НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Самарского областного суда (Самарская область) от 11.11.2015 № 33-11628/2015

Судья: Роменская В.Н. гр. дело № 33-11628/2015

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

11 ноября 2015 года г. Самара

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

Председательствующего Лазарева Н.А.

судей Самчелеевой И.А., Маркина А.В.

при секретаре Шарапове М.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного казенного учреждения Самарской области «Центр занятости и населения городского округа Тольятти» к Чапаевой И.Р. о возврате субсидий,

с апелляционной жалобой Чапаевой И.Р. на решение Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 14 апреля 215 года, которым постановлено:

«Исковые требования Государственного казенного учреждения Самарской области «Центр занятости населения городского округа Тольятти» удовлетворить.

Взыскать с Чапаевой И.Р. в пользу Государственного казенного учреждения Самарской области «Центр занятости населения городского округа Тольятти» в счет возврата субсидии ***320 (<данные изъяты>) рублей.».

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Самчелеевой И.А., обсудив доводы жалобы, выслушав представителя Чапаевой И.Р. по доверенности Ковалеву С.В., судебная коллегия

установила:

Государственное казенное учреждение Самарской области «Центр занятости и населения городского округа Тольятти» обратился с иском к Чапаевой И.Р. о возврате субсидий.

В обоснование иска указало, что в рамках реализации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Самарской области, Постановлением Правительства Самарской области от 25.03.2011 года № 113, был утвержден Порядок предоставления в 2011 году субсидий из областного бюджета юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям - производителям услуг в сфере содействия занятости населения Самарской области в целях возмещения затрат в связи с оказанием услуг по содействию трудоустройству незанятых инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей. С 27.07.2001 года зарегистрированная в качестве индивидуального предпринимателя Чапаева <данные изъяты> И.Р. обратилась 21.10.2011 г. в ГУ ЦЗН г.о. Тольятти с целью предоставления субсидии на оснащение 20 специальных рабочих мест для инвалидов. 21.10.2011 года был заключен договор между Государственным учреждением Центром занятости населения городского округа Тольятти ( далее ГКУСОЦЗН г.о. Тольятти) и индивидуальным предпринимателем Чапаевой <данные изъяты> И.Р. о предоставлении субсидии в целях возмещения затрат в связи с оказанием услуг по содействию трудоустройству незанятых инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей (далее Договор) в количестве 20 человек на общую сумму *** 640 рублей. Дополнительным соглашением от 24.11.2011 г. к договору от 21.10.2011 г. было уменьшено количество созданных специальных рабочих мест для инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей до 10, соответственно сумма перечисленных денежных средств составила *** 320 рублей. Субсидия была перечислена на расчетный счет Чапаевой <данные изъяты> И.Р. платежными поручениями от 16.12.2011г. - ***000 рублей, и от 16.12.2011г.-***320 рублей. Согласно п.6 Порядка предоставления субсидий в 2011 г. и п.2.1.9 договора, субсидии предоставлялись работодателям при условии: отсутствия выявленных в ходе проверок недостоверных сведений в документах, представленных работодателями, трудоустройства на оснащенные рабочие места незанятых инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей и сохранения их занятости в течение 12 месяцев с момента получения субсидии. По окончании срока действия договора в 2012 г. было установлено, что не предоставлены документы подтверждающие факт занятости, трудоустроенных граждан в связи с этим были нарушены условия п.6 Порядка предоставления субсидий и п.2.1.9. Согласно п. 10 Порядка предоставления субсидий, в случае нарушения работодателем условий предусмотренных п.6 Порядка, работодатель обязан в течение одного месяца со дня. получения письменного требования центра занятости о возврате субсидии возвратить и областной бюджет предоставленную субсидию. 25.11.2013 года ГКУСО ЦЗН направил в адрес ответчика письмо о необходимости отчитаться о сохранении занятости по 10 рабочим местам предоставления документов подтверждающих факт занятости, трудоустроенных граждан и предупреждения, что в случае не подтверждения данных о сохранении занятости согласно п.5.1. Договора и п. 10 Порядка предоставления социальных выплат, предоставленная социальная выплата в размере нецелевого использования должна быть возвращена в областной бюджет. Однако до настоящего времени документы не предоставлены и денежные средства не возвращены. Также согласно полученным сведениям об индивидуальном предпринимателе от 15.09.2014г. Чапаева <данные изъяты> И.Р. прекратила деятельность в качестве индивидуального предпринимателя 04.06.2014г. ..

Просит взыскать с Чапаевой И.Р. в пользу Государственного казенного учреждения Самарской области «Центр занятости населения городского округа Тольятти» субсидию на создание рабочих мест в размере *** 320 рублей.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе Чапаева И.Р. указывает на то, что все обязательства по договору от 21.1.2011 года она выполнила в полном объеме. Не могла представить доказательства подтверждающие данные обстоятельства по причине ненадлежащего ее извещения о дате судебного заседания. Фактически во исполнение обязательств по Договору о предоставлении субсидий от 21.10.2011 г. индивидуальным предпринимателем Чапаевой <данные изъяты> И.Р. были трудоустроены следующие граждане по направлению ГКУ Самарской области «Центр занятости населения городского округа Тольятти»: ФИО1 - с 28.10.2011 г. по 15.05.2012 г. (уволен по собственному желанию), ему на замену трудоустроена ФИО2 - с 18.05.2012 г. по 28.01.2013 г.; ФИО3 - с 01.11.2011 г. по 31.01.2012 г. (уволен по собственному желанию), ему на замену трудоустроен ФИО4 - с 14.02.2012 г. по 16.05.2012 г. (уволен по собственному желанию), ему на замену трудоустроена ФИО5 - с 22.05.2012 г. по 12.01.2013 г. ; ФИО6 - с 09.11.2011 г. по 31.01.2012 г. (уволена по собственному желанию), ей на замену трудоустроен ФИО7 -с 23.03.2012 г. по 31.03.2013г.4). ФИО8 - с 15.11.2011 г. по 31.01.2012 г. (уволен по собственному желанию), ему на замену трудоустроена ФИО9 - с 29.03.2012 г. по 06.02.2013 г. ; ФИО10 - с 14.11.2011 г. по 31.03.2013 г. ; ФИО11- с 10.11.2011 г. по 31.01.2012 г. (уволен по собственному желанию), ему на замену трудоустроена ФИО12 - с 23.03.2012 г. по 12.04.2012 г. (уволена по собственному желанию), ей на замену трудоустроен ФИО13 – с 16.04.2012 г. по 31.03.2013 г.; ФИО14 - с 17.11.2011 г. по 28.11.2011 г. (уволен по собственному желанию), ему на замену трудоустроен ФИО15 - с 29.11.2011 г. по 29.01.2013 г.; ФИО16 - с 22.11.2011 г. по 31.01.2013 г.; ФИО17 - с 22.11.2011 г. по 31.03.2013 г.; ФИО18 - с 28.11.2011 г. по 31.01.2012 г. (уволена по собственному желанию), ей на замену трудоустроена ФИО19 - с 02.04.2012 г. по 31.03.2013 года. Все документы, подтверждающие трудоустройство в конце 2011 г. 10 граждан были переданы работодателем в установленные Договором сроки истцу, у истца имеются все эти сведения и документы, их недостоверность не выявлена, претензий к оформлению документов не было, и 16.12.2011 г. субсидия была выплачена. В дальнейшем, при увольнении работников с субсидируемых рабочих мест истцу оперативно предоставлялась соответствующая информация и по его направлению принимались на работу новые люди, о чем также у истца имеются достоверные сведения, что истцом не оспаривается. Вплоть до первого квартала 2013 г. во исполнение Договора от 21.10.21011 г. 10 граждан, принятых ответчиком по направлению истца, продолжали работать, что подтверждается сведениями о суммах выплат и иных вознаграждений, о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхов страховом стаже застрахованных лиц по каждому из 10 работников, предоставленных ГУ УПФ РФ в Автозаводском районе г. Тольятти, с указанием на периоды в течение всего времени трудоустройства, указанного выше. Имеются также сведения о том, что задолженности перед ПФ РФ по уплате страховых взносов за застрахованных работников у работодателя не имеется. Просит обратить внимание на то, что из толкования положений Порядка предоставления субсидий, а также договора, не предоставление отчета, в любом случае не является основанием для взыскания субсидии. Нецелевое использование денежных средств также не доказано. Просит решение отменить.

В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Чапаевой И.Р.- Ковалева С.В. поддержала доводы жалобы по основаниям изложенным в ней.

Представитель Государственного казенного учреждения Самарской области «Центр занятости населения городского округа Тольятти» в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в их отсутствие.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ответчика, судебная коллегия приходит к вводу, что решение суда подлежит отмене.

Из материалов дела следует, что в рамках реализации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Самарской области, Постановлением Правительства Самарской области от 25.03.2011 года № 113, был утвержден Порядок предоставления в 2011 году субсидий из областного бюджета юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям - производителям услуг в сфере содействия занятости населения Самарской области в целях возмещения затрат в связи с оказанием услуг по содействию трудоустройству незанятых инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей.

21.10.2011 г. Чапаева <данные изъяты> И.Р. зарегистрированная в качестве индивидуального предпринимателя с 27.07.2001 года обратилась в ГУ ЦЗН г.о. Тольятти с целью предоставления субсидии на оснащение 20 специальных рабочих мест для инвалидов. 21.10.2011 года был заключен договор между Государственным учреждением Центром занятости населения городского округа Тольятти ( далее ГКУСОЦЗН г.о. Тольятти) и индивидуальным предпринимателем Чапаевой <данные изъяты> И.Р. о предоставлении субсидии в целях возмещения затрат в связи с оказанием услуг по содействию трудоустройству незанятых инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей (далее Договор) в количестве 20 человек на общую сумму *** 640 рублей.

Дополнительным соглашением от 24.11.2011 г. к договору от 21.10.2011 г. было уменьшено количество созданных специальных рабочих мест для инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей до 10, соответственно сумма перечисленных денежных средств составила *** 320 рублей. Субсидия была перечислена на расчетный счет Чапаевой <данные изъяты> И.Р. платежными поручениями от 16.12.2011г. - ***000 рублей, и от 16.12.2011г.-***320 рублей.

25.11.2013 года ГКУСО ЦЗН направил в адрес ответчика письмо о необходимости отчитаться о сохранении занятости по 10 рабочим местам предоставления документов подтверждающих факт занятости, трудоустроенных граждан и предупреждения, что в случае не подтверждения данных о сохранении занятости согласно п.5.1. Договора и п. 10 Порядка предоставления социальных выплат, предоставленная социальная выплата в размере нецелевого использования должна быть возвращена в областной бюджет. Однако до настоящего времени документы не предоставлены и денежные средства не возвращены.

Согласно полученным сведениям об индивидуальном предпринимателе от 15.09.2014 г. Чапаева <данные изъяты> И.Р. прекратила деятельность в качестве индивидуального предпринимателя 04.06.2014 г.

Согласно ч. 2 ст. 7 Закона Российской Федерации N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации в вправе разрабатывать и реализовывать дополнительные мероприятия в сфере занятости населения, направленные на:

1) снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации;

2) оказание содействия в трудоустройстве многодетных родителей, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, незанятых инвалидов на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места.

Постановлением Правительства Самарской области от 25.03.2011 N 113 утвержден Порядок предоставления в 2011 году субсидий из областного бюджета юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям производителям услуг в сфере содействия занятости населения Самарской области в целях возмещения затрат в связи с оказанием услуг по содействию трудоустройству незанятых инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей.

В соответствии с п. п. 4, 5 Порядка предоставления субсидии, субсидии предоставляются юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) и индивидуальным предпринимателям - производителям услуг в сфере содействия занятости населения Самарской области, не признанным в установленном порядке несостоятельными (банкротами) и (или) в отношении которых не осуществляется процедура ликвидации, осуществляющим мероприятия по содействию трудоустройству незанятых инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей (далее - работодатели). Субсидии предоставляются работодателям в целях возмещения понесенных ими в 2011 году затрат на приобретение, монтаж и установку оборудования для оснащения специального рабочего места для трудоустройства инвалидов, а также создание рабочих мест, в том числе на дому, для родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей.

Согласно п. 6 Порядка, субсидии предоставляются работодателям при условии:

- отсутствия выявленных в ходе проверок недостоверных сведений в документах, представленных работодателями в соответствии с пунктом 8 настоящего Порядка;

- трудоустройства на оснащенные рабочие места незанятых инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей и сохранения их занятости в течение 12 месяцев с момента получения субсидии.

В соответствии с п. 10 Порядка предоставления субсидий, в случае нарушения работодателем условий, предусмотренных пунктом 6 настоящего Порядка, работодатель обязан в течение одного месяца со дня получения письменного требования центра занятости или департамента о возврате субсидии возвратить в областной бюджет предоставленную субсидию.

В случае если субсидия не возвращена в установленный срок, она взыскивается в областной бюджет в порядке, установленном действующим законодательством.

Удовлетворяя исковые требования суд принял во внимание, что по окончании срока действия договора в 2012 года ответчиком не предоставлены документы подтверждающие факт занятости трудоустроенных граждан, в связи с чем, по мнению суда, были нарушены условия п.6 Порядка предоставления субсидий и п.2.1.9. Договора от 21.10.2011 г. по сохранению занятости в течение 12 месяцев с момента получения субсидии по 10 рабочим местам. Поскольку до настоящего времени материальный ущерб Чапаевой И.Р. Государственному казенному учреждению Самарской области «Центр занятости населения городского округа Тольятти» в размере ***320 рублей не возмещен, суд исковые требования удовлетворил.

Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда.

Формы и порядок осуществления финансового контроля органами исполнительной власти, органами (должностными лицами) местных администраций муниципальных образований устанавливаются Бюджетным кодексом Российской Федерации, иными актами бюджетного законодательства и нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления.

Порядок предоставления и возврата выданных субсидий регламентируется статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Подпунктом 3 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что из местного бюджета субсидии предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации.

Субсидии из местного бюджета подлежат предоставлению в порядке, предусмотренном решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемым в соответствии с ним муниципальным правовым актом местной администрации.

Предоставление субсидии оформляется договором, заключенным в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации. К правоотношениям сторон, вытекающим из договора о предоставлении субсидии, применяется гражданское законодательство Российской Федерации, если иное не предусмотрено Бюджетным кодексом Российской Федерации. Изъятия в отношении требований, вытекающих из договоров, предметом которых являются бюджетные средства, Гражданский кодекс Российской Федерации не предусматривает.

Предоставление субсидии в рамках настоящего дела производилось на основании договора.

В силу положений статей 8, 307 Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему, обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в Кодексе.

Как указано выше, в качестве основания для взыскания с ответчика предоставленной субсидии, истец ссылается на неисполнение условий заключенного договора, а также не предоставлении отчета.

Между тем, доказательств того, что порядок предоставления субсидии был не соблюден, а также, что субсидия использовалась ответчиком не по целевому назначению - не имеется.

Из документов представленных в судебную коллегию апелляционной инстанции следует подтверждение занятости 10 трудоустроенных лиц по договору в течение 12 месяцев с момента получения субсидии: ФИО10., ФИО16., ФИО17., ФИО15., ФИО7., ФИО9., ФИО19., ФИО13., ФИО2., ФИО5.

Таким образом, судебная коллегия полагает, что основания для взыскания субсидии отсутствуют, поскольку ответчик понес расходы по трудоустройству и сохранению занятости указанных лиц.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы в части того, что решение подлежит отмене в связи надлежащим исполнением обязанностей Чапаевой И.Р. по договору от 21.10.2011 года являются обоснованными.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Автозаводского районного суда г. Тольятти Самаркой области от 14 апреля 2015 года отменить.

Постановить решение, которым:

В удовлетворении исковых требований Государственного казенного учреждения Самарской области «Центр занятости населения городского округа Тольятти» к Чапаевой И.Р. о возврате субсидии -отказать.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев.

Председательствующий:

Судьи: