НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Самарского областного суда (Самарская область) от 25.06.2019 № 2-546/19

Судья: Коваленко О.П. гр. дело № 33-7305/2019

(номер дела суда первой инстанции 2-546/2019)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Самара 25 июня 2019 года

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Акининой О.А.,

судей Никоновой О.И., Желтышевой А.И.

при секретаре Сукмановой Ю.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Галкина И.С. на решение Самарского районного суда г. Самары от 11 апреля 2019 года, которым постановлено:

В удовлетворении иска Галкина И.С. к ФКУ «Военный комиссариат Самарской области» о признании незаконными действий, отказать.

Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Акининой О.А., выслушав возражение на доводы жалобы представителя ФКУ «Военный комиссариат Самарской области» Никитина А.А., по доверенности, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Галкин И.С. обратился в суд с иском к ФКУ «Военный комиссариат Самарской области» о признании незаконными действий, указав в обоснование, что получает пенсию по линии Министерства обороны.

За период с 2013 года по 2019 года ответчиком не проводилась ежегодная индексация пенсии истца на 2 % с учетом инфляции, в связи с приостановлением действия ч. 2 ст. 43 Закона РФ от 12.02.1993 года N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Истец считает действия ответчика неправомерными, поскольку такое приостановление не отменяет действие Указа Президента от 07.05.2012 №604 «О дальнейшем совершенствовании военной службы в Российской Федерации». Положения ч. 2 ст. 43 Закона РФ от 12.02.1993 года N 4468-1 продолжают действовать. Закон РФ от 12.02.1993 года N 4468-1 является специальным законом, регулирующим пенсионное обеспечение военнослужащих и имеет приоритет перед федеральным законом о бюджете.

Нормы федерального законодательства о федеральном бюджете, устанавливающие, что размер денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии с 01.01.2015 года и по сегодняшний день, составляет определенный процент от размера денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии, в соответствии со ст. 43 Закона РФ от 12.02.1993 года №4468-1 вступает в противоречие с его положениями и лишает юридической силы ч.1 ст. 43 данного закона, а также умаляет права военных пенсионеров.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, Галкин И.С. просил суд признать незаконными действия Военного комиссариата Самарской области по выплате пенсии, начиная с 01.01.2013 года по март 2019 года без учета ежегодного увеличения на 2 % сверх уровня инфляции, обязать произвести перерасчет выплачиваемой пенсии, начиная с 01.01. 2013 года по 30.03.2019 года с учетом ежегодного увеличения на 2%.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

Не согласившись с данным решением, Галкин И.С. обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что судом необоснованно не применены положения ст. 43 Закона РФ от 12.02.1993 года №4468-1 и Указа Президента от 07.05.2012 №604 «О дальнейшем совершенствовании военной службы в Российской Федерации». Также судом допущены нарушения процессуальных норм.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене судебного решения.

Из материалов дела следует, что Галкин И.С. является получателем пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы".

Условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения от Министерства обороны РФ регулируется положениями Закона Российской Федерации от 12.02.1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы" (далее – Закон РФ от 12.02.1993 г. N 4468-1).

Согласно ч.1 ст. 43 Закона РФ от 12.02.1993 г. N 4468-1 пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.

Указанное денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54 процентов, и, начиная с 1 января 2013 года ежегодно увеличивается на 2 процента до достижения 100 процентов его размера. С учетом уровня инфляции (потребительских цен) федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2 процента (ч.2 ст. 43 Закона РФ от 12.02.1993 г. N 4468-1).

На основании Федеральных законов от 01.12.2014 года №397-ФЗ, от 14.12.2015 года №367-ФЗ, от 19.12.2016 года №430 –ФЗ, от 05.12.2017 года №365-ФЗ, от 11.12.2018 года №460-ФЗ действие ч.2 ст. 43 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 года N 4468-1 приостанавливалось и устанавливался определенный размер денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии в соответствии со ст. 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1.

Так, размер денежного довольствия установлен с 01.01.2015 года в размере 62,12%, с 01.10.2015 года - 66,78%, с 01.02. 2016 года – 69,45 %.

Федеральным законом от 05.12.2017 года N 365-ФЗ установлен размер денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии в соответствии со статьей 43 Закона РФ от 12.02.1993 года N 4468-1, с 1 января 2018 года - 72,23 процента от размера указанного денежного довольствия.

Согласно Федеральному закону от 11.12.2018 N 460-ФЗ действие ч.2 ст. 43 Закона РФ от 12.02.1993 года N 4468-1 приостановлено до 01.01.2020 года, а также установлено, что размер денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии в соответствии со ст. 43 Закона РФ от 12.02.1993 года N 4468-1, с 1 января 2019 года составляет 72,23 процента, с 1 октября 2019 года - 73,68 процента от размера указанного денежного довольствия.

