Судья Никулкина О.В. гр. дело № 33-12521/2020 Номер дела суда первой инстанции № 2-5648/2020 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 24 ноября 2020 года г. Самара Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе: председательствующего Черкуновой Л.В., судей Акининой О.А., Хаировой А.Х., с участием прокурора Семдяновой Я.Ю., при секретаре Дождевой Ю.А., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Арзамасцева С.Е. на решение Автозаводского районного суда г. Тольятти от 20 августа 2020 года, которым постановлено: «В удовлетворении исковых требований Арзамасцева С.Е. к администрации г.о. Тольятти в восстановлении на службе, признании незаконным отказа о допуске к работе с 26.05.2020 г., взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда - отказать». Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Черкуновой Л.В., судебная коллегия установила: Арзамасцев С.Е. обратился с иском к администрации г.о. Тольятти о восстановлении на службе, признании незаконным отказа о допуске к работе с 26 мая 2020 г., взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда. В обоснование заявленных требований истец указал, что с 26 августа 2009 года состоял в трудовых отношениях с администрацией г.о. Тольятти, в должности <данные изъяты> Распоряжением № от 19 июня 2020 года администрации г.о. Тольятти трудовой договор расторгнут на основании п.4 ч. 1 ст. 83 Трудового кодекса РФ – в связи с осуждением работника к наказанию, исключающему продолжение прежней работы, в соответствии с приговором суда, вступившим в законную силу, а также в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», согласно которым гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности муниципальной службы, по приговору суда, вступившему в законную силу. Указанное распоряжение, как и увольнение Арзамасцев С.Е. считает незаконным и необоснованным. Вступившим в законную силу <адрес> приговором <данные изъяты> Арзамасцев С.И. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 285 ч. 1 УК РФ, с назначением наказания в виде лишения права занимать должности на государственной службе, связанные с осуществлением функций представителя власти, организационно-распорядительных и административно-хозяйственных полномочий сроком на два года. На основании п. 9 Постановления Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 24 апреля 2015 года №6576-6 ГД «Об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» истец освобождении от отбывания назначенного судом наказания, с учетом п. 12 Постановления №6576-6 ГД с него снята судимость. По мнению Арзамасцева С.Е., в установленном законом порядке, в соответствии со ст. 84, 86 УК РФ и применением акта об амнистии он освобожден от назначенного судом наказания, с него снята судимость, соответственно аннулированы все правовые последствия, предусмотренные Уголовным кодексом РФ, связанные с судимостью и наказанием. Следовательно, с момента вступления приговора в законную силу – 25 мая 2020 года истец является несудимым. Указанным приговором суда ему не назначалось наказание в виде лишения права занимать должности муниципальной службы. Должность, с которой он был уволен – <данные изъяты> не является государственной должностью, которую в случае неприменения акта об амнистии он мог бы занимать. После вступления приговора в законную силу основания, препятствующие продолжению трудовой деятельности в должности муниципальной службы – <данные изъяты>, отсутствовали. Ссылаясь на указанные обстоятельства, с учетом уточнения требований, Арзамасцев С.Е. просит суд признать незаконным отказ администрации г.о. Тольятти в его допуске к работе с 26 мая 2020 года, взыскать с администрации г.о. Тольятти в его пользу средний заработок, предшествующий увольнению, за время вынужденного прогула с 26 мая 2020 года до даты вынесения судом решения. Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит Арзамасцев С.Е., указав, что в установленном порядке, в соответствии со ст.ст. 84,86 УК РФ, применением акта об амнистии он освобожден от назначенного судом наказания, с него снята судимость, то есть аннулированы все правовые последствия, препятствующие занятию должности муниципального служащего. Кроме того, в жалобе обращает внимание на то, что приговором суда ему не назначалось наказание в виде лишения права занимать должности муниципальной службы. Должность, с которой истец был уволен (<данные изъяты> не является государственной должностью, которую в случае неприменения акта об амнистии он мог бы занимать. В заседании суда апелляционной инстанции Арзамасцев С.Е. и его представитель Клименко Е.С. поддержали доводы апелляционной жалобы, просили отменить решение суда. Представитель администрации г.о. Тольятти Рассказчикова А.Ю. просила решение суда оставить без изменения. Проверив материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего необходимым решение суда оставить без изменении, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит по следующим основаниям. Частью 1 статьи 2 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» установлено, что муниципальной службой является профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта). В соответствии со статьей 6 названного Федерального закона должностью муниципальной службы признается должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность (часть 1); должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации (часть 2). Взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы Российской Федерации (далее - государственная гражданская служба) обеспечивается посредством единства ограничений и обязательств при прохождении муниципальной службы и государственной гражданской службы (ч.2 ст. 5 Закона «О муниципальной службе в РФ»). Согласно п. 2 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы (гражданской службы), по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральном законом порядке судимости. В силу п. 2 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности муниципальной службы, по приговору суда, вступившему в законную силу. В силу ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом. В силу п.2 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» к лицам, замещающим должности муниципальной службы, в том числе, имеющим право осуществлять исполнительно- распорядительные полномочия, предъявляются повышенные требования, в частности в плане антикоррупционных стандартов. Муниципальный служащий обязан исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне, не совершать действия с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей (п.п. 1,3 ч. 1 ст. 14.2 названного Федерального закона). В силу п. 4 ч. 1 ст. 83 Трудового кодекса РФ трудовой договор подлежит прекращению по следующим обстоятельствам, не зависящим от воли сторон: осуждение работника к наказанию, исключающему продолжение прежней работы, в соответствии с приговором суда, вступившим в законную силу. К числу наказаний, исключающих возможность исполнения должностных обязанностей, относятся не только наказания, которые запрещают гражданину занимать определенные должности (ст. 47 Уголовного кодекса РФ), но и те наказания, которые, не предполагая прямого запрета на замещение определенной должности, фактически делают невозможным исполнение должностных обязанностей, в т.ч. лишение свободы (ст. 56 УК РФ), совершение коррупционных преступлений, при том, что муниципальный служащий должен быть образцом профессионализма, безупречной репутации, сам принимать меры по предупреждению коррупции. Судом при рассмотрении дела установлено, что на основании трудового договора № с 24 августа 2009 года Арзамасцев С.Е. занимал должность <данные изъяты> мэрии г.о. Тольятти, а согласно соглашению от 30 марта 2017 года должность <данные изъяты> администрации городского округа Тольятти. Согласно должностной инструкции <данные изъяты> мэрии г.о. Тольятти, утвержденной мэром г.о. Тольятти от 19 января 2027 года (с 20 марта 2017 года администрация г.о. Тольятти), должность <данные изъяты> относится к группе высших должностей муниципальной службы категории «<данные изъяты>, замещаемых без ограничения срока полномочий. В соответствии с действующим законодательством и муниципальными правовыми актами городского округа Тольятти <данные изъяты> несет ответственность за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции действующим законодательством – в пределах, установленных Федеральным законом от 02 марта 2007 года №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации». Таким образом, Арзамасцев С.Е., как муниципальный служащий, <данные изъяты>, должен быть образцом профессионализма, безупречной репутации, принимать меры по предупреждению коррупции, принимать меры к тому, чтобы подчиненные ему муниципальные служащие не допускали коррупционно опасного поведения, своим личным поведением подавать пример честности, беспристрастности и справедливости. Указанные требования закреплены в Типовом кодексе этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих, одобренном решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 года). Судом установлено, что на основании постановления судьи Центрального районного суда г. Тольятти от 07 февраля 2018г. Арзамасцев С.Е., подозреваемый в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 285 УК РФ, на период предварительного следствия по уголовному делу отстранен от должности <данные изъяты> администрации г.о. Тольятти. Ему назначено ежемесячное государственное пособие в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации. Распоряжением главы г.о. Тольятти № от 19 февраля 2018г. на основании постановления суда <данные изъяты> администрации городского округа Тольятти - Арзамасцев С.Е. временно отстранен от работы (от должности) с 19 февраля 2018г. на период предварительного следствия по уголовному делу без сохранения за ним денежного содержания по указанной должности. Решением Центрального районного суда от 15 марта 2019 года в удовлетворении исковых требований Арзамасцева С.Е. к администрации г.о. Тольятти об обязании принять решение о допуске его к работе с 20 декабря 2018 года оставлены без удовлетворения, поскольку постановление суда об отмене меры процессуального принуждения не отменено. Вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ приговором <данные изъяты> Арзамасцев С.Е. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 285 УК РФ, (<данные изъяты>), и ему назначено наказание в виде лишения права занимать должности на государственной службе, связанные с осуществлением функций представителя власти, организационно-распорядительных и административно-хозяйственных полномочий сроком на два года. На основании п. 9 Постановления Государственной думы Федерального Собрания РФ от 24 апреля 2015 года № 6576-6 ГД «Об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» Арзамасцев С.Е. освобожден от отбывания назначенного судом наказания, с учетом п. 12 Постановления №6576-ГД с него снята судимость. Установлено также, что 25 мая 2020 года Арзамасцев С.Е. обратился к главе г.о. Тольятти с заявлением о его допуске к исполнению своих должностных обязанностей по занимаемой должности. 26 мая 2020 года работодателем в допуске к исполнению должностных обязанностей Арзамасцеву С.Е. отказано, на том основании, что приговором <данные изъяты> не отменена установленная мера принуждения в виде отстранения от работы, вопрос о возможности дальнейшей его работы в прежней должности не разрешен. Распоряжением № от 19 июня 2020 года администрации г.о. Тольятти трудовой договор с Арзамасцевым С.Е. расторгнут на основании п. 4 ч. 1 ст. 83 Трудового кодекса РФ – в связи с осуждением работника к наказанию, исключающему продолжение прежней работы, в соответствии с приговором суда, вступившим в законную силу, а также в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации». Разрешая исковые требования, суд первой инстанции, установив обстоятельства, имеющие значение для дела, дав надлежащую правовую оценку представленным доказательствам, доводам и возражениям сторон, правильно применив нормы материального и процессуального права, регулирующие спорные правоотношения, пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований. При этом суд обоснованно исходил из того, что вступившим в законную силу приговором суда Арзамасцев С.Е. признан виновным в совершении коррупционного преступления, за которое назначено наказание в виде лишения права занимать должности на государственной службе, связанные с осуществлением функций представителя власти, организационно-распорядительных и административно-хозяйственных полномочий (от отбывания которого он освобожден в связи с применением акта амнистии), и как муниципальный служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями, не может исполнять обязанности по должности муниципальной службы, не отвечая тем требованиям, которые предъявляются к личности муниципального служащего и его проведению. Законность увольнения по приведенным основаниям свидетельствует о законности отказа администрации г.о. Тольятти в допуске истца к работе с 26 мая 2020 г. Судебная коллегия полагает возможным согласиться с такими выводами суда, поскольку они основаны на законе и соответствуют установленным по делу обстоятельствам. Доводы апелляционной жалобы о том, что приговором суда Арзамасцеву С.Е. назначено наказание в виде лишения права занимать должности государственной службы, тогда как должность, с которой истец был уволен, относится к должности муниципальной службы, не могут быть приняты во внимание, поскольку для увольнения по пункту 2 части 1 статьи 13 Федерального закона от 02 марта 2007 года №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» достаточно лишь самого факта осуждения муниципального служащего. При этом взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы Российской Федерации (далее - государственная гражданская служба) обеспечивается посредством единства ограничений и обязательств при прохождении муниципальной службы и государственной гражданской службы (ч.2 ст. 5 Закона «О муниципальной службе в РФ»). Доводы апелляционной жалобы о том, что на основании акта амнистии истец является не судимым и в отношении него не могут применяться никакие правовые последствия, связанные с фактом осуждения за уголовное преступление, основанием для удовлетворения иска не являются, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права. Применение к истцу акта амнистии освобождает его от отбывания наказания и всех последствий, связанных с судимостью, но не отменяет факта совершения Арзамасцевым С.Е. коррупционного преступления, установленного приговором суда. Другие доводы апелляционной жалобы основанием к отмене решения суда не являются, поскольку были предметом исследования при рассмотрении дела судом первой инстанции, получили надлежащую правовую оценку с изложением соответствующих мотивов. Основания для переоценки выводов суда отсутствуют. Судебная коллегия полагает, что все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения, судом не допущено. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия определила: Решение Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 20 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Арзамасцева С.Е. – без удовлетворения. Апелляционное определение вступает в законную силу немедленно, но может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции. Председательствующий: Судьи: |