НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Самарского областного суда (Самарская область) от 17.08.2015 № 33-8847/2015

Судья Гиниятуллина Л.К. №33-8847/2015

Апелляционное определение

«17» августа 2015 года г.Самара

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Назейкиной Н.А.,

судей Печниковой Е.Р., Самчелеевой И.А.,

при секретаре Моревой Н.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца Кольцова А.Н. на решение Красноглинского районного суда г.Самары от «11» июня 2015 года, которым постановлено:

«В удовлетворении исковых требований Кольцову А.Н. к ГУ УПФ РФ в Красноглинском районе о перерасчете пенсии отказать».

Заслушав доклад судьи Назейкиной Н.А., объяснения Кольцова А.Н. в поддержание жалобы, возражения на доводы жалобы представителя ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Красноглинском районе г.Самары Третьяковой Л.Н. (по доверенности №16 от 15.09.2014 года), судебная коллегия

установила:

Кольцов А.Н. обратился в суд с иском ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Красноглинском районе г.Самары о перерасчете пенсии.

В обоснование заявленных требований истец указал, что ему назначена досрочная трудовая пенсия за работу по Списку №2 в Самарской области с задержкой на 6 месяцев в связи с не предоставлением им справок по заработной плате, но при наличии справок, подтверждающих работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, за вышеуказанный период.

По мнению истца, при назначении пенсии нарушено его право выбора любых 5 лет (60 месяцев) по заработной плате для начисления пенсии с учетом повышенного отношения в размере 2,2, поскольку заработок в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, превышал средний заработок по стране в 2,6-2,7 раз.

Определяя стаж истца, ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Красноглинском районе г.Самары засчитало в стаж период работы в МКС только 8 лет 11 месяцев 12 дней.

Между тем, при приеме на работу ему было разъяснено, что его стаж будет исчисляться в льготном исчислении, как 1 год работы за полтора, т.е. 8 лет 11 месяцев 12 дней должно быть засчитано в стаж как 13 лет 4 месяца 18 дней.

По мнению истца, если суммировать стаж его работы по Списку №2 в г.Куйбышеве и работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, то стаж работы составит более 22 лет, что на 2 года больше требуемых 20 лет согласно ответу УПФ по Самарской области.

Ссылаясь на вышеуказанные обстоятельства, истец просил суд обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Красноглинском районе г.Самары произвести перерасчет размера пенсии с повышенным отношением заработка в размере 2,2.

Судом первой инстанции постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе истец Кольцов А.Н. просит решение суда первой инстанции отменить, как незаконное и необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит основания для отмены или изменения решения суда.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Кольцова А.Н., суд первой инстанции обоснованно исходил из отсутствия правовых оснований для перерасчета пенсии истца с применением повышенного отношения заработков.

Судебная коллегия считает данные выводы суда основанными на правильном определении обстоятельств по делу и применении норм пенсионного законодательства.

В соответствии с п.1 ст.7 Федерального закона от 17.12.2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Судом установлено, что 04.02.2010 года Кольцову А.Н. назначена досрочная трудовая пенсия по старости на основании п.1.6 ст.28 Федерального закона от 17.12.2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с применением ст.28.1 указанного закона.

В соответствии с п.1 ст.30 вышеназванного Закона при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал по формуле.

Согласно п.2 ст.30 указанного Федерального закона расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном п.3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном п.4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном п.6 настоящей статьи.

Данная правовая норма устанавливает способы порядка расчета размера трудовой пенсии и не допускает их смешанное применение.

При оценке пенсионных прав застрахованного лица в соответствии с п.3 (до 01.01.2010 года - пункт 2) ст.30 указанного Федерального закона одной из составляющих расчетного размера трудовой пенсии является отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в РФ (ЗР/ЗП), учитываемое в размере не свыше 1,2.

Лицам, указанным в абзаце первом подпункта 6 пункта 1 статьи 28 Закона №173-ФЗ, в том числе лицам, в отношении которых при назначении досрочной трудовой пенсии по старости применяются положения статьи 28.1 Закона №173-ФЗ, отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в РФ учитывается в повышенном размере (не свыше 1,4, 1,7, 1,9) независимо от места жительства этих лиц за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Согласно пп.6 п.1 ст.28 Федерального закона от 17.12.2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 данного закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж не менее 25 лет.

Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, трудовая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

В соответствии с п.1 ст.28.1 Федерального закона №173-ФЗ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с работой в упомянутых районах и местностях (за исключением случаев определения стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям для установления повышенного фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии в соответствии с пунктами 7 - 14 статьи 14 и трудовой пенсии по инвалидности в соответствии с пунктами 6 - 9 статьи 15 настоящего Федерального закона) к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 1 - 10 и 16 - 18 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, в порядке, определяемом Правительством РФ. В случае, когда работа, предусмотренная п.п. 1 - 10 п.1 ст.27 Федерального закона №173 от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» осуществлялась в районах Крайнего Севера, суммирование стажа не производится.

Порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», определен Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 №516.

В соответствии с п.2 указанных Правил при досрочном назначении гражданам трудовой пенсии по старости в порядке, предусмотренном указанными Правилами, суммируются периоды работ, перечисленные в этом пункте.

Согласно п.3 Правил от 11.07.2002 №516 суммирование периодов работ, указанных в п.2 данных Правил, осуществляется путем добавления к периодам работы, указанной в п.11 (работа в районаx Крайнего Севера и приравненных к ним местностях), периодов работ, указанных в подпунктах 1-10, 16-18.

При определении права на досрочную пенсию по старости и при исчислении пенсии с учетом повышенного отношения заработков «северный» стаж учитывается в календарном порядке, то есть без применения льготного исчисления.

Аналогичный порядок исчисления «северного» стажа применялся в соответствии с ранее действовавшим законодательством, включая пенсионное законодательство СССР.

Из материалов дела следует, что 22.04.2014 года Кольцов А.Н. обратился в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Красноглинском районе г.Самары с заявлением о перерасчете размера трудовой пенсии по старости с применением повышенного отношения заработков.

Решением комиссии ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Красноглинском районе г.Самары от 24.04.2014 года истцу отказано в перерасчете трудовой пенсии по старости с применением повышенного отношения заработков, ввиду отсутствия требуемого на 01.01.2002 года стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера не менее 20 календарных лет, поскольку стаж работы Кольцова А.Н. по состоянию на 01.01.2002 года составил:

- в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, – 8 лет 11 месяцев 12 дней;

- по списку №2 (п.п.2 п.1 ст.27 Закона №173-ФЗ) за пределами «северных» регионов 8 лет 8 месяцев 29 дней.

В результате суммирования стаж работы Кольцова А.Н. в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, на 01.01.2002 года составил 17 лет 5 месяцев 9 дней.

Учитывая, что для возникновения права на применение повышенного отношения заработков по состоянию на 01.01.2002 года у истца отсутствует требуемый 20-летний календарный стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, а также отсутствует необходимое для применения правил перевода условие - работа как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, в связи с чем осуществлять перевод работы в приравненных к районам Крайнего Севера местностях в работу на Крайнем Севере в порядке 1 год за 9 месяцев неправомерно, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении требований Кольцова А.Н. о перерасчете пенсии.

Кроме того, руководствуясь положениями абз.2 п.6 ст.30 Федерального закона от 17.12.2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», судебная коллегия принимает во внимание, что ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Красноглинском районе г.Самары обоснованно произведена конвертация пенсионных прав Кольцова А.Н. по п.3 ст.30 вышеназванного Федерального закона, как наиболее выгодная (пенсия истца составляет 12 716,64 рублей), поскольку пенсионный капитал при конвертации пенсионных прав больше, чем при применении п.4 ст.30 ФЗ №173-ФЗ (пенсия будет составлять 8 900 рублей).

Доводы апелляционной жалобы истца Кольцова А.Н. основаны на неправильном толковании норм действующего пенсионного законодательства и переоценку доказательств, которым судом первой инстанции дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст.67 Гражданского процессуального кодекса РФ, и не могут служить основанием к отмене постановленного по делу решения.

При указанных обстоятельствах судебная коллегия считает, что обжалуемое в части решение постановлено в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных ст.330 Гражданского процессуального кодекса РФ оснований для отмены решения суда первой инстанции - оставлению без удовлетворения.

Суд первой инстанции правильно применил нормы права, установил все необходимые для разрешения дела обстоятельства с надлежащей их оценкой и доказанностью, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела.

Руководствуясь ст.ст.328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Красноглинского районного суда г.Самары от «11» июня 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу истца Кольцова А.Н. – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи