судья: Беседина Т.Н. гр. дело №33-5454/2020 (гр. дело №2-395/2020) АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 17 июня 2020 года г.Самара Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе: председательствующего судьи Маркина А.В., судей: Захарова С.В., Пияковой Н.А., при секретаре Моревой Н.П., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 в лице представителя по доверенности ФИО2 на решение Кировского районного суда г.Самары от 21.01.2020, которым постановлено: «В удовлетворении исковых требований ФИО1 к ООО «СК «ГРАНТА» о взыскании страхового возмещения – отказать». Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Захарова С.В., судебная коллегия УСТАНОВИЛА: ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 в лице представителя по доверенности ФИО2 обратился в суд с иском к ООО «СК «ГРАНТА» о взыскании страхового возмещения. Требования мотивированы тем, что истец является собственником маломерного судна НАВИГАТОР 380R (идентификационный №). ДД.ММ.ГГГГ на правом берегу реки Волги возле набережного спуска Лейтенанта Шмидта г.Самары в результате наезда на препятствие корпусу маломерного судна НАВИГАТОР 380R (идентификационный №) и двигателю ПЛМ MERCURY F20MH причинены механические повреждения. Судно застраховано по договору страхования на основании «Правил страхования средств водного транспорта» от ДД.ММ.ГГГГ, выдан полис страхования средств водного транспорта № от ДД.ММ.ГГГГ на страховую сумму 275690,00 руб. и на срок действия полиса с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился с заявлением № о возмещении причиненного ущерба в страховую компанию ООО «СК «ГРАНТА», но получил отказ в выплате страхового возмещения. В соответствии с актом экспертного исследования ООО «Лаборатория судебной экспертизы ФЛСЭ» № от ДД.ММ.ГГГГ стоимость восстановительного ремонта судна составляет 88 139 руб. и стоимость ремонта ДВС ПЛМ MERCURY F20МН составляет 101969,69 руб., что в сумме составляет 190108,69 руб. Стоимость услуг независимой экспертизы составила 8000,00 руб. ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 обратился к ответчику с претензией о возмещении ущерба, которая страховщиком оставлена без удовлетворения. Ссылаясь на указанные обстоятельства, полагая, что повреждения корпуса лодки и мотора в результате наезда на препятствие являются страховым случаем, истец просил суд взыскать с ответчика в свою пользу сумму страхового возмещения по ущербу, причиненному маломерному судну НАВИГАТОР 380R, в размере 187 108,69 руб., расходы по оплате независимой экспертизы в размере 8000 руб., неустойку за нарушение сроков выплаты страхового возмещения в размере 11000 руб., неустойку с даты вынесения решения до даты фактического исполнения решения суда из расчета 1% от невыплаченного страхового возмещения за каждый день просрочки, компенсацию морального вреда в сумме 30000 руб., расходы на оплату услуг представителя в размере 25000 руб. и штраф в размере 50% от взысканной судом страховой выплаты. Судом первой инстанции постановлено вышеизложенное решение. Не согласившись с принятым судебным актом, ФИО1 в лице представителя по доверенности ФИО2 обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции. Полагает, что повреждение судна вследствие наезда на препятствие является страховым случаем, поскольку подпадает под категорию аварий машин, оборудования и устройств судна. В судебное заседание суда апелляционной инстанции надлежаще извещенные стороны не явились. Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда. В соответствии со ст.929 ГК РФ по договору имущественного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) или иному лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю), причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы). По договору имущественного страхования могут быть, в частности, застрахованы следующие имущественные интересы: риск утраты (гибели), недостачи или повреждения определенного имущества (статья 930). В соответствии с п.2 ст.9 Закона РФ от 27.11.1992 №4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» страховым случаем является совершившееся событие, предусмотренное договором страхования или законом, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату страхователю, застрахованному лицу, выгодоприобретателю или иным третьим лицам. Согласно разъяснениям п.12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2013 №20 «О применении судами законодательства о добровольном страховании имущества граждан» страховой случай включает в себя опасность, от которой производится страхование, факт причинения вреда и причинную связь между опасностью и вредом и считается наступившим с момента причинения вреда (утраты, гибели, установления недостачи или повреждения застрахованного имущества) в результате действия опасности, от которой производилось страхование. В силу ст.942 ГК РФ при заключении договора имущественного страхования между страхователем и страховщиком должно быть достигнуто соглашение о характере события, на случай наступления которого осуществляется страхование (страхового случая). В соответствии со ст.943 ГК РФ условия, на которых заключается договор страхования, могут быть определены в стандартных правилах страхования соответствующего вида, принятых, одобренных или утвержденных страховщиком либо объединением страховщиков (правилах страхования). Условия, содержащиеся в правилах страхования и не включенные в текст договора страхования (страхового полиса), обязательны для страхователя (выгодоприобретателя), если в договоре (страховом полисе) прямо указывается на применение таких правил и сами правила изложены в одном документе с договором (страховым полисом) или на его оборотной стороне либо приложены к нему. В последнем случае вручение страхователю при заключении договора правил страхования должно быть удостоверено записью в договоре.Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ на правом берегу реки Волги возле набережного спуска Лейтенанта Шмидта г.Самары в результате наезда на препятствие причинены механические повреждения корпусу маломерного судна НАВИГАТОР 380R (идентификационный №) и двигателю ПЛМ MERCURY F20MH, принадлежащего на праве собственности ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ между ООО «СК «Гранта» и ФИО1 заключен договор страхования средств водного транспорта № на основании «Правил страхования средств водного транспорта» от ДД.ММ.ГГГГ, являющихся его неотъемлемой частью. Согласно выданному истцу полису страхования объектом страхования являются имущественные интересы страхователя (выгодоприобретателя), связанные с владением, пользованием и распоряжением судном – надувной лодкой H380R-T, вследствие повреждения или уничтожения судна, а также имущественные интересы страхователя, связанные с убытками, расходами и взносами по общей аварии. Порядок и сроки уплаты страховой премии: единовременно при заключении договора в размере 11 000 руб., срок действия полиса 00 ч. 00 мин. ДД.ММ.ГГГГ по 24 ч. 00 мин. ДД.ММ.ГГГГ. Страховые риски: с ответственностью за гибель судна и повреждения. Район плавания (рейс): внутренние водные пути Российской Федерации, согласно действующему классу. Полисом страхования установлена безусловная франшиза в размере 3 000 руб. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в ООО «СК Гранта» с сообщением об аварийном случае. Ответом ООО «СК «Гранта» от ДД.ММ.ГГГГ в выплате страхового возмещения истцу отказано со ссылкой на то, что повреждение лодки и мотора в результате наезда на препятствие не является страховым случаем. Согласно представленному истцом акту экспертного исследования № от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Лаборатория судебной экспертизы ФЛСЭ» стоимость восстановительного ремонта маломерного судна Навигатор 380 R (строительный идентификационный №) и ДВС ПЛМ Mercury F20MН (идентификационный номер №), поврежденных в результате происшествия ДД.ММ.ГГГГ, составляет 190109 руб., в том числе стоимость восстановительного ремонта маломерного судна Навигатор 380R – 88139 руб., стоимость восстановительного ремонта ДВС ПЛМ Mercury F20MН – 101969,69 руб. (л.д.14-58). Как следует из представленного ответчиком экспертного исследования № от ДД.ММ.ГГГГ ООО «НМИВЦПКНЭ «Паритет Ценз», рыночная стоимость восстановительного ремонта лодочного мотора Mercury Marine F20MН и корпуса лодки Навигатор Н380R-T (округленно) определена в размере 148 000 руб., в том числе повреждение мотора - 105908 руб., повреждение корпуса лодки - 42 000 руб. (л.д.87-105). ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в ООО «СК «ГРАНТА» с претензией о выплате страхового возмещения, которая ответчиком оставлена без удовлетворения. В соответствии с п.3.3 Правил страхования, утвержденных Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ (с изменениями и дополнениями от ДД.ММ.ГГГГ Приказ №, от ДД.ММ.ГГГГ, Приказ №, ДД.ММ.ГГГГ, Приказ №), договор страхования заключается по одному из следующих Условий: Условие 1. "С ответственностью за гибель судна и повреждения": - корпуса, винта в сборе, пера и баллера руля; - двигателей, вспомогательных механизмов, оборудования и судовых устройств. По договору страхования, заключенному на этом Условии, возмещаются: а) убытки вследствие полной гибели судна (фактической или конструктивной) и расходы по устранению повреждений корпуса, винта в сборе, пера и баллера руля, а также двигателей, вспомогательных механизмов, оборудования и судовых устройств, происшедшие в результате огня, взрыва, молнии, бури, вихря, других стихийных бедствий, аварии машин, оборудования и устройств судна, пропажи его без вести, противоправных действий третьих лиц, кроме случаев, приведенных в Оговорке "Общие исключения"; б) убытки и расходы по общей аварии по доле судна. При наличии признаков, определяющих наличие общей аварии, к убыткам по общей аварии относятся (кроме убытков, перечисленных в Оговорке "Исключения по общей аварии" настоящих Правил): - убытки, вызванные принятием мер общего спасания; - убытки, причиненные судну намеренной посадкой судна на мель; - убытки, причиненные судну при тушении пожара на судне, включая убытки от произведенного для этой цели затопления горящего судна. Согласно п.1.2 Правил страхования общая авария (general average) относится к нормам международного морского права (в Российской Федерации регулируется Кодексом Торгового Мореплавания (КТМ)). Общей аварией признаются убытки, понесенные вследствие намеренно и разумно произведенных чрезвычайных расходов или пожертвований ради общей безопасности, в целях сохранения от общей опасности имущества, участвующего в общем морском предприятии, - судна, фрахта и перевозимого судном груза (л.д.106-122). Из заключенного между сторонами договора страхования, а также Правил страхования следует, что повреждение судна вследствие наезда на препятствие не предусмотрено в качестве страхового случая, ввиду чего право на получение страхового возмещения у истца не возникло. При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в рассматриваемой ситуации страховой случай не наступил, ввиду чего обоснованно не усмотрел правовых и фактических оснований для удовлетворения заявленных исковых требований. Доводы апелляционной жалобы о том, что повреждение судна вследствие наезда на препятствие является страховым случаем, со ссылками на Правила страхования от ДД.ММ.ГГГГ, не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неправильном толковании Правил страхования и условий заключенного между сторонами договора. При рассмотрении настоящего гражданского дела судом исследованы все обстоятельства, имеющие юридическое значение, им дана надлежащая оценка, заявленные исковые требования разрешены в соответствии с действующим законодательством и представленными сторонами доказательствами, ввиду чего оспариваемое судебное постановление подлежит оставлению без изменения. С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст.328-329 ГПК РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Кировского районного суда г.Самары от 21.01.2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 в лице представителя по доверенности ФИО2 – без удовлетворения. Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции. Председательствующий: Судьи: |