НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Самарского областного суда (Самарская область) от 27.01.2017 № 33А-1392/2017

Судья Щетинкина И.А адм.дело № 33а-1392/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

27 января 2017 года г.Самара

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Сказочкина В.Н.

судей Лазаревой М.А., Шилова А.Е.,

при секретаре Гратер Л.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Самохваловой Н.А. по доверенности Скворцова Д.Д. на решение Красноглинского районного суда г.Самары от 23 ноября 2016 года, которым постановлено:

«В удовлетворении исковых требований Самохваловой Н.А. к правительству Самарской области, администрации г.о. Самара, главе г.о. Самара, и.о. главы г.о. Самара Василенко В.А., департаменту градостроительства г.о. Самара, департаменту управления имуществом г.о. Самара, прокурору Самарской области, Думе г.о. Самара, департаменту финансов и экономического развития администрации г.о. Самара об оспаривании действий и бездействий - отказать.»

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Лазаревой М.А., судебная коллегия

установила:

Самохвалова Н.А. обратилась в суд с административным иском к правительству Самарской области, администрации г.о.Самара, главе г.о.Самара, и.о. главы г.о.Самара Василенко В.А., департаменту градостроительства г.о.Самара, департаменту управления имуществом г.о.Самара, прокурору г.Самары, прокурору Самарской области, Думе г.о.Самара, департаменту финансов и экономического развития администрации г.о.Самара об оспаривании действий и бездействия.

Свои требования мотивировала тем, что решением Думы г.о.Самара от 20.03.2008 № 540 «Об утверждении адресной программы сноса, реконструкции ветхого жилого фонда в г.о.Самара» двухэтажный неблагоустроенный барак по адресу: г.Самара, ул.Дома ЭМО, д.2, включен в программу сноса. Постановлением главы г.о.Самара от 15.01.2007 №2 «О прекращении права постоянного пользования земельными участками, занимаемыми жилищным фондом в г.о. Самара» право пользования землей под ним прекращено. Решением Думы г.о. Самара от 23.04.2009 №733 конкретизировано, что дома ЭМО имеют год постройки 1937-1939. Распоряжением департамента строительства и архитектуры г.о.Самара от 17.02.2010 №РД-188 предписано изготовление схемы размещения территории и концепции развития планировочного района в структуре г.о.Самара, общей площадью 256 га и иных территорий, включая.. . дома ЭМО, площадью 28га,.. .на основании разработки концепции развития с предоставлением в комитет градостроительства и архитектуры департамента строительства и архитектуры г.о. Самара для проверки. Распоряжением первого заместителя главы г.о.Самара №2750 от 09.07.2014 двухэтажный неблагоустроенный барак по адресу: г.Самара, ул. Дома ЭМО, д.2, признан аварийным и подлежащим сносу, то есть признан таковым после 01 января 2012 года.

Согласно ч.2 ст. 20.9 ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилья должна содержать перечень аварийных домов, признанных таковыми после 01 января 2012 года. В связи с внесения изменений в закон норма стала обязывать включение в региональную адресную программу дома, признанные таковыми и после 01 января 2012 года.

Ссылается на то, что прокурор области не проверил ответ, данный прокурором города Шевцовым А.Ю., содержащий неверную ссылку на ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» за исх.№236-Ж-16 от 08.04.2016 с ошибочным утверждением, с неправильной ссылкой на закон.

Из-за бесконтрольного бездействия и ответа, данного с нарушением закона из прокуратуры города, муниципальные власти не подали соответствующей официальной информации о необходимости включить указанный аварийный дом в региональную программу. По этой причине бездействия в областной адресной программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учётом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на территории Самарской области на 2013-2015 годы», утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 07.05.2013 №190, указанный аварийный барак дополнительно не включён.

Проект решения «О бюджете г.о.Самара Самарской области на 2107 год и на плановый период 2008 и 2019 г.г.» финансирование расходов на снос и расселение данного дома не содержит, на 2018 год расселение аварийных домов не предусмотрено. В приложении 9 в Перечне программ муниципальная адресная программа г.о.Самара «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории г.о.Самара на 2011-2017 г.г.» имеет показатель - 116 107,9 тыс. руб., что противоречит показателю - «не планируется» в строке 3 графы 12 Приложения №7 Постановления администрации г.о.Самары №1327 от 27.09.2016 «О внесении изменений в муниципальную адресную программу г.о. Самары «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории г.о. Самара на 2011-2017г.г.», утверждённую Постановлением Администрации г.о. Самара от 01.07.2011 № 741 (далее - обжалуемый акт). В обжалуемом акте в 2016 году снос аварийного барака в числе других домов не планировался, а в 2017 - не планируется, тогда как в 2018 году муниципальная программа прекращает своё действие.

Оспариваемый акт узаконивает фактическое неисполнение программы, и, нарушает права граждан на достойное жильё, гарантированные Конституцией.

Ссылается на то, что по закону обязанность отселения граждан из жилья, находящегося у них в собственности лежит на органе, принявшем решение о непригодности жилья. В данном аварийном бараке имеется также и доля муниципальной собственности г.о. Самара - социальная квартира.

Указывает, что вина муниципального исполнительного органа власти выражается в бездействии (департамент управления имуществом г.о.Самара) и издании акта (департамент градостроительства г.о.Самара), обосновывающего это бездействие, а муниципального представительного органа - в не рассмотрении вопроса на своём законодательном уровне; прокурор города виноват в том, что дал ответ, частично не соответствующий действующему законодательству, а вышестоящий прокурор - не проконтролировал и не поправил его.

После признания спорного барака аварийным и подлежащим сносу, снос дома и расселение граждан не произведено и не запланировано.

10.10.2016 в департаменте финансов и экономического развития администрации г.о.Самара прошли общественные слушания по проекту бюджета на 2016 год, где информирование граждан о муниципальных расходных обязательствах (в части расходов на исполнение вышеуказанного распоряжения главы г.о.Самара №2750 от 09.07.2014) было недостоверным.

Истец полагает, что нарушен порядок формирования и исполнения местного бюджета в части распоряжения и объемов расходных обязательств, касающихся сноса и расселения граждан из спорного аварийного барака.

Постановлением от 29.01.2008 № 35 «Об утверждении порядка ведения реестра расходных обязательств г.о. Самара» на департамент финансов администрации г.о. Самара возложено ведение расходных обязательств г.о. Самара. В Реестре расходных обязательств муниципального образования (далее Реестр) в нарушение порядка, установленного местной администрацией муниципального образования, не учтены расходы на исполнение указанного распоряжения главы г.о.Самара №2750 от 09.07.2014.

Реестр формируется на основе реестров расходных обязательств главных распорядителей средств бюджета г.о. Самара. На момент издания распоряжения к последним относился департамент управления имуществом г.о.Самара, в настоящее время - департамент градостроительства г.о.Самара. Ни тот ни другой в Реестр Распоряжение не включили.

Правительство Самарской области и министерство финансов Самарской области получили Реестр без учёта расходов на распоряжение.

Муниципальная адресная программа г.о.Самары «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории г.о. Самара на 2011-2017г.г.», утв. постановлением администрации г.о. Самара от 01.07.2011 №741, с учётом изменений, внесённых постановлением Администрации г.о.Самары №1327 от 27.09.2016, не содержит указаний на спорный аварийный барак.

Таким образом до передачи в 2016 году полномочий из департамента управления имуществом в департамент градостроительства соответствующей заявки, письма, распоряжения, информации (ничего) не направлялось и не поступило ни в Думу г.о. Самары, ни в администрацию г.о.Самара. Вследствие этого в настоящее время муниципальная адресная программа г.о. Самары «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории г.о. Самара на 2011-2017г.г.» не отвечает требованиям ст. 85 п.3 ЖК РФ, ч.2 ст. 20.9 ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» Областную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учётом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на территории Самарской области на 2013-2015 годы».

Правительство без заявки от муниципальных органов власти не включает в региональную программу ветхие дома. Ни реестров, ни обращений от уполномоченных лиц исполнительных органов местной власти не поступало в правительство Самарской области, представительный орган не рассматривал вопрос о включении в программу жилья по адресу: г.Самара, ул. Дома ЭМО, д.2, кв.3.

На основании изложенного, просила суд признать незаконным:

бездействие правительства Самарской области, выразившееся в невключении в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилья по адресу: г.Самара, ул. Дома ЭМО, д.2, кв.3, признать не соответствующим ч.2 ст. 20.9 ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» и обязать устранить это нарушение закона, включить указанный аварийный дом в соответствующую программу;

бездействие выразившееся в непредоставлении сведений об аварийном доме в правительство Самарской области для в включения в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилья по адресу: г.Самара, ул.Дома ЭМО, д.2, кв.3, признать незаконным бездействие администрации г.о.Самара, главы г.о.Самара, департамента управления имуществом г.о.Самара и департамента градостроительства г.о.Самара.

невключение в муниципальную адресную программу г.о.Самара «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории г.о. Самара на 2011-2017г.г.» аварийного дома № 2 по ул. Дома ЭМО г.Самара; признать незаконным бездействие администрации г.о.Самара, главы г.о.Самара, департамента управления имуществом г.о.Самара и департамента градостроительства г.о.Самара, обязать устранить это нарушение закона;

невключение в муниципальную адресную программу г.о.Самара «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории г.о. Самара на 2011-2017г.г.» признать незаконным бездействием Думы г.о.Самара IV созыва;

нерассмотрение вопроса муниципального значения о переселении граждан из аварийного жилищного фонда на территории г.о.Самара в рамках депутатских слушаний, в части - аварийного дома № 2 по ул.Дома ЭМО, г.Самара признать незаконным бездействием Думы г.о.Самары IV созыва;

письмо прокурора города Самары исх.№ 236-Ж-16 от 08.04.2016 в части указания на его листе 3 на ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» как на не допускающий включения в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилья строения по адресу г.Самара, ул. Дома ЭМО, д.2, кв. 3;

признать незаконным бездействие со стороны прокурора Самарской области не устранение нарушения закона в ответе от прокурора города заявителю за исх. № 236-Ж-16 от 08.04.2016 в указанной части на листе 3.

обязать прокурора города Самары, прокурора Самарской области дать ответ в адрес заявителя со ссылкой на ч.2 ст. 20.9 ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» как на обязывающий к включению в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилья строения по адресу г.Самара, ул. Дома ЭМО, д.2, кв. 3;

признать незаконным бездействие правительства Самарской области по невключению строения по адресу: г.Самара, ул. Дома ЭМО, д.2, кв. 3, в областную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учётом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на территории Самарской области на 2013-2015 годы»;

обязать правительство Самарской области дополнительно включить строение по адресу: г.Самара, ул.Дома ЭМО, д.2, кв.3, в областную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учётом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на территории Самарской области на 2013-2015 годы» либо в иную соответствующую программу;

постановление администрации г.о.Самара №1327 от 27.09.2016 «О внесении изменений в муниципальную адресную программу г.о. Самара «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории г.о.Самара на 2011-2017г.г.», утверждённую постановлением администрации г.о.Самара от 1.07.2011 №741, и все приложения к нему в той части, которая не учитывает финансирование сноса и расселения граждан из аварийного дома по адресу: г.Самара, ул. Дома ЭМО, д.2, кв. 3, изданное и.о. главы городского округа Василенко В.А., признать незаконным и необоснованным, в указанной части, недействительным.

обязать администрацию г.о.Самара, главу г.о.Самара и департамент градостроительства г.о.Самара, составивший приложения к постановлению администрации г.о.Самары №1327 от 27.09.2016 «О внесении изменений в муниципальную адресную программу г.о.Самара «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории г.о.Самара на 2011-2017г.г.», утверждённую постановлением администрации г.о. Самара от 01.07.2011 №741, включить в названный акт указание на обязанность сноса и расселения граждан из аварийного дома по адресу г.Самара, ул. Дома ЭМО, д.2, кв. 3;

признать в указанной части незаконным и необоснованным

- бездействие главы г.о.Самара в отсутствие контроля с его стороны за изданием и.о.главы городского округа Василенко В.А. постановления администрации г.о.Самара №1327 от 27.09.2016 «О внесении изменений в муниципальную адресную программу г.о.Самара «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории г.о.Самара на 2011-2017г.г.» утверждённую постановлением администрации г.о.Самара от 01.07.2011 №741.

- бездействие департамента градостроительства г.о.Самара и департамента управления имуществом г.о.Самара, повлекшее формирование Реестра реестров расходных обязательств г.о. Самары на основе недостоверных реестров расходных обязательств главных распорядителей средств бюджета г.о. Самара без включения в них расходов на исполнение распоряжения первого заместителя Главы г.о. Самары №2750 от 09.07.2014 в отношении аварийного дома по адресу: г.Самара, ул. Дома ЭМО, д.2, признать незаконным и необоснованным, и обязать устранить это нарушение закона, включить указанные расходы в соответствующий реестр;

- бездействие и.о.главы г.о.Самара Василенко В.А., а также администрации г.о.Самара, выразившееся в невключении в муниципальную адресную программу г.о.Самара «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории г.о.Самара на 2011-2017г.г.», утв. постановлением администрации г.о.Самара от 01.07.2011 №741 при издании постановления администрации г.о.Самара №1327 от 27.09.2016 об изменениях в ней аварийного жилья строения по адресу: г.Самара, ул.Дома ЭМО, д.2, признать не соответствующим ч.2 ст. 20.9 ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», ст. 85 п.3 ЖК РФ, и обязать устранить это нарушение закона, включить указанный аварийный дом в соответствующую программу.

- бездействие департамента финансов и экономического развития администрации г.о.Самара при формировании Реестра реестров расходных обязательств г.о.Самары расходов на исполнение распоряжения первого заместителя Главы г.о.Самары №2750 от 09.07.2014 в отношении аварийного дома по адресу: г.Самара, ул. Дома ЭМО, д.2, признать незаконным и необоснованным, и обязать устранить это нарушение закона, включить указанные расходы в соответствующий реестр.

- частично действия департамента финансов и экономического развития администрации г.о.Самара по проведению общественных слушаний по проекту бюджета г.о.Самары на 2017 и последующие годы, проведённые 10.10.2016 по адресу: г.Самара, ул.Бр.Коростелевых, д.146, в отсутствие на сайте названного департамента информации об исполнении расходов бюджета г.о. Самара Самарской области за 3-ий квартал 2016 года по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов бюджетов в ведомственной структуре расходов бюджета с учётом расходов на исполнение распоряжения первого заместителя главы г.о.Самара №2750 от 09.07.2014,только в части, в отношении аварийного дома по адресу: г.Самара, ул. Дома ЭМО, д.2, признать незаконными и необоснованными, нарушающими ст.6 ч.1 и ст. 4 ч. 1 ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», и обязать устранить это нарушение закона, обеспечив информирование посредством публичного размещения информации.

В судебном заседании представитель административного истца Самохваловой Н.А. - Скворцов Д.Д. действующий на основании доверенности отказался от требований к прокурору г.о.Самара в полном объеме и департаменту финансов и экономического развития г.о.Самара в части отсутствия информации на сайте и действия по проведению общественных слушаний.

Определением суда от 23.11.2016 прекращено производство по административному делу № 2а-2930/2016 в части признании ответа - письма прокурора г. Самара исх. 236-ж-16 от 08.04.2016 незаконным в части указания на листе 3 на ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», как на недопускающий включения в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилья строения по адресу: г.Самара, ул.Дома ЭМО, д.2, кв. 3; обязании прокурора г. Самара дать ответ в адрес заявителя со ссылкой на ч.2 ст. 20.9 ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» как на обязывающий к включению в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилья строения по адресу: г. Самара, ул. Дома ЭМО, д.2, кв.3; в части действий департамента финансов и экономического развития администрации г.о.Самара по проведению общественных слушаний по проекту бюджета г.о. Самара на 2017 год и последующие годы, проведенные 10.10.2016 по адресу: г.Самара ул.Бр.Коростелевых, д. 146, в отсутствие на сайте департамента информации об исполнении расходов бюджета городского округа Самара Самарской области на 3-ий квартал 2016 года по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов бюджетов в ведомственной структуре расходов бюджета с учетом расходов на исполнение распоряжения первого заместителя Главы г.о.Самара № 2750 от 09.07.2014, в отношении аварийного дома по адресу: г.Самара, ул.Дома ЭМО, д.2, признать незаконным и необоснованными, нарушающими ст. 6 ч. 1 и ст. 4 ч. 1 ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», обязав устранить нарушение закона, обеспечив информирование посредством публичного размещения информации.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель Самохваловой Н.А. по доверенности Скворцов Д.Д. считает решение суда незаконным и необоснованным, просит его отменить, вынести по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.

Основаниями для отмены решения в апелляционном порядке являются обстоятельства, перечисленные в статье 310 Кодекса административного судопроизводства российской Федерации.

Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда полагает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства российской Федерации.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 КАС РФ, предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) должностных лиц возлагается на лицо, обратившееся в суд (ч. 11 ст. 226 КАС РФ).

Судом установлено, что Самохвалова Н.А. является собственником жилого помещения по адресу: г. Самара, ул. Дома ЭМО, д.2, кв. 3.

Распоряжением первого заместителя главы г.о.Самара от 09.07.2014 №2750 многоквартирный дом по адресу: г. Самара, Красноглинский район, п.Красная Глинка Дома ЭМО, д.2, литера 2, признан аварийным и подлежащим сносу, с возложением обязанностей на департамент управления имуществом г.о.Самара предоставить другие жилые помещении в соответствии с жилищным законодательством, занимающим жилые помещения по договорам социального найма, согласно приложению. В приложении к распоряжению указаны граждане, занимающие жилые помещения по договорам социального найма (3 человека), среди которых отсутствует Самохвалова Н.А. На администрацию Красноглинского района г.о. Самара возложена обязанность по обеспечению информирования граждан, проживающих в многоквартирном доме, о содержании распоряжения в 5-дневный срок со дня его подписания путем направления копий.

Разрешая заявленный спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из следующего.

Жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются по правилам статьи 32 ЖК РФ.

Из содержания положений статьи 32 ЖК РФ и разъяснений, содержащихся в пунктах 20, 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», следует, что у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену при условии соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.Переселение органом местного самоуправления граждан, в том числе собственников жилых помещений, из признанных аварийными и подлежащими сносу домов осуществляется при финансовой поддержке Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд) в соответствии с Федеральным Законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее - Федеральный закон № 185-ФЗ) в случае включения аварийного дома в адресные программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда городского округа Самара.

Во исполнение положений Федерального закона №185-ФЗ разработаны и утверждены следующие программы:

-областная адресная программа «Государственная поддержка проведения мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Самарской области» до 2017 года в составе государственной программы Самарской области «Развитие жилищного строительства в Самарской области» до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 27.11.2013 № 684;

- муниципальная адресная программа городского округа Самара «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории городского округа Самара» на 2011-2017 годы, утвержденная постановлением Администрации городского округа Самара от 01.07.2011 № 741.

Согласно требованиям части 1 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ создается государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее -Фонд).

Концепцией жилищной политики Самарской области до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 27.11.2013 № 684, переселение граждан в период 2013-2017 годов мероприятия по переселению граждан из аварийного жилищного фонда реализуются при поддержке Фонда и направлены на переселение граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными до 01.01.2012. Переселение граждан из жилищного фонда, признанного аварийным после 01.01.2012, планируется осуществлять после 01.01.2018 за счет средств бюджетов субъекта Российской Федерации и местного бюджета.

Частью 2 статьи 16 Федерального закона № 185-ФЗ установлено, что региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать:

-перечень многоквартирных домов, признанных до 01.01.2012 в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации;

-срок переселения граждан из каждого многоквартирного дома, включенного в перечень, указанный в пункте 1 части 2 статьи 16 Федерального закона № 185-ФЗ.

При этом в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов, которые расположены на территории муниципального образования и год признания которых аварийными и подлежащими сносу или реконструкции предшествует годам признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других многоквартирных домов, расположенных на территории этого муниципального образования, а также многоквартирных домов при наличии угрозы обрушения или при переселении граждан на основании вступившего в законную силу решения суда. В случае, если несколько многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в разные годы, расположены в границах одного элемента планировочной структуры (квартала, микрорайона) или смежных элементов планировочной структуры, переселение граждан из этих домов может осуществляться в рамках одного этапа региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.

Из части 2 статьи 20.8 Федерального закона № 185-ФЗ следует, что условиями подачи региональных заявок на предоставление финансовой поддержки за счет собственных средств Фонда на переселение граждан из многоквартирных домов, которые в установленном порядке признаны после 01.01.2012 аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, являются:

-исполнение регионом обязательств, предусмотренных пунктом 9.10 части 1 статьи 14 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ;

-пределы лимита средств на переселение, установленного для данного субъекта РФ.

Положениями части 4 статьи 20.8 Федерального закона № 185-ФЗ установлены два основных условия предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда на переселение граждан из жилищного фонда, признанного аварийным после 01.01.2012:

-в регионе должна быть утверждена региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 01.01.2012;

-субъекты РФ (муниципальные образования), на территориях которых расположены аварийные многоквартирные дома, включенные в региональные адресные программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, должны соблюдать условия предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда, обозначенные в статье 14 Федерального закона № 185-ФЗ (в том числе в части переселения граждан из жилищного фонда, признанного аварийным до 01.01.2012).

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку установлено, что жилой дом №2 по ул.Дома ЭМО в городе Самаре признан аварийным и подлежащим сносу распоряжением первого заместителя Главы городского округа Самара от 09.07.2014 № 2750, то есть после 01.01.2012, в связи с чем, правовые основания для включения его в действующие на территории городского округа Самара программы переселения отсутствуют.

Таким образом, по делу не установлены основания для признания незаконным бездействия правительства Самарской области, главы г.о.Самара, и.о.главы г.о.Самара Василенко В.А., администрации г.о.Самара, главы г.о.Самара, по отношению к аварийному жилому многоквартирному дому по адресу: г.Самара, ул. Дома ЭМО, д.2, выразившееся в непредставлении сведений, не рассмотрении вопроса муниципального значения, невключении в муниципальную и областную адресные программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда г.о.Самара, в отсутствии контроля за изданием постановления администрации г.о. Самара №1327 от 27.09.2016, в невключении в реестр расходных обязательств расходов на исполнение распоряжения первого заместителя главы г.о. Самара № 2750 от 09.07.2014.

Также обоснованными являются выводы суда о необоснованности требований Самохваловой Н.А. о признании незаконным бездействия департамента градостроительства г.о.Самара и департамента управления имуществом г.о.Самара, а так же действия департамента финансов и экономического развития администрации г.о.Самара в связи со следующим.

Согласно статье 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации к полномочиям главных распорядителей относится, в том числе ведение реестра расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований, осуществление планирования соответствующих расходов бюджета, составление обоснования бюджетных ассигнований, составление, утверждение и ведение бюджетной росписи, распределение бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполнению соответствующую часть бюджета, а также внесении предложений по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств.

Департамент градостроительства и департамент управления имуществом являются главным распорядителем бюджетных средств в соответствии с Решением Думы городского округа Самара от 27.08.2015 № 609 «О бюджете городского округа Самара Самарской области на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов».

В свою очередь, департамент финансов и экономического развития в силу пункта 1.1 Положения «О Департаменте финансов и экономического развития Администрации городского округа Самара», утвержденного Решением Думы городского округа Самара от 17.09.2015 № 683 является отраслевым (функциональным) органом администрации г.о.Самара, обеспечивающим проведение в пределах своих полномочий финансовой, бюджетной и налоговой политики г.о.Самара.

К основным задачам департамента финансов и экономического развития относится, в том числе и ведение реестра расходных обязательств городского округа Самара.

В соответствии с Порядком ведения реестра расходных обязательств городского округа Самара, утвержденного Постановлением Главы городского округа Самара от 29.01.2008 № 35 (далее - Порядок ведения реестра) реестр расходных обязательств городского округа Самара формируется на основе реестров расходных обязательств главных распорядителей средств бюджета городского округа Самара.

Согласно пункту 4 Порядка ведения реестра к полномочиям главных распорядителей средств относится в том числе, в целях обеспечения составления проекта бюджета городского округа Самара на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) ежегодно уточнять параметры реестра на плановый период, первый год которого становится очередным финансовым годом, дополнять реестр параметрами второго года планового периода и направлять плановый реестр не позднее 5 мая текущего года в Департамент финансов и экономического развития.

По мере внесения изменений в нормативные правовые акты в случае изменения объемов средств на исполнение бюджетного обязательства, а также принятия соответствующих нормативных правовых актов, предусматривающих возникновение расходного обязательства городского округа Самара и подлежащих обязательному включению в реестр, вносят изменения и дополнения в реестр в течение пяти рабочих дней с момента официального опубликования соответствующих нормативных правовых актов и представляют реестр в Департамент финансов с приложением пояснительной записки.

После принятия решения Думы городского округа Самара о бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) в течение пяти рабочих дней с момента опубликования данного решения представляют в Департамент финансов уточненный реестр в соответствии с утвержденным бюджетом.

Представляют реестр в Департамент финансов в соответствии с отраслевой подведомственностью расходов по форме согласно приложению к настоящему Порядку в электронном виде с одновременным представлением реестра на бумажном носителе за подписью руководителя, с указанием фамилии, имени, отчества и контактного телефона лица, ответственного за составление реестра.

Таким образом, реестр расходных обязательств городского округа Самара формируется департаментом финансов и экономического развития на основании сведений предоставленных главными распорядителями средств бюджета.

Решением Думы г.о.Самара от 27.08.2015 № 609 «О бюджете городского округа Самара Самарской области на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов» и сводной бюджетной росписью расходов бюджета городского округа Самара на 2016 год и плановый период 2017-2018 годов, Департаменту градостроительства в рамках муниципальной адресной программы городского округа Самара «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории городского округа Самара» на 2011 - 2017 годы по мероприятию «Приобретение жилых помещений у застройщиков в жилых домах для переселения граждан из аварийного жилищного фонда» предусмотрены бюджетные ассигнования: на 2016 году - 34 540,7 тыс. рублей; на 2017 году - 88 238,3 тыс. рублей.

Установлено, что на 2018 год в рамках непрограммных направлений деятельности на данное мероприятие предусмотрены бюджетные ассигнования в размере 183 387,9 тыс. рублей.

По состоянию на 20.10.2016 департаментом градостроительства произведены кассовые расходы в сумме 3 947,9 тыс. рублей.

Департаменту управления имуществом в рамках муниципальной адресной программы городского округа Самара «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории городского округа Самара» на 2011 - 2017 годы по мероприятию «Снос аварийного жилищного фонда» предусмотрены бюджетные ассигнования: на 2016 году - 872,5 тыс. рублей.

По состоянию на 20.10.2016 департаментом управления имуществом произведены кассовые расходы в сумме 872,5 тыс. рублей.

Таким образом, решением Думы г.о.Самара о бюджете городского округа Самара на очередной финансовый год предусмотрены бюджетные ассигнования не на снос определенного объекта, а в целом на вышеуказанную муниципальную адресную программу г.о.Самара.

Головным исполнителем и распорядителем бюджетных средств муниципальной адресной программы городского округа Самара «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории городского округа Самара» на 2011 - 2017 годы», утвержденной постановлением Администрации городского округа Самара от 01.07.2011 № 741, является департамент градостроительства.

Согласно статье 16 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2012 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.

Как уже указывалось, двухэтажный неблагоустроенный барак по адресу г. Самара, ул. Дома ЭМО, д. 2 признан аварийным и подлежащим сносу распоряжением первого заместителя главы городского округа Самара от 09.07.2014 № 2750, то есть после 01.01.2012, в связи с чем, не подлежит включению в муниципальную адресную программу городского округа Самара «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории городского округа Самара» на 2011 -2017 годы».

Несостоятельными и необоснованными судебная коллегия находит требования о признании бездействия правительства Самарской области, выразившееся в невключении в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилья строения по адресу: г.Самара, ул. Дома ЭМО, д.2, кв. 3, не соответствующим ч.2 ст. 20.9 ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», по следующим основаниям.

Положением ст. 47 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.

Согласно п.1 ст. 41 Устава г.о. Самара Самарской области, принятого решением Думы г.о. Самара от 10.07.2006 № 294, муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, подлежат официальному опубликованию в течение 10 (десяти) дней со дня их принятия и вступают в силу после их официального опубликования.

Областная адресная программа, утвержденная постановлением правительства Самарской области от 27.11.2013 № 684, и муниципальная адресная программа г.о. Самара, утвержденная постановлением администрации городского округа Самара от 01.07.2011 № 741, были официально опубликованы соответственно в газете «Волжская коммуна» 10.12.2013 и «Самарская Газета» 05.07.2011.

Таким образом, муниципальные нормативные акты, содержащие адресные программы, доведены до сведения граждан путем опубликования в официальной газете.

Несостоятельными являются требования административного истца о признании незаконным бездействия Думы г.о.Самара по невключению в муниципальную адресную программу г.о.Самара «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории г.о.Самара» на 2011 – 2017 годы, а так же не рассмотрение вопроса муниципального значения о переселении граждан из аварийного жилищного фонда на территории г.о.Самара в рамках депутатских слушаний, в части аварийного дома №2 по ул.Дома ЭМО.

Компетенция Думы городского округа Самара определена ч. 5 ст. 23 Устава городского округа Самара на основании ч. 10 ст. 35 Федерального закона 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации самоуправления в Российской Федерации».

В соответствии с ч. 1 ст. 179 Бюджетного кодекса РФ государственные программы Российской Федерации, государственные программы субъекта Российской Федерации, муниципальные программы, по общему правилу утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

Согласно п. 1.7 Порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ г.о.Самара, утвержденного постановлением администрации г.о.Самара от 12.10.2015 №1126, муниципальные программы г.о.Самара утверждаются постановлениями администрации г.о.Самара.

На основании указанных норм муниципальная адресная программа г.о.Самара «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории городского округа Самара» на 2011 - 2017 годы» утверждена Постановлением Администрации городского округа Самара от 01.07.2011 №741, а не решением Думы городского округа Самара.

В свою очередь, внесение изменений в указанную муниципальную программу может быть осуществлено только путем принятия соответствующего постановления Администрации городского округа Самара.

Таким образом, включение дома № 2 по ул. Дома ЭМО, г. Самары, равно как и любого другого дома, в муниципальную адресную программу г.о.Самара «Переселение» на 2011 - 2017 годы», утвержденную Постановлением Администрации городского округа Самара от 01.07.2011 №741, не отнесено к полномочиям Думы.

Необоснованными являются требования о признании незаконным бездействия прокуратуры Самарской области выразившееся в не устранении нарушения закона в ответе от прокурора города заявителю за иск. № 236-Ж-16 от 08.04.2016, возложив обязанность на предоставление ответа заявителю со ссылкой на ч.2 ст. 20.9 ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» как на обязывающий к включению в региональную адресную - программу по переселению граждан из аварийного жилья строения по адресу: г.Самара, ул. Дома ЭМО, д.2, кв. 3.

Из материалов дела следует, что обращение Самохваловой Н.А. в прокуратуру г.Самары по поводу нарушения администрацией г.о.Самара жилищного законодательства рассмотрено и дан мотивированный ответ от 08.04.2016.

Установлено, что ответ дан в соответствии с инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации №45 от 30.01.2013, устанавливающей общие принципы и способы организации работы по рассмотрению обращений и приему граждан в органах прокуратуры Российской Федерации.

Из ответа усматривается, что согласно требованиям Федерального закона от 21.07.2007 №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» финансовая поддержка предоставляется на переселение граждан из многоквартирных домов, признанных до 01.01.2012 в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, при наличии, в том числе, обязательств обеспечения переселения граждан до 01.09.2017.

В связи с тем, что дома признаны аварийными и подлежащими сносу после 01.01.2012. включить их в действующие адресные программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в настоящее время не представляется возможным.

В силу концепции жилищной политики Самарской области до 2010 года. утвержденной постановлением правительства Самарской области от 27.11.2013 №685. переселение граждан из жилищного фонда, признанного аварийным после 01.01.2012, планируется осуществлять после 01.01.2018 за счет средств бюджетов субъекта Российской федерации и местного бюджета.

Установлено, что в настоящее время Министерство строительства Самарской области рассматривает вопрос разработки проекта новой областной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Самарской области, признанного таковым после 01.01.2012.

Самохваловой Н.А. дано разъяснение, что по вопросу предоставления жилого помещения в домах по улице Гаражной Красноглинского района или маневренного фонда для временного проживания, она вправе обратиться в жилищный отдел районов управления по жилищным вопросам Департамента. Так же разъяснена возможность участия в программе «Жилье для российской семьи».

Оснований для принятия мер прокурорского реагирования не установлено.

Из отзыва прокуратуры Самарской области на административное исковое заявление Самохваловой Н.А. следует, что с заявлением об оспаривании ответа прокуратуры г.Самары от 08.04.2016 административный истец не обращалась.

Таким образом, основания для проведения проверки законности решения, принятого прокурором г.Самары по обращению Самохваловой Н.А.. и принятия мер прокурорского реагирования со стороны прокуратуры области отсутствовали.

Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что судом первой инстанции при рассмотрении спора установлены все обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, и вынесено законное и обоснованное решение.

Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе относительно необоснованности выводов суда, изложенных в решении, судебная коллегия находит, что они не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения суда первой инстанции.

Несостоятельными являются доводы апелляционной жалобы о том, что судом рассмотрены не заявленные административным истцом требования.

Из административного иска Самохваловой Н.А. прямо усматривается, что она просит признать постановление администрации г.о.Самары №1327 от 27.09.2016 «О внесении изменений в муниципальную адресную программу г.о.Самары «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории г.о.Самара на 2011-2017г.г.», утверждённую постановлением администрации г.о. Самара от 1.07.2011 №741, и все приложения к нему в той части, которая не учитывает финансирование сноса и расселения граждан из аварийного дома по адресу: г.Самара, ул. Дома ЭМО, д.2, кв. 3, изданное и.о. главы городского округа Василенко В.А.

Кроме того, судом первой инстанции правильно указано в решении, что Областная адресная программа, утвержденная постановлением правительства Самарской области от 27.11.2013 № 684, и муниципальная адресная программа г.о. Самара, утвержденная постановлением администрации городского округа Самара от 01.07.2011 № 741, были официально опубликованы соответственно в газете «Волжская коммуна» 10.12.2013 и «Самарская Газета» 05.07.2011.

Муниципальные нормативные акты, содержащие адресные программы, доведены до сведения граждан путем опубликования в официальном средстве массовой информации.

Таким образом, сведения об адресных программах на территории г.о.Самара и Самарской области стали общеизвестными со дня их официального опубликования.

Установлено, что в суд истец обратился 12.10.2016, то есть с пропуском установленного 3-хмесячного срока.

По смыслу ст. 219 Кодекса административного судопроизводства РФ пропуск срока для обращения в суд за защитой нарушенных прав является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Иные доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм материального права, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, и к выражению несогласия с произведенными судом первой инстанции оценкой представленных по делу доказательств.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда

определила:

Решение Красноглинского районного суда г.Самары от 23 ноября 2016 года оставить без изменения. Апелляционную жалобу представителя Самохваловой Н.А. по доверенности Скворцова Д.Д. – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: