НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Самарского областного суда (Самарская область) от 24.08.2023 № 2А-148/2023

Судья: Энгель А.А. адм. дело № 33а-9049/2023

(2а-148/2023)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

24 августа 2023 г. г. Самара

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Роменской В.Н.

судей Лёшиной Т.Е., Мыльниковой Н.В.

при секретаре Исмаилове Э.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Общества с ограниченной ответственностью «Трубострой» на решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 11 мая 2023 г. по административному делу № 2а-148/2023 по административному иску Прокуратуры Центрального района г. Тольятти в интересах Российской Федерации к Межрайонной ИФНС России № 15 по Самарской области о признании действии незаконными,

заслушав доклад судьи Самарского областного суда Лёшиной Т.Е., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Центрального района г. Тольятти Самарской области обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах Российской Федерации к Межрайонной ИФНС России № 15 по Самарской области о признании действии незаконными.

В обоснование требований административным истцом указано, что руководителем и учредителем общества с ограниченной ответственностью «СТРОЙТЕРМИНАЛ» Карасевой Л.В. в МИФНС №15 по Самарской области поданы декларации по НДС за период за период 1, 2, 3, 4 квартал 2019, 1, 2, 4 квартал 2020 года. В ЕГРЮЛ внесены записи о недостоверности сведений в отношении адреса регистрации ООО «СТРОЙТЕРМИНАЛ» и сведений о директоре и учредителе Карасевой Л.В., которые не оспорены. Карасева Л.В. вызывалась МИФНС №15 по Самарской области на допрос в качестве свидетеля по вопросам финансово-хозяйственной деятельности общества. При проведении допроса Карасева Л.В. на вопросы, в том числе, о лице, подписавшем налоговые декларации; месте хранения первичной бухгалтерской документации; лице, осуществляющим налоговый учет организации, не отвечала, воспользовалась статьей 51 Конституции РФ. Таким образом, налоговые декларации за период 1, 2, 3, 4 квартал 2019, 1, 2, 4 квартал 2020 года в отношении общества с ограниченной ответственностью «СТРОЙТЕРМИНАЛ» поданы неуполномоченным лицом и являются непредставленными в соответствии с п.4.1 ст.80 НК РФ.

На основании изложенного, утонив заявленные требования просил признать налоговые декларации по НДС за период 1, 2, 3, 4 квартал 2019 года, 1, 2, 4 квартал 2020 года в отношении общества с ограниченной ответственностью «СТРОЙТЕРМИНАЛ», ИНН <данные изъяты> непредставленными в связи с установлением в дальнейшем, после приема, обстоятельств несоответствия данных деклараций требованиям законодательств; обязать МИФНС №15 по Самарской области исключить из обработки налоговые декларации по НДС за периоды за период 1, 2, 3, 4 квартал 2019, 1, 2, 4 квартал 2020 года в отношении общества с ограниченной ответственностью «СТРОЙТЕРМИНАЛ», ИНН <данные изъяты>; обратить решение к немедленному исполнению.

Решением Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 11 мая 2023 г. административные исковые требования удовлетворены частично. Налоговые декларации по НДС за период 1, 2, 3, 4 квартал 2019, 1, 2, 4 квартал 2020 года в отношении общества с ограниченной ответственностью «СТРОЙТЕРМИНАЛ», ИНН <данные изъяты> признаны непредставленными. В удовлетворении остальной части административных исковых требований отказано (т.2 л.д. 99-103).

В апелляционной жалобе Общество с ограниченной ответственностью «Трубострой» (далее по тексту - ООО «Трубострой») просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым административные исковые требования оставить без удовлетворения (т.2 л.д. 107-112).

Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на интернет-сайте суда апелляционной инстанции.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции посредством ВКС представитель ООО «Трубострой» по доверенности, ордера доводы апелляционной жалобы поддержала, просила решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.

Представитель прокуратуры Самарской области по доверенности в судебном заседании против доводов апелляционной жалобы возражала, просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Представители административного ответчика Межрайонной ИФНС № 15 по Самарской области по доверенности против доводов апелляционной жалобы возражали, полагали, что решение суда является законным и обоснованным, просили в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

Представитель УФНС России по Самарской области по доверенности против доводов апелляционной жалобы возражал, полагал, что решение суда является законным и обоснованным, просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, учитывая требования статей 96, 150 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав явившихся лиц, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

В силу части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод, законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что 12 ноября 2018 года в ЕГРЮЛ внесены сведения о регистрации общества с ограниченной ответственностью «СТРОЙТЕРМИНАЛ» (далее – ООО «СТРОЙТЕРМИНАЛ»).

Согласно выписки из ЕГРЮЛ учредителем (запись от 18 ноября 2018) и директором ООО «СТРОЙТЕРМИНАЛ» являлась Карасева Л.В. (запись от 20 ноября 2020 года).

Как следует из материалов дела в период с 2019 по 2021 год ООО «СТРОЙТЕРМИНАЛ» в налоговый орган по месту учета представлялись налоговые декларации по налогу на добавленную стоимость, содержащие показатели хозяйственной деятельности за соответствующие периоды.

Основным видом деятельности Общества по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности указана «торговля оптовая лесоматериалами, строительными материалами и санитарно-техническим оборудованием (46.73), а так же имеются иные дополнительные виды деятельности.

В межрайонную ИФНС России №19 по Самарской области ООО «СТРОЙТЕРМИНАЛ» по телекоммуникационным каналам связи с ЭП направлены налоговые декларации за периоды 4 квартал 2018 – 4 квартал 2020 года, а именно, 4 квартал 2018 – 26 февраля 2019, за 1 квартал 2019 – 25 апреля 2019, 2 квартал – 24 июля 2019, 3 квартал 2019 – 25 октября 2019, 4 квартал – 21 февраля 2019, 1 квартал 2020 – 15 мая 2020, 2 квартал 2020 – 30 ноября 2020, 3 квартал 2020 – 01 декабря 2020, 4 квартал 2020 – 12 февраля 2021 года.

Так в налоговый оран посредством телекоммуникационных каналов связи были предоставлены декларации: за 1 квартал 2019 - 25.04.2019 (т.1 л.д.71-74); за 2 квартал 2019 - 24.07.2019 (т.1 л.д. 64-70); за 3 квартал 2019 - 25.10.2019 (т.1 л.д. 63-74) за 4 квартал 2019 - 21.02.2020 (т.1 л.д. 59-62); за 1 квартал 2020 - 16.05.2020 (т.1 л.д. 55-58); за 2 квартал 2020 - 30.11.2020 (т.1 л.д. 51-54); за 4 квартал 2020 - 12.02.2021 (т.1 л.д. 75-78).

Данные декларации были подписаны Карасевой Л.В. как представителем общества посредством электронной подписи.

Представленные документы приняты налоговым органом, внесены соответствующие изменения в информационные ресурсы.

Удовлетворяя административные исковые требования в части признания налоговых деклараций не представленными, суд первой инстанции исходил из того, что достоверных доказательств подписания деклараций Карасевой Л.В. материалы административного дела не содержат.

Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, соответствуют обстоятельствам, установленным по делу, подтверждены и обоснованы доказательствами, имеющимися в деле, которым дана надлежащая оценка.

Согласно пункту 1 статьи 26, пункту 1 статьи 53, пункту 3 статьи 80 НК РФ налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено НК РФ. Юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительным документом. Налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронной форме вместе с документами, которые в соответствии с НК РФ должны прилагаться к налоговой декларации (расчету). Налогоплательщики, плательщики страховых взносов вправе представить документы, которые в соответствии с НК РФ должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), в электронной форме.

В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

На основании пунктов 1, 4 статьи 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление налогоплательщика, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. Налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения, передана в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

Сведения, содержащиеся представленной налоговой декларации, должны быть достоверны.

В соответствии с положениями статьи 80 НК РФ приказом МНС России от 02.04.2002 N утвержден Порядок представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (далее - Порядок).

В соответствии с пунктом 5 Порядка раздела I представление налоговой декларации в электронном виде осуществляется через специализированного оператора связи, оказывающего услуги налогоплательщику.

Согласно пункту 8 Порядка представление налоговой декларации в электронном виде допускается при обязательном использовании сертифицированных Федеральным агентством правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации средств электронной цифровой подписи (ЭЦП), позволяющих идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации, содержащейся в налоговой декларации в электронном виде.

Частью 5 статьи 80 НК установлено, что налогоплательщик (плательщик сбора, налоговый агент) или его представитель подписывает налоговую декларацию (расчет), подтверждая достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете).

Если достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), в том числе с применением усиленной квалифицированной электронной подписи при представлении налоговой декларации (расчета) в электронной форме, подтверждает уполномоченный представитель налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в налоговой декларации (расчете) указывается основание представительства (наименование документа, подтверждающего наличие полномочий на подписание налоговой декларации (расчета). При этом к налоговой декларации (расчету) прилагается копия документа, подтверждающего полномочия представителя на подписание налоговой декларации (расчета).

При представлении налоговой декларации (расчета) в электронной форме копия документа, подтверждающего полномочия представителя на подписание налоговой декларации (расчета), может быть представлена в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

Согласно пункту 1 статьи 26 Кодекса налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя.

При этом согласно пункту 3 статьи 26 Кодекса полномочия представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с Кодексом и иными федеральными законами.

Пунктом 1 статьи 27 Кодекса установлено, что законными представителями налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 82 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном настоящим Кодексом; налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, плательщиков страховых взносов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом.

По результатам проведения контрольных мероприятий в отношении ООО «Стройтерминал» за период с 01.10.2018 по 31.12.2020 налоговым органом выявлены отклонения, а именно отсутствие расчетов с организациями, заявленным в книге продаж и книге покупок и предоставленным декларациям по НДС. Общая сумма сомнительных операций по книге покупок за указанный период составила <данные изъяты> руб, что составляет <данные изъяты>% от общей суммы заявленного оборота. Общая сумма сомнительных операций по книге продаж за указанный период составила <данные изъяты> руб, что составляет <данные изъяты>% от общей суммы заявленного оборота. В ходе проведения анализа движения денежных средств по расчетному счету ООО «Стройтерминал» установлено несоотвествие контрагентов, указанных в книге покупок и книге продаж с контрагентами, производящими расчеты.

Подпунктом 12 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает право налоговых органов вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля. В качестве свидетеля согласно пункту 1 статьи 90 Налогового кодекса Российской Федерации для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля.

Из материалов административного дела следует, что 04.03.2020 в целях проведения мероприятий налогового контроля относительно деятельности Общества опрошена свидетель Карасева Л.В., которой разъяснены права и обязанности, установленные статьей 51 Конституции Российской федерации и статьи 90 Налогового кодекса Российской Федерации, а так же предупреждена об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний либо за дачу заведомо ложных показаний предусмотренных статьей 128 Налогового кодекса Российской федерации, о чем собственноручно поставлена подпись. Допрос проводился при участии адвоката.

Из протокола допроса свидетеля от 04 марта 2020 № следует, что Карасева Л.В. поясняла, что является руководителем Общества, вместе с тем, на вопросы, касающиеся финансово-хозяйственной деятельности Общества, в том числе хранения первичная документация ООО «СТРОЙТЕРМИНАЛ», осуществления бухгалтерского и налогового учета, на основании каких документов осуществляется оплата контрагентам, а также подписывала ли она предоставленные декларации Карасева Л.В. ответа не дала.

Согласно разъяснениям, данным в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.02.2005 N 93-О, обязанность подтверждать правомерность и обоснованность налоговых вычетов первичной документацией лежит на налогоплательщике - покупателе товаров (работ, услуг), поскольку именно он выступает субъектом, применяющим при исчислении итоговой суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, вычет сумм налога, начисленных поставщиками. Налогоплательщик не может быть освобожден от обязанности доказывания реальности хозяйственных операций, достоверности сведений, изложенных в первичных бухгалтерских документах, осуществляющих отражение бухгалтерских операций.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определениях от 28.07.2002 N 138-О, 16.11.2006 N 467-О, конституционные требования к осуществлению правосудия должны исключать так называемое формальное правосудие, когда устанавливается только какой-либо один, хотя и достаточно важный, юридический факт и игнорируются другие, не менее важные обстоятельства.

Аналогичное толкование норм права приведено и в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды".

13 апреля 2021 налоговым органом проведен осмотр (обследование) местонахождения налогоплательщика по адресу: <адрес> по результатам которой, деятельность Общества не установлена, руководитель и бухгалтер отсутствовали, признаки деятельности организации отсутствуют.

17 июня 2021 в ЕГРЮЛ внесена запись о недостоверности сведений о месте нахождения и адресе юридического лица, 02 июля 2021 – о директоре Общества Карасевой Л.В., 08 июля 2021 – об учредителе (участнике) Общества Карасевой Л.В., которые последней в судебном порядке не оспорены.

25 апреля 2022 Общество снято с учета в налоговом органе в связи с внесением сведений в ЕГРЮЛ записи об исключении юридического лица прекратившего свою деятельность по решению налогового органа, которое в судебном порядке Карасевой Л.В., либо иными лицами, не оспорены, доказательства обратного не представлены.

При таких обстоятельствах, апелляционный суд полагает, что суд первой инстанции сделал обоснованный вывод, что достоверных доказательств подписания деклараций Карасевой Л.В. материалы административного дела не содержат, декларации поданы неустановленным лицом в отсутствии полномочий и содержат недостоверные сведения об операциях не связанных с реальной экономической деятельностью ООО «СТРОЙТЕРМИНАЛ».

Внесение налоговым органом сведений из данных деклараций в соответствующие системы учета и не признание данных деклараций непредставленными нарушает права и законные интересы государства как участника налоговых правоотношений.

Доводы апелляционной жалобы, что протокол допроса свидетеля не может быть признан достаточным доказательством подписания заявления неуполномоченным лицом не может быть принят во внимание судебной коллегией, поскольку в соответствии с приведенными выше требованиями законодательства, суд первой инстанции пришел к данному выводу, основываясь на совокупности, изложенных в решении доказательств.

Доводы апелляционной жалобы, что ООО «Трубострой» является надлежащим контрагентом ООО «Стройтерминал» не имеет правового значения для разрешения рассматриваемого вопроса, поскольку заинтересованные лица (контрагенты) вправе в установленном порядке обратиться за возмещением НДС с соблюдением положений Налогового кодекса Российской Федерации.

Доводы апелляционной жалобы о неправомерных действиях налогового органа при проведении мероприятий налогового контроля не могут быть приняты судом апелляционной инстанции, поскольку суд рассматривает дело в рамках заявленных требований, сформулированных административным истцом, предметом которых оспаривания действий налогового органа по проведению мероприятий налогового контроля не являлось. Оснований не доверять налоговому органу, в силу требований ст. 6 Закон РФ от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" главной задачей которого является контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов и страховых взносов, соответствующих пеней, штрафов, процентов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации, у суда апелляционной инстанции не имеется.

Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют позицию заинтересованного лица, изложенную в суде первой инстанции, которой суд первой инстанции дал надлежащую оценку, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, основаны на неправильном толковании норм права, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.

Основания для иной оценки и иного применения норм материального и процессуального права у суда апелляционной инстанции в данном случае отсутствуют.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции является законным, обоснованным и не подлежит отмене по доводам апелляционной жалобы.

Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что судом постановлено законное и обоснованное решение, оснований для его отмены не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309–310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 11 мая 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Трубострой» – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд Российской Федерации через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.

Председательствующий

Судьи