Судья: Хаустова О.Н. Гр. дело № 33-3279/2020 (номер дела, присвоенный судом первой инстанции В-2-2-335/2019) АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 22 мая 2020 года г. Самара Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе: председательствующего судьи Черкуновой Л.В., судей: Хаировой А.Х., Чемерисовой О.В., при секретаре Нугайбековой Р.Р. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в муниципальном районе Борский Самарской области (межрайонное) на решение Богатовского районного суда Самарской области от 11 декабря 2019 года, которым постановлено: «Исковые требования ФИО3 удовлетворить частично. Возложить на ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в муниципальном районе Борский Самарской области (межрайонное) обязанность включить в стаж работы в сельском хозяйстве период работы с 11.10.1999 по 31.12.2016 в качестве члена сельскохозяйственного производственного кооператива «<данные изъяты>». В остальной части исковых требований – отказать». Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Хаировой А.Х. по делу, пояснения представителя Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в муниципальном районе Борский Самарской области (межрайонное) – ФИО4 (по доверенности), поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия установила: Истец ФИО3 обратилась в суд с иском к ответчику Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в муниципальном районе Борский Самарской области (межрайонное) (далее по тексту - Управление) о включении в стаж работы в сельском хозяйстве спорных периодов, об обязании произвести перерасчет размера пенсии с 01.01.2019 года. Исковые требования мотивированы тем, что при обращении 17.06.2019 года к ответчику с заявлением об увеличении размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости за периоды работы в сельском хозяйстве в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", ФИО3 не был включен в сельский стаж период работы с 01.01.1992 года по 13.01.2008 года в должности бухгалтера в колхозе «<данные изъяты>», период с 14.01.2008 года по 31.12.2016 года в должности бухгалтера-кассира в колхозе «<данные изъяты>» и отказано в перерасчете страховой пенсии. ФИО3 с решением ответчика не согласна, полагает, что спорный период работы подлежит включению в страховой стаж и стаж, дающий право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, поскольку она осуществляла трудовую деятельность в сельском хозяйстве, была добровольно принята в члены колхоза и не выходила из него. В 1981 года принята в члены колхоза «<данные изъяты>» 05.01.1982 года – на должность бухгалтера коммунального отдела. На основании постановления администрации Нефтегорского района Самарской области от 11.10.1999 года № 670 колхоз «<данные изъяты>» реорганизован в сельскохозяйственный производственный кооператив «<данные изъяты>». 14.01.2008 ФИО3 переведена на должность бухгалтера-кассира и проработала в этой организации до конца своей трудовой деятельности. Судом постановлено вышеприведенное решение об удовлетворении исковых требований ФИО3 в части. В апелляционной жалобе ответчик просит отменить решение суда в части включения в стаж в сельском хозяйстве в соответствии в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях» спорных периодов работы с 11.10.1999 г. по 13.01.2008 г. в СПК «<данные изъяты>» в должности бухгалтера, с 14.01.2008 г. по 31.12.2016 г. в СПК «<данные изъяты>» в должности бухгалтера-кассира и принять в этой части новое решение об отказе ФИО3 во включении в стаж в сельском хозяйстве указанных выше периодов работы. Указывает, что должность бухгалтера и бухгалтера-кассира не поименована вторым разделом Списка работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которым устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального Закона «О страховых пенсиях» (далее – Список), утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2018 года № 1440 «Об утверждении списка работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которым устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального Закона «О страховых пенсиях» и Правилами исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях». Разрешив в соответствии с ч. 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ вопрос о возможности рассмотреть дело при данной явке, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда в порядке, установленном главой 39 Гражданского процессуального кодекса РФ, с учетом ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя ответчика, судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда приходит к следующему. Согласно пункту 2 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела. Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены вступившим в силу с 1 января 2015 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". В соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в размере 25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона, на весь период их проживания в сельской местности. В силу положений пункта 5 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 года N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности (часть 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях") осуществляется с 1 января 2019 года без подачи пенсионером заявления при наличии в выплатном деле необходимой информации. В этом случае Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет указанный перерасчет не позднее 1 сентября 2019 года. Пенсионер вправе в любое время представить дополнительные документы, необходимые для перерасчета. В случае, если пенсионер обратился за перерасчетом в период с 1 января по 31 декабря 2019 года, указанный перерасчет осуществляется с 1 января 2019 года. В случае, если пенсионер обратился за перерасчетом после 31 декабря 2019 года, указанный перерасчет осуществляется с даты, предусмотренной пунктом 2 части 1 статьи 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Судом установлено и из материалов дела следует, что истец ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась в Управление 17 июня 2019 года с заявлением об установлении повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях". Решением Управления № от 18 июня 2019 года ФИО3 отказано в установлении повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" из-за отсутствия требуемого стажа работы в сельском хозяйстве не менее 30 лет. В стаж работы в сельском хозяйстве Управлением учтен период работы истца с 15.12.1981 г. по 31.12.1991 года в колхозе «<данные изъяты>» в должности бухгалтера. В стаж работы в сельском хозяйстве не приняты к зачету следующие периоды: с 01.01.1992 года по 13.01.2008 года в должности бухгалтера в колхозе «<данные изъяты>», с 14.01.2008 года по 31.12.2016 года в должности бухгалтера-кассира в колхозе «<данные изъяты>» со ссылкой на то, что должность бухгалтер не поименована в списке работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которым устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального Закона «О страховых пенсиях» (далее – Список), утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2018 года № 1440 «Об утверждении списка работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которым устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального Закона «О страховых пенсиях» и Правилами исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях». Документально подтвержденный стаж работы ФИО3 в сельском хозяйстве составляет 10 лет 00 месяцев 16 дней. Разрешая спор, и отказывая истцу в удовлетворении исковых требований о включении периода работы с 01.01.1992 года по 11.10.1999 года в должности бухгалтера в колхозе «<данные изъяты>», суд первой инстанции пришел к выводу, что доказательств, подтверждающих факт работы в указанный выше спорный период по специальности либо в конкретной должности в производстве сельского хозяйства, не имеется. Свидетельские показания не могут быть приняты во внимание, поскольку документального подтверждения доводам истца не представлено. С учетом включенного судом периода работы в сельский стажу истца не имеется необходимый стаж работы в сельском хозяйстве не менее 30 лет, следовательно, нет оснований для удовлетворения требований истца об обязании произвести перерасчет размера пенсии с 01.01.2019 года, отказ ответчика в установлении повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии является обоснованным. Решение суда в данной части сторонами по делу не оспаривается и не является предметом проверки суда апелляционной инстанции. Удовлетворяя требования истца в части включения в стаж работы в сельском хозяйстве периода работы с 11.10.1999 года по 31.12.2016 года суд указал, что представлены бухгалтерские документы за период деятельности СПК «<данные изъяты>» с 1999 года по 2016 год, согласно которым ФИО3 составляла отчеты о движении скота и птицы на ферме, накладные на отправку крупного рогатого скота, отчеты о движении материальных ценностей (кормов с тока, с мельницы, надоя, дробленки, сенажа и т.п.), ведомости учета расхода кормов, что свидетельствует о том, что ФИО3 ежедневно осуществляла обязанности учетчика растениеводческой и животноводческой продукции, а не просто бухгалтера, как указано в её книжке колхозника. В спорные периоды истец являлась членом колхоза и членом СПК «<данные изъяты>». Профессия учетчик растениеводческой продукции поименована первым разделом Списка, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2018 года № 1440. Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда первой инстанции. Как следует из п. 6 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», для целей данного закона применяется понятие фиксированной выплаты к страховой пенсии, под которой понимается обеспечение лиц, имеющих право на установление страховой пенсии в соответствии с названным Федеральным законом, устанавливаемое в виде выплаты в фиксированном размере к страховой пенсии. Согласно ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в размере 25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона, на весь период их проживания в сельской местности. В силу ч. 16 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 настоящей статьи, правила исчисления периодов соответствующей работы (деятельности) утверждаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 29.11.2018 года №1440 утвержден Список работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которым устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального Закона «О страховых пенсиях» (далее – Список) и Правила исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях». В соответствии с п. 3 Правил в стаж работы в сельском хозяйстве включаются: а) периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных списком, и условии начисления (уплаты) за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации; б) периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Союза Советских Социалистических Республик до 1 января 1992 г., при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных списком. Пунктом 6 Правил установлено, что при подсчете стажа работы в сельском хозяйстве подтверждаются: а) периоды работы (деятельности), указанные в подпункте "а" пункта 3 настоящих Правил, имевшие место со дня вступления в силу положений частей 14 и 15 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета; б) периоды работы (деятельности), указанные в пункте 3 настоящих Правил, имевшие место до дня вступления в силу положений частей 14 и 15 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета и (или) документов, выданных работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Список работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которым устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, утвержденный постановлением Правительства РФ от 29.11.2018 года №1440, содержит наименование работ, производств сельского хозяйства, как «член колхоза (колхозник, рядовой колхозник), член крестьянского (фермерского) хозяйства». Из имеющейся в материалах дела копии трудовой книжки ФИО3 следует, что она 15.12.1981 года принята в члены колхоза «<данные изъяты>» на должность бухгалтера коммунального отдела. Колхоз «<данные изъяты>» реорганизован в сельскохозяйственный производственный кооператив «<данные изъяты>» на основании постановления администрации Нефтегорского района Самарской области № 670 от 11 октября 1999 года. 14.01.2008 года ФИО3 переведена на должность бухгалтера-кассира. 09.08.2017 года уволена по собственному желанию. В соответствии со ст. 66 Трудового кодекса РФ, п. 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02 октября 2014 года N 1015, трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. Из выданной председателем СПК «<данные изъяты>» справки от 14 ноября 2019 года № следует, что в данной организации имеется цех животноводства, цех растениеводства и цех механизации (л.д. 24). Из выданной председателем СПК «<данные изъяты>» справки от 16 сентября 2019 года № следует, что ФИО3 работала бухгалтером животноводства с 1990 года (л.д. 17). Проанализировав указанные выше справки, а также бухгалтерские документы, а именно: отчет о движении скота и птицы на ферме за май 2016 года, отчет о движении материальных ценностей (молоко) за август 2004 года, отчет о движении материальных ценностей (дробленка, сенаж, зеленая масса) за август 2004 года, акт от 25.05.2016 года о пересчете поголовья животных на МТФ, расчет определения прироста живой массы за май 2016 года, накладную ООО «Бекон» без даты на принятие 10 голов КРС, ведомости от 31.05.2004 года учета расхода кормов для поросят и телят, ведомость учета расхода кормов для коров от 1.02.2016 года, расчет от ноября 2000 года об определении привеса, отчет за февраль 2016 года о движении корма, отчеты о движении скота за ноябрь 2000 года, сведения о состоянии животноводства за 1999 год, выписку из ЕГРЮЛ на СПК «<данные изъяты>», Устав СПК «<данные изъяты>», показания свидетелей ФИО1 и ФИО2, суд первой инстанции пришел к выводу, что ФИО3 ежедневно осуществляла обязанности учетчика растениеводческой и животноводческой продукции, а не просто бухгалтера, как указано в её трудовой книжке, представленные доказательства свидетельствуют о выполнении ФИО3, в том числе, обязанностей учетчика растениеводческой продукции, что дает основания для включения спорного периода в СПК в стаж работы в сельском хозяйстве. Профессия «учетчик растениеводческой продукции» поименована первым разделом Списка, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2018 года № 1440. Вместе с тем, суд не учел, что разделом 1 Списка предусмотрено растениеводство (бахчеводство, виноградарство, лесоводство, луговодство, овощеводство, плодоводство, полеводство, свекловодство, семеноводство, табаководство, хмелеводство, хлопководство, цветоводство, шелководство) (производство сельскохозяйственных культур, включая формы органического сельского хозяйства, послеуборочная обработка сельскохозяйственной продукции, заготовка, хранение, мелиорация). При этом занимаемые истцом в оспариваемые периоды должности (профессии) соответствующим разделом Списка не предусмотрены, осуществление ею деятельности по растениеводческому направлению (учетчик растениеводческой продукции), что является обязательным для включения периодов трудовой деятельности в сельскохозяйственный стаж для целей повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, материалами дела также не подтверждено. В разделе 2 Животноводство указанного Списка не поименована должность учетчика животноводческой продукции. ФИО3, обращаясь в суд, просила включить в стаж работы в сельском хозяйстве периоды её работы в должности бухгалтера и бухгалтера-кассира, однако данные должности Списком работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2018 N 1440, не предусмотрены. С учетом изложенного, обжалуемое решение в части включения ФИО3 в стаж работы в сельском хозяйстве периодов её работы с 11.10.1999 по 31.12.2016 года в СПК «<данные изъяты>» подлежит отмене с принятием в этой части нового решения - об отказе в удовлетворении иска в этой части. Руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда определила: Решение Богатовского районного суда Самарской области от 11 декабря 2019 года в части удовлетворения иска ФИО3 о возложении на Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в муниципальном районе Борский Самарской области (межрайонное) обязанности включить в стаж работы в сельском хозяйстве период работы 11.10.1999 года по 31.12.2016 года в качестве члена сельскохозяйственного производственного кооператива «<данные изъяты>» отменить и постановить новое решение, которым в удовлетворении исковых требований ФИО3 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в муниципальном районе Борский Самарской области (межрайонное) об обязании включить в стаж работы в сельском хозяйстве периода работы с 11.10.1999 г. по 13.01.2008 г. в СПК «<данные изъяты>» в должности бухгалтера, с 14.01.2008 г. по 31.12.2016 г. в СПК «<данные изъяты>» в должности бухгалтера-кассира - отказать. В остальной части решение суда - оставить без изменения. Апелляционную жалобу Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в муниципальном районе Борский Самарской области (межрайонное) – удовлетворить. Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции. Председательствующий Судьи |