Из справок об исчислении Галкину И.С. пенсии за выслугу лет, выданных Военным комиссариатом Самарской области, следует, что пенсия Галкина И.С. рассчитывалась с учетом размера денежного довольствия, установленного Федеральными законами от 01.12.2014 года №397-ФЗ, от 14.12.2015 года №367-ФЗ, от 19.12.2016 года №430 –ФЗ, от 05.12.2017 года №365-ФЗ, от 11.12.2018 года №460-ФЗ, которыми приостанавливалось действие ч.2 ст. 43 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 года N 4468-1. С 1 января 2018 года расчет пенсии истца производится ответчиком исходя из размера денежного содержания 72,23 процента (л.д. 4-6, 7, оборот).

Суд первой инстанции, оценив представленные доказательства, проанализировав нормы материального права, пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Галкина И.С. о признании незаконными действий Военного комиссариата Самарской области, возложении обязанности произвести перерасчет выплаченной пенсии, начиная с 01.01.2013 года по 30.03.2019 года с учетом ежегодного увеличения на 2 %. При этом, суд обоснованно исходил из того, что Военный комиссариат Самарской области выплачивает пенсию в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Судебная коллегия считает необходимым обратить внимание на правовую позицию Конституционного суда Российской Федерации, изложенную в Определении от 26.10.2017 года N 2347-О. Так, состав денежного довольствия, из которого исчисляются пенсии, назначаемые лицам, подпадающим под действие данного Закона (ч.1 ст. 43), и основания пересмотра размера пенсий, в том числе обусловленные увеличением денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, войск национальной гвардии Российской Федерации исходя из уровня увеличения денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий определен в Законе РФ от 12.02.1993 года N 4468-I (пункт "а" ч. 1 ст. 49).

Часть 2 ст. 43 и пункт "б" ч. 1 ст. 49 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 года N 4468-I предусматривают основания пересмотра размера пенсий с учетом увеличения денежного довольствия. Наряду с этим в ч. 2 ст. 43 Закона РФ от 12.02.1993 года N 4468-I законодатель предусмотрел возможность дополнительного увеличения денежного довольствия федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период с учетом уровня инфляции (потребительских цен).

В целях реализации данного правила федеральными законами от 03.12.2012 года N 216-ФЗ "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" и от 02.12.2013 года N 349-ФЗ "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" было предусмотрено установление денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии в соответствии со ст. 43 Закона РФ от 12.02.1993 года N 4468-I.

Тем самым в 2013 и 2014 годах были заданы опережающие темпы доведения величины денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий военным пенсионерам, до ее максимального уровня.

Учитывая данное обстоятельство, и исходя из имеющегося на эти цели объема финансовых средств, законодатель принял облеченное в форму специального федерального закона решение о приостановлении до 1 января 2016 года действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I (часть 1 статьи 1 Федерального закона от 1 декабря 2014 года N 397-ФЗ).

Правовое регулирование, предусматривающее наряду с приостановлением действия ч. 2 ст. 43 Закона РФ от 12.02.1993 года N 4468-I поэтапное увеличение размера денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии в соответствии со статьей 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I…

Следовательно, такое правовое регулирование, предусмотренное в том числе оспариваемыми законоположениями, установлено законодателем в пределах дискреционных полномочий, прямо предусмотренных п. 6 ст. 192 Бюджетного кодекса Российской Федерации, направлено на обеспечение баланса публичных и частных интересов, в том числе за счет последовательного увеличения размера денежного довольствия, подлежащего учету при исчислении пенсий, а потому не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан.

Доводы апелляционной жалобы о том, что судом необоснованно не применены положения ч.2 ст. 43 Закона РФ от 12.02.1993 года №4468-1 и Указа Президента от 07.05.2012 №604 «О дальнейшем совершенствовании военной службы в Российской Федерации», не могут быть приняты во внимание, поскольку действие ч.2 ст. 43 Закона РФ от 12.02.1993 года №4468-1 приостановлено на основании Федерального закона от 11.12.2018 N 460-ФЗ.

Ссылка в жалобе на то, что судом не дано правовой оценки доводам истца о невозможности применения к спорным правоотношениям законодательства о федеральном бюджете, является несостоятельной, поскольку указанные доводы истца не приняты судом во внимание, как основанные на неверном толковании норм права.

Судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства по делу, выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела, оснований для отмены правильного по существу решения суда не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Самарского районного суда г. Самары от 11 апреля 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Галкина И.С. - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: