НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Самарского областного суда (Самарская область) от 17.09.2019 № 33А-11037/19

Судья: Трух Е.В. адм. дело № 33а-11037/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

17 сентября 2019 года г. Самара

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Шилова А.Е.,

судей Клюева С.Б., Ефремовой Л.Н.,

при секретаре Латыповой Р.Р.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе ООО «Рускэмп» Детский оздоровительный центр «Россия» на решение Октябрьского районного суда г. Самары от 18 июня 2019 года, которым административное исковое заявление ООО «Рускэмп» Детский оздоровительный центр «Россия» об оспаривании предписания Управления Роспотребнадзора по Самарской области оставлено без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Клюева С.Б., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ООО «Рускэмп» Детский оздоровительный центр «Россия» обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным предписания, вынесенного ведущим специалистом-экспертом Отдела надзора по гигиене детей и подростков Управления Роспотребнадзора по Самарской области Волковой В.А. №05/407 от 15.06.2018, которым на административного истца возложена обязанность провести вырубку деревьев, находящихся на территории первого пояса зоны санитарной охраны (п. 3.2.1.1 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения») в срок до 20.05.2019.

Административный истец считает предписание незаконным ввиду того, что его выполнение повлечет административную или уголовную ответственность за нарушение лесного законодательства. СанПиН 2.1.4.1110-02 не содержит требований о запрете нахождения деревьев на территории первого пояса зоны санитарной охраны. В соответствии с ответом Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 18.08.2018 все леса Самарской области отнесены к категории защитных лесов, рубка лесных насаждений без наличия правоустанавливающих документов является незаконной.

Решением Октябрьского районного суда г. Самары от 16 ноября 2018 года требования ООО «Рускэмп» Детский оздоровительный центр «Россия» оставлены без удовлетворения.

Апелляционным определением Самарского областного суда от 05 февраля 2019 года решение суда отменено как затрагивающее права и законные интересы лица, не привлеченного к участию в деле, дело направлено на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении к участию в деле привлечены Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, Администрация муниципального района Красноярский Самарской области, ООО «АРМ-С».

Судом постановлено указанное выше решение, которое в апелляционной жалобе ООО «Рускэмп» Детский оздоровительный центр «Россия» просит отменить как незаконное, требования удовлетворить.

В заседании судебной коллегии представитель ООО «Рускэмп» Детский оздоровительный центр «Россия» - Косинов А.А. (по доверенности) доводы апелляционной жалобы поддержал.

Представитель Управления Роспотребнадзора по Самарской области – Гришин П.А. (по доверенности) возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить решение суда без изменения.

Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в связи с чем на основании статей 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в их отсутствие.

Выслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.

Судом установлено и следует из материалов дела, что 04.07.2005 между муниципальным образованием Красноярский район, представляемым Комитетом по управлению муниципальной собственностью Красноярского района, и ОАО «Металлист-Самара» заключен договор аренды №47/190а земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, Красноярский район, Светлопольская волость,70 км. автодороги Самара-Ульяновск, кадастровый номер 63:260000000:0242 для размещения ДОЦ «Россия».

01.11.2013 ОАО «Металлист-Самара» передало права и обязанности арендатора по договору №47 аренды земельного участка от 04.07.2005 ООО «АРМ-С».

На основании договора субаренды от 18.03.2019 ООО «Арм-С» передало ООО «Рускэмп» Детский оздоровительный центр «Россия» во временное владение и пользование здания и сооружения, в том числе артезианские скважины, для осуществления деятельности в детском оздоровительном центре «Россия».

Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области 14.05.2018 выдана лицензия ООО «Рускэмп» Детский оздоровительный центр «Россия» на пользование недрами с целевым назначением и видами работ - добыча подземных вод для питьевого, хозяйственно-бытового и технологического обеспечения водой детского оздоровительного цента «Россия», расположенного в районе с. Старый Буян муниципального района Красноярский Самарской области.

На основании распоряжения Управления Роспотребнадзора по Самарской области проведены внеплановые мероприятия по контролю (надзору) ООО «Рускэмп» Детский оздоровительный центр «Россия», по результатам которых 15.06.2018 составлен акт проверки и выдано предписание №05/407 по устранению нарушений требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, которым на ООО «Рускэмп» Детский оздоровительный центр «Россия» возложена обязанность провести вырубку деревьев, находящихся на территории первого пояса зоны санитарной охраны (п. 3.2.1.2 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»).

Срок для устранения указанных нарушений установлен до 20.05.2019.

Статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее Закон N52-ФЗ) установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

В соответствии с пунктом 2 статьи 50 Закона N52-ФЗ при выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки, об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований; о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

В силу статьи 39 Закона N52-ФЗ на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, соблюдение которых является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 N10 с 1 июня 2002 г. введены в действие санитарные правила и нормативы "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02".

В соответствии с пунктами 1.4, 1.5 названных санитарных правил и норм, зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в зонах санитарной охраны является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.

В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно - защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.

Согласно пункту 3.2.1.2 СанПиН 2.1.4.1110-02 в первом поясе не допускается, в том числе, посадка высокоствольных деревьев.

В силу части 2 статьи 39 Водного кодекса Российской Федерации обязанность не допускать при использовании водных объектов причинения вреда окружающей среде и содержать в исправном состоянии эксплуатируемые очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения лежит на собственниках водных объектов и водопользователях.

Материалами дела подтверждено и не оспаривалось стороной истца, что территория первого пояса зоны санитарной охраны источников водоснабжения Детского оздоровительного центра «Россия» в установленном порядке ограждена, однако там произрастают высокоствольные деревья.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями указанных выше нормативных правовых актов, регулирующих спорные правоотношения, проанализировав установленные по делу обстоятельства и основания принятия оспариваемого решения, пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для признания незаконным и отмены предписания, поскольку оно вынесено уполномоченным государственным органом в пределах его компетенции, соответствует требованиям действующего санитарного законодательства, выдано надлежащему лицу, использующему источник водоснабжения.

Доводы административного истца о том, что исполнение предписания повлечет ответственность в связи с нарушением лесного законодательства, предусмотренную за самовольную вырубку деревьев, правильно отклонены судом.

Из письма Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 16.08.2018, следует, что территория, на которой предписано осуществить вырубку деревьев, находящихся в зоне санитарной охраны скважины, не относится к землям лесного фонда, а расположена по адресу: Самарская область, Красноярский район (земли поселений), категория «земли особо охраняемых территорий и объектов», кадастровый номер 63:26:0701012:1. В связи с этим решение вопросов сноса (вырубки) зеленых насаждений на данном участке входит в компетенцию администрации муниципального района Красноярский Самарской области.

Представителем истца не оспаривалось, что истец в установленном порядке в администрацию муниципального района Красноярский Самарской области по вопросу сноса зеленых насаждений в соответствии с выданным ему предписанием не обращался. Учитывая данные обстоятельства, оснований полагать, что предписание является неисполнимым и может повлечь привлечение истца к ответственности, не имеется.

Вопреки доводам жалобы, совокупность оснований для признания незаконным оспариваемого предписания, предусмотренных положениями статьи 227 КАС РФ, при рассмотрении настоящего административного дела не установлена.

Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства (часть 9 статьи 226 КАС РФ) и закон, регулирующий рассматриваемые правоотношения; верно распределил бремя доказывания между сторонами (статья 62, часть 1 статьи 226 КАС РФ); собранным по делу доказательствам дал надлежащую оценку по правилам статьи 84 КАС РФ, оснований не согласиться с которой у судебной коллегии не имеется. Никаких существенных нарушений норм закона судом первой инстанции не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.309 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Октябрьского районного суда г. Самары от 18 июня 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО «Рускэмп» Детский оздоровительный центр «Россия» – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи