НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Самарского областного суда (Самарская область) от 26.09.2023 № 2А-36/2023

Судья: Викторова О.А. адм. дело № 33а-11097/2023

УИД: 63RS0033-01-2022-003147-40

Дело № 2а-36/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

26 сентября 2023 г. г. Самара

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Роменской В.Н.,

судей Ромадановой И.А. и Пудовкиной Е.С.,

при секретаре Исмаилове Э.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Межрайонной ИФНС России № 23 по Самарской области на решение Чапаевского городского суда Самарской области от 21 февраля 2023 г.

Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Роменской В.Н., объяснения представителя Межрайонной ИФНС России № 23 по Самарской области по доверенности ФИО1, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Межрайонная ИФНС России №23 по Самарской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО2 о взыскании обязательных платежей и санкций.

В обоснование заявленных требований административным истцом указано, что ФИО2 является налогоплательщиком налога на имущество, транспортного налога и земельного налога в связи с наличием объектов налогообложения. Налоговым органом в адрес налогоплательщика направлено налоговое уведомление о необходимости уплаты исчисленных налоговым органом сумм налогов. Однако в установленный законом срок обязанность по уплате налога не исполнена, требование об уплате налога и пени оставлено без исполнения. Судебный приказ о взыскании недоимки и пени отменен по заявлению налогоплательщика, задолженность не погашена.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, административный истец просил суд взыскать с ФИО2 задолженность в сумме <данные изъяты> копеек, в том числе: налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов: налог в размере <данные изъяты> рубля, пени в размере <данные изъяты> копейки за 2020 г., транспортный налог с физических лиц: налог в размере <данные изъяты> рублей, пени в размере <данные изъяты> копейка за 2020 г., земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов: налог в размере <данные изъяты> рубля, пеня в размере <данные изъяты> коп. за 2020 г.

Решением Чапаевского городского суда Самарской области от 21 февраля 2023 г. в удовлетворении административных исковых требований отказано (л.д. 108-117).

В апелляционной жалобе Межрайонная ИФНС России №23 по Самарской области ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного, указывает, что налоговый платеж, поступивший от ФИО2 в рамках рассмотрения административного дела, распределен в соответствии с Федеральным законом от 14 июля 2022 г. № 263-Фз «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации», денежные средства зачислены в счет погашения задолженности по транспортному налогу за 2018 г. в размере <данные изъяты> рублей, за 2019 г. в размере <данные изъяты> рублей, частично за 2020 г. в размере <данные изъяты> копеек (л.д. 126-127).

Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» размещена на интернет-сайте суда апелляционной инстанции.

Иные лица в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы своевременно и в надлежащей форме. Учитывая требования статей 96, 150 Кодекса административного судопроизводства (далее КАС РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с пунктом 1 статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации, статьи 3, подпункта 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

На основании статьи 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которые возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.

В соответствии со статьей 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обязаны направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора.

Согласно статье 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Статьей 357 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 362 Налогового кодекса Российской Федерации, сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы, органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

В соответствии со статьей 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со 401 Налогового кодекса Российской Федерации.

На основании статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.

Согласно статье 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, федеральной территории «Сириус»), на территории которого введен налог (часть 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации).

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Судом установлено, что ФИО2 является налогоплательщиком налога на имущество физических лиц, транспортного налога, а также земельного налога в связи с наличием в его собственности объектов налогообложения: жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>; транспортных средств <данные изъяты>), государственный регистрационный знак , <данные изъяты>, государственный регистрационный знак , <данные изъяты>, государственный регистрационный знак , <данные изъяты>, государственный регистрационный знак <данные изъяты>; земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 45-47, 52-55)

Налоговым органом в адрес ФИО2 направлялось налоговое уведомление № от 1 сентября 2021 г. (л.д. 24).

В связи с неуплатой налогов налогоплательщику выставлено требование № от 13 декабря 2021 г. об уплате транспортного налога за 2020 г. в размере <данные изъяты> рублей и пени в размере <данные изъяты> копейка, земельного налога за 2020 г. в размере <данные изъяты> рубля и пени в размере <данные изъяты> копеек, налога на имущество за 2020 г. в размере <данные изъяты> рубля и пени в размере <данные изъяты> коп., в срок до 11 января 2022 г. (л.д. 8-9).

В связи с неоплатой указанной задолженности, налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка № судебного района г. Чапаевска Самарской области с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с ФИО2 задолженности.

28 апреля 2022 г. мировым судьей судебного участка № судебного района г. Чапаевска Самарской области вынесен судебный приказ № о взыскании с ФИО2 в пользу МИФНС России № 23 по Самарской области задолженности по земельному налогу, транспортному налогу и налогу на имущество, в общей сумме <данные изъяты> копейка, который отменен по заявлению ФИО2 30 мая 2022 г. в связи с поданными возражениями (л.д. 22, оборот).

Предусмотренные статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации сроки предъявления требований о взыскании налоговой задолженности и обращения в суд с административными исковыми требованиями налоговым органом не нарушены.

По запросу суда административным истцом представлены квитанции с реквизитами по уплате требуемых налогов и пени, по которым административным ответчиком в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции осуществлена оплата задолженности в полном объеме.

Разрешая административный спор и отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции исходил из того, что платежные документы об уплате требуемых налогов и пени содержат УИН, ОКТМО, КБК, которые совпадают с квитанцией налогового органа, с учетом зачета пени в хронологическом порядке, суд пришел к выводу, что заявленные налоги и пени за указанные налоговые периоды административным ответчиком оплачены.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, находя их правильными.

Доводы апелляционной жалобы о незаконности выводов районного суда с указанием на то, что поступившие на Единый налоговый счет денежные средства в соответствии с положениями Федерального закона от 14 июля 2022 г. № 263-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» подлежат зачету по имеющейся задолженности, начиная с наиболее раннего момента их выявления, отклоняются судебной коллегией в силу следующего.

Федеральным законом от 14 июля 2022 г. № 263-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации», внесены изменения в положения Налогового кодекса Российской Федерации, которые вводят институт Единого налогового счета (далее ЕНС) с 1 января 2023 г.

В соответствии с пунктом 2 статьи 11.3 Налогового кодекса Российской Федерации единым налоговым счетом признается форма учета налоговыми органами:

1) денежного выражения совокупной обязанности;

2) денежных средств, перечисленных в качестве единого налогового платежа и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа.

Единый налоговый счет ведется в отношении каждого физического лица и каждой организации, являющихся налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и (или) налоговыми агентами.

Приказом Минфина России от 12 ноября 2013 г. № 107н, утверждены Правила указания информации, идентифицирующей платеж, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, администрируемых налоговым органом.

В соответствии с пунктом 7.6 Правил в реквизитах «106», «108» и «109» - значение ноль («0»), если иное не предусмотрено настоящими правилами. В случае указания в реквизитах «106», «108» и «109» значений, отличных от значения ноль («0»), налоговые органы самостоятельно определяют принадлежность к платежу, руководствуясь законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В силу пункта 7.7 Правил в реквизите «107» указывается значение показателя налогового периода, который имеет 10 знаков, восемь из которых имеют смысловое значение, а два являются разделительными знаками и заполняются точкой («.»). Показатель используется для указания периодичности уплаты налогового платежа или конкретной даты уплаты налогового платежа, установленной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Согласно пункту 7.13 Правил в реквизите «Назначение платежа» указывается дополнительная информация, необходимая для идентификации назначения платежа.

Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается, в частности, с уплатой налога и (или) сбора (подпункт 1 пункта 3 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации).

В ходе рассмотрения дела административным ответчиком в качестве доказательства уплаты задолженности по заявленным налогам за 2020 г. предоставлены чеки по операциям от 10 января 2023 г. по налогу на имущество на сумму <данные изъяты> рубля по квитанции УИН (л.д. 83, 92, оборот), пени на сумму <данные изъяты> руля по квитанции УИН (л.д. 82, 92, оборот), по земельному налогу на сумму <данные изъяты> руб. по квитанции УИН (л.д. 85, 93), пени по земельному налогу на сумму <данные изъяты> копеек по квитанции УИН (л.д. 84, 93), чеки от 18 февраля 2023 г. по транспортному налогу на сумму <данные изъяты> рублей по квитанции УИН (л.д. 93, оборот, 103), пени на сумму <данные изъяты> копейка по квитанции УИН (л.д. 93, оборот).

Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства о том, что административным ответчиком в полном объеме произведена оплата взыскиваемой задолженности с указанием информации, идентифицирующей платеж, у налогового органа отсутствовали правовые основания для зачета данного платежа на погашение ранее возникшей недоимки, не заявленной в данном деле.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что налоги уплачены в ходе рассмотрения административного иска в требуемой сумме, с указанием спорных периодов, КБК и ОКТМО согласно представленным налоговым органом платежных документов с указанием реквизитов.

Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу об исполнении административным ответчиком обязанности по уплате налога на имущество, транспортного налога и земельного налога за 2020 г., что подтверждается представленными в материалы дела квитанциями.

Принимая во внимание, что предметом требований по настоящему делу является задолженность по уплате налога на имущество физических лиц, транспортного налога, земельного налога за 2020 г., суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований, поскольку на момент разрешения спора судом недоимка по уплате вышеуказанных налогов за 2020 г. погашена.

Иных доводов, которые ставили бы под сомнение выводы суда либо свидетельствовали о нарушении судом при принятии решения норм материального и процессуального права, апелляционная жалоба не содержит.

Доводы апелляционной жалобы, основанные на произведенном внутреннем зачете налоговым органом в счет погашения задолженности за предыдущие налоговые периоды, основанием для отмены судебного акта являться не могут, поскольку на нормах материального права не основаны, нарушение судом норм права, которые могли привести к принятию неправильного судебного акта, не подтверждают.

Районный суд исследовал все обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую юридическую оценку, заявление разрешено в соответствии с действующим законодательством и представленными сторонами доказательствами.

Решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Чапаевского городского суда Самарской области от 21 февраля 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России № 23 по Самарской области - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.

Определение суда апелляционной инстанции в окончательной форме изготовлено 29 сентября 2023 г.

Председательствующий:

Судьи: