НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Самарского областного суда (Самарская область) от 03.08.2021 № 33А-8854/2021

Судья: Лифанова Л.Ю. адм.дело №33а-8854/2021 (2а-41/2021)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

03 августа 2021 г. г. Самара

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего - Сивохина Д.А.,

судей - Лазаревой М.А.,Хлыстовой Е.В.,

при секретаре – Туроншоевой М.Ш.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Ожерельева С.В. на решение Комсомольского районного суда г.Тольятти Самарской области от 06 апреля 2021г.

Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Лазаревой М.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Инспекция Федеральной налоговой службы России по Красноглинскому району г.Самары (далее по тексту - ИФНС России по Красноглинскому району, Инспекция) обратилась в суд с административным иском к Ожерельеву С.В. о взыскании недоимки по обязательным платежам, указав, что за административным ответчиком числится задолженность в размере 29 452,71 руб., в том числе за ДД.ММ.ГГГГ по транспортному налогу – 29 271 руб., пени в размере 181,71 руб за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В добровольном порядке задолженность не погашена. Выданный судебный приказ о взыскании указанных налогов отменен по заявлению налогоплательщика. На момент подачи административного иска сумма задолженности не оплачена.

Решением Комсомольского районного суда г.Тольятти Самарской области от 06 апреля 2021 года административные исковые требования Инспекции Федеральной налоговой службы по Красноглинскому району г.Самары удовлетворены частично. Взыскано с Ожерельева С.В., ИНН , проживающего по адресу: <адрес>, в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес> задолженность по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ в размере 6 568 рублей. В удовлетворении требований о взыскании задолженности по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ в размере 9 757 рублей, по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ в размере 9 757 рублей, пени по транспортному налогу в размере 181 рубль 71 копейка по требованию от ДД.ММ.ГГГГ отказано. Взыскана с Ожерельева С.В. государственная пошлина в сумме 400 рублей.

В апелляционной жалобе Ожерельев С.В. просит решение суда в части взыскания задолженности по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ в размере 6 568 руб. и государственной пошлины в размере 400 руб. отменить, указывая, что оно постановлено с нарушением норм материального и процессуального права.

Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на интернет-сайте суда апелляционной инстанции.

Ожерельев С.В. доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение районного суда отменить в части взысканных с него сумм.

Представитель ИФНС России по Красноглинскому району г.Самары в суд апелляционной инстанции не явился, извещены надлежащим образом.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав лиц, участвовавших в деле, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с пунктом 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В силу данного конституционного предписания вводимый законодателем механизм регулирования налогообложения должен обеспечивать полноту и своевременность уплаты налогов и сборов и одновременно - правомерный характер связанной с их взиманием деятельности уполномоченных органов и должностных лиц.

Конкретизируя требование статьи 57 Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель закрепил в Налоговом кодексе Российской Федерации принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов (подпункт 4 пункта 2 статьи 1, статьи 21 и 32).

В силу положений статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными, все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (пп. 3 и 7).

В соответствии со статьей 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обязаны направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора.

В силу пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога, которое в силу статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Согласно статье 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 362 Налогового кодекса Российской Федерации, сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы, органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что налогоплательщик Ожерельев С.В. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ передан на учет в Инспекцию ФНС по Красноглинскому району г.Самары в связи с ошибочным внесением инспекцией сведений о его регистрации по месту жительства по адресу: <адрес>.

В настоящее время сведения об адресе места регистрации Ожерельева С.В. приведены в соответствие.

На основании сведений о зарегистрированных транспортных средствах в адрес налогоплательщика Ожерельева С.В. МИФНС России №19 по Самарской области направлено налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о подлежащей уплате сумме транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ в размере 5368 руб. со сроком уплаты не позднее ДД.ММ.ГГГГ

В установленный ст.70 НК РФ срок налоговый орган направил требование об уплате налога по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ с предложением добровольно погасить задолженность. Налогоплательщиком транспортный налог за ДД.ММ.ГГГГ оплачен частично (ДД.ММ.ГГГГ в размере 1310,77 руб., ДД.ММ.ГГГГ в размере 1219 руб., ДД.ММ.ГГГГ в размере 1781 руб.), в связи с чем недоимка по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ по требованию уменьшилась и составила 1057,23 руб.

ИФНС России по Красноглинскому району г.Самары обратилась за взысканием задолженности в судебном порядке. Мировым судьей судебного участка <адрес> судебного района <адрес> вынесен судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ, который определением от ДД.ММ.ГГГГ отменен в связи с возражениями должника относительного его исполнения. Недоимка в размере 1057,23 руб. не оплачена.

На основании сведений о зарегистрированных транспортных средствах в адрес налогоплательщика МРИ ФНС России №19 по Самарской области было направлено налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о подлежащей уплате сумме транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ в размере 9 757 руб. со сроком уплаты не позднее ДД.ММ.ГГГГ

Согласно требованию по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ налогоплательщику предложено добровольно погасить задолженность в срок до ДД.ММ.ГГГГ Недоимка по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ не оплачена. За взысканием задолженности в судебном порядке налоговый орган не обращался.

На основании сведений о зарегистрированных транспортных средствах ИФНС России по Красноглинскому району г.Самары в адрес налогоплательщика направлено налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о подлежащей уплате сумме транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ в размере 29 271 руб. (за ДД.ММ.ГГГГ в размере 9757 руб., за ДД.ММ.ГГГГ в размере 9757 руб., за ДД.ММ.ГГГГ в размере 9757 руб.), со сроком уплаты не позднее ДД.ММ.ГГГГ

В установленный ст.70 НК РФ срок налоговый орган направил требование об уплате налога по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ с предложением добровольно погасить задолженность в срок до ДД.ММ.ГГГГ

Мировым судьей судебного участка <адрес> судебного района <адрес> вынесен судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ, который определением от ДД.ММ.ГГГГ отменен в связи с возражениями должника относительного его исполнения.

ДД.ММ.ГГГГ начисления по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ (за ДД.ММ.ГГГГ в размере 9757 руб., за ДД.ММ.ГГГГ в размере 9757 руб.) по требованию по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ уменьшены (двойное начисление налога), в связи с чем по указанному требованию недоимка по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ составила 9757 руб., которая не оплачена.

Разрешая требования о взыскании с Ожерельева С.В. задолженности по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ, районный суд, установив, что срок для обращения в суд с указанными требованиями истек, с заявлением о восстановлении срока административный истец не обращался; сведений об уважительных причинах пропуска срока не представил; судом таковые не усматриваются, пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований о взыскании данной недоимки.

Разрешая требования о взыскании с Ожерельева С.В. пени в сумме 181,71 руб., включенных в требование от ДД.ММ.ГГГГ и исчисленных за период после направления налогового уведомления - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, установив, что налоговое уведомление с расчетом транспортного налога направлено налоговым органом налогоплательщику по адресу: <адрес>, где Ожерельев С.В. не проживал, пришел к выводу, что налогоплательщик не был извещен о размере налога, сроке его уплаты, в связи с чем не должен нести обязанность по уплате пени, исчисленных за нарушение срока уплаты налога.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, проверенными и оцененными судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и согласуются с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения.

В данной части решение суда никем из сторон не оспаривается.

Разрешая требования о взыскании с Ожерельева С.В. задолженности по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ, суд, установив, что налоговым органом соблюдены сроки и порядок принудительного взыскания обязательных платежей в данной части, проверив и уточнив расчет налога с учетом представленных сведений о мощности автомобиля <данные изъяты>, учитывая, что сведения о погашении недоимки по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком не представлены, пришел к выводу о наличии оснований для взыскания с Ожерельева С.В. задолженности по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ в общей сумме 6568 руб. (4349 руб. + 1019 руб. + 1200 руб.).

Суд апелляционной инстанции находит указанные выводы суда первой инстанции ошибочными.

В случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (п. 4 ст. 57 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 2 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

Исходя из пункта 4 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Согласно пунктам 1, 2, 4, 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.

Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Из содержания вышеприведенных норм следует, что обязанность по уплате налога на имущество возникает у физического лица с момента направления ему уведомления налоговым органом, при неисполнении которого налоговым органом направляется требование об уплате недоимки по налогу. При этом налоговый орган имеет право обратиться с иском о взыскании недоимки по налогу в том случае, если соблюдена процедура направления налогоплательщику уведомления и требования об уплате налога.

В статье 11 Налогового кодекса Российской Федерации под местом жительства физического лица понимается адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, квартиры), по которому физическое лицо зарегистрировано по месту жительства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При отсутствии у физического лица места жительства на территории Российской Федерации для целей настоящего Кодекса место жительства может определяться по просьбе этого физического лица по месту его пребывания. При этом местом пребывания физического лица признается место, где физическое лицо проживает временно по адресу (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номер дома, квартиры), по которому физическое лицо зарегистрировано по месту пребывания в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В силу статьи 30 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов, страховых взносов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов, сборов, страховых взносов, и его территориальные органы.

Согласно пункту 1 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации в целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом.

Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ административному ответчику заказным письмом направлено налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ об уплате транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> (л.д.).

ДД.ММ.ГГГГ, в связи с неуплатой Ожерельевым С.В. указанного налога в установленный срок, по адресу: <адрес>, заказным письмом направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ об уплате недоимки по транспортному налогу в сумме 29 271 рублей и пени в сумме 181 руб. 71 коп.

В соответствии с пунктом 3 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие регистрацию (учет) физических лиц по месту жительства (месту пребывания), регистрацию актов гражданского состояния физических лиц, обязаны сообщать соответственно о фактах регистрации физического лица по месту жительства, постановки на учет (снятия с учета) по месту пребывания иностранного работника, о фактах рождения и смерти физических лиц в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после дня регистрации (постановки на учет, снятия с учета) указанных лиц или дня регистрации актов гражданского состояния физических лиц.

Согласно пункту 3 статьи 84 Налогового кодекса Российской Федерации изменения в сведениях о физических лицах, не являющихся индивидуальными предпринимателями подлежат учету налоговым органом по месту их жительства на основании сведений, сообщаемых органами, указанными в статье 85 настоящего Кодекса.

Пункт 4 данной статьи предусматривает, что в случаях изменения места нахождения организации, места нахождения обособленного подразделения организации, места жительства физического лица снятие их с учета осуществляется налоговым органом, в котором организация, физическое лицо состояли на учете.

Таким образом, на налогоплательщиков - физических лиц, законом не возложена обязанность по уведомлению налогового органа об изменении своего места жительства при существующем едином на всей территории Российской Федерации учете налогоплательщиков.

Из паспорта ответчика Ожерельева С.В. следует, что он с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован по адресу: <адрес> (л.д. на обороте).

Данный факт не оспаривался сторонами в судебном заседании.

Кроме того, согласно сообщению ИФНС России по Красноглинскому району г.Самары от ДД.ММ.ГГГГ Ожерельев С.В. ДД.ММ.ГГГГ снят с учета в инспекции в связи с регистрацией с ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> (л.д.).

Доказательств направления налоговым органом административному ответчику по месту его жительства соответствующих налогового уведомления об уплате налога за ДД.ММ.ГГГГ и требования, в материалы дела не представлено.

Направление административным истцом налогового уведомления и требования по адресу, не являющемуся адресом места жительства налогоплательщика, нельзя признать надлежащим исполнением налоговой инспекцией процедуры, предшествующей обращению в суд с административным иском о взыскании налога, поскольку имеет место фактическое ненаправление требования налогоплательщику по адресу, по которому он мог бы реально его получить.

Поскольку налоговый орган не вручил ответчику уведомление об уплате налогов, у ответчика не возникло публично-правовой обязанности уплатить данный вид налога. При таких обстоятельствах у административного истца не имелось правовых оснований для предъявления требования об уплате налога и финансовых санкций, поскольку порядок обращения с требованием о принудительном взыскании налога был нарушен.

Учитывая приведенные нормы права и установленные обстоятельства, решение суда в данной части подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований в части взыскания с Ожерельева С.В. задолженности по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Комсомольского районного суда г.Тольятти Самарской области от 06 апреля 2021 года отменить в части.

Принять по делу в данной части новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требований ИФНС по Красноглинскому району г.Самары к Ожерельеву С.В. о взыскании задолженности по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ - отказать.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через районный (городской) суд и в Верховный суд Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.

Председательствующий -

Судьи -