НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Самарского областного суда (Самарская область) от 27.12.2018 № 33-14668/18

Судья: Бугаева В.Н. гр. дело №33-14668/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

27 декабря 2018 года г. Самара

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего – Желтышевой А.И.,

судей – Осиповой С.К., Акининой О.А.,

при секретаре – Астафьевой Д.Д.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Богатовского районного суда Самарской области от 27 сентября 2018 года, которым постановлено:

«Исковые требования Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Самарской области к ФИО1 о возмещении расходов связанных с обучением сотрудника уголовно-исполнительной системы – удовлетворить.

Взыскать с ФИО1 в пользу Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Самарской области расходы связанные с обучением в ФКОУ ВО СЮИ ФСИН России в сумме 87903 (восемьдесят семь тысяч девятьсот три) рубля 62 копейки с последующим перечислением в доход федерального бюджета.

Взыскать с ФИО1 в местный бюджет согласно нормативам отчислений, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации государственную пошлину в сумме 2837 (две тысячи восемьсот тридцать семь) рублей 00 копеек.»

Заслушав доклад по делу судьи областного суда Осиповой С.К., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Самарской области обратилось в суд с иском к ФИО1 о возмещении расходов на обучение.

В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что ФИО1 в период с 01 сентября 2008 г. по 05 августа 2013 г. проходил обучение в федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Самарский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний России» (в связи с переименованием с 15 декабря 2015 г. - федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования «Самарский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний», далее ФКОУ ВО СЮИ ФСИН России), с ним 01 сентября 2009 г. был заключен контракт о службе в уголовно-исполнительной системе в должности курсанта (слушателя) на время обучения в образовательном учреждении Федеральной службы исполнения наказаний России и в должностях среднего и старшего начальствующего состава по окончании обучения. По условиям контракта ФИО1 обязался по окончании образовательного учреждения Федеральной службы исполнения наказаний России прибыть в Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Самарской области для дальнейшего прохождения службы и отслужить после окончания обучения в органах уголовно-исполнительной системы 5 лет. После окончания обучения на основании Приказа №*-лс от 07.08.2013 ФИО1 с 06.08.2013 назначен на должность *** ГУФСИН Росси по Самарской области, в том числе согласно контракта о службе в уголовно-исполнительной системе от 01.09.2008.

27 июня 2017 г. ФИО1 обратился в Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Самарской области с рапортом об увольнении из уголовно-исполнительной системы по собственному желанию, в связи с чем приказом от 13 июля 2017 г. №*-лс старший лейтенант внутренней службы ФИО1 был уволен со службы в уголовно-исполнительной системе по пункту «а» части 1 статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. № 4202-I (далее также - Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации) - по собственному желанию.

Поскольку ФИО1 было нарушено принятое на себя обязательство отслужить 5 лет в органах уголовно-исполнительной системы Самарской области после окончания обучения, истец, ссылаясь на статью 249 Трудового кодекса Российской Федерации, пункт 5.3 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 6 июня 2005 г.№*, просит взыскать с ФИО1 расходы, связанные с его обучением в ФКОУ ВО СЮИ ФСИН России в размере 104273,29 рубль, с последующим перечислением указанной суммы в доход федерального бюджета.

В процессе рассмотрения дела представитель УФСИН России по Самарской области ФИО2 неоднократно уточняла исковые требования и окончательно просила взыскать с ФИО1 расходы на обучение в размере 87903,62 рубля.

Судом первой инстанции постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе ответчик ФИО1 просит решение суда отменить, поскольку доказательства несения расходов на его обучение не представлены, размер расходов не доказан, и нормами трудового законодательства не установлен, его денежное содержание в период обучения взысканию не подлежит, поскольку частью расходов на его обучение не является, суд неправильно применил нормы материального права и неверно квалифицировал отношения сторон.

В заседании судебной коллегии ответчик ФИО1 доводы апелляционной жалобы поддержал.

Представитель истца УФСИН по Самарской области – ФИО2 против доводов жалобы возражала. Вместе с тем, предоставила уточненный расчет задолженности, согласно которого расходы на обучение ФИО1 составили 41752, 11 коп.

Представитель третьего лица ФКОУ ВО СЮИ ФСИН России - ФИО3 уточенный расчет представителя истца поддержала.

Согласно части 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив их, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно пункту 4 Указа Президента Российской Федерации от 8 октября 1997 г. N 1100 "О реформировании уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации" порядок и условия прохождения службы, а также организация деятельности работников уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, перешедших либо вновь принятых на работу (службу) в уголовно-исполнительную систему Министерства юстиции Российской Федерации, регламентируются Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-I "Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации", Законом Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации, соответствующими федеральными законами и правилами внутреннего распорядка учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания.

В силу абзаца первого статьи 21 Федерального закона от 21 июля 1998 г. N 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы" действие Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-I, распространено на сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы впредь до принятия федерального закона о службе в уголовно-исполнительной системе.

19 июля 2018 г. принят Федеральный закон N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", который вступил в силу с 1 августа 2018 г.

Поскольку правоотношения, связанные с обучением ФИО1 в образовательном учреждении Федеральной службы исполнения наказаний России, со службой в уголовно-исполнительной системе и ее прекращением, возникли до дня вступления названного закона в силу и в этом законе отсутствует указание на придание им обратной силы, к спорным отношениям подлежат применению Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, действовавшее на момент заключения ФИО1 контракта о службе в уголовно-исполнительной системе от 01.09.2008г. и последующих контрактов о службе в уголовно-исполнительной системе, а также Инструкция о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системе, утвержденная приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 6 июня 2005 г. N 76 (далее также - Инструкция).

Пунктом 5.3 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел РФ в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы предусмотрено, что с лицами, отобранными для поступления в образовательные учреждения профессионального образования ФСИН России, другие образовательные учреждения, имеющие государственную аккредитацию, с оплатой обучения учреждением или органом уголовно-исполнительной системы, контракт заключается учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы, направляющими граждан для поступления в образовательные учреждения. В условиях контракта при этом предусматривается срок службы в уголовно-исполнительной системе не менее пяти лет после окончания образовательного учреждения, который пересмотру не подлежит. Иные условия контракта по согласованию сторон могут быть пересмотрены после окончания образовательного учреждения, но они не могут ухудшать служебное или социальное положение сотрудника, предусмотренное ранее при заключении контракта.

Нормативными правовыми актами, действовавшими в период спорных отношений, последствия невыполнения сотрудником уголовно-исполнительной системы, направленным для получения профессионального образования за счет бюджетных средств ФСИН России в образовательное учреждение ФСИН России, условия контракта о службе в органах уголовно-исполнительной системе не менее пяти лет после окончания образовательного учреждения не определены, в связи с чем к этим отношениям в силу части седьмой статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации подлежат применению общие нормы трудового законодательства.

В силу статьи 249 Трудового кодекса Российской Федерации в случае увольнения без уважительных причин до истечения срока, обусловленного трудовым договором или соглашением об обучении за счет средств работодателя, работник обязан возместить затраты, понесенные работодателем на его обучение, исчисленные пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени, если иное не предусмотрено трудовым договором или соглашением об обучении.

Из приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что гражданин, зачисленный на обучение в образовательную организацию высшего образования ФСИН России, считается проходящим службу в уголовно-исполнительной системе, отношения в период обучения между соответствующим руководителем уголовно-исполнительной системы и гражданином возникают в результате заключения контракта о прохождении службы в уголовно-исполнительной системе и являются служебными, соответственно, на них распространяются положения законодательства, регулирующего вопросы прохождения службы в уголовно-исполнительной системе, в том числе и по обязательствам, принятым на себя гражданином (сотрудником) по этому контракту. При невыполнении сотрудником обязательства по контракту о прохождении службы в уголовно-исполнительной системе в течение пяти лет после окончания образовательной организации высшего образования ввиду его увольнения без уважительных причин он должен возместить федеральному органу уголовно-исполнительной системы затраченные на его обучение средства федерального бюджета, исчисляемые пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени.

Вместе с тем нормативными правовыми актами, регулировавшими порядок прохождения службы в уголовно-исполнительной системе в спорный период, состав расходов, затраченных на обучение сотрудника в высшем образовательном учреждении уголовно-исполнительной системы ФСИН России, в случае невыполнения им условий контракта о службе в уголовно-исполнительной системе не определен. Конкретный перечень таких затрат нормами Трудового кодекса Российской Федерации также не установлен.

Условия контракта о службе в уголовно-исполнительной системе, заключенного с ФИО1 01.09.2008г., такого условия также не содержат.

Между тем статья 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, конституций (уставов), законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Суд разрешает дела, исходя из обычаев делового оборота в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами.

В случае отсутствия норм права, регулирующих спорное отношение, суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм разрешает дело, исходя из общих начал и смысла законодательства (аналогия права) (часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Сходные отношения, связанные с возмещением сотрудником затрат на обучение в образовательном учреждении, урегулированы в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. N 1465 утверждены Правила возмещения сотрудником органов внутренних дел Российской Федерации затрат на обучение в образовательном учреждении высшего профессионального образования или научно-исследовательском учреждении Министерства внутренних дел Российской Федерации в случае расторжения с ним контракта о прохождении службы в органах внутренних дел Российской Федерации и увольнения со службы в органах внутренних дел Российской Федерации (название документа приводится в редакции, действовавшей до 20 марта 2015 г.) (далее - Правила от 28 декабря 2012 г. N 1465).

Затраты на обучение определяются исходя из средств федерального бюджета, затраченных образовательным учреждением высшего профессионального образования, образовательным или научным учреждением на обучение сотрудника (пункт 2 Правил).

В соответствии с пунктом 7 Правил от 28 декабря 2012 г. N 1465 в затраты на обучение сотрудника входят расходы образовательного учреждения высшего профессионального образования, образовательного или научного учреждения: на оплату труда профессорско-преподавательского состава, на амортизацию учебного оборудования в период обучения, на стоимость материальных запасов, использованных в образовательном процессе при обучении сотрудников, на коммунальные услуги, на услуги связи для целей образовательного процесса.

Размер средств федерального бюджета, подлежащих возмещению сотрудниками, окончившими образовательное учреждение высшего профессионального образования, с которыми расторгнут контракт и которые уволены в течение 5 лет по окончании срока обучения, определяется по формуле, приведенной в подпункте "б" пункта 12 Правил от 28 декабря 2012 г. N 1465, с учетом: количества полных лет службы в органах внутренних дел, прошедших со дня окончания сотрудником образовательного учреждения высшего профессионального образования; количества полных месяцев службы сотрудника в органах внутренних дел в году увольнения; количества дней службы сотрудника в органах внутренних дел в году увольнения; размера средств федерального бюджета, затрачиваемых на весь период обучения сотрудника в образовательном учреждении высшего профессионального образования, который подлежит включению в контракт.

Исходя из конституционных принципов равенства и справедливости, предполагающих в том числе равное обращение с лицами, находящимися в сходной ситуации, сотрудникам уголовно-исполнительной системы должен быть обеспечен аналогичный с сотрудниками полиции подход к определению объема их материальной ответственности перед работодателем.

Судом установлено, 01.09.2008г. Главным управлением Федеральной службы исполнения наказаний по Самарской области заключило с ФИО1 контракт, по условиям которого последний должен прослужить в уголовно-исполнительной системе Самарской области после окончания учебного заведения не менее пяти лет.

ФИО1 в период с 01 сентября 2008 г. по 05 августа 2013 г. проходил обучение в ФКОУ ВО СЮИ ФСИН России.

Согласно Приказа №*-лс от 07.08.2013 ФИО1 с 06.08.2013 назначен на должность *** ГУФСИН Росси по Самарской области, в том числе согласно контракта о службе в уголовно-исполнительной системе от 01.09.2008, как прибывший для дальнейшего прохождения службы по окончании ФКОУ ВО СЮИ ФСИН России. (л.д.25)

25 марта 2015 г. с ФИО1 был заключен контракт №* о службе в уголовно-исполнительной системе в должности заместителя начальника филиала по Ставропольскому району г.Тольятти ФКУ УИИ ГУФСИН России по Самарской области на период отпуска по уходу за ребенком замещающего эту должность другого сотрудника.(л.д.27-28)

10 июня 2015 г. с ФИО1 был заключен контракт №* о службе в уголовно-исполнительной системе в должности инспектора филиала по городу Жигулевск ФКУ УИИ ГУФСИН России по Самарской области на период отпуска по уходу за ребенком замещающего эту должность другого сотрудника.(л.д.29-30)

05 февраля 2016 г. с ФИО1 был заключен контракт №* о службе в уголовно-исполнительной системе в должности инспектора филиала по Ставропольскому району ФКУ УИИ ГУФСИН России по Самарской области на срок пять лет. (л.д.31-32)

27 апреля 2017 г. с ФИО1 был заключен контракт №* о службе в уголовно-исполнительной системе в должности инспектора филиала по Кировскому району г.Самара ФКУ УИИ УФСИН России по Самарской области на период отпуска по уходу за ребенком замещающего эту должность другого сотрудника.(л.д.33-34)

27 июня 2017 г. ФИО1 был подан рапорт об увольнении из уголовно-исполнительной системы по пункту «а» части 1 статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (по собственному желанию).(л.д.35)

Приказом Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Самарской области от 13 июля 2017 г. №*-лс старший лейтенант внутренней службы ФИО1 был уволен со службы в уголовно-исполнительной системе по пункту «а» части 1 статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. № 4202-I ( по собственному желанию) с 17 июля 2017 г. Согласно приказу выслуга лет ФИО1 (общая продолжительность службы) по состоянию на 17 июля 2017 г. составила в календарном исчислении 8 лет 10 месяцев 16 дней. (л.д.40)

На основании приказа Федеральной службы исполнения наказаний России от 8 ноября 2016 г. № 899 Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Самарской области переименовано в Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Самарской области.(л.д.49-52)

Учитывая условия контракта от 01.09.2008 года, который является действующим и не признанным в судебном порядке недействительным, ФИО1 уведомлен о правовых последствиях увольнения без уважительных причин ранее срока, обусловленного контрактом, а именно: увольнение влечет за собой возмещение сотрудником расходов уголовно-исполнительной системе, связанных с его обучением в образовательных учреждениях ФСИН России.

Оценив представленные доказательства в их совокупности, руководствуясь требованиями законодательства, регулирующего спорные правоотношения, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что ответчик не выполнил условие контракта от 01.09.2008 года о сроке службы в течение 5 лет после окончания обучения, уволился по собственному желанию, т.е. без уважительных причин, поэтому у истца имеются законные основания для возмещения понесенных затрат на обучение пропорционально фактически не отработанному времени после окончания обучения.

На момент увольнения ФИО1 прослужил после окончания ВПО «Самарский юридический институт ФСМН России» в уголовно-исполнительной системе 3 года 11 месяцев 12 дней.

Судом правильно приняты во внимание представленные истцом справки о стоимости амортизации основных средств, стоимости материальных запасов, фонда оплаты труда профессорско-преподавательского состава и обслуживающего персонала с учетом начисления страховых взносов, коммунальные услуги, услуги связи, содержание имущества, общехозяйственные управленческие расходы.

Доводы апелляционной жалобы ФИО1 о том, что в расчет расходов на обучение включено денежное довольствие, полученное ФИО1 на период обучения, является несостоятельным, поскольку материалами дела данный довод истца не подтверждается. Из расчета представленного истцом следует, что в расчет расходов на обучение включены стоимость амортизации основных средств, стоимость материальных запасов, фонд оплаты труда профессорско-преподавательского состава и обслуживающего персонала с учетом начисления страховых взносов, коммунальные услуги, услуги связи, содержание имущества, общехозяйственные управленческие расходы.

Также не может быть принят во внимание доводов ответчика о том, что при увольнении он не был уведомлен о необходимости возмещения затрат на обучение и ему не было разъяснено право на предоставление рассрочки выплат по возмещению затрат на обучение, то указанные доводы не обоснованы, поскольку о необходимости возмещения затрат на обучение ответчику было разъяснено в ходе беседы перед увольнением 11.06.2017, что подтверждается листом собеседования с подписью ответчика, а в силу должности и имеющегося у него юридического образования ответчик мог и должен был знать о наличии у него указанной обязанности.

Вместе с тем, заявляя исковые требования о взыскании с ответчика расходов на обучение в размере 87903,62 руб., истец исходил из расчета оплаты труда профессорско-преподавательского в размере 60590700 рублей.

Согласно уточненного расчета ВПО «Самарский юридический институт ФСИН России», представленного в судебную коллегию, стоимость обучения ФИО1, в данном учебном заведении за период с 2008 года по 2013 год составила 198 819 рублей 61 копеек. При этом учитывались следующие расходы: амортизация основных средств- 2945893,68 руб., стоимость материальных запасов – 2018535,94 руб., фонд оплаты труда профессорско-преподавательского состава и обслуживающего персонала с учетом начислений страховых взносов – 25123668,20 руб., коммунальные услуги – 1957800 руб., услуги связи – 40038,15 руб.

Размер средств федерального бюджета, затрачиваемых на весь период обучения сотрудника в образовательной организации высшего образования, который подлежит включению в контракт, рассчитывается по формуле: РЗС=СВС*8, РЗС-40410,49*4,92=198 819,61 рублей. S - срок получения высшего образования или среднего профессионального образования (количество полных лет и месяцев, приведенных к этому году). Размер средств федерального бюджета, подлежащих возмещению сотрудниками, обучавшимися в образовательных организациях высшего образования определяется РС=(5-Гсл-Мсл/12-Дсл/365)*(РЗС/5).

РС= (5-3-11/12-12/365)* (198819,61/5)= 41752,11 руб.

Следовательно, сумма затрат на обучение ФИО1, подлежащая возмещению составила 41752 рублей 11 копеек.

При указанных обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что постановленное судом решение подлежит изменению, со взысканием с ответчика расходов на обучение в размере 41752 руб.11 коп.

Поскольку судебной коллегией изменяется решение суда в части взыскании расходов на обучение, то соответствующий перерасчет следует произвести и в части взысканной судом государственной пошлины, взыскав с ответчика в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 1452,56 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Богатовского районного суда Самарской области от 27 сентября 2018 года изменить, изложить резолютивную часть решения следующим образом.

Исковые требования Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Самарской области к ФИО1 о возмещении расходов связанных с обучением удовлетворить частично.

Взыскать с ФИО1 в пользу Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Самарской области расходы связанные с обучением в сумме 41752 (сорок одна тысяча семьсот пятьдесят два) рубля 11 копеек с последующим перечислением в доход федерального бюджета.

Взыскать с ФИО1 в местный бюджет государственную пошлину в сумме 1452 руб. 56 коп.

Определение судебной коллегии вступает в законную силу в день принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев.

Председательствующий

Судьи: