НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Самарского областного суда (Самарская область) от 04.07.2023 № 2А-772/2023

Судья: Мамакина В.С. Дело № 33а-7905/2023

УИД: 63RS000045-01-2022-008557-52

Дело № 2а-772/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

4 июля 2023 г. г. Самара

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего – Ромадановой И.А.,

судей – Лёшиной Т.Е., Сивохина Д.А.,

при секретаре – Алиеве Н.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Управления федеральной налоговой службы по Ульяновской области на решение Промышленного районного суда г.Самара от 09.02.2023,

заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Ромадановой И.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Управление федеральной налоговой службы по Ульяновской области обратились в суд к несовершеннолетней ФИО5, в лице законного представителя Челышковой Л.А., о взыскании обязательных платежей и санкций.

В обоснование требований указало, что административный ответчик является плательщиком налога на имущество физических лиц, земельного налога, в связи с чем, в её адрес налоговым органом направлялись налоговые уведомления об уплате налога на имущество физических лиц, земельного налога. Однако в добровольном порядке налогоплательщик не уплатила обязательные платежи. Требования об уплате недоимки и начисленных на сумму недоимки пени в установленный срок не исполнены. Выданный судебный приказ о взыскании недоимки по налогу и пени отменен по заявлению должника. В добровольном порядке задолженность по обязательным платежам не погашена.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, Управление ФНС по Ульяновской области просило взыскать с ФИО5 в лице законного представителя Челышковой Л.А. недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в размере <данные изъяты> руб., пени (налог на имущество физических лиц за 2015, 2016, 2017, 2018 и 2019 годы) в сумме <данные изъяты> руб., земельному налогу за 2017, 2018 и 2019 годы в размере <данные изъяты> руб., пени (земельный налог за 2015, 2016, 2017, 2018, 2019, 2020 и 2021 годы) в сумме <данные изъяты> руб.

Судом постановлено решение, которым административные исковые требования оставлены без удовлетворения (л.д.90-93).

В апелляционной жалобе Управление федеральной налоговой службы по Ульяновской области ставит вопрос об отмене решения, указав, что решение незаконно, поскольку налоговый орган не может нести ответственность за достоверность сведений, предоставляемых регистрирующими органами (л.д.102-103).

Информация о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на интернет-сайте суда.

Лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, В силу части 2 статьи 306, статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с пунктом 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 57 Конституции РФ и ст. 23 НК РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

На основании ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

ФИО5ДД.ММ.ГГГГ года рождения с ДД.ММ.ГГГГ являлся собственником земельного участка и жилого дома, расположенных по адресу: <адрес>,кадастровые и , соответствено плательщиком налога на имущество физических лиц, земельного налога, в связи с наличием у неё указанных выше объектов налогообложения.

ФИО5 налоговым органом исчислены налог на имущество физических лиц за 2017 год в размере <данные изъяты> руб., земельный налог за 2017 год в размере <данные изъяты> руб., о чем налогоплательщику направлено налоговое уведомление от 04 сентября 2018 года (установлен срок уплаты не позднее 03 декабря 2018 года), земельный налог за 2018 и 2019 годы в размере <данные изъяты> руб., о чем налогоплательщику направлено налоговое уведомление от 03 августа 2020 года (установлен срок уплаты не позднее 01 декабря 2020 года).

В связи с неуплатой административным ответчиком налога на имущество физических лиц за 2017 год, земельного налога за 2017, 2018 и 2019 годы налоговым органом выставлены следующие требования:

- требование по состоянию на 24 июня 2019 годаоб уплате налога на имущество физических лиц за 2017 год в размере <данные изъяты> руб., пени за период с 04 декабря 2018 года по 23 июня 2019 года в сумме <данные изъяты> руб., земельного налога за 2017 год в размере <данные изъяты> руб., пени за период с 04 декабря 2018 года по 23 июня 2019 года в сумме <данные изъяты> руб.(установлен срок уплаты задолженности – до 03 сентября 2019 года);

- требование по состоянию на 26 июня 2019 года об уплате пени (налог на имущество физических лиц за 2013, 2015 и 2016 годы) в сумме 25,45 руб., пени (земельный налог за 2013, 2015 и 2016 годы) в сумме 38,37 руб. (установлен срок уплаты задолженности – до 03 сентября 2019 года);

- требование по состоянию на 15 июня 2021 года об уплате земельного налога за 2019 год в размере <данные изъяты> руб., пени за период со 02 декабря 2020 года по 14 июня 2021 года в сумме 5,20 руб. (установлен срок уплаты задолженности – до 23 ноября 2021 года).

В добровольном порядке задолженность по обязательным платежам не погашена, в связи с чем, административный истец просил взыскать её в судебном порядке.

В октябре 2022 года, то есть в течение шести месяцев со дня истечения трёхлетнего срока исполнения самого раннего требования по состоянию на 24 июня 2019 года (03 сентября 2019 года) налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа.

Определением мирового судьи судебного участка Промышленного судебного района г. Самары Самарской области от 21 октября 2022 года налоговому органу отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа о взыскании с ФИО5 в лице законного представителя ФИО6 обязательных платежей и санкций.

Однако, обязанность по уплате задолженности по налогу и пени налогоплательщиком не исполнена, в связи с чем, в декабре 2022 года налоговая инспекция обратилась в суд с административным иском о взыскании с ФИО5 в лице законного представителя ФИО6 обязательных платежей и санкций в принудительном порядке.

Рассматривая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требованиях, суд первой инстанции исходил из того, что не предоставлено доказательств направления налоговых уведомлений и требований по адресу регистрации налогоплательщика. Доводы административного истца о соблюдении досудебного порядка признаны несостоятельными.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, полагает их верными и обоснованными, сделанными на анализе предоставленных суду доказательств.

Исходя из положений ст. ст. 46 - 48 НК РФ процедура принудительного взыскания налога возможна только после выполнения требований ст. 69 НК РФ о направлении налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

С учетом приведенных выше положений статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации и 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации право обращения контрольных органов, в том числе налоговых органов, в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций законодатель связывает с наличием у таких лиц обязанности по уплате установленных законом обязательных платежей и санкций, а также с неисполнением в добровольном порядке или пропуском указанного в требовании срока уплаты денежной суммы.

Положениями статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.

Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.

Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Форматы и порядок направления налогоплательщику требования об уплате налога в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Таким образом, законом установлен порядок досудебного урегулирования административных споров по взысканию обязательных платежей и санкций. При этом требование об уплате налога физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) должно быть вручено лично под расписку либо направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. То есть не направление требования об уплате налога, не может считаться исполнением обязанности налогового органа установленной законом о досудебном урегулировании спора.

В этой связи, обстоятельствами, подлежащими выяснению для целей взыскания с налогоплательщика исчисленной налоговым органом задолженности по налогам и пеням, являются надлежащее исполнение налоговым органом предусмотренной законом обязанности по информированию в установленном Налоговым Кодексом Российской Федерации порядке налогоплательщика о расчете налогов и имеющейся задолженности с указанием сроков их уплаты.

Установлено, что налоговые уведомления и требования налоговым органом были направлены ФИО5 по адресу: <адрес>.

Вместе с тем, по сведениям отдела адресно-справочной работы ГУ МВД России по Самаркой области ФИО5ДД.ММ.ГГГГ года рождения зарегистрирована по адресу: <адрес>

Таким образом, административным ответчиком не представлено суду доказательств направления налоговых уведомлении и требований по адресу регистрации налогоплательщика (<адрес>). Иным способом налогоплательщик, в том числе, через ЛК ЕПГУ, об имеющейся у него недоимке и сроке для добровольной уплаты, налоговым органом не уведомлялся.

Довод апелляционной жалобы о том, что налоговый орган не несет ответственность за достоверность сведений, предоставляемых им регистрирующим органом, судебной коллегией не принимается во внимание, поскольку сведениям УМВД России по Ульяновской области, ФИО5ДД.ММ.ГГГГ года рождения по учетам не значится (л.д.78).

Установлено, что надлежащего извещения об имеющей задолженности административный ответчик не получал.

Решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Доводы апелляционной жалобы о несогласии с выводами суда основаны на неправильном толковании приведенных выше норм материального права.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Промышленного районного суда г. Самары от 09.02.2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления федеральной налоговой службы по Ульяновской области без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия. Решение районного суда и апелляционное определение могут быть обжалованы в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.

Председательствующий –

Судьи –