Судья Лебедева И.Ю. адм. дело № 33а–1224/2019
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Самара 5 февраля 2019 года
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Шилова А.Е.,
судей Сафоновой Л.А., Вачковой И.Г.,
при секретаре Майдановой М.К.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Демаковой Л.Н. на решение Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 29 октября 2018 года.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Шилова А.Е., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Демакова Л.Н. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Автозаводском районе города Тольятти Самарской области об оспаривании бездействия, в котором, уточнив заявленные требования, просила суд признать незаконным бездействие административного ответчика по перерасчету сумм страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию за 2014 и 2015 годы; обязать административного ответчика произвести перерасчет взносов с учетом профессионального налогового вычета, отраженного в декларациях 3-НДФЛ (за 2014 год – сумма дохода 6 213 066,14 руб., сумма расходов 2 034 899,7 руб., сумма взносов 38 781,66 руб.; за 2015 год – сумма дохода 5 867 435,67 руб., сумма расхода 2 105 709,36 руб., сумма взносов 34 617,26 руб.), вынести решение о возврате излишне уплаченной суммы по страховым взносам за 2014 год в размере 20 349,34 руб., за 2015 год – 21 057,74 руб., и направить его на исполнение в Межрайонную ИФНС России № 2 по Самарской области.
Решением Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 29 октября 2018 года административное исковое заявление Демаковой Л.Н. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Автозаводском районе города Тольятти Самарской области об оспаривании бездействия удовлетворено частично.
Признано незаконным бездействие Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Автозаводском районе города Тольятти Самарской области, который не произвел перерасчет ФИО1 сумм страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию за 2015 год.
На Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Автозаводском районе города Тольятти Самарской области возложена обязанность произвести перерасчет взносов с учетом профессионального налогового вычета, отраженного в декларациях 3-НДФЛ (за 2015 год – сумма дохода 5 867 435,67 руб., сумма расхода 2 105 709,36 руб., сумма взносов 34 617,26 руб.), вынести решение о возврате ФИО1 излишне уплаченной суммы по страховым взносам за 2015 год – 21 057,74 руб. и направить его на исполнение в Межрайонную ИФНС России № 2 по Самарской области.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит отменить решение суда в части отказа в удовлетворении требований о перерасчете и возврате страховых взносов за 2014 год как незаконное, постановленное с нарушением норм материального и процессуального права.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Межрайонной ИФНС России № 2 по Самарской области ФИО2 возражал относительно доводов апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, ссылаясь на пропуск срока подачи соответствующего заявления, предусмотренного пунктом 7 статьи 78 Налогового кодекса РФ.
Административный истец ФИО1, представитель Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Автозаводском районе города Тольятти Самарской области в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.
Выслушав объяснения представителя заинтересованного лица, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, фонд Социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и Территориальные фонды обязательного медицинского страхования», действовавшего до 01.01.2017, плательщиками страховых взносов являются страхователи, к которым относятся нотариусы, занимающиеся частной практикой.
Установлено, что ФИО1 как нотариус, занимающийся частной практикой, за 2014 год уплатила страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации с суммы дохода свыше 300 000 руб. в общей сумме 59 131,00 руб., что подтверждается платежными поручениями № 123 от 09.12.2014 и № 21 от 11.03.2015.
За 2015 год нотариусом ФИО1, согласно платёжным поручениям № 137 от 29.12.2015 и № 27 от 09.03.2016, уплачены страховые взносы с суммы дохода свыше 300 000 руб. в общей сумме 55 675,00 руб.
Размер страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации за указанные периоды был исчислен из общей (валовой) суммы полученных доходов, без учета документально подтвержденных расходов.
В соответствии с правовой позицией Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30.11.2016 № 27-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страховании и статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с запросом Кировского областного суда», для определения размера страховых взносов доход страхователя, уплачивающего налог на доходы физических лиц и не производящего выплаты физическим лицам, подлежит уменьшению на профессиональные налоговые вычеты, а именно на величину фактически произведённых и документально подтверждённых расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода.
19.06.2018 ФИО1 обратилась в ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Автозаводском районе города Тольятти Самарской области с заявлением о перерасчете уплаченных в 2014–2015 гг. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с сумм, превышающих 300 000 рублей в год с учетом сумм произведенных расходов, связанных с профессиональной деятельностью за указанный период, согласно данным представленной налоговой отчетности за 2014–2015 гг., и возврате образовавшейся в результате перерасчета суммы переплаты по страховым взносам за 2014–2015 гг.
25.07.2018 ГУ – Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Автозаводском районе города Тольятти Самарской области ФИО1 отказано в перерасчете сумм уплаченных страховых взносов по тем основаниям, что перерасчет обязательств по уплате страховых взносов, сформированных до 02.12.2016, производится только в отношении неисполненных или частично исполненных требований. Страховые взносы за расчётные периоды 2014–2015 гг. были уплачены в полном объеме до 02.12.2016 и подлежат перерасчету на основании судебного решения.
В силу статьи 20 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование», контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов (пункт 1 статьи 21 Закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ).
Пунктом 4 указанной статьи предусмотрено, что на следующий день после принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов орган Пенсионного фонда Российской Федерации направляет его в соответствующий налоговый орган.
В силу статьи 23 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ, расчеты (уточненные расчеты) по страховым взносам за отчетные (расчетные) периоды по страховым взносам, истекшие до 1 января 2017 года, представляются в соответствующие органы Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о страховых взносах, действовавшим до дня вступления в силу указанного закона.
Соответственно, полномочиями по рассмотрению вопроса о перерасчете и возврате сумм уплаченных плательщиком страховых взносов за 2014–2015 гг. на обязательное пенсионное страхование обладают территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, действующего в период возникновения спорных правоотношений, индивидуальные предприниматели адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплачивают страховые взносы в зависимости от величины дохода плательщика страховых взносов за расчетный период. Если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 Федерального закона № 212-ФЗ (26 %), увеличенное в 12 раз.
Согласно пункту 1 части 8 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, в целях применения положений части 1.1 настоящей статьи, устанавливающей порядок определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате плательщиками страховых взносов, не производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, доход для плательщиков страховых взносов, уплачивающих НДФЛ, учитывается в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации.
Статья 227 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливая особенности исчисления сумм налога отдельными категориями физических лиц, предусматривает в подпункте 2 пункта 1, что нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты и другие лица, занимающиеся в установленном действующим законодательством порядке частной практикой, производят исчисление и оплату суммы налога по суммам доходов, полученных от такой деятельности.
В силу пункта 2 статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 НК РФ.
При этом статья 225 Налогового кодекса Российской Федерации, определяющая порядок исчисления НДФЛ, с учетом взаимосвязанных положений статьей 210 и 221 Налогового кодекса, предусматривает право налогоплательщика при определении налоговой базы по НДФЛ уменьшить сумму полученных от деятельности доходов на сумму расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.
Таким образом, положения статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации могут применяться только в совокупности с взаимосвязанными положениями статей 210, 221 и 225 Налогового кодекса, а, следовательно, размер подлежащих уплате страховых взносов должен определяться исходя из полученных нотариусом в спорном периоде доходов, уменьшенных на суммы, произведенных им в связи с осуществлением деятельности расходов.
Соответственно, расчетная база для обложения страховыми взносами по обязательному пенсионному страхованию для рассматриваемой категории лиц подлежит исчислению на основании статьи 227 Налогового кодекса с учетом положений пункта 1 статьи 221 НК РФ.
Постановлением от 30.11.2016 № 27-П Конституционный Суд Российской Федерации дал оценку конституционности пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» и статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации.
Оспоренные положения являлись предметом рассмотрения, поскольку на их основании решается вопрос о размере дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим налог на доходы физических лиц и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Конституционный суд Российской Федерации признал взаимосвязанные положения пункта 1 части 8 статьи 14 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ и статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации в той мере, в которой на их основании решается вопрос о размере дохода, учитываемого при определении размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим налог на доходы физических лиц и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежит уменьшению на величину фактически произведённых им и документально подтверждённых расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными Налоговым кодексом Российской Федерации, правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц.
В силу статей 74, 101 и 102 Федерального Конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» Конституционный Суд Российской Федерации по запросу суда проверяет конституционность оспариваемых нормативных положений в той части, в какой они подлежат применению в находящемся в производстве суда деле, оценивая как буквальный смысл этих положений, так и смысл, придаваемый им официальным и иным толкованием, а также сложившейся правоприменительной практикой, и учитывая их место в системе норм.
Указанные конституционные разъяснения и толкования норм статьи 14 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» и статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации, в полном объеме относятся и применимы к нотариусам, занимающимся частной практикой, поскольку нотариусы наравне с индивидуальными предпринимателями являются плательщиками налогов на доходы физических лиц и порядок уплаты страховых взносов, а также исчисление и уплата налогов в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации для них являются идентичными.
Согласно статье 6 Федерального Конституционного закона от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном суде Российской Федерации» решения Конституционного Суда Российской Федерации обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.
Учитывая изложенное, правовая позиция Конституционного суда Российской Федерации о толковании вышеуказанных норм закона к спорным правоотношениям применяется независимо от даты принятия такого постановления, основания отказа в перерасчете страховых взносов противоречат вышеуказанным нормам законодательства.
Исходя из положений статьи 225 Налогового кодекса Российской Федерации, сумма налога при определении налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 настоящего Кодекса исчисляется как соответствующая налоговой ставке, установленной пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса, процентная доля налоговой базы.
Пунктом 3 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 - 221 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, установленных главой 23 НК РФ.
При исчислении налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 настоящего Кодекса право на получение профессиональных налоговых вычетов имеют налогоплательщики, указанные в пункте 1 статьи 227 настоящего Кодекса, - в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов (п. 1 ст. 221 НК РФ).
Таким образом, положения статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ во взаимосвязи с вышеприведенными нормами НК РФ позволяют сделать вывод о том, что, поскольку понятие «величина дохода плательщика страховых взносов» не определена нормами указанного федерального закона, страховые взносы, наряду с налогами и сборами, являются обязательными платежами в государственные внебюджетные фонды, принципы их исчисления, уплаты и взыскания являются одинаковыми, поэтому при определении величины дохода плательщика страховых взносов, уплачивающего налог на доходы физических лиц, следует руководствоваться нормами НК РФ, к которым отсылают положения ч. 8 ст. 14 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, и определять доход плательщика страховых взносов в соответствии со статьями 227, 225, 210 НК РФ необходимо как валовый доход за минусом документально подтвержденных расходов, которые непосредственно связаны с извлечением доходов.
Согласно сведениям, представленным Межрайонной ИФНС России № 2 по Самарской области, подтверждаемым налоговой декларацией по налогам на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ), общая сумма доходов ФИО1 как нотариуса за 2014 год составила 6 213 066,14 руб. Страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в фиксированном размере с дохода свыше 300 000 руб. за 2014 год уплачены в сумме 59 131,00 руб. Вместе с тем, сумма профессиональных налоговых вычетов за 2014 год составила 2 034 899,70 руб.
Общая сумма доходов за 2015 год составила 5 867 435,67 руб.
Страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в фиксированном размере с дохода свыше 300 000 руб. за 2015 год уплачены в сумме 55 675,00 руб.
Вместе с тем, сумма профессиональных налоговых вычетов за 2015 год составила 2 105 709,36 руб.
Таким образом, в 2014 году размер взносов в ПФР с учетом профессиональных налоговых вычетов составляет 38 781,66 руб., в 2015 году 34 617,26 руб.
Учитывая, что ФИО1 уплачена сумма страховых взносов без учета указанных в декларации налоговых вычетов, то есть в большем размере, суд пришел к правильному выводу, что у налогового органа отсутствовали основания для отказа в перерасчете и возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов за 2015 год.
В части заявленных административным истцом требований о признании незаконным бездействие ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Автозаводском районе города Тольятти Самарской области по перерасчету сумм страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию за 2014 год суд обоснованно отказал в их удовлетворении по следующим основаниям.
Положениями подпункта 5 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено право налогоплательщика на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней и штрафов.
Статья 78 Налогового кодекса Российской Федерации регламентирует порядок реализации налогоплательщиком этого права, предоставляя ему возможность подать заявление о возврате названных сумм либо о их зачете в счет предстоящих платежей или в счет имеющейся задолженности, одновременно обязывая налоговый орган рассмотреть такое заявление в соответствии с определенными этой статьей правилами и в установленные сроки принять по нему решение.
В силу пункта 1 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (пункт 7 статьи 78 Налогового кодекса РФ).
Следовательно, налоговым кодексом Российской Федерации установлена административная процедура возврата налогов в случае их излишней уплаты (излишнего взыскания), а также уплаты в отсутствие законных оснований, и предусмотрены сроки на реализацию лицами своих прав во внесудебной процедуре, то есть путем обращения с соответствующим заявлением в налоговый орган.
Из материалов дела следует, что административный истец оплатил страховые взносы за 2014 год – 11.03.2015, поэтому срок на обращение с заявлением о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов истекал 12.03.2018. Однако заявление о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов ФИО1 подано в налоговый орган 19.06.2018.
Таким образом, ФИО1, располагая сведениями о наличии переплаты по страховым взносам за 2014 год, не предприняла своевременных действий по их возврату и обратилась с соответствующим заявлением в налоговый орган только 19.06.2018, с нарушением трехлетнего срока, предусмотренного законодательством на совершение данного процессуального действия.
Учитывая, что ФИО1 пропущен трехлетний срок, установленный п. 7 ст. 78 НК РФ для подачи в налоговый орган заявления о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов, суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для признания незаконным бездействия ГУ – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Автозаводском районе города Тольятти Самарской области по перерасчету сумм страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию за 2014 год, возложении обязанности произвести перерасчет и вынести решение о возврате излишне уплаченной суммы по страховым взносам за 2014 год.
Доводы апелляционной жалобы ФИО1 о том, что срок обращения с требованиями о перерасчете и возврате страховых взносов за 2014 год не пропущен, поскольку о неправильном исчислении и уплате страховых взносов, что повлекло их переплату, стало известно с момента опубликования постановления Конституционного суда Российской Федерации от 30.11.2016 № 27-П, несостоятельны, основаны на ошибочном понимании норм материального права, поскольку трехлетний срок на подачу заявления о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога (взноса) исчисляется со дня уплаты указанной суммы, а не с момента, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
ФИО1 обратилась в суд с административным иском об оспаривании бездействия пенсионного фонда. В рамках данного спора решения, действия (бездействие) административного ответчика оцениваются с учетом установленных законом административных процедур, регламентирующих его деятельность.
Таким образом, законодателем предусмотрена специальная норма, предусматривающая срок, в течение которого может быть подано заявление в налоговый орган о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога (взноса).
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 29 октября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи