацию, обязаны аннулировать запись о владельце (пользователе) (п. 3 ст.20 Закона).
Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утв. приказом МВД России от 24.11.2008 N 1001 (действовавшими на момент регистрации транспортных средств ответчика), предусмотрено, что транспортные средства, приобретенные в собственность физическим или юридическим лицом и переданные физическому или юридическому лицу на основании договора лизинга или договора сублизинга во временное владение и (или) пользование, регистрируются по письменному соглашению сторон за лизингодателем или лизингополучателем на общих основаниях (п. 48.1).
Транспортные средства, переданные лизингодателем лизингополучателю во временное владение и (или) пользование на основании договора лизинга или сублизинга, предусматривающего регистрацию транспортных средств за лизингополучателем, регистрируются за лизингополучателем на срок действия договора по адресу места нахождения лизингополучателя или его обособленного подразделения на основании договора лизинга или сублизинга и паспорта транспортного средства.
Регистрация транспортных средств за лизингополучателем производится с выдачей свидетельств о регистрации транспортных средств и регистрационных знаков на срок, указанный в договоре лизинга или сублизинга (48.2).
В случае расторжения договора лизинга допускается прекращение регистрации транспортного средства, зарегистрированного за лизингополучателем на срок действия договора лизинга, по заявлению лизингодателя (48.6).
Из материалов дела следует, что в период с 01.01.2015 по 31.12.2016 за ФИО1 был зарегистрированы указанные выше транспортные средства на основании договоров лизинга, заключенных между ОАО «ВЭБ-лизинг» (лизингодатель) и ФИО1 (лизингополучатель).
В 2015 году договоры расторгнуты по инициативе лизингодателя в связи с нарушением лизингополучателем их условий, транспортные средства у ФИО1 изъяты.
Между тем, данное обстоятельство не влечет прекращение обязанности ФИО3 по уплате транспортного налога, поскольку последняя зависит от факта регистрации транспортного средства. В случае расторжения договора лизинга регистрация транспортного средства, зарегистрированного за лизингополучателем на срок действия договора лизинга, подлежит прекращению по заявлению лизингодателя. До этого момента плательщиком налога является лизингополучатель.
При таких обстоятельствах вывод суда о взыскании с административного ответчика недоимки по транспортному налогу за указанные транспортные средства является правильным, поскольку именно административный ответчик являлся плательщиком транспортного налога в проверяемый период.
Учитывая, что снятие транспортных средств с регистрационного учета зависело от лизингодателя, административный ответчик не лишен права требовать взыскания с него неосновательного обогащения в виде уплаты транспортного налога, возникшего в связи с несвоевременным обращением в уполномоченные органы с заявлением о перерегистрации транспортных средств.
Таким образом, судом постановлено законное и обоснованное решение, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.309 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Шигонского районного суда Самарской области от 07.11.2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи