Судья: Богатырев О.Н. Дело № 33а-10792/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
03 сентября 2019 года г. Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего – Шилова А.Е.,
судей – Вачковой И.Г., Клюева С.Б.,
при секретаре – Сукмановой Ю.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Исаклинского районного суда Самарской области от 14 июня 2019 года,
заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Вачковой И.Г., возражения представителя МИФНС России №17 по Самарской области ФИО2 (по доверенности), УФНС России по Самарской области ФИО3 (по доверенности) на доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к МИФНС России №17 по Самарской области об оспаривании решения, указав в обоснование, что им получено налоговое уведомление от 09 сентября 2018г. №55108621 об уплате налога на имущество физических лиц за 2017 год в общей сумме 171 967,72 руб., в том числе за объект недвижимости с кадастровым номером № по ставке 1.5 % на сумму 48 826 руб. По мнению административного истца, действия МИФНС России №17 по Самарской области по применению налоговой ставки в размере 1,5 % при расчете налога за 2017 год по объекту недвижимости с кадастровым номером № являются незаконными, поскольку в состав указанного единого комплекса входит жилой дом (жилое помещение) в котором он зарегистрирован и проживает, соответственно по данному объекту налогообложения, в соответствии с решением Собрания представителей сельского поселения Челно-Вершины муниципального района Челно-Вершинский Самарской области от 19 февраля 2016г. №29, при исчислении налога на имущество физических лиц должна применяться налоговая ставка в размере 0,3 %. Решением УФНС России по Самарской области от 11.04.2019 №20-15/12505@ апелляционная жалоба ФИО1 на действия МИФНС России №17 по Самарской области оставлена без удовлетворения.
Ссылаясь на нарушение своих прав, ФИО1 просил суд признать действия Межрайонной ИФНС России №17 по Самарской области по применению налоговой ставки в размере 1,5% при расчете налога на имущество физических лиц за 2017г. по объекту недвижимости с кадастровым номером № незаконными и обязать административного ответчика пересчитать налог на имущество, подлежащий уплате за 2017 год в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером № по ставке в размере 0,3%.
Решением Исаклинского районного суда Самарской области от 14 июня 2019 года административное исковое заявление ФИО1 оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение отменить как незаконное, принять по делу новое решение об удовлетворении требований. В апелляционной жалобе повторно излагает позицию, изложенную ранее в административном исковом заявлении.
В заседании судебной коллегии представители МИФНС России №17 по Самарской области, УФНС по Самарской области возражали против доводов апелляционной жалобы, просили решение суда оставить без изменения.
ФИО1 в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствии, в связи с чем судебная коллегия на основании части 2 статьи 306, статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотрела дело в его отсутствие.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения лиц участвовавших в судебном заседании, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с пунктом 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из материалов дела следует, что в адрес ФИО1 направлено налоговое уведомление № 55108621 от 09 сентября 2018г. о подлежащей уплате сумме налога на имущество физических лиц за 2017г. в размере 48 826 руб. за объект недвижимости с кадастровым номером №, исходя из налоговой базы 3 255 037 руб. при налоговой ставке 1,5 % со сроком уплаты до 03 декабря 2018г.
Ссылаясь на то, что объект недвижимости с кадастровым номером №, в соответствии с решением Собрания представителей сельского поселения Челно-Вершины муниципального района Челно-Вершинский Самарской области от 19 февраля 2016 №29 «О налоге на имущество физических лиц» является единым недвижимым комплексом, поскольку в его состав входит жилой дом (жилое помещение) в котором он зарегистрирован и проживает, ФИО1 считая, что расчет налога на имущество физических лиц за вышеуказанный объект неправомерно исчислен по ставке 1,5 %, вместо 0,3 %, обратился в УФНС России по Самарской области с апелляционной жалобой на действия Межрайонной ИФНС России №17 по Самарской области.
Решением Управления ФНС Росси по Самарской области от 11 апреля 2019г. №20-15/12505@ жалоба административного истца оставлена без удовлетворения.
В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации, статьи 3, подпункта 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
На основании ст. 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которые возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.
В силу норм статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Согласно статье 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Пунктом 1 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных данной статьей.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения по налогу на имущество физических лиц является единый недвижимый комплекс. В случае, если в состав единого недвижимого комплекса входит хотя бы один жилой дом, при исчислении налога на имущество физических лиц в отношении такого единого недвижимого комплекса предусмотрено применение налогового вычета в соответствии с пунктом 6 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации и пониженной налоговой ставки в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 406 настоящего Кодекса.
В силу пункта 2 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со статьей 85 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 4 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания; объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства; жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
Согласно пункту 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу: определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее – перечень); направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации; размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В силу пункта 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 данной статьи.
Решением Собрания представителей сельского поселения Челно-Вершины муниципального района Челно-Вершинский Самарской области от 19 февраля 2016 №29 «О налоге на имущество физических лиц» установлены ставки для исчисления налога в отношении объектов налогообложения в следующих размерах:
с 2015 года и последующие налоговые периоды 0, 3% - жилые дома; жилые объекты; объекты незавершенного строительства в случае, если проектируемым назначением таких объектов является жилой дом; единые недвижимые комплексы, в состав которых входит хотя бы одно жилое помещение (жилой дом); гаражи и машино-места; хозяйственные строения или сооружения, площадь каждого из которых не превышает 50 м2 и которые расположены на земельных участках, предназначенных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.
объекты налогообложения, включенные в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации - 2017 год - 1,5 %, 2018 год - 1,8%, 2019 год и последующие налоговые периоды - 2,0%;…
В силу статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Налоговом кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом.
Суд первой инстанции, учитывая, что Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит специфического определения понятия "единый недвижимый комплекс", при рассмотрении дела правильно руководствовался положениями статьи 133.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой «единым недвижимым комплексом» признается совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь.
Таким образом, одним из ключевых условий признания совокупности объектов недвижимого имущества единым недвижимым комплексом является регистрация права собственности на такие объекты в целом как на единый объект.
Аналогичная правовая позиция изложена в Письме Министерства финансов Российской Федерации от 04 мая 2017г. №03-05-04-01/27269.
Установлено, подтверждено материалами дела, лицами, участвующими в деле не оспаривается, что объект недвижимости с кадастровым номером № не зарегистрирован в ЕГРН как единый недвижимый комплекс, тип данного объекта указан как хозяйственный блок (здание), назначение - нежилое здание.
Иные объекты недвижимости, расположенные на земельном участке по адресу: <адрес>, принадлежащем ФИО1 включая жилой дом зарегистрированы самостоятельно и имеют отдельные кадастровые номера.
Согласно статье 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет требование об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в том случае, если оспариваемое решение, действия (бездействия) противоречит нормативным правовым актам и нарушает права административного истца (пункт 1 части 2). При отсутствии совокупности указанных условий, суд отказывает в удовлетворении заявленных требований (пункт 2 части 2).
Рассматривая спор, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии условий, указанных в пункте 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для удовлетворения заявленного административного искового заявления.
Исходя из смысла части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, а также соблюдения сроков обращения в суд, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, подтверждающих соблюдение требований нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия административного ответчика, порядок и основания принятия оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) и соответствие их нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В данном случае, ФИО1 не доказал, что объект недвижимости с кадастровым номером №, является единым недвижимым комплексом, в состав которого входит жилой дом (жилое помещение), ввиду чего оснований для расчета налога, исходя из налоговой ставки 0,3 %, у налогового органа не имелось.
При таких обстоятельствах оснований для признания действий МИФНС России №17 по Самарской области по применению налоговой ставки в размере 1,5 % при расчете налога за 2017 год по объекту недвижимости с кадастровым номером № и обязании совершить действия по перерасчету, не имеется, в связи с чем суд первой инстанции обосновано отказал в удовлетворении заявленных требований, ввиду чего решение суда подлежит оставлению без изменению.
Доводы ФИО1, приведенные как в суде первой инстанции, так и в апелляционной жалобе о том, что объект недвижимости с кадастровым номером № отвечает всем требованиям законодательства, предъявляемым к единому недвижимому жилому комплексу, не могут быть приняты во внимание, по вышеизложенным мотивам.
При оценке указанного довода, судебная коллегия отмечает, что ФИО1 не лишен права внести в ЕГРН изменения в тип объекта недвижимости с кадастровым номером №
Ссылки в жалобе на положения Федерального закона от 03 августа 2018 N 334-ФЗ "О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", изменившие редакции ст.ст. 391, 403 Налогового кодекса Российской Федерации, не состоятельны в виду следующего.
Действительно на основании статьи 2 Федерального закона от 03 августа 2018 N 334-ФЗ "О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" подпункт 1.1 статьи 391 и пункт 2 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации изложены в новой редакции.
Вместе с тем, согласно части 6 статьи 3 этого Закона положения пункта 1.1 статьи 391 и пункта 2 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции данного Федерального закона, устанавливающие порядок применения измененной в течение налогового периода кадастровой стоимости, подлежат применению к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в Единый государственный реестр недвижимости по основаниям, возникшим с 1 января 2019 года.
Придание Федеральному закону от 03 августа 2018 N 334-ФЗ "О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" обратной силы не предусмотрено.
Иные доводы апелляционной жалобы ФИО1 по существу являются его позицией в суде первой инстанции при разрешении спора, являлись предметом исследования и оценки, с которой судебная коллегия согласна. Каких-либо новых обстоятельств, ставящих под сомнение правильность выводов суда и влекущих отмену судебного решения, апелляционная жалоба не содержит.
В связи с изложенным судебная коллегия считает, что оснований к отмене состоявшегося судебного решения не имеется. Обстоятельства дела судом установлены полно и правильно, заявление разрешено в соответствии с действующим законодательством, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Исаклинского районного суда Самарской области от 14 июня 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий –
Судьи –