НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Самарского областного суда (Самарская область) от 13.05.2016 № 33-5844/2016

Судья: Балова А.М.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Гражданское дело № 33 – 5844/2016

13 мая 2016 года г. Самара

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Мартемьяновой С.В.,

судей Клюева С.Б., Смирновой Е.И.,

при секретаре Шарапове М.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Межрайонной ИФНС России № 18 по Самарской области на решение Самарского районного суда г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:

«Исковые требования К.Л.Г. удовлетворить.

Ликвидировать Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества «ГОЛОС-Поволжье», зарегистрированный за основным государственным регистрационным номером <данные изъяты>, и исключить его из Единого государственного реестра юридических лиц».

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Мартемьяновой С.В., возражения на апелляционную жалобу представителя истца К.Л.Г.Е.О.С., изучив материалы дела, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

К.Л.Г. обратилась в Самарский районный суд г. Самары с иском к Межрегиональному общественному фонду содействия развитию гражданского общества «ГОЛОС-Поволжье» о его ликвидации.

В обоснование иска указала, что является одним из учредителей и исполнительным органом фонда, который с <данные изъяты> года фактически прекратил уставную деятельность в связи с недостаточностью имущества и отсутствием финансирования.

Ссылаясь на изложенные обстоятельства, К.Л.Г. просила суд ликвидировать фонд и исключить его из ЕГРЮЛ.

Судом постановлено указанное выше решение, которое Межрайонная ИФНС России № 18 по Самарской области в апелляционной жалобе просит отменить, поскольку у фонда имеется подтвержденная вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда недоимка по налогу на прибыль организаций и неисполненная обязанность по уплате пени и штрафа за налоговое правонарушение, что исключает возможность ликвидации фонда до исполнения соответствующих налоговых обязательств перед бюджетом.

В заседании судебной коллегии представитель истца К.Л.Г.Е.О.С. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, считает решение суда законным и обоснованным.

В заседание суда апелляционной инстанции представитель ИФНС России № 18 по Самарской области не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не заявлял.

Представитель Управления Министерства юстиции РФ по Самарской области в судебное заседание не явился, направил письменный отзыв, согласно которому решение суда считает незаконным, подлежащим отмене. Просят рассмотреть дело в отсутствии их представителя.

В силу статей 167 и 327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив материалы дела в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив их, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно подпунктам 5 и 6 пункта 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску учредителя (участника) юридического лица в случае невозможности достижения целей, ради которых оно создано, в том числе в случае, если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется, а также в иных случаях, предусмотренных законом.

Пунктами 2 и 3 статьи 123.20 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что фонд может быть ликвидирован только на основании решения суда, принятого по заявлению заинтересованных лиц, в случае, если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна.

В случае ликвидации фонда его имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, направляется на цели, указанные в уставе фонда, за исключением случаев, если законом предусмотрен возврат такого имущества учредителям фонда.

Аналогичные положения содержатся в пункте 2 статьи 18 Федерального закона от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".

В соответствии с пунктом 3 указанной статьи учредители (участники) некоммерческой организации или орган, принявший решение о ликвидации некоммерческой организации, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом порядок и сроки ликвидации некоммерческой организации.

Как следует из статьи 19 Федерального закона от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, публикацию о ликвидации некоммерческой организации, порядке и сроке заявления требований ее кредиторами. Срок заявления требований кредиторами не может быть менее чем два месяца со дня публикации о ликвидации некоммерческой организации.

Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации некоммерческой организации.

По окончании срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемой некоммерческой организации, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) некоммерческой организации или органом, принявшим решение о ее ликвидации.

Если имеющиеся у ликвидируемой некоммерческой организации (за исключением частных учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества некоммерческой организации с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.

Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемой некоммерческой организации производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной Гражданским кодексом Российской Федерации, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) некоммерческой организации или органом, принявшим решение о ликвидации некоммерческой организации.

Как установлено судом первой инстанции, ДД.ММ.ГГГГ создан Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества «ГОЛОС-Поволжье», что следует из сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ (л.д. <данные изъяты>) и представленных в дело учредительного и регистрационных документов (л.д. <данные изъяты>). Истица К.Л.Г. является одним из учредителей и исполнительным органом фонда.

Обращение с настоящим иском в суд обосновывается заинтересованным лицом тем, что фонд с <данные изъяты> года фактически прекратил уставную деятельность в связи с недостаточностью имущества и отсутствием финансирования, в доказательства чего суду представлены бухгалтерские балансы и бухгалтерская (финансовая) отчетность (л.д. <данные изъяты>).

Из письма Управления Минюста России по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. <данные изъяты>) следует, что фондом не исполнена обязанность по представлению информации о продолжении деятельности за <данные изъяты>

Вместе с тем решением Межрайонной ИФНС России № 18 по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. <данные изъяты>) фонду доначислена недоимка по налогу на прибыль организаций за период с 2010 по 2012 гг. в размере 2 222 521 рубль, принято решение о привлечении фонда к налоговой ответственности по двум эпизодам налоговых правонарушений в соответствии с пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 401 101 рубль и начислены пени в размере 510 089 рублей, предложено уплатить указанный суммы и внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.

Заявление фонда об оспаривании данного решения налогового органа решением Арбитражного суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу №<данные изъяты> оставлено без удовлетворения (л.д. <данные изъяты>).

Приведенное выше решение арбитражного суда от ДД.ММ.ГГГГ постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения (л.д. <данные изъяты>).

Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от ДД.ММ.ГГГГ кассационная жалоба фонда на указанные выше судебные акты арбитражных судов оставлена без удовлетворения (л.д. <данные изъяты>).

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в апелляционном порядке, в соответствии с ч. 1 ст. 330 ГК РФ, являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таки нарушения были допущены судом первой инстанции при вынесении решения и заключаются они в следующем.

Как следует из пункта 1 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.

Ликвидация юридического лица является основанием для прекращения его как гражданско-правовых, так и налоговых обязательств по уплате налога на прибыль организаций (статья 419 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпункт 4 пункта 3 статьи 44, пункт 2 статьи 266 Налогового кодекса Российской Федерации).

По смыслу закона, исключительный судебный порядок ликвидации некоммерческой организации не служит основанием для умаления имущественных прав кредиторов данной организации, претендующих на удовлетворение своих требований до прекращения должника юридического лица.

В указанных целях статьей 19 Федерального закона от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" предусмотрен порядок и сроки ликвидации некоммерческой организации, в течение которых, ликвидационная комиссия публично и открыто распространяет сведения о ликвидации, выявляет кредиторов, составляет промежуточный ликвидационный баланс и осуществляет расчеты по обязательствам ликвидируемой некоммерческой организации.

Указанные выше обстоятельства не были приняты во внимание судом первой инстанции, что привело к принятию решения о ликвидации фонда при наличии у него задолженности перед бюджетом, установленной налоговым органом задолго до обращения заинтересованного лица с настоящим иском в суд.

При этом обоснованность вмененных фонду налоговых правонарушений подтверждена вступившими в законную силу судебными актами арбитражных судов, которые в силу положений части 3 статьи 61 ГПК РФ являются преюдициальными для суда при разрешении настоящего дела.

Резолютивная часть обжалуемого решения суда об исключении фонда из Единого государственного реестра юридических лиц прямо противоречит закону, поскольку вопреки установленной в императивном порядке процедуре ликвидации некоммерческой организации, не предполагает создание ликвидационной комиссии (ликвидатора) и выполнение ей всех вмененных законом и перечисленных выше обязанностей, в том числе по выявлению кредиторов ликвидируемого юридического лица и расчетов с ними, что нельзя признать допустимым.

Уполномоченные лица фонда принимали активное участие в ходе налоговой проверки и в судебных процессах по обжалованию решения налогового органа в арбитражных судах, что указывает на то, что заинтересованному лицу до подачи настоящего иска было известно о наличии налоговой задолженности перед бюджетом, однако, несмотря на это, им предпринята попытка судебной ликвидации налогоплательщика юридического лица следствием чего стало бы его освобождение от несения налогового бремени, что свидетельствует о злоупотреблении правом (статья 10 Гражданского кодекса Российской Федерации)

Данные юридически значимые обстоятельства не были проверены судом, который оставил их без внимания и должной правовой оценки, что привело к принятию незаконного и необоснованного решения, с которым судебная коллегия согласиться не может и считает необходимым отменить его полностью.

Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что судом первой инстанции допущено неправильное применение норм материального права, которое привело к принятию неправильного решения и выводы, изложенные в решении суда первой инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, что в соответствии с п.п. 3, 4 ч.1, п.п. 1 ч. 2 ст. 330 ГПК РФ является основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Самарского районного суда г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ – отменить, постановить по делу новое решение, которым

«В удовлетворении исковых требований К.Л.Г. к Межрегиональному общественному фонду содействия развитию гражданского общества «ГОЛОС-Поволжье» о его ликвидации – отказать».

Председательствующий

Судьи