Судья Семин С.Ю. адм. дело № 33а-12942/2015
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Самара 11 декабря 2015 года
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Сказочкина В.Н.,
судей Шилова А.Е., Захарова С.В.,
при секретаре Шарапове М.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя Е. – Ф. на решение Промышленного районного суда г. Самары от 1 сентября 2015 года.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Шилова А.Е., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Е. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным требования государственного органа.
В обоснование заявленных требований указала, что в июле 2015 года получила уведомление ИФНС России по Промышленному району г. Самары от 17.07.2015 г. № 144202 о необходимости представления в налоговый орган налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц за 2014 год по форме 3-НДФЛ.
По мнению заявителя, требование налогового органа, содержащееся в указанном уведомлении, является незаконным, поскольку доход, который в соответствии со статьей 228 НК РФ подлежит обязательному декларированию, она не получала.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, Е. просила суд признать незаконным и отменить требование ИФНС России по Промышленному району г. Самары о предоставлении налоговой отчетности, содержащееся в уведомлении № 144202, взыскать расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Решением Промышленного районного суда г. Самары от 1 сентября 2015 г. в удовлетворении заявления Е. о признании требования государственного органа незаконным отказано.
В апелляционной жалобе представитель Е. – Ф. просит решение суда отменить как незаконное, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ИФНС России по Промышленному району г. Самары К. возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения.
Е. в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явилась, направила ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие заявителя.
Суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (часть 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Выслушав объяснения представителя ИФНС по Промышленному району г. Самары, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно статье 46 (часть 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Исходя из содержания пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», а также положений пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, действия могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В пункте 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Пунктом 1 пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24 Налогового кодекса Российской Федерации налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.
В силу статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации, российские организации, индивидуальные предприниматели и постоянные представительства иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, приведенные в пункте 2 этой статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить налог, исчисленный в соответствии со статьей 224 Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных данной статьей.
Эти действия производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со статьями 214.1, 227 и 228 Кодекса с зачетом ранее удержанных сумм налога.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 228 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по исчислению и уплате налога в случае, если он не был удержан налоговым агентом, возлагается на самих налогоплательщиков - физических лиц.
При этом в силу пункта 1 статьи 229, пункта 4 статьи 228 Кодекса, такие физические лица обязаны представить в налоговый орган по месту жительства налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц в срок не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, а также уплатить исчисленную сумму налога в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно справке о доходах физического лица за 2014 год от 31.01.2015 г., Е. получила общую сумму дохода в размере 359 035,35 руб., источником которых является налоговый агент Открытое акционерное общество «Акционерный коммерческий банк содействия коммерции и бизнесу».
В соответствии с пунктом 4 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. Удержание у налогоплательщика начисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику, при фактической выплате указанных денежных средств налогоплательщику либо по его поручению третьим лицам. При этом удерживаемая сумма налога не может превышать 50 процентов суммы выплаты.
Положения настоящего пункта не распространяются на налоговых агентов, являющихся кредитными организациями, в отношении удержания и уплаты сумм налога с доходов, полученных клиентами указанных кредитных организаций (за исключением клиентов, являющихся сотрудниками указанных кредитных организаций) в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 212 настоящего Кодекса.
При невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан не позднее одного месяца с даты окончания налогового периода, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме налога – пункт 5.
Как видно из материалов дела, Открытое акционерное общество «Акционерный коммерческий банк содействия коммерции и бизнесу» направило налоговому органу справку о доходах физического лица за 2014 год по форме 2-НДФЛ о получении Е. дохода.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации налоговому органу предоставлено право требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основанием для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обязаны бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения.
17.07.2015 г. ИФНС России по Промышленному району г. Самары направило в адрес налогоплательщика Е. уведомление № 144202 о необходимости представления в налоговый орган налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц за 2014 год по форме 3-НДФЛ в связи с получением дохода, при котором не был удержан налог налоговыми агентами (л.д. 6).
Основанием для направления указанного уведомления послужили сведения о доходах Е., предоставленные Открытым акционерным обществом «Акционерный коммерческий банк содействия коммерции и бизнесу».
Установлено, что уведомление, направленное Е., не является налоговым уведомлением, которое по смыслу положений статьи 52 НК РФ представляет собой извещение налогоплательщика о размере и сроке уплаты налога.
В данном случае налогоплательщику разъяснялся порядок подачи налоговой декларации, а не возлагалась обязанность по уплате какого-либо налога.
Отказывая в удовлетворении заявления Е. о признании незаконным требования ИФНС России по Промышленному району г. Самары о необходимости представить декларацию о доходах по форме 3-НДФЛ, содержащиеся в уведомлении от 17.07.2015 г. № 144202, суд правильно исходил из того, что указанное уведомление направлено в пределах полномочий, предоставленных налоговому органу, права и законные интересы заявителя данным уведомлением не нарушены.
С учетом изложенного, основания для признания незаконным требований, содержащихся в уведомлении налогового органа о предоставлении налоговой отчетности, отсутствуют.
Доводы апелляционной жалобы представителя Е. – Ф. об отсутствии у заявителя обязанности предоставлять налоговую декларацию в налоговый орган, не могут быть приняты во внимание, поскольку обязанность налогоплательщика по предоставлению декларации прямо предусмотрена налоговым законодательством.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ИФНС России по Промышленному району г. Самары не представлено доказательств, подтверждающих получение Е. дохода, подлежащего декларированию, являются несостоятельными, поскольку опровергаются материалами дела.
Доводы апелляционной жалобы о том, что требования налогового органа о предоставлении налоговой декларации нарушают права Е., являются необоснованными, поскольку уведомление от 17.07.2015 г. № 144202, направленное в ее адрес, не возлагает на нее каких-либо обязанностей, не предусмотренных законом.
Судебная коллегия полагает, что все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, исследованным доказательствам дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения, и предусмотренных ст. 310 КАС РФ, судом при рассмотрении дела не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Промышленного районного суда г. Самары от 1 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Е. – Ф. без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи