НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Самарского областного суда (Самарская область) от 07.12.2021 № 2А-5365/2021

Судья: Пудовкина Е.С. адм. дело № 33а-13782/2021

№ 2а-5365/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

07 декабря 2021 года г. Самара

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Сивохина Д.А.,

судей Ромадановой И.А., Марковой Н.В.,

при секретаре Туроншоевой М.Ш.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционным жалобам судебного пристава-исполнителя ОСП Промышленного района УФССП России по Самарской области ФИО1, старшего судебного пристава-исполнителя ОСП Промышленного района УФССП России по Самарской области ФИО2 на решение Промышленного районного суда г. Самары от 06.10.2021 г. по административному делу № 2а-5365/2021 по административному иску ФИО3к судебному приставу-исполнителю ОСП Промышленного района г. Самары УФССП России по Самарской области ФИО4, судебному приставу-исполнителю ОСП Промышленного района г. Самары УФССП России по Самарской области ФИО1, врио начальника ОСП Промышленного района г. Самары УФССП России по Самарской ФИО2, УФССП России по Самарской области о признании постановления о прекращении исполнительного производства незаконным, отмене постановления о прекращении исполнительного производства,

заслушав доклад судьи Самарского областного суда Ромадановой И.А., доводы истицы ФИО3, ее представителя ФИО5, пояснения судебного пристава - исполнителя ОСП Промышленного района г. Самары ФИО1, судебная коллегия

установила:

ФИО3 обратилась в суд с административным иском к СПИ ОСП Промышленного района г. Самары УФССП России по Самарской области ФИО4 о признании постановления о прекращении исполнительного производства незаконным, отмене постановления о прекращении исполнительного производства.

В обоснование заявленных требований административный истец указала, что 12.05.1998 г. вынесен судебный приказ о взыскании алиментов в отношении должника ФИО6, на основании которого было возбуждено исполнительное производство .

12.09.2014 г. исполнительное производство прекращено. При этом постановление в ее адрес не направлялось, получено ею только 29.10.2020 после неоднократных жалоб, в том числе направленных в прокуратуру. Полагает указанное постановление незаконным и необоснованным подлежащим отмене. Ссылается на то, что в постановлении имеется ссылка на прекращение исполнительного производства по пп. 9 ч. 2 ст. 43 ФЗ «Об исполнительном производстве». Тогда как указанный подпункт введен в действие только в 2017 году, в связи, с чем не мог быть применен при вынесении постановления в 2014 г., следовательно, постановление фактически вынесено в более поздний срок, с указанием недостоверной даты его принятия. Постановление, принятое в указанном виде, нарушает ее права, она лишена возможности взыскать задолженность по алиментам. Ее жалоба на действия судебного пристава-исполнения осталась без ответа.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, административный истец просит суд признать незаконными действия судебного пристава-исполнителя ФИО4 по вынесению постановления о прекращении исполнительного производства от 12.09.2014 г. и отменить его.

К участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены СПИ ОСП Промышленного района г. Самары УФССП России по Самарской области ФИО1, врио начальника ОСП Промышленного района г. Самары УФССП России по Самарской области ФИО2, УФССП России по Самарской области, в качестве заинтересованного лица привлечен должник по исполнительному производству ФИО6

Решением Промышленного районного суда г. Самары от 06 октября 2021 года административные исковые требования удовлетворены.

В апелляционных жалобах судебный пристав-исполнитель ОСП Промышленного района УФССП России по Самарской области ФИО1, старший судебный пристав-исполнитель ОСП Промышленного района УФССП России по Самарской области ФИО2 просят решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым административные исковые требования ФИО3 оставить без удовлетворения.

Судебная коллегия считает решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда первой инстанции подлежит безусловной отмене в случае принятия судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.

Согласно ст. 360 КАС РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Из материалов дела следует, что постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП Промышленного района г. Самары ФИО4 прекращено исполнительное производство -ИП на основании подп. 9 п. 2 ст. 43, ст. 14, ст. 44, ст. 45, ст. 6 ФЗ «Об исполнительном производстве».

Исходя из пункта 9 части 2 статьи 43 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительное производство прекращается судебным приставом-исполнителем в случае прекращения алиментных обязательств по основаниям, предусмотренным абзацем вторым пункта 2 статьи 120 Семейного кодекса Российской Федерации.

Согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 120 Семейного кодекса Российской Федерации выплата алиментов, взыскиваемых в судебном порядке, прекращается по достижении ребенком совершеннолетия или в случае приобретения несовершеннолетними детьми полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия.

При взыскании алиментов на несовершеннолетнего ребенка, несмотря на указание в исполнительном документе в качестве получателя алиментов его законного представителя, взыскателем в исполнительном производстве является непосредственно несовершеннолетний ребенок, поскольку именно ребенок является субъектом спорного материального правоотношения.

Сложившееся в судебной практике правило указывать в исполнительном документе о взыскании алиментов на несовершеннолетнего ребенка в качестве взыскателя его законного представителя обусловлено тем, что в силу возраста несовершеннолетний ребенок не может самостоятельно отстаивать свои права и интересы в суде, поскольку не обладает гражданской процессуальной дееспособностью в полном объеме (статьи 37 и 52 ГПК РФ).

Аналогичные положения относительно особенностей участия в исполнительном производстве несовершеннолетних закреплены в статьях 51 и 55 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

Взыскиваемые по исполнительному документу алименты являются собственностью ребенка, а не его законного представителя; законный представитель является лишь распорядителем таких денежных средств, расходование которых определено законом исключительно на содержание, воспитание и образование ребенка.

Соответственно, при достижении ребенком совершеннолетия или в случае приобретения им дееспособности до достижения совершеннолетия ребенок может самостоятельно реализовать свои права, в том числе и в исполнительном производстве.

Часть 4 статьи 51 Федерального закона «Об исполнительном производстве» прямо предусматривает, что несовершеннолетний, имеющий полную дееспособность, осуществляет свои права и исполняет свои обязанности в исполнительном производстве самостоятельно.

Учитывая, что право несовершеннолетнего ребенка на получение алиментов в полном объеме не было реализовано до наступления его совершеннолетия, то после достижения совершеннолетия он может реализовать свое субъективное право в процессуальном порядке самостоятельно.

Вместе с тем, судом первой инстанции не рассмотрен вопрос о привлечении в качестве заинтересованного лица дочь ФИО17ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Кроме того, необходимо разъяснить заинтересованному лицу её право на участие в административном деле в качестве административного истца, на право процессуального соучастия в силу ст. 41 КАС Российской Федерации, поскольку в данном деле предметом спора являются общие права как матери, в части признании незаконным действий судебного пристава, так и дочери, поскольку правовые последствии на которые указывает административный истец направлены на возбуждение исполнительного производства по взысканию задолженности по алиментов, но уже в отношении дочери.

В соответствии с пунктом 3 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда и направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в случае, если административное дело было рассмотрено судом в незаконном составе, или если административное дело рассмотрено в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, или если судом был разрешен вопрос о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.

Руководствуясь статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Промышленного районного суда г. Самары от 06.10.2021 г. отменить.

Дело направить в Промышленный районный суд г. Самары на новое рассмотрение в ином составе суда.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд Российской Федерации через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.

Председательствующий:

Судьи: