НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Самарского областного суда (Самарская область) от 16.09.2016 № 33А-12232/2015

Судья: Германова С.В. Дело № 33а-12232/2015

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

16 сентября 2016 года г.Самара

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего – Сказочкина В.Н.,

судей – Вачковой И.Г., Лазаревой М.А.,

при секретаре – Астефьевой Д.Д.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Засвияжском районе г.Ульяновска Ульяновской области к Добрыниной Л.Б. о взыскании обязательных платежей и санкций,

по апелляционной жалобе Добрыниной Л.Б. на решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 06 июля 2016 года, которым постановлено:

«Требования Управления Пенсионного фонда РФ в Засвияжском районе г.Ульяновска Ульяновской области к Добрыниной Л.Б. о взыскании обязательных платежей и санкций удовлетворить.

Взыскать с Добрыниной Л.Б. (место жительства: <адрес>) в пользу Управления Пенсионного фонда РФ (Государственное Учреждение) недоимку по страховым взносам и пени в размере 78 087,36 руб..

Взыскать с Добрыниной Л.Б. в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 2 542,62 руб.».

Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Вачковой И.Г., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Засвияжском районе г. Ульяновска Ульяновской области (далее ГУ УПФ РФ) обратилось в суд с административным иском к Добрыниной Л.Б. о взыскании страховых взносов и санкций.

В обоснование заявленных требований указано, что Добрынина Л.Б. прекратила деятельность в качестве индивидуального предпринимателя 29.07.2014, однако не уплатила своевременно в полном объеме страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, в результате чего задолженность составила 127 370,39 руб., из которых: взносы на обязательное пенсионное страхование на страховую часть пенсии – 121 299,36 руб., пени на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на страховую часть пенсии – 6 071,03 руб. Требование об уплате недоимки по страховым взносам и пени в добровольном порядке Добрыниной Л.Б. не исполнено.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, с учетом уточнений, административный истец просил суд взыскать с Добрыниной Л.Б. задолженность по страховым взносам за 2014 год и пени за период с 13.08.2014 по 30.09.2015 в сумме 78 087,36 рублей, из которых: страховые взносы на страховую часть трудовой пенсии в размере 70 105,81 рублей, пени по страховой части трудовой пенсии в размере 7 981,85 рубль.

Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласилась Добрынина Л.Б., в апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене решения как незаконного и необоснованного, указав, что решение суда не соответствует положениям ст.ст. 176, 226 КАС РФ, административным истцом требование не направлено по месту регистрации административного ответчика, т.е. нарушена процедура направления требования. Уточненное требование ответчику не направлялось. Срок на обращение в суд истек 17.03.2016.

Стороны в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

В силу ч. 2 ст. 306, ст. 150 КАС РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения лиц участвовавших в судебном заседании, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с п. 1 ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование регулируются Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (Далее Федеральный закон N 212-ФЗ).

В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона N 212-ФЗ индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов.

Статьей 14 Федерального закона N 212-ФЗ определен порядок исчисления размера страховых взносов, уплачиваемых плательщиками в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, а также сроки их оплаты в случае прекращения деятельности индивидуального предпринимателя до конца расчетного периода.

На основании частей 1, 2 ст. 18 указанного Закона плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

Пунктом 1 ст. 16 Федерального закона N 212-ФЗ установлено, что расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, указанными в п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона, производится ими самостоятельно в соответствии со ст. 14 настоящего Федерального закона. В силу положений ч. 4.1 ст. 14 Федерального закона N 212-ФЗ, если плательщики страховых взносов прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность после начала очередного расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, прекращен либо приостановлен статус адвоката, прекращены полномочия нотариуса, занимающегося частной практикой. За неполный месяц деятельности, фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, включительно.

Пунктом 11 ст. 14 Федерального закона N 212-ФЗ предусмотрено, что сведения о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчетный период и данные о выявленных в рамках мероприятий налогового контроля фактах налоговых нарушений налогоплательщиков, переданные налоговыми органами в органы контроля за уплатой страховых взносов, являются основанием для направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также для проведения взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. В случае, если в указанной информации отсутствуют сведения о доходах налогоплательщиков в связи с непредставлением ими необходимой отчетности в налоговые органы до окончания расчетного периода, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за истекший расчетный период взыскиваются органами контроля за уплатой страховых взносов в фиксированном размере, определяемом как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного п. 1 ч. 2 ст. 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.

Минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации с 1 января 2014г. составляет 5 554 рублей (ст. 1 Федерального закона от 02.12.2013 N 336-ФЗ).

Таким образом, из анализа совокупности правовых норм, регулирующих порядок определения размера подлежащих уплате страховых взносов, исчисление размера страховых взносов производится в зависимости от исполнения плательщиком обязанности по предоставлению сведений о доходах за расчетный период, до снятия с учета в качестве индивидуального предпринимателя. Фиксированный размер страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию, определяемый в порядке, предусмотренном ч.ч. 1.1, 4.1 ст. 14 Федерального закона N 212-ФЗ от 24.07.20019, применяется в случае предоставления в налоговый орган плательщиком страховых взносов налоговой отчетности. В случае же отсутствия сведений о доходах, размер страховых взносов определяется в порядке, установленном ч. 11 ст. 14 Федерального закона N 212-ФЗ.

В соответствии с ч.1 ст.25 Федерального закона N 212-ФЗ от 24.07.20019 пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки.

Частями 2, 3 указанной статьи предусмотрено, что сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты.

Согласно частям 5, 6, 7 ст. 25 Федерального закона N 212-ФЗ от 24.07.20019 пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов. Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм страховых взносов или после уплаты таких сумм в полном объеме.

В соответствии со ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Судом установлено, что Добрынина Л.Б. прекратила свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя 29.07.2014, что подтверждается выпиской из ЕГРИП. В связи с непредставлением административным ответчиком в налоговый орган сведений о доходах пенсионным органом ей исчислен размер страховых платежей исходя из восьмикратного минимального размера оплаты труда. На сумму недоимки начислены пени.

Требование об оплате недоимки по страховым взносам, пени и штрафов № 083028ФП0451 от 30.09.2015 с предложением уплатить страховые взносы направлено Добрыниной Л.Б., что подтверждается реестром заказной корреспонденции.

Требование Добрыниной Л.Б. не исполнено, в связи с чем в силу ст.286 КАС РФ у административного истца возникло право на обращение в суд с административным иском о взыскании обязательных платежей и санкций с административного ответчика.

Административный иск предъявлен 09.03.2016. Добрынина Л.Б. возражений относительно срока подачи административного иска не представила.

Разрешая административный спор и удовлетворяя требования ГУ УПФ РФ суд первой инстанции исходил из того, что Добрынина Л.Б., в нарушение указанных требований закона, не представила необходимую отчетность в налоговый органы до окончания расчетного периода, в связи с чем требование о взыскании с нее страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за истекший расчетный период подлежат удовлетворению. Страховые взносы в данном случае определяются в фиксированном размере, определяемом как произведение восьмикратного МРОТ за 2014 год, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации – 26 процентов, увеличенное в 12 раз.

Согласно представленному уточненному расчету задолженность Добрыниной Л.Б. по страховым взносам составила 78 087,36 руб., из которых: страховые взносы на страховую часть трудовой пенсии за 2014 год – 70 105,81 руб., пени на страховые взносы на страховую часть трудовой пенсии за период с 13.08.2014 по 30.09.2015 – 7 981,85 руб. (л.д.31). Суд, проверив арифметический расчет задолженности, признал его правильным.

Поскольку, суд пришел к выводу о несвоевременной уплате Добрыниной Л.Б. страховых взносов, то обоснованно взыскал с нее сумму задолженности в размере 70 105,81 руб. и пени на страховые взносы на страховую часть трудовой пенсии в размере 7 981,85 руб.

Доводы административного ответчика о том, что страховые взносы уплачены в полном объеме, судом обоснованно не приняты во внимание, поскольку не подтверждены соответствующими доказательствами.

При наличии указанных обстоятельств, правовых оснований для освобождения Добрыниной Л.Б. от обязанности по уплате страховых взносов не имеется.

Вопрос о взыскании с Добрыниной Л.Б. государственной пошлины разрешен судом в соответствии со ст.114 КАС РФ правильно.

Доводы апелляционной жалобы о том, что требование и судебное извещение административный ответчик не получала, с 2011 г. зарегистрирована и проживает по иному адресу, основанием для отмены решения суда не являются исходя из следующего.

В силу подпункта "д" пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" сведения о месте жительства в Российской Федерации (указывается адрес - наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, квартиры, - по которому индивидуальный предприниматель зарегистрирован по месту жительства в установленном законодательством Российской Федерации порядке содержатся в ЕГРИП.

Из апелляционной жалобы следует, что с 21.10.2011 Добрынина Л.Б. зарегистрирована по адресу: <адрес> В ЕГРИП в сведениях о месте жительства административного ответчика указан адрес: <адрес>, которые были внесены на основании паспорта гражданина., сведений об изменении места жительства в ЕГРИП не содержится.

С учетом того, что Добрынина Л.Б. не исполнила установленную ранее действующим законодательством обязанность и не сообщила в регистрирующий орган об изменении места жительства, пенсионный орган обоснованно направил в адрес плательщика страховых взносов требование по адресу, указанному в ЕГРИП.

Следовательно, вины пенсионного органа в неполучении административным ответчиком направленного в ее адрес требований об уплате недоимки по страховым взносам не имеется; при наличии вышеуказанных обстоятельств, с учетом положений статьи 10 ГК РФ, по мнению судебной коллегии, пенсионным органом досудебный порядок урегулирования спора соблюден.

При этом судебная коллегия учитывает, что суд первой инстанции, выяснив факт изменения места регистрации административного ответчика, направил ей административный иск и судебное извещение по новому адресу регистрации (<адрес>).

Кроме того, страховые взносы не носят адресный характер, и консолидируются в Пенсионном фонде РФ для последующего пенсионного обеспечения соответствующей категории граждан.

Доводы апелляционной жалобы о том, что административным истцом пропущен срок на обращение в суд с данным административным иском, являются несостоятельными, поскольку в силу п. 2 ст. 21 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции органом контроля за уплатой страховых взносов в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Административный иск о взыскании недоимки по требованию от 30.09.2016 предъявлен 09.03.2016, соответственно шестимесячный срок на его предъявление не пропущен. В связи с чем доводы апелляционной жалобы, свидетельствующие об обратном являются несостоятельными.

При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как несостоятельные, поскольку основаны на неверном толковании норм закона.

На основании изложенного, судебная коллегия полагает, что решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 06 июля 2016 года не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, суд с достаточной полнотой исследовал обстоятельства дела. Нарушений норм материального и процессуального закона коллегией не установлено, в связи с чем, оснований для отмены решения суда не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 06 июля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Добрыниной Л.Б. - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.

Председательствующий –

Судьи –