НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Самарского областного суда (Самарская область) от 23.06.2017 № 33А-8131/2017

Судья: Родина Т.А. Дело № 33а-8131/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

23 июня 2017 года г.Самара

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего – Вачковой И.Г.,

судей – Сивохина Д.А., Лазаревой М.А.,

при секретаре – Лещевой А.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ООО «Комбинат питания» об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости,

по апелляционной жалобе администрации городского округа Тольятти Самарской области на решение Самарского областного суда от 27 марта 2017 года, которым постановлено:

«Требования ООО «Комбинат питания» удовлетворить частично.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером: площадью 10 860 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для дальнейшей эксплуатации зданий комбината питания, расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2013 года в размере 20 644 860 руб.

Датой обращения ООО «Комбинат питания» в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра Самарской области считать 13.12.2016 года.».

Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Вачковой И.Г., возражения представителя ООО «Комбинат питания» - Стенина Н.В. (по доверенности) на доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ООО «Комбинат питания» обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости принадлежащего ему на праве аренды земельного участка с кадастровым номером площадью 10 860 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для дальнейшей эксплуатации зданий комбината питания, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 20 636 606 руб., указав в обоснование, что кадастровая стоимость земельного участка, установленная по состоянию на 01.01.2013 в размере 96 791 053,20 руб., значительно превышает его рыночную стоимость, определенную независимым оценщиком ООО «Центр Экспертизы Оценки», в размере 20 636 606 руб. Данное обстоятельство нарушает права административного истца, поскольку влечет уплату в завышенном размере земельного налога.

Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласился представитель администрации городского округа Тольятти Самарской области, в апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене решения как незаконного и необоснованного, указав, что решение суда не соответствует положениям ст.ст. 176, 226 КАС РФ.

В заседании судебной коллегии представитель ООО «Комбинат питания» - Стенин Н.В. (по доверенности) в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Управление Росреестра по Самарской области, Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области, Управление Росреестра по Самарской области, Правительство Самарской области, мэрия г.о.Тольятти в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

В силу ч. 2 ст. 306, ст. 150 КАС РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения лиц участвовавших в судебном заседании, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с п. 1 ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч.1 ст.245 КАС РФ, юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Согласно положениям статьи 65 ЗК РФ одной из форм платы за использование земли в Российской Федерации является земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость). Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (п.3 ст.66 ЗК РФ).

В соответствии со ст.24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Основаниями для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости являются: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Согласно положениям абзаца пятого ст.24.20 Закона об оценочной деятельности установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января календарного года, в котором подано заявление.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".

Согласно п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

Из материалов дела следует, что ООО «Комбинат питания» является арендатором земельного участка с кадастровым номером площадью 10 860 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для дальнейшей эксплуатации зданий комбината питания, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается договором аренды земельного участка №604 от 10.01.2003.

На указанном земельном участке располагается принадлежащее административному истцу на праве собственности здание с кадастровым номером

Кадастровая стоимость указанного земельного участка утверждена приложением № 1 к Постановлению Правительства Самарской области №610 от 13.11.2013 года «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области» в размере 96 791 053,20 руб.

26.08.2016 земельный участок с кадастровым номером: преобразован в земельные участки с кадастровыми номерами: и

Сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка носят архивный характер.

Из представленного административным истцом отчета об оценке №2016/11-02 от 06.12.2016, выполненного ООО «Центр Экспертизы Оценки» следует, что итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки земельного участка с кадастровым номером составила 20 636 606 руб., оценка проводилась по состоянию на 01.01.2013, то есть на дату формирования перечня земельных участков Самарской области, в отношении которых упомянутым постановлением правительства Самарской области утверждены результаты кадастровой стоимости земель населенных пунктов.

На данный отчет получено положительное экспертное заключение №2062 от 18.01.2017, выполненное Саморегулируемой организацией оценщиков Некоммерческим партнерством «Международная Палата Оценщиков», которым подтверждено соответствие отчета об оценке требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности, а также подтверждена величина рыночной стоимости объекта оценки, определенная оценщиком в отчете.

Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области от 26.12.2016 №16/25с-40 заявление ООО «Комбинат питания» о пересмотре кадастровой стоимости отклонено.

Не согласившись с таким решением, считая свои права нарушенными, ООО «Комбинат питания» обратилось в суд с настоящими требованиями.

В целях правильного разрешения дела судом по ходатайству представителя мэрии г.о.Тольятти назначена судебная экспертиза для определения рыночной стоимости земельного участка. Производство экспертизы поручено экспертам ООО «Лига-Консалт Оценка».

По результатам экспертизы получено заключение эксперта №76-03/17/СЭ от 15.03.2017, в котором содержится вывод о том, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 01.01.2013 составляет 20 644 860 руб.

Исследовав и оценив представленные доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, приняв во внимание согласие административного истца и отсутствия возражений заинтересованной стороны с выводами экспертного заключения, выполненного ООО «Лига-Консалт Оценка», суд пришел к выводу об установлении кадастровой стоимости рассматриваемого земельного участка равной его рыночной стоимости в размере 20 644 860 руб.

Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, основанными на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела и представленных доказательств, которым дана надлежащая правовая оценка с учетом требований действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения.

В указанной части решение не обжалуется.

В апелляционной жалобе администрация городского округа Тольятти Самарской области ссылается на то, что административный истец не является арендатором земельного участка, а сам земельный участок снят с кадастрового учета, в связи с его преобразованием, в связи с чем, требования о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка, ставшей архивной, заявлены не правомерно. С такими доводами нельзя согласиться по следующим основаниям.

Согласно ст. 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в комиссию в период с даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со статьей 24.19 настоящего Федерального закона, но не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости

Постановлением Правительства Самарской области №610 от 13.11.2013 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области» кадастровая стоимость указанного земельного участка по состоянию на 01.01.2013; названное постановление применяется с 01.01.2014.

Как разъяснено в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).

Правила статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ устанавливают, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

В соответствии с п. 1 ст. 379 НК РФ налоговым периодом по налогу на имущество организаций признается календарный год. При этом согласно п. 2 ст. 275 НК РФ налоговая база в отношении принадлежащих налогоплательщику объектов определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода.

Установленная постановлением Правительства Самарской области №610 от 13.11.2013 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области» кадастровая стоимость спорного объекта недвижимого имущества применялась для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, на период до 31 декабря 2016 года, а, следовательно, применяется при расчете налога, подлежащего уплате налогоплательщиками за налоговый период 2016 года.

Как указано выше, земельный участок с кадастровым номером преобразован в земельные участки с кадастровыми номерами: и - 26.08.2016.

Соответственно, обратившись с заявлением в Комиссию 13.12.2016, административный истец имел право на пересмотр кадастровой стоимости, ставшей архивной, поскольку результаты такого пересмотра в силу положений ст. 24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" будут применяться с 01.01.2016, то есть с даты, по состоянию на которую определяется налоговая база в отношении принадлежащего налогоплательщику объекта, исчисляемая из утвержденной по состоянию на 01.01.2013 его кадастровой стоимости.

Иных доводов апелляционная жалоба не содержит.

Таким образом, предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований к изменению решения по доводам жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Самарского областного суда от 27 марта 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации городского округа Тольятти Самарской области - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.

Председательствующий –

Судьи –