Судья: Соболева Ж.В. адм. дело № 33а-10560/2021 (2а-3115/2021) АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 21.09.2021 г. Самара Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе: председательствующего Сивохина Д.А., судей Клюева С.Б. и Ромадановой И.А., при секретаре Туроншоевой М.Ш., рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе судебного пристава-исполнителя ОСП г. Чапаевска УФССП России по Самарской области ФИО1 на решение Чапаевского городского суда Самарской области от 28.06.2021. Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Клюева С.Б., судебная коллегия установила: ООО «СИСТЕМА» обратилось в суд с административным иском к заместителю прокурора Центрального района г. Тольятти Банькодут О.Ю., Прокуратуре Самарской области о признании недействительным представления об устранении нарушений требований законодательства, в котором просило признать недействительным представление заместителя прокурора Центрального района г. Тольятти Банькодут О.Ю. об устранении нарушений требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма за исх. № 07-03-2021 от 26.04.2021 и устранить нарушение прав, свобод и законных интересов ООО «СИСТЕМА». В обоснование иска указано, что прокуратурой Центрального района г.Тольятти проведена проверка ООО «СИСТЕМА» на предмет соблюдения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. В ходе проверки установлены нарушения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. По результатам проведенной проверки заместителем прокурора Центрального района г. Тольятти Банькодут О.Ю. в отношении ООО «СИСТЕМА» вынесено оспариваемое представление, из которого следует, что административным истцом допущено нарушение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, требующее мер к устранению нарушений закона, недопущению их впредь. С представлением административный истец не согласен, поскольку изложенные в представлении выводы противоречат законодательству о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, так статья 5 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" содержит перечень организаций, осуществляющих операции с денежными средствами, и среди указанных субъектов организации, оказывающие бухгалтерские услуги, не значатся. Информационное письмо Федеральной службы по финансовому мониторингу № 54 от 19.07.2018 "О применении отдельных норм Федерального закона N 115-ФЗ от 07.08.2001 лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг" указанное должностным лицом прокуратуры в качестве основания отнесения ООО «СИСТЕМА» к субъектам Федерального закона № 115-ФЗ, носит информационный характер и не является обязательным к применению. По данным фактам даны объяснения, в том числе, о том, что ООО «СИСТЕМА» в отношении своих клиентов не готовит и не осуществляет от имени или по поручению своих клиентов ни одной из операций с денежными средствами или иным имуществом. Однако указанные возражения ООО «СИСТЕМА» в оспариваемом представлении должностного лица прокуратуры не отражены и не оспорены надлежащим образом. Учитывая изложенное, административный истец полагает, что вывод должностного лица прокуратуры о нарушении обществом действующего законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, противоречит нормам действующего законодательства, в частности, Федеральному закону от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". Определением Центрального районного суда г. Тольятти от 04.06.2021 произведена замена административного ответчика – Прокуратуры Центрального района г. Тольятти на административного ответчика заместителя Прокурора Центрального района г. Тольятти Банькодут О.Ю., Прокуратура Самарской области привлечена к участию в деле в качестве соответчика. 17.06.2021 судом постановлено решение об отказе в удовлетворении административного иска. В апелляционной жалобе ООО «СИСТЕМА» выражает несогласие с постановленным решением, ставит вопрос о его отмене. Представители ООО «СИСТЕМА» в судебное заседание не явились, о дне слушания извещались в установленном законом порядке по юридическому и почтовому адресам, указанным в апелляционной жалобе, в связи с чем на основании статей 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) дело рассмотрено в их отсутствие. Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда. В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными. В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее Закона № 2202-1) предметом прокурорского надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, в том числе, руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Представление об устранении нарушений закона подлежит безотлагательному рассмотрению; в течение месяца со дня вынесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме (пункт 1 статьи 24 Закона № 2202-1). Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, ООО «СИСТЕМА», ИНН № ОГРН №, зарегистрировано по адресу: <адрес> дата государственной регистрации юридического лица 23.11.2015. Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 23.05.2021 № ЮЭ9965-21-150117812 основным видом экономической деятельности ООО «СИСТЕМА» является: «69.20» - деятельность по оказанию услуг в области бухгалтерского учета, по проведению финансового аудита, по налоговому консультированию. Осуществление ООО «СИСТЕМА» деятельности по оказанию услуг в области бухгалтерского учета административным истцом не оспаривается. Прокуратурой Центрального района г. Тольятти проведена проверка ООО «СИСТЕМА» на предмет соблюдения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. В ходе проверки установлено, что у ООО «СИСТЕМА» отсутствует регистрация в Личном кабинете на официальном сайте Росфинмониторинга в информационно телекоммуникационной сети Интернет, ООО «СИСТЕМА» ненадлежащим образом осуществляет внутренний контроль в части исполнения обязанности по сверке своих клиентов с Перечнем организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремисткой деятельности или терроризму в целях выявления операций, сделок, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма. По результатам проведенной проверки заместителем прокурора Центрального района г. Тольятти Банькодут О.Ю. в отношении ООО «СИСТЕМА» внесено представление от 26.04.2021 за № 07-03-2021, из которого следует, что ООО «СИСТЕМА» допущено нарушение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, требующее мер к устранению нарушений закона, недопущению их впредь. Полагая, что вынесенное ответчиком представление нарушает права и законные интересы административного истца, последний обратился в суд с административным исковым заявлением о признании его незаконным. Разрешая спор, установив вышеизложенные обстоятельства и исследовав представленные доказательства, учитывая положения Закона № 2202-1, Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон N 115-ФЗ), суд первой инстанции пришел к выводу о законности и обоснованности оспариваемого представления. Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на нормах действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, сделаны на основании исследования и оценки по правилам статьи 84 КАС РФ имеющихся в деле доказательств. Принимая решение об отказе в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку основным видом экономической деятельности Общества является деятельность по оказанию услуг в области бухгалтерского учета, по проведению финансового аудита, по налоговому консультированию, то ООО «СИСТЕМА» относится к организациям, осуществляющим предпринимательскую деятельность в сфере оказания бухгалтерских услуг, и, следовательно, в силу прямого указания пункта 1 статьи 7.1 Закона № 115-ФЗ подпадает под действие пункта 2 статьи 7 Закона № 115-ФЗ. Данный вывод является правильным ввиду следующего. Федеральный закон от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ регулирует отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма. Положениями статьи 7 указанного Федерального закона закреплены права и обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по идентификации клиентов, организации внутреннего контроля, фиксирования и хранения информации, а также порядок представления информации в уполномоченный орган. В силу пункта 2 статьи 7 вышеназванного Федерального закона организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях. Согласно статье 7.1 указанного Федерального закона требования в отношении идентификации клиентов, организации внутреннего контроля, фиксирования и хранения информации, установленные подпунктом 1 пункта 1, пунктами 2 и 4 статьи 7 данного Федерального закона, распространяются на адвокатов, нотариусов и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, в случаях, когда они готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента следующие операции с денежными средствами или иным имуществом: сделки с недвижимым имуществом; управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента; управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг; привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими; создание организаций, обеспечение их деятельности или управления ими, а также куплю-продажу организаций. Пунктом 2 статьи 7 Закона N 115-ФЗ предусмотрено, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, а также лица, указанные в статье 7.1 настоящего Федерального закона, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения разрабатывать правила внутреннего контроля, а в случаях, установленных пунктом 2.1 названной статьи, также целевые правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля и целевых правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях. Организация, осуществляющая операции с денежными средствами или иным имуществом, которая является участником банковской группы или банковского холдинга и реализует целевые правила внутреннего контроля, может назначать одно специальное должностное лицо, ответственное как за реализацию правил внутреннего контроля, так и за реализацию целевых правил внутреннего контроля. Приказом Росфинмониторинга от 08.05.2009 N 103 утверждены Рекомендации по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок, которые разработаны в целях создания единого эффективного механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций), индивидуальными предпринимателями, перечисленными в статье 5 Закона N 115-ФЗ, а также иными лицами, указанными в статье 7.1 Закона. Организации, указанные в статье 7.1 Закона N 115-ФЗ, являются частью единого эффективного механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем (абзац 1 рекомендаций). В соответствии с пунктом 6 информационного письма Росфинмониторинга от 19.07.2018 N 54 "О применении отдельных норм Федерального закона N 115-ФЗ от 07.08.2001 лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг" организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических и бухгалтерских услуг, обязаны разработать правила внутреннего контроля, а также назначить специальное должностное лицо, ответственное за реализацию правил внутреннего контроля. При этом предусмотренная законодательством обязанность по разработке правил внутреннего контроля и программ его осуществления, назначению специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, не связана с наличием обязательного условия фактического осуществления юридическим лицом соответствующей деятельности. Исходя из требований поименованных законоположений, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оспариваемое представление является законным, поскольку направлено на устранение нарушений в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и не нарушает права и законные интересы административного истца в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности. Вопреки доводам заявителя апелляционной жалобы то обстоятельство, что общество не планирует готовить и осуществлять операции с денежными средствами или иным имуществом клиента, не свидетельствует об отсутствии основания для принятия оспариваемого представления, поскольку оно может изменить свою позицию по данному вопросу, в том числе в случае обращения к нему клиента за оказанием такой услуги. Указанные обстоятельства установлены судом первой инстанции и учтены при вынесении оспариваемого решения. Ссылка апелляционной жалобы на информационный характер и не обязательное применение содержащихся в информационном письме Росфинмониторинга разъяснений, не может повлечь отмену оспариваемого судебного акта, поскольку основана на неверном понимании и применении норм действующего законодательства, регулирующего спорные отношения. В силу пункта 1 Положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу, утвержденного Указом Президента РФ от 13.06.2012 N 808 (далее - Положение), Федеральная служба по финансовому мониторингу является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию в этой сфере. Росфинмониторинг руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также вышеуказанным Положением. Руководство деятельностью Росфинмониторинга осуществляет Президент Российской Федерации В соответствии с Положением о Федеральной службе по финансовому мониторингу, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.06.2012 N 808, и на основании Административного регламента Росфинмониторинга от 29.07.2014 N 191, Росфинмониторинг и его территориальные органы осуществляют контроль за выполнением юридическими и физическими лицами, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма посредством проведения проверок и принятия необходимых мер по устранению последствий выявленных нарушений, а также привлечение к ответственности юридических и физических лиц, допустивших нарушение законодательства в указанной сфере. Росфинмониторинг, в том числе, осуществляет следующие полномочия: принимает нормативные правовые акты по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности; осуществляет сбор, обработку и анализ информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иной направляемой в Росфинмониторинг информации; разрабатывает и утверждает: методологические рекомендации по проведению национальной оценки рисков совершения операций (сделок) в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма; формы документов, необходимых для проведения национальной оценки рисков совершения операций (сделок) в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, а также рекомендации по их заполнению; создает единую информационную систему в установленной сфере деятельности. Таким образом, принятые Росфинмониторинг нормативные правовые акты по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности, разъяснения и рекомендации по вопросам применения отдельных норм Закона № 115-ФЗ, данные указанным органом с целью соблюдения требований поименованного Закона, вопреки доводам апелляционной жалобы являются обязательными, поскольку разработаны и приняты в соответствии с требованиями норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения. В целом, изложенные в апелляционной жалобе доводы административного истца, являлись предметом судебного разбирательства в суде первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, с которой судебная коллегия согласна. Основания для иной оценки и иного применения норм материального и процессуального права у суда апелляционной инстанции в данном случае отсутствуют. Обстоятельства, которые бы свидетельствовали о том, что оспариваемым представлением, действиями должностного лица, принявшего указанное представление, нарушены права, свободы и законные интересы ООО «СИСТЕМА», созданы препятствия к осуществлению им своих прав и свобод, на общество незаконно возложена какая-либо обязанность, по делу не установлены. Приведенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают выводы суда первой инстанции, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, повторяют правовую и процессуальную позицию административного истца в суде первой инстанции и уже являлись предметом судебного рассмотрения. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было. Предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не усматривается На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия Самарского областного суда по административным делам определила: решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 17.06.2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО «СИСТЕМА» – без удовлетворения. Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции и Верховный Суд Российской Федерации в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу. Председательствующий: Судьи: |