НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Самарского областного суда (Самарская область) от 03.06.2022 № 2А-1687/2021

Судья: Артемьева Л.В. Дело №33а-4762/2022

УИД:

Дело №2а-1687/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

3 июня 2022г. г. Самара

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего - Вачковой И.Г.,

судей – Хлыстовой Е.В., Ромадановой И.А.,

при секретаре Зенкевиче В.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Сызранского городского суда Самарской области от 2 июля 2021 года,

заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Вачковой И.Г., возражения представителей Межрайонной ИФНС России №3 по Самарской области ФИО2, ФИО3 (по доверенностям) на апелляционную жалобу, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Межрайонной ИФНС России №3 по Самарской области, Управлению ФНС России по Самарской области о признании незаконными и отмене налоговых уведомлений и требования об уплате транспортного налога, о перерасчете транспортного налога.

В обоснование заявленных требований указано, что в собственности ФИО1 имеется зарегистрированная в установленном порядке моторная лодка <данные изъяты>, заводской номер , 2000 года постройки, регистрационный знак . Согласно данным судового билета, формула класса лодки 2.0.2В.5/76, допустимая мощность главного двигателя 76 кВт, что составляет 103,3 л.с. В установленном порядке за ФИО1 зарегистрирован подвесной лодочный мотор <данные изъяты>, заводской номер , мощностью 90 л.с. дата регистрации права – 3 октября 2008 года по настоящее время, а также до 4 августа 2020 года в собственности ФИО1 находился подвесной лодочный мотор <данные изъяты>, заводской номер , мощностью 90 л.с. Согласно выписке из реестра Центра Государственной инспекции по маломерным судам указанные выше моторы используются попеременно, одновременная установка двух или более зарегистрированных подвесных моторов на принадлежащей ФИО1 моторной лодке по техническим характеристикам невозможна.

ФИО1 производил уплату транспортного налога исходя из мощности двигателя лодки – 90 л.с., однако в октябре 2020 года налоговым органом ему произведен расчет транспортного налога исходя из мощности двух двигателей – 180 л.с. и в его адрес направлены налоговые уведомления от 1 сентября 2020 года №57439984, от 16 октября 2020 года №84332233, от 4 марта 2021 года №84946846 об уплате транспортного налога за водное транспортное средство за период 2017-2019 гг. Согласно требованию ИФНС по состоянию на 17 декабря 2020 года за ФИО1 числится недоимка с учетом пени в сумме <данные изъяты> руб.

Не согласившись с данными налоговыми уведомлениями и требованием ФИО1 направил в адрес Межрайонной ИФНС России №3 по Самарской области заявления о перерасчете транспортного налога исходя из мощности моторов одного двигателя 90л.с., однако ответами от 16 декабря 2020 года, от 3 февраля 2021 года ему отказано в перерасчете транспортного налога. В ответе Управления ФНС России по Самарской области от 18 марта 2021 года на жалобу ФИО1 от 18 февраля 2021 года также отказано в перерасчете транспортного налога.

По данным личного кабинета налогоплательщика на 1 апреля 2021 года задолженность по транспортному налогу составляет за 2017 год, 2019 год – <данные изъяты> руб., пени – <данные изъяты> руб., начисления по транспортному налогу за 2018 год составляют <данные изъяты> руб.

Поскольку мощность двигателя моторной лодки, которая составляет налоговую базу, не превышает 103,3 л.с., а также учитывая, что по техническим причинам допускается использование только одного двигателя или нескольких попеременно, о чем имеется отметка в судовом билете, то, по мнению административного истца, налог следует исчислять с двигателя большей мощности.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, с учетом уточнений (л.д.57-58), ФИО1 просил суд признать незаконными и отменить налоговые уведомления об уплате транспортного налога от 16 октября 2020 года №84332233, от 4 марта 2021 года №84946846, требование №56275 от 17 декабря 2020 года; пересчитать транспортный налог за 2017, 2018, 2019 годы исходя из мощности двигателя моторной лодки <данные изъяты> с налоговой базой 90 л.с., зарегистрированной за ним в налоговый период.

Судом постановлено решение, которым административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.

В апелляционной жалобе ФИО1 ставит вопрос об отмене решения как незаконного и необоснованного, указав, что решение суда не соответствует положениям статьей 176, 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 года №262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» размещена на интернет-сайте суда апелляционной инстанции.

Представители Межрайонной ИФНС России №3 по Самарской области ФИО2 и ФИО3 (по доверенностям) в заседании судебной коллегии возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, просили оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

ФИО1, представитель Управления ФНС России по Самарской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Учитывая требования статей 96, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом о дне, времени и месте рассмотрения дела.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителей административного ответчика, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с пунктом 1 статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно абзацу 1 пункта 2 статьи 138 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту – НК РФ) акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействия их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов неномартивного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Согласно статье 227 КАС РФ суд удовлетворяет требование об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в том случае, если оспариваемое решение, действие (бездействие) противоречит нормативным правовым актам и нарушает права административного истца (пункт 1 части 2). При отсутствии совокупности указанных условий суд отказывает в удовлетворении заявленных требований.

Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие органа, организацию и должностное лицо (часть 2 статьи 62, часть 11 статьи 226 КАС РФ).

На основании статьи 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Согласно пункту 1 статьи 358 НК РФ объектом налогообложения признаются, в числе прочего, моторные лодки, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 359 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в отношении транспортных средств, имеющих двигатели налоговая база определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.

Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом (пункт 3 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации).

Ставки транспортного налога на территории Самарской области установлены статьей 2 Закона Самарской области от 06 ноября 2002 года N86-ГД "О транспортном налоге на территории Самарской области".

Судом установлено, что ФИО1 на праве собственности принадлежит моторная лодка <данные изъяты> заводской номер , 2000 года постройки, регистрационный знак .

Согласно данным судового билета, формула класса лодки 2.0.2В.5/76, а также за ФИО1 зарегистрированы два подвесных двигателя: мотор <данные изъяты> заводской номер , мощностью 90 л.с. с 3 октября 2008 года по настоящее время; мотор <данные изъяты>, заводской номер , мощностью также 90 л.с., снят с учета 4 августа 2020 года с отметкой «используются попеременно» (л.д.73,155-156, 161, 162).

Межрайонной ИФНС России №3 по Самарской области ФИО1 произведен расчет транспортного налога за 2017 год в сумме <данные изъяты> руб., за 2018 год в сумме <данные изъяты> руб., за 2019 год в сумме <данные изъяты> руб., исходя из суммарной мощности зарегистрированных за ним двигателей к моторной лодке (180 л.с.), с направлением в его адрес налоговых уведомлений №57439984 от 1 сентября 2020 года, №84332233 от 16 октября 2020 года, №84946846 от 4 марта 2021 года (л.д.6, 16).

Согласно требованию Межрайонной ИФНС России № 3 по Самарской области № 56275 по состоянию на 17 декабря 2020 года за ФИО1 числится задолженность по транспортному налогу в размере 31 410 руб., которая подлежит уплате в срок до 19 января 2021 года (л.д.12-13)

Установлено, что ФИО1 обращался в Межрайонную ИФНС России №3 по Самарский области с заявлениями о перерасчете транспортного налога исходя из мощности двигателя в 90 л/с., однако ответами от 16 декабря 2020 года, от 3 февраля 2021 года ему отказано в перерасчете с указанием на обоснованность расчета налога исходя из суммарной мощности двигателей водного транспортного средства (л.д.9-11, 17-19).

Управлением ФНС по Самарской области в ответе от 18 марта 2021 года на жалобу от 18 февраля 2021 года ФИО1 также отказано в перерасчете транспортного налога (л.д.22-23, 24-25).

Разрешая административный спор, районный суд исходил из того, что исчисление транспортного налога, в данном случае производится из суммарной мощности всех двигателей на моторную лодку, зарегистрированных за налогоплательщиком, независимо от конструктивных особенностей водного транспортного средства и фактического использования двигателей, в связи с чем установив, что исчисление ФИО1 транспортного налога в отношении моторной лодки за оспариваемые периоды произведено в соответствии с требованиями действующего налогового законодательства, нарушения его прав и законных интересов не установлено, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Судебная коллегия находит выводы районного суда ошибочными.

Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. В силу этого конституционного предписания вводимый законодателем механизм регулирования налогообложения должен обеспечивать полноту и своевременность уплаты налогов и сборов и одновременно - правомерный характер связанной с их взиманием деятельности уполномоченных органов и должностных лиц.

В силу статьи 359 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах и определяется отдельно по каждому транспортному средству.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 5 Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2004 года №835 (с учетом изменений от 22 июля 2013 года), действовавшего в период начисления транспортного налога, Государственная инспекция по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - ГИМС МЧС России) осуществляет в установленном порядке классификацию, государственную регистрацию, учет, первичные и ежегодные технические освидетельствования и осмотры маломерных судов, присвоение им государственных (бортовых) номеров, выдачу судовых билетов и иных документов на зарегистрированные маломерные суда.

Согласно Правилам государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным приказом МЧС России от 29 июня 2005 года №500, действовавшим в период возникновения права собственности, моторная лодка и право собственности на нее регистрируются на имя собственника и в судовую книгу вносятся также сведения о заводском номере и мощности двигателя или подвесного мотора (подвесных моторов).

В соответствии со статьями 85 и 362 НК РФ, ГИМС МЧС России по Самарской области предоставляет налоговым органам области регламентированные сведения о моторных лодках с указанием мощности двигателя (мощностей двигателей) и о лицах, на которых они зарегистрированы.

Порядок определения налоговой базы в целях исчисления суммы транспортного налога по имеющим двигатели транспортным средствам (включая моторные лодки) в отношении транспортных средств, зарегистрированных на организации, и в отношении транспортных средств, зарегистрированных на физических лиц, является единым, что соответствует принципам установления налогов, формам и методам налогового контроля и основным началам законодательства о налогах и сборах.

В подпункте 5.9 раздела 5 Порядка заполнения налоговой декларации по транспортному налогу, утвержденного приказом ФНС России от 05.12.2016 N ММВ-7-21/668@ (действовавшего до 1 января 2921 года), указано, что при определении налоговой базы по водным и воздушным транспортным средствам указывается общая мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах. Если транспортное средство имеет несколько двигателей, то налоговая база в отношении данного транспортного средства определяется как сумма мощностей этих двигателей в лошадиных силах.

Из материалов также дела следует, что налоговым органом за 2017-2019 годы ФИО1 произведено начисление транспортного налога на моторное судно <данные изъяты>, бортовой номер , и в соответствии со статьей 32 НК РФ направлены налоговые уведомления: №84332233 от 16 октября 2020 года об уплате транспортного налога за 2017 год в размере <данные изъяты> руб., за 2019 год в размере <данные изъяты> руб.; №84946846 от 4 марта 2021 года об уплате транспортного налога за 2018 год в размере <данные изъяты> руб.

При этом, в уведомлениях указано, что налоговая база составляет 180 л.с., то есть расчет налога произведен исходя из суммы мощностей двигателей двух подвесных моторов, зарегистрированных на моторную лодку ФИО1

Кроме того, в адрес ФИО1 направлено требование №56275 по состоянию на 17 декабря 2020 года об уплате транспортного налога в сумме <данные изъяты> руб. и пени в размере <данные изъяты> руб.

Вместе с тем, в соответствии с подпунктом «н» пункта 13 Правил пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС России от 6 июля 2020 года №487 «Об утверждении Правил пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации» установлено, что при плавании на маломерных судах запрещается устанавливать моторы (подвесные двигатели) на лодки с превышением допустимой мощности, установленной производителем судна.

При этом, из информации Главного управления МЧС России по Самарской области от 3 июня 2022 года №3923-19-28, представленной по запросу суда апелляционной инстанции, следует, что заводом-изготовителем установлено, что максимальная допустимая мощность мотора (подвесного двигателя) на маломерное судно <данные изъяты> 90 л.с. Согласно Правилам пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации, эксплуатировать маломерное судно <данные изъяты> одновременно с подвесными двигателями <данные изъяты> с зав., мощностью 90 л.с., и <данные изъяты> с зав., мощностью 90 л.с., запрещено (л.д.162).

Кроме того, из судового билета и выписки из реестра, подписанной старшим государственным инспектором по маломерным судам инспекторского отделения (Октябрьское) Л. С.В., следует, что на имя ФИО1 зарегистрированы моторное судно <данные изъяты>, бортовой номер , заводской номер , с подвесными двигателями <данные изъяты>, заводской номер , мощность 90 л.с., и <данные изъяты>, заводской номер , мощность 90 л.с., с указанием, что двигатели используются попеременно (л.д. 27, 73,155-156, 161, 162).

В ходе судебного разбирательства установлено, что при определении налоговой базы в отношении названного выше маломерного судна налоговым органом суммированы мощности двух подвесных лодочных моторов, при этом не было учтено то обстоятельство, что их одновременная установка на принадлежащее административному истцу маломерное судно по его техническим характеристикам запрещена и невозможна, использоваться данные моторы должны лишь попеременно, о чем имеется соответствующая отметка в судовом билете.

Иное толкование приведенных выше положений закона, позволяющее при определении налоговой базы суммировать мощности всех зарегистрированных за маломерным судном подвесных моторов, даже при условии, что одновременная установка двух и более зарегистрированных подвесных лодочных моторов на маломерное судно по его техническим характеристикам запрещена и невозможна, а в судовом билете маломерного судна имеется отметка «использовать попеременно», противоречит самой природе транспортного налога, который по своему правовому смыслу является обязательным платежом, взимаемым с владельца транспортных средств, в том числе маломерных судов именно за пользование ими, что предполагается исходя из целевого назначения транспортных средств как таковых.

При таких обстоятельствах налоговым органом необоснованно произведено начисление транспортного налога за 2017, 2018, 2019 годы исходя из двух подвесных лодочных моторов мощностью 90 л.с. каждый, в отношении принадлежащего административному истцу маломерного судна, на котором данные моторы используются попеременно.

Указанные обстоятельства судом первой инстанции при вынесении оспариваемого решения не учтены, в связи с чем решение суда в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконным уведомлений и требований об уплате налогов нельзя признать правильным, соответственно, оно подлежит отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении заявленных ФИО1 требований о признании незаконными налогового уведомления Межрайонной ИФНС России №3 по Самарской области от 16 октября 2020 года №84332233, от 4 марта 2021 года №84946846, требование №56275 об уплате налогов и пени по состоянию на 17 декабря 2020 года в части начисления ФИО1 транспортного налога исходя из двух подвесных лодочных моторов мощностью 90 л.с. каждый, в отношении моторного судна <данные изъяты>, заводской номер .

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Сызранского городского суда Самарской области от 2 июля 2021 года отменить в части отказа в удовлетворении административного искового заявления о признании незаконным уведомлений и требований об уплате налогов, принять в данной части новое решение, которым административное исковое заявление ФИО1 к Межрайонной ИФНС России №3 по Самарской области, УФНС России по Самарской области о признании незаконным и отмене налоговых уведомлений и требований удовлетворить частично.

Признать незаконным налоговое уведомление Межрайонной ИФНС России №3 по Самарской области от 16 октября 2020 года №84332233, от 4 марта 2021 года №84946846, требование №56275 об уплате налогов и пени по состоянию на 17 декабря 2020 года в части начисления ФИО1 транспортного налога исходя из двух моторов (подвесных двигателей) мощностью 90 л.с. каждый, в отношении моторного судна <данные изъяты>, заводской номер .

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Апелляционную жалобу ФИО1 удовлетворить частично.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через районный (городской) суд и в Верховный Суд Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.

Председательствующий -

Судьи –