Судья: Ахтемирова Ю.С. Дело № 33а-11003/2023 УИД: 63RS0031-01-2023-001972-98 Дело № 2а-2579/2023 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 12 сентября 2023 г. г. Самара Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе: председательствующего Ромадановой И.А., судей Мыльниковой Н.В., Пудовкиной Е.С., при секретаре – Исмаилове Э.М., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Центрального районного суда г. Тольятти Самаркой области от 22 июня 2023 г., заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Пудовкиной Е.С., возражения представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Самарской области ФИО2 на доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия УСТАНОВИЛА: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 23 по Самарской области (далее - Межрайонная ИФНС России № 23 по Самарской области) обратилась в суд с административным исковым заявлением о взыскании с ФИО1 недоимки по обязательным платежам и санкциям в сумме <данные изъяты> рублей, из которых: по налогу на имущество физических лиц в размере <данные изъяты> рублей, задолженность по пеням в сумме <данные изъяты> рублей; по транспортному налогу в размере 995 рублей, задолженности по пеням в сумме <данные изъяты> рублей за налоговый период 2017-2020 гг. В обоснование заявленных требований административный истец указал, что административный ответчик является плательщиком имущественных налогов в связи с наличием в его собственности объектов налогообложения, обязанность по уплате налога не исполнена, выданный мировым судьей судебный приказ о взыскании налоговой недоимки отменен по возражениям должника, задолженность не оплачена. Решением Центрального районного суда г. Тольятти Самаркой области от 22 июня 2023 г. административное исковое заявление удовлетворено. С ФИО1, ИНН №, зарегистрированного по адресу: <...>, в пользу Межрайонной ИФНС России № 23 по Самарской области взыскана недоимка в сумме <данные изъяты> рубля, из которых: по налогу на имущество физических лиц за 2018 и 2020 налоговые периоды в размере <данные изъяты> рублей и задолженность по пеням в сумме <данные изъяты> рублей; по транспортному налогу за 2017 и 2020 налоговые периоды в размере <данные изъяты> рублей и задолженность по пеням в сумме <данные изъяты> рублей. Также с ФИО1 в доход местного бюджета городского округа Тольятти взыскана государственная пошлина в размере <данные изъяты> рублей. В апелляционной жалобе ФИО1 ставит вопрос об отмене решения как незаконного, указав, что является участником боевых действий в <данные изъяты>, в связи с чем освобожден от уплаты спорной задолженности по налогам и пеням. Информация о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» размещена на интернет-сайте суда. В заседании судебной коллегии представитель Межрайонной ИФНС России № 23 по Самарской области ФИО2, действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, указав, что налоговая льгота применена. ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В силу части 2 статьи 306, статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела. Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения лиц участвовавших в судебном заседании, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с пунктом 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующим выводам. В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации, статьи 3, подпункта 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы. В соответствии с частями 1, 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом. На основании статьи 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которые возложена обязанность уплачивать налоги и сборы. В соответствии со статьей 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обязаны направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора. Согласно статье 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. Статьей 357 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В соответствии с пунктом 1 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно статье 362 Налогового кодекса Российской Федерации, сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы, органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации. Исходя из положений статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со 401 Налогового кодекса Российской Федерации. На основании статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение. В соответствии с пунктом 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. Статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае неуплаты в установленный срок сумм налога, подлежит начислению пени в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах для уплаты налога. Установлено, что ФИО1 является плательщиком транспортного налога и налога на имущество физических лиц в связи с наличием в его собственности в налоговый период 2017-2020 гг. объектов налогообложения: - жилые помещения с кадастровыми номерами № (с 9 декабря 2017 г.); № (1/4 доля в праве с 15 ноября 1999 г.), № (1/2 доля в праве с (27 февраля 2020 г.); - транспортные средства: <данные изъяты>, г.р.з. № мощность двигателя 79 л.с. (до 20 января 2017 г.), <данные изъяты>, г.р.з. №, мощность двигателя 67 л.с. (с 18 мая 2013 г.), <данные изъяты>, г.р.з. №, мощность двигателя 79 л.с. (с 17 января 2020 г. по 1 декабря 2020 г.), что подтверждается сведениями об имуществе налогоплательщика (л.д. 10, 43-47, 49-51). За 2017 налоговый период, налоговым органом в адрес налогоплательщика ФИО1 сформировано налоговое уведомление № от 23 августа 2018 г., которым начислен налог: - на имущество физических лиц за 2017 год в отношении объекта с КН № (1/4 доля в праве) в размере <данные изъяты> руб., в отношении объекта № предоставлена льгота по налогу; - транспортный налог 2017 г. в отношении автомобиля <данные изъяты>, г.р.з. №, налоговая база <данные изъяты>, налоговая ставка 16,00, количество месяцев владения в году 12/12, в размере 90 рублей с учетом налоговой льготы на данный объект налогообложения и в отношении автомобиля <данные изъяты>, г.р.з. №, предоставлена налоговая льгота, с установлением срока оплаты до 3 декабря 2018 г. (л.д. 12). За 2018 налоговый период, налоговым органом в адрес налогоплательщика ФИО1 сформировано налоговое уведомление № № от 25 июля 2019 г., которым начислен налог: - на имущество физических лиц в отношении объекта с КН № (1/4 доля в праве), в размере 383 рубля, с установлением срока оплаты до 2 декабря 2019 г. (л.д. 17). За 2020 налоговый период, налоговым органом в адрес налогоплательщика ФИО1 сформировано налоговое уведомление № № от 1 сентября 2021 г., которым начислен налог: - транспортный налог в отношении автомобиля <данные изъяты>, г.р.з. №, налоговая база <данные изъяты>, налоговая ставка <данные изъяты>, количество месяцев владения в году 12/12, в размере <данные изъяты> рублей с учетом льготы; - налог на имущество в отношении объекта с КН № (1/4 доля в праве), в размере 464 рубля, в отношении объекта с КН № (1/2 доля в праве) в размере <данные изъяты> рублей, с установлением срока оплаты до 1 декабря 2021 г. (л.д. 21). В связи с неуплатой начисленных налогов в полном размере в установленный срок, в адрес ФИО1 направлены требования: - №11881 по состоянию на 4 февраля 2019 г. об уплате транспортного налога в сумме <данные изъяты> рублей и задолженности по пеням в сумме <данные изъяты> рублей за период с 4 декабря 2018 г. по 3 февраля 2019 г., с предложением добровольно погасить недоимку до 1 апреля 2019г. (л.д. 15, 25); - требование №43886 по состоянию на 26 июня 2020 г. об уплате налога на имущество в размере 383 рубля и задолженности по пеням в сумме 15,61 рублей за период с 3 декабря 2019 г. по 25 июня 2020 г., с предложением добровольно погасить недоимку до 27 ноября 2020 г. (л.д. 19, 26); - требование №108280 по состоянию на 20 декабря 2021 г. об уплате налога на имущество физических лиц и транспортного налога в сумме <данные изъяты> рублей и задолженности по пеням в сумме 8,54 рублей за период с 2 декабря 2021 г. по 19 декабрч 2021 г., с предложением добровольно погасить недоимку до 3 февраля 2022 г. (л.д. 23, 27). Установлено, что налоговые уведомления и требования направлены налогоплательщику посредством почтового отравления, что подтверждается списками корреспонденции со штампом Почты России о принятии (л.д. 14, 16, 18, 20, 22, 24). 14 сентября 2022 г. мировым судьей судебного участка №112 Центрального судебного района г. Тольятти Самарской области вынесен судебный приказ на основании заявления налогового органа, зарегистрированного у мирового судьи 7 сентября 2022 г., № о взыскании с ФИО1 в пользу Межрайонной ИФНС России №23 по Самарской области недоимки в размере 2 396,58 рублей, который отменен определением этого же мирового судьи от 4 октября 2022 г., в связи с поступившими возражениями ФИО1 (л.д. 9). Административное исковое заявление налогового органа поступило в суд 23 марта 2023 г. (л.д. 4-5), то есть в установленный законом срок. Удовлетворяя административное исковое заявление налогового органа в заявленном размере районный суд, исходил из того, что административным ответчиком обязанность по оплате исчисленных налогов своевременно и в полном объеме не исполнена, в связи чем налоговым органом обоснованно заявлены требования об уплате образовавшейся недоимки и задолженности по пеням, при этом расчет проверен судом и признан правильным, порядок и срок взыскания в судебном порядке административным истцом соблюден; доказательств оплаты налога на имущество физических лиц и транспортного налога за 2017-2020 гг. в отношении объектов налогообложения, ФИО1 не представил. Относительно доводов ФИО1 о том, что он является военным пенсионером, участником боевых действий, в связи с чем ему предоставлено право на льготу, установленная постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР от 17 января 1983 г. «О льготах военнослужащим, рабочим и служащим, находящихся в составе ограниченного контингента Советских войск на территории Демократической республики Афганистан, и их семьям», суд первой инстанции пришел к выводу о том, что налоговым органом предоставлялась льгота в отношении одного транспортного средства из каждой определенной категории транспортных средств, в том числе в отношении автомобилей легковых с мощностью двигателя до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно, как это предписано положениями Закона Самарской области от 6 ноября 2002 г. №86-ГД «О транспортном налоге на территории Самарской области». Судебная коллегия находит правильными выводы районного суда, а доводы апелляционной жалобы несостоятельными. Так, согласно пункту 1 статье 12 Налогового кодекса Российской Федерации в Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные. Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены настоящим Кодексом (пункт 3 статьи 12). Согласно статье 14 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог относится к региональным налогам. Ставки транспортного налога, порядок его уплаты налогоплательщиками, являющимися организациями, а также льготы по транспортному налогу, основания для их использования налогоплательщиками предусмотрены Законом Самарской области от 6 ноября 2002 г. №86-ГД «О транспортном налоге на территории Самарской области». Согласно подпункту «а» пункта 2 Закона Самарской области от 6 ноября 2002 г. №86-ГД «О транспортном налоге на территории Самарской области» от уплаты транспортного налога освобождаются категории налогоплательщиков, в том числе, ветераны боевых действий, указанные в пункте 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах», а также военнослужащие, проходившие военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполнявшие задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах. Лицам, определенным в пунктах 1, 1.2 и подпунктах «а», «б», «в», «г», «д» и «м» пункта 2 настоящей статьи, льгота по транспортному налогу предоставляется только в отношении одного транспортного средства из каждой определенной ниже категории транспортных средств, в том числе, автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно (пункт 3 Закона Самарской области от 6 ноября 2002 г. №86-ГД). Доводы ФИО1, что налог исчислен без учета причитающихся ему налоговых льгот, противоречат материалам дела. Так, судом установлено и материалами дела подтверждается, что ФИО1 является военным пенсионером, участником боевых действий, что подтверждается свидетельством №, выданным 3 марта 2005 г. Военным комиссариатом Центрального района г. Тольятти Самарской области, в связи с чем он имеет право на налоговую льготу одного объекта налогообложения каждого вида вне зависимости от количества оснований для применения налоговых льгот по выбору налогоплательщика или при отсутствии соответствующего заявления в отношении одного объекта налогообложения каждого вида с максимальной исчисленной суммой налога. Из налогового уведомления № от 23 августа 2018 г. видно, что в 2017 налоговом периоде при исчислении налога налоговым органом ФИО1 предоставлена льгота за 1 месяц в отношении автомобиля <данные изъяты> и за 11 месяцев в отношении автомобиля <данные изъяты> (л.д. 12). Материалами дела подтверждается, что в 2018 налоговом периоде на имя ФИО3 зарегистрировано транспортное средство <данные изъяты>, гос.номер №, мощность двигателя 67 л.с., однако доказательств начисления налоговым органом налога в отношении данного транспортного средства не имеется, в связи с чем суд первой инстанции пришел к выводу о предоставлении льготы по транспортному налогу. Также материалами дела не подтверждено начисление налога в 2018 налоговом периоде в отношении автомобиля <данные изъяты>, г.р.з. №, что свидетельствует о предоставлении налоговой льготе административному ответчику. При таких обстоятельствах выводы суда о правомерности начисления налоговым органом транспортного налога в заявленном размере и периоде являются законными и обоснованными. Доводы апелляционной жалобы о незаконности решения суда, поскольку оно основано, в том числе, на решении Думы городского округа Тольятти «О налоге на имущество физических лиц на территории городского округа Тольятти» являются несостоятельными и основаны на неверном толковании норм материального права. В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации налог на имущество физических лиц является местным налогом (статья 15). Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 данного Кодекса, которая относит к таковым. Частью 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, и особенности определения налоговой базы в соответствии с настоящей главой. При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут также устанавливаться налоговые льготы, не предусмотренные настоящей главой, основания и порядок их применения налогоплательщиками (пункт 2 статья 399). Учитывая изложенные нормы права, Думой городского округа Тольятти Самарской области принято решение от 12 ноября 2014 г. №510 «О налоге на имущество физических лиц на территории городского округа Тольятти», пунктом 2 которого установлен круг лиц, которые имеют право на налоговую льготу. Вместе с тем, участники боевых действий указанным решением не освобождены от уплаты налога на имущество. Таким образом, доводы апелляционной жалобы, основаны на неверном толковании приведенных выше норм права, сводятся к несогласию заявителя с произведенной судом первой инстанции оценкой доказательств, вместе с тем, выводы суда первой инстанций, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам административного дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения, и предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судом при рассмотрении дела не допущено. На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА: решение Центрального районного суда г. Тольятти Самаркой области от 22 июня 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения. Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия. Решение районного суда и апелляционное определение могут быть обжалованы в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу. Определение суда апелляционной инстанции в окончательной форме изготовлено 26 сентября 2023 г. Председательствующий – Судьи – |