НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Самарского областного суда (Самарская область) от 07.12.2021 № 2А-1787/2021

Судья: Сорокина О.А. адм.дело № 33а–13422/2021

(№ 2а-1787/2021)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

07 декабря 2021 г. г. Самара

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Сивохина Д.А.,

судей Ромадановой И.А., Ефремовой Л.Н.,

при секретаре Туроншоевой М.Ш.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Абрамова Ю.Ю. на решение Сызранского городского суда Самарской области от 15 июня 2021 года по административному делу № 2а- 1787/2021 по административному иску Межрайонной ИФНС России № 3 по Самарской области к Абрамову Ю.Ю. о взыскании недоимки по налогам, пени,

заслушав доклад судьи Самарского областного суда Ромадановой И.А., представителя административного истца МИФНС №3 России по Самарской области Гуленкова И.Н., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Межрайонная ИФНС России № 3 по Самарской области обратилась в суд с административным иском к административному ответчику Абрамову Ю.Ю. о взыскании задолженности (недоимки) по транспортному налогу за 2016 год в размере 2 944 руб., за 2017 год в размере 2 944 руб., за 2018 год в размере 2 944 руб., пени в размере 8,82 руб.

В обоснование своих требований административный истец указал на то, что Абрамов Ю.Ю. является налогоплательщиком в связи с наличием в собственности объектов налогообложения, что подтверждается сведениями, полученными налоговым органом согласно п.4 ст.85 НК РФ, в связи с чем, налоговым органом в адрес налогоплательщика направлено налоговое уведомление о необходимости уплаты начисленных налоговым органом суммы налогов. В установленный срок ответчик не исполнил обязанность по уплате исчисленных в налоговом уведомлении сумм налогов, в связи с чем, в соответствии со ст.75 НК РФ налоговой инспекцией были начислены пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности. В адрес налогоплательщика было направлено требование об уплате налога , которое получено ответчиком в соответствии с положениями п.4 ст. 31 НК РФ и п.6 ст.69 НК РФ. В установленный срок ответчик указанное требование об уплате налога не исполнил, в связи с чем, взыскание налога, а также пеней, начисленных за каждый календарный день просрочки производится налоговым органом в судебном порядке согласно п.1 ст. 48 НК РФ. Ранее Межрайонная ИФНС России №3 по Самарской области обращалась к мировому судье судебного участка судебного района г. Сызрани Самарской области с заявлением о выдаче судебного приказа. 12.10.2020 г. судебный приказ был вынесен, в последующем определением мирового судьи судебного участка судебного района г. Сызрани Самарской области от 06.11.2020 г. судебный приказ был отменен в связи с поступившими от должника возражениями относительно его исполнения. Дополнительно разъяснено право на обращение в суд в порядке искового производства.

Решением Сызранского городского суда Самарской области от 15 июня 2021 года административные исковые требования Межрайонной ИФНС России № 3 по Самарской области удовлетворены (л.д. 44-50).

В апелляционной жалобе административный ответчик Абрамов Ю.Ю. просит решение суда отменить полностью (л.д. 59-60). Ссылается на то, что уведомления и требования направлялись налоговым органом по адресу, где административный ответчик не проживал, соответственно корреспонденцию не получал.

Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» размещена на интернет-сайте суда апелляционной инстанции.

Представитель административного истца МИФНС №3 России по Самарской области Гуленков И.Н. просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, учитывая требования статей 96, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.

Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации и пункту 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков исполняется ответственным участником этой группы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.

Пунктом 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.

Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом (п. 6 ст. 45 НК РФ).

В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 287 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что за Абрамовым Ю.Ю. зарегистрированы следующие транспортные средства:

- легковой автомобиль <данные изъяты>дата регистрации права собственности с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время),

- легковой автомобиль <данные изъяты> (дата регистрации права собственности с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время).

Межрайонной ИФНС России №3 по Самарской области в адрес Абрамова Ю.Ю. было направлено налоговое уведомление от 31.12.2019 об уплате транспортного налога за 2016, 2017 и 2018г.г. на общую сумму 8 832 руб., из которых: налог на транспортное средство <данные изъяты> за 2016 год составил 2 434 руб., за 2017 год – 2 434 руб., за 2018 год – 2 434 руб., на транспортное средство <данные изъяты> за 2016 год – 510 руб., за 2017 год - 510 руб., за 2018 год – 510 руб., с указанием срока уплаты до 11.03.2020.

Ввиду неуплаты налогов в установленный срок в соответствии со ст. 69 НК РФ, налогоплательщику налоговым органом направлено требование об уплате налога и пени по состоянию на 17.03.2020 по транспортному налогу с физических лиц в размере 8 832 руб., пени по транспортному налогу в размере 8,82 руб., сроком уплаты до 08.05.2020.

21.03.2020 требование об уплате налога и пени было направлено Межрайонной ИФНС России №3 по Самарской области в адрес Абрамова Ю.Ю., что подтверждается списком почтовых отправлений .

Поскольку ответчиком требование исполнено не было, Межрайонная ИФНС России №3 по Самарской области обратилась к мировому судье судебного участка судебного района г. Сызрани Самарской области с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание недоимки по налогам и пени.

12.10.2020 г. мировым судьей судебного участка судебного района г. Сызрани Самарской области выдан судебный приказ о взыскании с Абрамова Ю.Ю. недоимки по транспортному налогу с физических лиц за 2016 год в размере 2944 руб., за 2017 год в размере 2 944 руб., за 2018 год в размере 2 944 руб., пени в размере 8,82 руб., а всего на общую сумму 8 840,82 руб., а также госпошлина в размере 200 руб., который определением мирового судьи от 06.11.2020 г. был отменен на основании поступивших возражений налогоплательщика относительно исполнения судебного приказа.

С настоящим административным исковым заявлением налоговый орган обратился в суд 11.05.2021 г.

Удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции, исходил из того, что Абрамовым Ю.Ю. не исполнено требование налогового органа об уплате транспортного налога и пени, вследствие чего имеется непогашенная задолженность. Срок для обращения с административным исковым заявлением налоговым органом соблюден.

Довод административного ответчика о том, что налоговое уведомление Межрайонная ИФНС России №3 по Самарской области по месту его регистрации не направляла судом первой инстанции отклонен. При этом суд указал, что направление налоговым органом налогового уведомления от 31.12.2019 г. и требование от 17.03.2020 г. по месту регистрации административного ответчика по адресу: <адрес> подтверждено списками почтовых отправлений от 31.12.2019 г. и от 21.03.2020 г.

Вывод суда о возникновении обязанности налогоплательщика по уплате транспортного налога связанной с получением налогового уведомления (л.д. 19), является правильным и соответствует положениям статей 357 и 409 Налогового кодекса Российской Федерации, в силу которых налог уплачивается на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом, что подтверждается списком внутренних почтовых отправлений от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 40).

Вместе с тем судом первой инстанции не учтено, что приведенными выше положениями статей 48 Налогового кодекса Российской Федерации и 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации право обращения контрольных органов, в том числе налоговых органов, в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций законодатель связывает с наличием у таких лиц обязанности по уплате установленных законом обязательных платежей и санкций, а также с неисполнением в добровольном порядке или пропуском указанного в требовании срока уплаты денежной суммы.

Положениями статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.

Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.

Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Форматы и порядок направления налогоплательщику требования об уплате налога в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Таким образом, законом установлен порядок досудебного урегулирования административных споров по взысканию обязательных платежей и санкций. При этом требование об уплате налога физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) должно быть вручено лично под расписку либо направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. То есть направление требования об уплате налога по адресу, исключающему получение налогоплательщиком такого требования, не может считаться исполнением требования закона о досудебном урегулировании спора.

Из материалов дела следует, что требование с указанием адреса налогоплательщика <адрес>) направлено по адресу: <адрес>, что подтверждается списком внутренних почтовых отправлений от 21.03.2020 г. (л.д. 13).

Вопреки тому, чтобы требование направить по адресу регистрации административного ответчика, административный истец повторяет действия, которые пытался исправить выставлением и направлением повторного уведомления от 31.12.2019, вновь посылает по неверному адресу (л.д.13).

При таких обстоятельствах согласиться с выводом суда о соблюдении налоговым органом предусмотренной законом обязанности по направлению налогоплательщику требования об уплате налогов и пеней и возникновения права на принудительное взыскание задолженности в судебном порядке судебная коллегия не может.

В этой связи, обстоятельствами, подлежащими выяснению для целей взыскания с налогоплательщика исчисленной налоговым органом задолженности по налогам и пеням, являются надлежащее исполнение налоговым органом предусмотренной законом обязанности по информированию в установленном Налоговым Кодексом Российской Федерации порядке налогоплательщика о расчете налогов и имеющейся задолженности с указанием сроков их уплаты.

Таким образом, оснований согласиться с выводами суда о том, что Абрамов Ю.Ю. уклонялся от исполнения предусмотренной законом обязанности по уплате налогов, а налоговым органом соблюден досудебный порядок урегулирования спора, у судебной коллегии не имеется.

На основании пункта 2 статьи 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия признает выводы суда неправильными, полагая, что они не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и положениям закона, регулирующего спорные правоотношения, что подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств.

С учетом изложенного, решение суда подлежит отмене, с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований Межрайонной ИФНС России № 3 по Самарской области.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.309–311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Сызранского городского суда Самарской области от 15 июня 2021 года отменить, принять по делу новое решение, которым административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России № 3 по Самарской области к Абрамову Ю.Ю. о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2016 в сумме 2944 рубля, 2017 в сумме 2944 рубля, 2018 год в сумме 2944 рубля, пени в размере 8,92 рубля оставить без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд Российской Федерации через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.

Председательствующий:

Судьи: