НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Самарского областного суда (Самарская область) от 17.01.2013 № 33-395/2013

Судья: Рапидова И.В. Дело № 33-395/2013

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Самара

17 января 2013 года   Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего – Калинниковой О.А.,

судей – Черкуновой Л.В., Набок Л.А.,

при секретаре Тимагине Е.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области в интересах неопределенного круга потребителей на решение Октябрьского районного суда г. Самары от 25 июня 2012 года, которым постановлено:

«В удовлетворении исковых требований Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в интересах неопределенного круга потребителей к Небанковской кредитной организации «Расчетная палата Самарской валютной межбанковской биржи» - закрытое акционерное общество (ЗАО РП СВМБ) о признании противоправными в отношении неопределенного круга потребителей действий ответчика в части предоставления не полной, не достоверной, носящей противоречивый, неоднозначно понимаемый характер информации для потребителя о предоставляемой ЗАО РП СВМБ услуге по приёму денежных средств от физических лиц, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), а также об исполнителе данной услуги противоправными, а именно: предоставление недостоверной информации о месте нахождения платежей - указан дом №, вместо № «А» по <адрес>; отсутствие информации об исполнителе в части указания в юридическом адресе наименование улицы, номера дома организации, а также отсутствие наименования и адреса уполномоченной организации, обслуживающей платежный терминал (кредитно-кассовый офис ЗАО РП СВМБ в <адрес>; реквизиты договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц содержат недостоверную информацию о дате заключения договора 24.11.2009г. вместо 23.11.2009г., отсутствуют номера контактных телефонов кредитной организации ЗАО РП СВМБ, а также информация о способах направления претензий в указанную организацию (указан телефон единой справочной платежного сервиса QIWI); для кредитной организации, осуществляющей деятельность по приему платежей от физических лиц в рамках законодательства о банках и банковской деятельности, отсутствуют номера контактных телефонов Банка России; в чеке выдаваемом физическому лицу и подтверждающем прием и осуществление соответствующего платежа, адрес места приема денежных средств указан недостоверно: <адрес>, а также указаны только контактные телефоны оператора №, отсутствуют номера контактных телефонов кредитной организации, которая осуществляет деятельность по приему платежей физических лиц; информация об отказе принятия претензии по зачислению платежа без чека не соответствует ст. 493 ГК РФ, обязании ЗАО РП СВМБ при приеме платежей физических лиц обеспечить в каждом месте приема платежей предоставление плательщикам адреса места приема платежей; наименования и места нахождения кредитной организации, с которой у банковского платежного агента заключен договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, и ее идентификационного номера налогоплательщика; номера лицензии кредитной организации на осуществление банковских операций, с которой у банковского платежного агента заключен договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц; реквизитов договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц между банковским платежным агентом и кредитной организацией; размера вознаграждения, уплачиваемого физическим лицом, в случае взимания вознаграждения, а также видов и размеров иных расходов физического лица, связанных с осуществлением приема платежей физических лиц, осуществлением физическими лицами операций с использованием платежных карт, а также с передачей кредитной организации при осуществлении операций с использованием платежных карт распоряжений физических лиц об осуществлении расчетов по их банковским счетам;(в ред. Федерального закона от 01.07.2010 N 148-ФЗ) номеров контактных телефонов банковского платежного агента и кредитной организации, а также информации о способах направления претензий; номеров контактных телефонов Банка России, федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных Правительством Российской Федерации на проведение государственного контроля (надзора) за приемом платежей физических лиц, обязании ЗАО РП СВМБ при удовлетворении судом требований довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда, - отказать».

Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Черкуновой Л.В., судебная коллегия

установила  :

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области (Далее - Управление Роспотребнадзора по Саратовской области) обратилось в суд с заявлением в интересах неопределенного круга потребителей о признании действий ЗАО Небанковская кредитная организация «Расчетная палата Самарской валютной межбанковской биржи» (далее ЗАО НКО РПСВМБ) в отношении неопределенного круга потребителей противоправными и прекращении таких действий.

В обоснование своих требований истец указал, что в его адрес неоднократно поступали устные обращения от граждан и письменное заявление на носящие однородный характер нарушения их прав со стороны ЗАО НКО РПСВМБ. В своих обращениях потребители указывали на то, что в местах осуществления платежей отсутствует контактная информация о местонахождении, телефонах организации, являющейся владельцем платёжного терминала, что не позволяет реализовать свои потребительские права в случае возникновения претензии к качеству обслуживания. В частности в Управление обращался потребитель ФИО1, который указывал на нарушение его прав при попытке произвести платеж через терминал ответчика. Нарушения заключаются в том, что при оплате произошел разрыв банкноты, чек напечатан не был, потребитель не смог найти информацию и связаться с владельцем терминала.

В ходе проверки по запросу информации от ЗАО «Тандер» (магазин «Магнит») по адресу: <адрес>, получен чек, выдаваемый платежным агентом ЗАО НКО РПСВМБ плательщикам, через платежный терминал №, в котором указан недостоверный адрес места приема платежей, а также указаны только телефоны единой справочной платежного сервиса. Ведущим специалистом-экспертом Управления ФИО2 был совершен платеж с использованием указанного терминала, однако чек выдан не был, получено голосовое сообщение о том, что претензии по зачислению платежа без чека не принимаются.

По данному обращению Управлением Роспотребнадзора по Саратовской области 12.04.2011г. вынесено определение № о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, в отношении юридического лица ЗАО НКО РПСВМБ, адрес места нахождения и фактический адрес: 443011<адрес>.

Управлением Роспотребнадзора по Саратовской области установлено, что информация для потребителя о предоставляемой ЗАО НКО РПСВМБ услуге по приёму денежных средств от физических лиц, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), а также об исполнителе данной услуги предоставляется не в полном объеме, недостоверно, носит противоречивый, неоднозначно понимаемый характер, а именно:

- информация о месте нахождения платежей недостоверная: указан дом №, вместо №» по <адрес>;

- информация об исполнителе содержит только сведения об индексе, области, городе и районе города (отсутствует наименование улицы, номера дома организации), а также отсутствует наименование и адрес уполномоченной организации, обслуживающей платёжный терминал (кредитно-кассовый офис ЗАО НКО РПСВМБ в <адрес>,

- реквизиты договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц содержан недостоверную информацию о дате заключения договора 24.11.2009г., вместо 23.11.2009г;

- отсутствуют номера контактных телефонов кредитной организации ЗАО НКО РПСВМБ, а также информации о способах направления претензий в указанную организацию, указан телефон единой справочной платёжного сервиса QIWI;

- для кредитной организации, осуществляющей деятельность по приёму платежей от физических лиц в рамках законодательства о банках и банковской деятельности, отсутствуют номера контактных телефонов Банка России;

- в чеке, выдаваемом физическому лицу и подтверждающем прием и осуществление соответствующего платежа адрес места приема денежных средств указан недостоверный: <адрес>, а также указаны только контактные телефоны оператора №, отсутствуют номера контактных телефонов кредитной организации, которая осуществляет деятельность по приему платежей физических лиц;

- информация об отказе принятия претензии по зачислению платежа без чека не соответствует статье 493 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой наряду с указанными документами к документам, подтверждающим факт заключения договора, относятся также иные документы, подтверждающие оплату товара (вместо кассового чека потребителем в подтверждение факта заключения договора могут быть представлены и другие документы, подтверждающие факт оплаты товара).

Указанные нарушения подтверждаются постановлением № от 23.06.2011г. по делу об административном правонарушении в отношении ответчика, решением Арбитражного суда Саратовской области от 26.09.2011г. по делу № А57-9496/2011, постановлением Арбитражного суда апелляционной инстанции от 30.11.2011 по делу №А57-9496/2011г.

Ссылаясь на то, что указанные нарушения действующего законодательства со стороны ЗАО НКО РПСВМБ, а именно: предоставление неполной, недостоверной, носящей противоречивой, неоднозначно понимаемый характер информации для потребителя о предоставляемой ЗАО НКО РПСВМБ услуге по приему денежных средств от физических лиц, направленной на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), а также об исполнителе данной услуги, представляют собой нарушения, которые не позволяют реализовать свои потребительские права гражданам, при осуществлении платежей, и в случае возникновения претензии к качеству обслуживания, а также на Закон РФ «О защите прав потребителей», ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», ФЗ «О банках и банковской деятельности», Управление Роспотребнадзора по Саратовской области просило признать указанные действия ЗАО НКО РПСВМБ в отношении неопределенного круга лиц потребителей противоправными, и обязать ЗАО НКО РПСВМБ при приеме платежей физических лиц обеспечить в каждом месте приема платежей предоставление плательщикам адреса места приема платежей; наименования и места нахождения кредитной организации, с которой у банковского платежного агента заключен договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, и ее идентификационного номера налогоплательщика; номера лицензии кредитной организации на осуществление банковских операций, с которой у банковского платежного агента заключен договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц; реквизитов договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц между банковским платежным агентом и кредитной организацией; размера вознаграждения, уплачиваемого физическим лицом, в случае взимания вознаграждения, а также видов и размеров иных расходов физического лица, связанных с осуществлением приема платежей физических лиц, осуществлением физическими лицами операций с использованием платежных карт, а также с передачей кредитной организации при осуществлении операций с использованием платежных карт распоряжений физических лиц об осуществлении расчетов по их банковским счетам; (в ред. Федерального закона от 01.07.2010 N 148-ФЗ) номеров контактных телефонов банковского платежного агента и кредитной организации, а также информации о способах направления претензий; номеров контактных телефонов Банка России, федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных Правительством Российской Федерации на проведение государственного контроля (надзора) за приемом платежей физических лиц, обязать ЗАО НКО РПСВМБ при удовлетворении судом требований довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.

Судом постановлено решение, резолютивная часть которого изложена выше.

В апелляционной жалобе Управление Роспотребнадзора по Саратовской области просит решение суда отменить, исковые требования удовлетворить, указав, что решением Арбитражного суда Саратовской области установлена вина ЗАО НКО РПСВМБ в совершении административного правонарушения, а именно: нарушения прав потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемой услуге, об исполнителе. Также Арбитражным судом установлено, что на ЗАО НКО РПСВМБ, как на платежного субагента (банковского платежного агента) распространяются положения ст.13.1 ФЗ от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности». Между тем, настоящим решением дана иная оценка, что противоречит требованиям ч.3 ст.61 ГПК РФ. Также в жалобе указано, что ЗАО НКО РПСВМБ не представило доказательств, подтверждающих внесение изменений и приведение информации для потребителей в соответствие с требованиями Закона РФ «О защите прав потребителей», ФЗ «О банках и банковской деятельности». Кроме того, Управление Роспотребнадзора по Саратовской области не согласно с выводами суда о том, что нарушения ответчика в части информирования об услуге не затрагивают интересов неопределенного круга лиц потребителей.

Стороны в судебное заседание коллегии не явились, извещены.

Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, поскольку в силу части 3 статьи 167 ГПК РФ, их неявка не является препятствием к рассмотрению дела.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права.

Согласно ст. 8 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Указанная в пункте 1 настоящей статьи информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей.

Статья 9 Закона закрепляет обязанность исполнителя в доведении до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Информация должна быть доведена до сведения потребителей также при осуществлении обслуживания потребителей вне постоянного места нахождения исполнителя.

Согласно ст. 10 Закона исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию об услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. Информация об услугах в обязательном порядке должна содержать адрес (место нахождения), фирменное наименование исполнителя.

Федеральный закон от 03.06.2009 г. № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), а также направленных органам государственной власти, органам местного самоуправления и бюджетным учреждениям, находящимся в их ведении, в рамках исполнения ими функций, установленных законодательством РФ.

В соответствии с ч. 13 ст. 4 Федерального закона РФ от 03.06.2009 г. № 103-ФЗ платежный агент при приеме платежей обязан обеспечить в каждом месте приема платежей предоставление плательщикам следующей информации:

1) адреса места приема платежей;

2) наименования и места нахождения оператора по приему платежей и платежного субагента в случае приема платежа платежным субагентом, а также их идентификационных номеров налогоплательщика;

3) наименования поставщика;

4) реквизитов договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц между оператором по приему платежей и поставщиком, а также реквизитов договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц между оператором по приему платежей и платежным субагентом в случае приема платежа платежным субагентом;

5) размера вознаграждения, уплачиваемого плательщиком оператору по приему платежей и платежному субагенту в случае приема платежа платежным субагентом, в случае взимания вознаграждения;

6) способов подачи претензий;

7) номеров контактных телефонов поставщика и оператора по приему платежей, а также платежного субагента в случае приема платежа платежным субагентом;

8) адресов и номеров контактных телефонов федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных Правительством Российской Федерации на проведение государственного контроля (надзора) за приемом платежей.

Прием платежным агентом от плательщика денежных средств должен быть подтвержден выдачей в момент осуществления платежа кассового чека, подтверждающего осуществление соответствующего платежа.

Кассовый чек, выдаваемый платежным агентом плательщику и подтверждающий осуществление соответствующего платежа, должен соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов, а также содержать следующие обязательные реквизиты:

адрес места приема денежных средств;

наименование и место нахождения платежного агента, принявшего денежные средства, и его идентификационный номер налогоплательщика;

номера контактных телефонов поставщика и оператора по приему платежей, а также платежного субагента в случае приема платежа платежным субагентом (ст. 5).

В соответствии со ст. 13.1. Федерального закона от 02.12.1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» банковский платежный агент при приеме платежей физических лиц обязан обеспечить в каждом месте приема платежей предоставление плательщикам следующей информации:

1) адреса места приема платежей;

2) наименования и места нахождения кредитной организации, с которой у банковского платежного агента заключен договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, и ее идентификационного номера налогоплательщика;

3) номера лицензии кредитной организации на осуществление банковских операций, с которой у банковского платежного агента заключен договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц;

4) реквизитов договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц между банковским платежным агентом и кредитной организацией;

5) размера вознаграждения, уплачиваемого физическим лицом, в случае взимания вознаграждения, а также видов и размеров иных расходов физического лица, связанных с осуществлением приема платежей физических лиц, осуществлением физическими лицами операций с использованием платежных карт, а также с передачей кредитной организации при осуществлении операций с использованием платежных карт распоряжений физических лиц об осуществлении расчетов по их банковским счетам;

(в ред. Федерального закона от 01.07.2010 N 148-ФЗ)

6) номеров контактных телефонов банковского платежного агента и кредитной организации, а также информации о способах направления претензий;

7) номеров контактных телефонов Банка России, федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных Правительством Российской Федерации на проведение государственного контроля (надзора) за приемом платежей физических лиц.

Прием платежей физических лиц банковским платежным агентом должен быть подтвержден выдачей кассового чека, подтверждающего осуществление соответствующего платежа.

Кассовый чек, выдаваемый банковским платежным агентом физическому лицу и подтверждающий прием и осуществление соответствующего платежа, должен соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов, а также содержать следующие обязательные реквизиты:

адрес места приема денежных средств;

наименование и место нахождения банковского платежного агента, принявшего денежные средства, и его идентификационный номер налогоплательщика;

номера контактных телефонов банковского платежного агента и кредитной организации, с которой у банковского платежного агента заключен договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.

Из материалов дела видно, что 12.04.2011 года в Управление Роспотребнадзора по Саратовской области поступило заявление от гр. ФИО1 который сообщил, что 11.02.2011г. пытался осуществить платёж через терминал ответчика №, расположенный в нежилом помещении на 1 этаже здания по адресу: <адрес> «А», однако, при закладывании в купюроприёмник терминала вносимой банкноты номиналом 50 руб., произошёл разрыв банкноты на два фрагмента (что фактически лишило её платёжеспособности), один из которых остался у гр. ФИО1, а второй фрагмент был принят платёжным терминалом. Причём, чек, который является подтверждением совершенной операции, терминал не напечатал. ФИО1 обратился по телефону круглосуточной справочной службы №, указанному на экране аппарата приёма платежей, однако, результатов данные звонки не дали.

По данному обращению Управлением Роспотребнадзора по Саратовской области 12.04.2011г. вынесено определение № о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, в отношении юридического лица ЗАО НКО РПСВМБ, адрес места нахождения и фактический адрес которого: <адрес> В.

В ходе проверки установлено, что ответчик осуществляет переводы денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов в соответствии с лицензией на осуществление банковских операций от 03.06.2009 №-Р.

Установлено также, что свою деятельность ответчик осуществляет на основании договора от 23.11.2009 г. № о приеме платежей платежным субагентом, заключенного между ЗАО НКО РПСВМБ (банковский платежный агент), АКБ «1-й Процессинговый» (ЗАО) (расчетный банк) и ЗАО («Объединенная система моментальных платежей» (оператор приема платежей»), в связи с чем на ответчика, как на платежного субагента (банковского платежного агента) распространяются положения статьи 13.1. Федерального закона от 02.12.1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности».

Управлением Роспотребнадзора по Саратовской области установлено, что в нарушение закона информация для потребителя о предоставляемой ЗАО РП СВМБ услуге по приёму денежных средств от физических лиц, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), а также об исполнителе данной услуги предоставляется ответчиком неполно, недостоверно, носит противоречивый, неоднозначно понимаемый характер, а именно:

- информация о месте нахождения платежей недостоверная: указан дом №, вместо № «А» по <адрес>;

- информация об исполнителе содержит только сведения об индексе, области, городе и районе города (отсутствует наименование улицы, номера дома организации), а также отсутствует наименование и адрес уполномоченной организации, обслуживающей платёжный терминал (кредитно-кассовый офис ЗАО НКО РПСВМБ в <адрес> А,

- реквизиты договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц содержан недостоверную информацию о дате заключения договора 24.11.2009г., вместо 23.11.2009г;

- отсутствуют номера контактных телефонов кредитной организации ЗАО НКО РПСВМБ, а также информации о способах направления претензий в указанную организацию, указан телефон единой справочной платёжного сервиса QIWI;

- для кредитной организации, осуществляющей деятельность по приёму платежей от физических лиц в рамках законодательства о банках и банковской деятельности, отсутствуют номера контактных телефонов Банка России;

- в чеке, выдаваемом физическому лицу и подтверждающем прием и осуществление соответствующего платежа адрес места приема денежных средств указан недостоверный адрес места приёма платежей: <адрес>, а также указаны только контактные телефоны оператора №, отсутствуют номера контактных телефонов кредитной организации, которая осуществляет деятельность по приему платежей физических лиц;

- информация об отказе принятия претензии по зачислению платежа без чека нее соответствует статье 493 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой наряду с указанными документами к документам, подтверждающим факт заключения договора, относятся также иные документы, подтверждающие оплату товара (вместо кассового чека потребителем в подтверждение факта заключения договора могут быть представлены и другие документы, подтверждающие факт оплаты товара).

По данному факту Управлением Роспотребнадзора по Саратовской области 23.06.2011 года вынесено постановление по делу об административном правонарушении, согласно которому ЗАО НКО РПСВМБ признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст14.8 КоАП РФ и назначено наказание в виде штрафа в размере 7000 рублей.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд пришел к выводу о том, что подпунктом 5 п.2 ст.1 Федерального закона №103-Ф3 от 03.06.2009 «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», установлено, что положения указанного закона не применяются к отношениям, связанным с деятельностью по проведению расчетов, осуществляемых в соответствии с законом «О банках и банковской деятельности».

Указанные в постановлении ссылки на требования ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» и ФЗ «О банках и банковской деятельности» в части требований к банковским платежным агентам не распространяется на ЗАО НКО РПСВМБ, поскольку банковским платежным агентом в соответствии со ст. 13.1 являются организации, не являющиеся кредитными организациями и индивидуальные предприниматели, ЗАО НКО РПСВМБ же является небанковской кредитной организацией.

ЗАО НКО РПСВМБ осуществляет переводы денежных средств по поручению физических лиц в соответствии с лицензией на осуществление банковских операций №-Р от 03.06.2009 г. Соответственно, к ЗАО НКО РПСВМБ не применяются положения статей ст. 13.1 ФЗ «О банках и банковской деятельности» и ч.13 ст.4 ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», касающиеся предоставления адреса места приема платежей и требований к кассовому чеку, выдаваемому клиенту банковским платежным агентом, в т.ч. относительно размещения контактных телефонов Банка России.

Между тем, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда по следующим основаниям.

Законность принятого в отношении ЗАО НКО РПСВМБ постановления о привлечении к административной ответственности была предметом рассмотрения Арбитражных судов Саратовской области.

Решением Арбитражного суда Саратовской области от 26.09.2011г. по делу № А57-9496/2011 в удовлетворении заявленных ЗАО НКО РПСВМБ требований об отмене Постановления об административном правонарушении и прекращении производства по делу отказано. Указанные в постановлении о привлечении ответчика к ответственности нарушения нашли свое подтверждение в полном объеме, а именно - информация для потребителя о предоставляемой ЗАО НКО РПСВМБ услуге по приёму денежных средств от физических лиц, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), а также об исполнителе данной услуги предоставляется неполно, недостоверно, носит противоречивый, неоднозначно понимаемый характер.

Постановлением Арбитражного суда апелляционной инстанции от 30.11.2011 по делу №А57-9496/2011г. решение Арбитражного суда Саратовской области от 26.09.2011г. по делу № А57-9496/2011 оставлено без изменения.

Судами установлено, что административным органом доказана вина ЗАО НКО РПСВМБ в нарушении Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 г., которая квалифицируется как нарушение прав потребителей на получение необходимой и достоверной информации о реализуемой услуге, об исполнителе и предусматривает ответственность по ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ.

Установлено также, что ответчик ЗАО НКО РПСВМБ, заключив договор о приеме платежей платежным субагентом № от 23.11.2009 года в качестве платежного субагента (банковского платежного агента), согласился с условиями указанного договора, Правилами работы системы, (утвержденными Приказом Генерального директора ЗАО «ОСПМ» № от 26.07.2011 года, опубликованными на сайте оператора по приему Платежей) и приобрел статус и обязанности платежного субагента (банковского платежного агента) в рамках настоящего договора. Соответственно, на ЗАО НКО РПСВМБ, как на платежного субагента (банковского платежного агента) распространяются положения ст.13.1 Федерального закона от 02.12.1990 №395-1 «О банках и банковской деятельности».

В соответствии с п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 г. № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», в силу ч. 3 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением арбитражного суда, не должны доказываться и не могут оспариваться при рассмотрении судом общей юрисдикции дел, основанных на тех же фактах и с участием тех же лиц.

Таким образом, вина ответчика в нарушении прав потребителей, в том числе, связанная с неисполнением ст. 13.1. Федерального закона от 02.12.1990 №395-1 «О банках и банковской деятельности» установлена решениями Арбитражного суда Саратовской области, между тем при рассмотрении данного спора судом данные акты во внимание не приняты.

Кроме того, суд указал, что ЗАО НКО РПСВМБ в установленные действующим законодательством сроки исполнил требования, изложенные в Постановлении о назначении административного наказания №-в от 23.06.2011г., решении Арбитражного суда Саратовской области от 26.09.2011г. по делу № А57-9496/2011., устранил неточности в части указания места нахождения платежей, даты заключения договора с ЗАО «Объединенная система моментальных платежей», в том числе путем уплаты штрафа и внесения изменений в интерфейс платежного терминала. Однако выводы суда об исполнении ответчиком постановления доказательствами не подкреплены.

В подтверждение своих доводов ответчиком представлена переписка ЗАО «ОСМП» с ЗАО НКО РПСВМБ, из которой следует, что стороны договора принимают возможные шаги для приведения в соответствие документа, подтверждающего принятие кредитной организацией денежных средств от клиента системы, однако не свидетельствует об устранении нарушений.

Ответчиком не представлено доказательств (квитанции, фотографии интерфейса терминала соответствующих разделов, документальных подтверждений) совершения им определенных действий, достоверно подтверждающих внесение изменений и приведения информации для потребителей в месте приема платежей, в частности интерфейса платежных терминалов, принадлежащих ответчику, а также информации в квитанции, в соответствие с требованиями ст. 8, 9, 10 Закона РФ «О защите прав потребителей», ФЗ от 02.12.1990 г. «О банках и банковской деятельности».

Судебная коллегия не может согласиться также с выводами суда о том, что нарушения в части информирования об услуге затрагивают интересы конкретных потребителей, а не неопределенного круга лиц.

Из материалов дела следует, что интерфейс терминала, принадлежащего ответчику, в разделе «Договор-оферта» содержит информацию о том, что предоставление услуг по оказанию информационного и технологического взаимодействия между участниками расчетов с помощью автомата самообслуживания является публичной офертой, в соответствии с п. 2 ст. 437 ГК РФ исполнителем по которой является ЗАО НКО РПСВМБ. Публичная оферта обращена к неопределенному кругу лиц, договор может быть заключен с любым лицом.

Указанные истцом нарушения не касаются условий договора с конкретными физическими лицами, а установлены по результатам проведенной Управлением Роспортебнадзора Саратовской области проверки по предоставлению услуг по приему денежных средств от граждан с использованием платежного терминала, установленного в доступном для неопределенного круга лиц месте. Установить круг потребителей, которые могут воспользоваться услугами ответчика по внесению платежей через терминал, не представляется возможным. Таким образом, Управление обратилось в суд с иском в защиту неопределенного круга лиц потребителей, что соответствует требованиям ст. 46 Закона РФ «О защите прав потребителей» и ст. 46 ГПК РФ.

Указанные выводы суда уже являлись предметом рассмотрения судом апелляционной инстанции, при рассмотрении частной жалобы Управления Роспотребнадзора по Саратовской области на определение Октябрьского районного суда г. Самары от 16.01.2012 г. об отказе в принятии искового заявления.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда 12.04.2012 года определение от 16.01.2012 года отменено, вопрос передан на рассмотрение в тот же суд со стадии принятия заявления.

При рассмотрении частной жалобы судебная коллегия пришла к выводу о том, что Управление Роспотребнадзора по Саратовской области, в данном случае, обратилось в суд с иском в защиту неопределенного круга потребителей, что соответствует требованиям ст.46 Закона РФ «О защите прав потребителей» и ст.46 ГПК РФ.

Между тем, при постановке судебного решения выводы судебной коллегии судом первой инстанции были проигнорированы, что повлекло за собой принятие незаконного решения.

С учетом изложенного судебная коллегия полагает, что выводы суда об отказе в удовлетворении исковых требований противоречат установленным по делу обстоятельствам и нормам материального права, в связи с чем решение подлежит отмене.

Поскольку обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, установлены полно и правильно, по делу не требуется истребования и исследования новых доказательств, но судом допущено нарушение норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает возможным постановить по делу новое решение об удовлетворении требований Управления Роспотребнадзора по Саратовской области в интересах неопределенного круга потребителей о признании действий ЗАО НКО РПСВМБ в отношении неопределенного круга потребителей противоправными и прекращении таких действий.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Октябрьского районного суда г. Самары от 25 июня 2012 года отменить.

Постановить по делу новое решение, которым удовлетворить исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в интересах неопределенного круга потребителей к Небанковской кредитной организации «Расчетная палата Самарской валютной межбанковской биржи».

Признать противоправными в отношении неопределенного круга потребителей действий ЗАО Небанковской кредитной организации «Расчетная палата Самарской валютной межбанковской биржи» в части предоставления неполной, недостоверной, носящей противоречивый, неоднозначно понимаемый характер информации для потребителя о предоставляемой ЗАО НКО РПСВМБ услуге по приёму денежных средств от физических лиц, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), а также об исполнителе данной услуги противоправными, а именно:

- предоставление недостоверной информации о месте нахождения платежей: указан дом №, вместо д.№» по ул. Перспективной г. Саратова;

- отсутствие информации об исполнителе в части указания в юридическом адресе наименование улицы, номера дома организации, а также отсутствие наименования и адреса уполномоченной организации, обслуживающей платежный терминал (кредитно-кассовый офис ЗАО РП СВМБ в <адрес> А;

- реквизиты договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц содержат недостоверную информацию о дате заключения договора 24.11.2009г. вместо 23.11.2009г.,

- отсутствуют номера контактных телефонов кредитной организации ЗАО РП СВМБ, а также информации о способах направления претензий в указанную организацию (указан телефон единой справочной платежного сервиса QIWI);

- для кредитной организации, осуществляющей деятельность по приему платежей от физических лиц в рамках законодательства о банках и банковской деятельности, отсутствуют номера контактных телефонов Банка России;

- в чеке выдаваемом физическому лицу и подтверждающем прием и осуществление соответствующего платежа, адрес места приема денежных средств указан недостоверно: <адрес>, а также указаны только контактные телефоны оператора №, отсутствуют номера контактных телефонов кредитной организации, которая осуществляет деятельность по приему платежей физических лиц;

- информация об отказе принятия претензии по зачислению платежа без чека не соответствует ст. 493 ГК РФ.

Обязать ЗАО Небанковскую кредитную организацию «Расчетная палата Самарской валютной межбанковской биржи» при приеме платежей физических лиц обеспечить в каждом месте приема платежей предоставление плательщикам адреса места приема платежей; наименования и места нахождения кредитной организации, с которой у банковского платежного агента заключен договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, и ее идентификационного номера налогоплательщика; номера лицензии кредитной организации на осуществление банковских операций, с которой у банковского платежного агента заключен договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц; реквизитов договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц между банковским платежным агентом и кредитной организацией; размера вознаграждения, уплачиваемого физическим лицом, в случае взимания вознаграждения, а также видов и размеров иных расходов физического лица, связанных с осуществлением приема платежей физических лиц, осуществлением физическими лицами операций с использованием платежных карт, а также с передачей кредитной организации при осуществлении операций с использованием платежных карт распоряжений физических лиц об осуществлении расчетов по их банковским счетам;(в ред. Федерального закона от 01.07.2010 N 148-ФЗ) номеров контактных телефонов банковского платежного агента и кредитной организации, а также информации о способах направления претензий; номеров контактных телефонов Банка России, федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных Правительством Российской Федерации на проведение государственного контроля (надзора) за приемом платежей физических лиц.

Обязать ЗАО Небанковскую кредитную организацию «Расчетная палата Самарской валютной межбанковской биржи» довести в течение 15 дней через средства массовой информации указанные сведения до потребителей.

Председательствующий:

Судьи: