НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Самарского областного суда (Самарская область) от 08.06.2021 № 2А-2708/20

Судья: Сураева А.В. дело № 33а-5289/2021

(2а-2708/2020)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

08.06.2021

г. Самара

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе: председательствующего Клюева С.Б.,

судей Сивохина Д.А. и Вачковой И.Г.,

при секретаре Туроншоевой М.Ш.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Красовской Н.В. на решение Центрального районного суда города Тольятти Самарской области от 15.09.2020.

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Клюева С.Б., объяснения Красовской Н.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителя Межрайонной ИФНС N 15 по Самарской области по доверенности Потехина С.А. относительно доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Межрайонная ИФНС России № 19 по Самарской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Красовской Н.В. о взыскании задолженности по пени.

В обоснование заявленных требований указано, что Красовская Н.В. состоит на налоговом учете в Межрайонной Инспекции ФНС России № 19 по Самарской области, является налогоплательщиком в отношении принадлежащего ей имущества, однако не исполнила установленную законом обязанность по уплате налога, в связи с чем, ей было направлено требование о добровольном погашении задолженность по пени, которое оставлено без исполнения.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, налоговый орган просил суд взыскать с Красовской Н.В. задолженность в общей сумме 42 545,16 рублей, из которых: пени по налогу на имущество в размере 3 981,87 рублей, пени по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных в соответствии со статьей 228 НК РФ в размере 38 563,29 рублей.

Решением Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 15.09.2020 исковые требования удовлетворены частично. С Красовской Н.В. взысканы пени по налогу на доходы физических лиц, полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 НК РФ в размере 38 563 рубля 29 копеек, госпошлина в доход местного бюджета городского округа Тольятти в размере 1356 рублей 89 копеек. В остальной части требования административного истца оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе Красовская Н.В. просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 19.01.2021 решение Центрального районного суда города Тольятти Самарской области от 15.09.2020 изменено, решение суда изложено в следующей редакции:

«Исковые требования удовлетворить частично. Взыскать с Красовской Н.В. в пользу Межрайонной ИФНС России N 19 по Самарской области сумму пени по налогу на доходы физических лиц, полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 НК РФ в размере 38 455 рублей 33 копейки.

В остальной части требования оставить без удовлетворения.

Взыскать с Красовской Н.В. госпошлину в доход местного бюджета городского округа Тольятти в размере 1353 рубля 60 копеек».

Кассационным определением судебной коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 31.03.2021 апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 19.01.2021 отменено, дело направлено на новое апелляционное рассмотрение в Самарский областной суд в ином составе суда.

Определением судебной коллегией по административным делам Самарского областного суда от 08.06.2021, в связи с реорганизацией в форме присоединения Межрайонной ИФНС России N 19 по Самарской области к Межрайонной ИФНС России N 15 по Самарской области к участию в качестве правопреемника допущена Межрайонная ИФНС России N 15 по Самарской области.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав участников процесса, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

На основании статьи 57 Конституции Российской Федерации и статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 287 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (пункт 2 статьи 48 НК РФ). Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

На основании статьи 45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Положениями статьи 75 НК РФ предусмотрено, что пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 НК РФ.

Установлено, что Красовская Н.В. ИНН , состоит на учете в Межрайонной ИФНС России № 19 по Самарской области.

Административным ответчиком в налоговый орган представлена налоговая декларация по форме 3-НДФЛ за 2013 год с исчисленной суммой налога в размере 93 028 рублей со сроком уплаты до 15.07.2014.

В связи с неоплатой указанной суммы налога, в адрес налогоплательщика направлено требование № 63903 по состоянию на 22.07.2014 с указанием суммы налога и пени; затем выдан судебный приказ № 2-2025/2014 от 19.12.2014, который отменен по заявлению Красовской Н.В. в связи с чем административный истец обратился в суд.

Решением Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 15.12.2015, вступившим в законную силу 18.03.2016, с Красовской Н.В. взыскана задолженность по представленной декларации 3-НДФЛ за 2013 год в размере 89 765,13 рублей (с учетом оплаты 5000 рублей) и сумма пени 437,13 рублей.

Из материалов дела усматривается, что задолженность по декларации 3-НДФЛ за 2013 год погашалась частями в 2015, 2016, 2019 гг. Согласно пояснениям Красовской Н.В. в заседании судебной коллегии данные суммы списаны налоговым органом из сумм переплат по другим налогам.

По состоянию на 21.06.2019 оставшаяся часть недоимки по декларации 3-НДФЛ за 2013 год осталась неоплаченной в сумме 59 298 рублей.

Также установлено, что административным истцом в адрес налогоплательщики направлялось требование № 42609 по состоянию на 21.06.2019 об уплате задолженности по пени в сумме 43 073,20 рублей, в которое вошли пени, в том числе на сумму задолженности по декларации 3- НДФЛ за 2013 год.

11.10.2019 мировым судьей судебного участка № 117 Центрального судебного района г. Тольятти Самарской области был вынесен судебный приказ № 2а-3290/2019 о взыскании с Красовской Н.В. задолженности в размере 43 073,20 рублей, в сумму которой вошли пени по налогу на доходы физических лиц, полученных в соответствии со статьей 228 НК РФ в размере 38 563,29 рублей, исходя из ранее направленного требования № 42609. 19.12.2019 по заявлению Красовской Н.В. определением того же мирового судьи судебный приказ № 2а-3290/2019 отменен, в связи с чем налоговый орган обратился в суд 29.05.2020 с настоящим иском.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований административного истца в части взыскания с административного ответчика пени по налогу на имущество в размере 3 981,87 руб., суд первой инстанции ссылался на пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налога, установленного статьей 70 НК РФ.

Обоснованность отказа в удовлетворении требований налогового органа о взыскании пеней по налогу на имущество физических лиц за 2014 год в размере 3981 рубль 87 копеек не оспаривается.

Рассматривая требования налоговой инспекции о взыскании с Красовской Н.В. пени по налогу на доходы физических лиц в размере 38 563,29 руб., суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для их удовлетворения в полном объеме.

Установив, что Красовской Н.В. до сих пор не выполнена обязанность по уплате взысканного в судебном порядке налога на доходы физических лиц за период 2013 год, суд пришел к выводу о том, что с нее подлежит взысканию пени на указанную недоимку, в связи с чем удовлетворил заявленные налоговым органом требования.

Между тем, судебная коллегия не может согласиться с таким выводом суда первой инстанции ввиду следующего.

В силу положений части 6 статьи 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Согласно правовой позициям Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 29.09.2020 N 2315-О, налоговым органом должны быть последовательно соблюдены все сроки, установленные статьей 48 НК РФ как для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, так и для последующего обращения в суд в случае его отмены.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 51 постановления от 30.07.2013 г. N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой НК РФ" разъяснил, что при проверке соблюдения налоговым органом сроков направления требования об уплате пеней судам надлежит учитывать положения пункта 5 статьи 75 НК РФ, согласно которым пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

В Постановлении от 17.12.1996 N 20-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога.

Налоговый кодекс Российской Федерации устанавливает, что пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5 статьи 75); порядок исполнения обязанности по уплате налога налогоплательщиком - физическим лицом предполагает обязанность налогового органа исчислить подлежащую уплате сумму налога и направить налогоплательщику уведомление, а впоследствии, если налог не был уплачен, требование об уплате (статьи 45 и 52). Принудительное взыскание налога с физического лица по общему правилу возможно лишь в судебном порядке, в течение ограниченных сроков, установленных законодательством (пункт 2 статьи 48).

С учетом изложенного, законоположения статьи 75 НК РФ, предполагающие необходимость уплаты пени с причитающихся с налогоплательщика сумм налога и уплаченных с нарушением установленных сроков, не предполагают возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание.

Таким образом, пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы налога (определение от 17.02.2015 г. N 422-О).

При этом к данным мерам относятся не только меры направленные на взыскание недоимок по налогам и сборам в судебном порядке, но и меры связанные с принудительным исполнением судебных актов.

В силу пунктов 2 и 3 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога, и по общему правилу прекращается с уплатой налога.

Согласно статье 59 НК РФ в установленных законодательством случаях в отношении задолженности по налогам (пени, штрафам), числящейся за отдельными налогоплательщиками, допускается признание ее безнадежной к взысканию.

Институт признания налоговой задолженности безнадежной к взысканию предполагает существование юридических или фактических препятствий к реальному исполнению обязанности по уплате налогов (пени, штрафов). Списание задолженности как безнадежной означает, что применение мер, направленных на принудительное исполнение налоговой обязанности является невозможным, в связи с чем задолженность исключается из лицевого счета налогоплательщика и более не может выступать предметом взыскания.

Установлено, что несмотря на то, что по настоящему спору недоимка за 2013 год была взыскана в судебном порядке, она до настоящего времени в полном объеме не уплачена и числится за административным ответчиком.

Согласно ответу председателя Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области Горина С.В. на запрос Самарского областного суда исполнительный лист, на исполнение решения Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 15.12.2015 в части взыскания недоимки по налогу выдан представителю Межрайонной ИФНС России № 19 по Самарской области Поповой А.А. 01.04.2016.

Сведений о предъявлении данного исполнительного документа к взысканию в установленный частью 1 статьи 21 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» трехлетний срок с момента вступления решения в законную силу, в материалы дела не представлено. Согласно пояснению в заседании судебного коллегии представителя административного ответчика, сведения о предъявлении исполнительного листа, выданного во исполнение решения Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 15.12.2015 у Инспекции отсутствуют.

Поскольку решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 15.12.2015, вступило в законную силу 18.03.2016, срок предъявления исполнительного листа к его исполнению истек 18.03.2019.

Требование о взыскании пени, начисленных на задолженность, взысканную с Красовской Н.В. данным решением, сформировано 21.06.2019.

Следовательно, нельзя признать правомерными действия налогового органа по начислению Красовской Н.В. на данную дату пени на указанную недоимку по налогу.

С учетом приведенных выше положений закона, и установленных обстоятельств дела данная недоимка и, соответственно, начисленные на нее пени являются безнадежными к взысканию.

При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции об удовлетворении заявленных налоговым органом требований в данной части не основан на законе.

Поскольку требование о взыскании пени признано необоснованным, основания для взыскания с административного ответчика государственной пошлины отсутствуют.

На основании пункта 2 статьи 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.

Учитывая изложенное, решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении требований.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Центрального районного суда города Тольятти Самарской области от 15.09.2020 отменить, принять по делу новое решение, которым административный иск Межрайонной ИФНС России № 19 по Самарской области к Красовской Н.В. о взыскании задолженности по пени оставить без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационной суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.

Председательствующий

Судьи