НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Самарского областного суда (Самарская область) от 24.02.2014 № 33-1962/2014

 Судья: Коновалова А.И.               гр. дело № 33-1962/2014

 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 24.02.2014

 г. Самара

 Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

 председательствующего    Филатовой Г.В.,       

 судей                 Клюева С.Б., Мартемьяновой С.В.,   

 при секретаре         Пряниковой Т.Н.    

 рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФИО1 на решение Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 19 декабря 2013 года, которым постановлено: «Исковое заявление ФИО1 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.о.Новокуйбышевск Самарской области о включении периодов работы в специальный стаж и назначении досрочной трудовой пенсии по старости удовлетворить частично.

 Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.о.Новокуйбышевск Самарской области включить в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 10 п.1 ст.27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» ФИО1 период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности водителя автобуса 1-го класса на регулярных городских пассажирских автобусных маршрутах ОАО <данные изъяты>

 В остальной части иска отказать».

 Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Клюева С.Б., пояснения представителя ФИО1, по доверенности – ФИО2, представителя ГУ-УПФ РФ в г.о.Новокуйбышевск Самарской области, по доверенности – ФИО3, судебная коллегия

 УСТАНОВИЛА:

 ФИО1 обратился с исковым заявлением к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.о. Новокуйбышевск Самарской области в котором, с учетом дополнений к исковым требованиям, просил: включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 10 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ водителем в <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ водителем автобуса в автоколонне № 2 в <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ водителем на регулярных городских автобусных маршрутах в ОАО <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ водителем автобуса на городских пассажирских перевозках в муниципальном предприятии г.о. Самара <данные изъяты> из расчета 5 лет 11 месяцев 12 дней и назначить досрочную трудовую пенсию с даты обращения в пенсионный орган - ДД.ММ.ГГГГ.

 В обоснование исковых требований истец указал, что решением ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.о. Новокуйбышевск Самарской области в назначении пенсии ему отказано в связи с отсутствием специального стажа работы в качестве водителя автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах. По мнению истца, ему необоснованно не зачтены в специальный стаж вышеуказанные периоды работы.

 Судом постановлено указанное выше решение, которое оспаривается истцом в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе истец указал, что его специальный стаж подтвержден уточняющими справками, которые выданы в установленном законом порядке со ссылкой на первичные документы. Кроме того, судом не учтены запрошенные табуляграммы по начислению заработной платы истцу с учетом шифров. Из расшифровки табуляграмм следует, что истец в спорные периоды работал на линии – код 003.

 • Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему:

 В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах соответственно не менее 20 и 15 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

 Согласно статье 12 указанного закона исчисление страхового стажа, требуемого для приобретения права на трудовую пенсию, производится в календарном порядке.

 Согласно Письму Минтранса РФ от 02.07.1992 №13-пр «О порядке подтверждения специального трудового стажа водителей автобусов, трудившихся на регулярных городских пассажирских маршрутах», под полным рабочим временем понимается выполнение работы на таких маршрутах не менее 80% рабочего времени за месяц.

 Подтверждение специального трудового стажа возможно на основании следующих документов: приказов о назначении на работу водителя автобуса регулярных городских пассажирских маршрутов; путевых листов; при отсутствии приказов и путевых листов - справок предприятий с указанием документальных оснований (приказов, лицевых счетов, ведомостей на заработную плату, коллективных договоров и др.).

 Из материалов дела следует, что ФИО1 работал с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ водителем в <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ водителем автобуса в автоколонне № 2 в МП <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ водителем на регулярных городских автобусных маршрутах в ОАО <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ водителем автобуса на городских пассажирских перевозках в муниципальном предприятии г.о. Самара <данные изъяты>.

 ДД.ММ.ГГГГ обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости.

 Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ № в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» истцу отказано ввиду отсутствия требуемого 20-летнего стажа на соответствующих видах работ. Согласно протоколу (л.д. 6-8, т. 1) документально подтвержден страховой стаж 04 года 08 месяцев 07 дней на соответствующих видах работ в должности водителя автобусов на регулярных городских пассажирских маршрутах.

 Удовлетворяя исковые требования ФИО1 в части включения в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 10 п.1 ст.27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности водителя автобуса 1-го класса на регулярных городских пассажирских автобусных маршрутах ОАО <данные изъяты> суд с учетом приведенных норм права, на основании исследованных доказательств пришел к обоснованному выводу, что истец постоянно полный рабочий день работал в указанном предприятии, в автоколонне, в профессии (должности) водителя автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах.

 Также суд первой инстанции обоснованно указал, что в соответствии с льготной справкой № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной МП г.о. Самара <данные изъяты>, льготный стаж работы ФИО1 на городских пассажирских автобусных маршрутах за 2007 - 2013 г.г. составил 04 года 08 месяцев 07 дней, а не 5 лет 11 месяцев 12 дней как просит истец. Остальное время работы на городских маршрутах составило меньше 80 % от общего количества отработанных часов в данный период.

 В подтверждение данных сведений по запросу суда МП г.о.Самара <данные изъяты> были представлены документы - расчет процента занятости на регулярных городских пассажирских маршрутах и специального стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии, водителя МП г.о.Самара <данные изъяты> ФИО1, а также копии приказов об оплате по среднему заработку.

 При этом, при подсчете льготного стажа МП г.о. Самара <данные изъяты>, как работодателем, учтены очередные отпуска истца и участие в ремонте. Расчетные листы за спорный период, представленные в материалы дела истцом, не опровергают данные льготной справки № от ДД.ММ.ГГГГ, а напротив, являются основанием ее выдачи.

 С выводами суда судебная коллегия соглашается, поскольку они подтверждены материалами дела и основаны на нормах пенсионного права. Решение в данной части сторонами не оспаривается.

 Отклоняя исковые требования в оставшейся части суд исходил из того, что доказательств, подтверждающих, что ФИО1 в спорные периоды работы работал должности водителя автобуса на регулярных городских пассажирских автобусных маршрутах в материалы дела не представлено, а из представленных документов не усматривается постоянная занятость истца в течение полного рабочего дня в указанные периоды.

 Также суд первой инстанции указал, что из представленных по запросу суда архивных копий лицевых счетов в виде табуляграмм за периоды работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, содержащих сведения о начислении истцу заработной платы, не усматривается код льготы, а именно оплата за работу на регулярных городских маршрутах, соответственно, они не подтверждают льготный характер работы в вышеуказанные периоды.

 Льготная справка от ДД.ММ.ГГГГ, выданная ФИО1 муниципальным предприятием г. Самара ДД.ММ.ГГГГ, противоречит содержанию первичных документов на основании, которых она выдана - приказов № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ и лицевых счетов за 1977 - 1978 г.г., 1993 - 2003 г.г., в связи с чем не является бесспорным доказательством обстоятельств, на которые ссылается истец.

 Судебная коллегия находит данные выводы суда ошибочными, несоответствующими обстоятельствам дела.

 В соответствии с п. 1 ст. 19 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

 Пунктом 6 Постановления Правительства РФ от 24.07.2002 № 555 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий» определено, что основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.

 В тех случаях, когда в трудовой книжке нет всех необходимых сведений, которыми определяется право на льготное пенсионное обеспечение, условия труда подтверждаются соответствующими документами, выдаваемыми работодателями, либо соответствующими государственными органами.

 В силу установленного правового регулирования органам, осуществляющим пенсионное обеспечение, принадлежит право истребовать соответствующие документы, осуществлять их правовую оценку и проводить необходимую проверку в целях осуществления контроля за обоснованностью представления документов для назначения (перерасчета) сумм обязательного страхового обеспечения, в том числе на льготных условиях в связи с особыми условиями труда.

 Согласно льготной справке от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ФИО1 муниципальным предприятием г.Самара <данные изъяты> он с ДД.ММ.ГГГГ (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ) по ДД.ММ.ГГГГ (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ), с ДД.ММ.ГГГГ (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ) по дату выдачи справки работал водителем на регулярных пассажирских маршрутах полный рабочий день.

 В справке указаны основания для ее составления: карточка формы Т2, приказы по кадрам с 1977г. по 1978г, с 1993г.-2003г., ведомости выдачи заработной платы с 1977г-1978гг, с 1993г.-2003г., штатное расписание, должностные инструкции.

 В соответствии с пунктами 14 и 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" согласно статьям 27, 27.1 и 28 Федерального закона N 173- ФЗ одним из условий установления трудовой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленной законом продолжительности. Рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и после такой регистрации. Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (пункт 3 статьи 13 Федерального закона N 173-ФЗ)

 Как усматривается из положений п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

 Перечень документов, подтверждающих периоды работы как до регистрации гражданина в качестве застрахованного, так и после такой регистрации, включаемые в страховой стаж, установлен в Постановлении Правительства Российской Федерации от 24.07.2002 N 555 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий"

 В материалах дела имеются архивные копии лицевых счетов в виде табуляграмм за спорные периоды работы, в которых содержатся сведения о начисления заработной платы.

 Вместе с табуляграммами по начислению заработной платы, архивным отделом администрации г.о. Самары представлены также шифры заработной платы работников <данные изъяты> (л.д.127).

 Из содержания данной справки следует, что оплата водителям на линии осуществлялась по коду 003, по коду 033- доплата за работу без кондуктора - 3%, по коду 023 - премия за план (код – работа на городских маршрутах шифры не содержат.

 Из анализа табуляграмм истца за спорные периоды следует, что оплата проходила по коду - 03, что косвенно подтверждает доводы истца о том, что он работал в оспариваемые периоды на городских пассажирских маршрутах.

 В соответствии с п. 29 Правил при утрате документов о работе и невозможности их получения вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и других подобных причин не по вине работника периоды работы устанавливаются на основании показаний 2 и более свидетелей, знающих этого работника по совместной работе у одного работодателя и располагающих документами о своей работе за время, в отношении которого они подтверждают работу гражданина. К заявлению работника об установлении периода его работы по свидетельским показаниям должен быть приложен документ работодателя либо иные документы, подтверждающие факт и причину утраты документов о работе и невозможности их получения. Продолжительность стажа, установленного по свидетельским показаниям, не может в этом случае превышать половины страхового стажа, требуемого для назначения трудовой пенсии.

 Судебная коллегия полагает, что вина истца в том, что работодатель не вел надлежащим образом учет выполненной работы в спорные периоды, отсутствует. Давая совокупную оценку представленным доказательствам, судебная коллегия полагает установленным факт того, что в оспариваемые периоды истец работал в качестве водителя автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах, работал полный рабочий день, работы по совместительству, сокращенного рабочего дня не имел, доказательств обратному не представлено.

 При вышеуказанных обстоятельствах решение Новокуйбышевского городского суда Самарской области в части отказа во включении ФИО1 периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве водителя <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ водителем автобуса в автоколонне № 2 в МП <данные изъяты> подлежит отмене, а исковые требования в данной части – удовлетворению.

 Поскольку, даже с учетом включенных судебной коллегией периодов на дату обращения в ГУ УПФ РФ ФИО1 не имел необходимого стажа для назначения пенсии, решение в части отказа в удовлетворении заявления о назначении досрочной трудовой пенсии с даты обращения в пенсионный орган - ДД.ММ.ГГГГ отмене не подлежит.

 На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия

 ОПРЕДЕЛИЛА:

 Решение Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 19 декабря 2013 года отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.о.Новокуйбышевск Самарской области во включении периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве водителя <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ водителем автобуса в автоколонне №2 в МП "<данные изъяты> в специальный трудовой стаж дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 10 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

 Принять по делу новое решение:

 Признать решение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.о.Новокуйбышевск Самарской области ДД.ММ.ГГГГ № в части отказа ФИО1 во включении периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве водителя <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ водителем автобуса в автоколонне №2 в МП <данные изъяты> в специальный трудовой стаж дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 10 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» незаконным.

 Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.о.Новокуйбышевск Самарской области включить в специальный стаж ФИО1 дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 10 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» периоды работы:

 - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве водителя <данные изъяты>,

 - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ водителем автобуса в автоколонне №2 в МП <данные изъяты>

 В остальной части решение Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 19 декабря 2013 года оставить без изменения.

 Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления определения в законную силу.

 Председательствующий

 Судьи: