НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Самарского областного суда (Самарская область) от 03.03.2020 № 33-2863

Судья: Рапидова И.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Гражданское дело № 33-2863

(номер дела, присвоенный судом первой инстанции – 2-3977/2019)

3 марта 2020 года город Самара

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего - Черкуновой Л.В.,

судей - Евдокименко А.А. и Ромасловской И.М.,

при секретаре – Латыповой Р.Р.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе – ФИО1 на решение Октябрьского районного суда города Самары от 6 декабря 2019 года, которым постановлено:

«Исковые требования ФИО1 к Министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области, - оставить без удовлетворения.»,

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда – Евдокименко А.А., объяснения в поддержание апелляционной жалобы истца – ФИО1, возражения на доводы апелляционной жалобы представителя ответчика - Министерства социально-демографической политики Самарской области – ФИО2, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Истец – ФИО1 обратился в суд с иском о взыскании задолженности по социальным выплатам и возложении обязанности производить социальную выплату к ответчику Министерству социально-демографической политики Самарской области в обоснование своих требований указав, что истец является Ветераном труда Самарской области, что подтверждается удостоверением №. До ДД.ММ.ГГГГ истец получал как Ветеран труда самарской области ежемесячную денежную выплату в размере 621 рубль. Истец прекратил свою трудовую деятельность ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается трудовой книжкой. Начиная с ДД.ММ.ГГГГ выплаты были прекращены и не выплачивались. Недавно истец узнал, что ежемесячные денежные (социальные) выплаты ветеранам труда были возобновлены с ДД.ММ.ГГГГ в автоматическом режиме. При этом каких-либо заявлений и документов для получения данных ежемесячных социальных выплат не требовалось. Но на его счет никакие денежные средства от ГКУ Самарской области «ГУСЗН Самарского округа» Управления по Железнодорожному району с ДД.ММ.ГГГГ по момент предъявления рассматриваемого иска не поступали. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в ГКУ Самарской области «ГУСЗН Самарского округа» Управления по Железнодорожному району за соответствующими разъяснениями. Однако истец получил отказ в выплате как ежемесячной денежной выплаты, так и ежемесячной социальной выплаты за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного, с учетом последующих уточнений и дополнений, истец просил суд обязать ответчика произвести ему ежемесячную социальную выплату за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 21 352 рубля и в дальнейшем ежемесячно выплачивать ему ежемесячную денежную выплату в соответствии с нормативно-правовыми актами Самарской области.

Судом постановлено вышеуказанное решение, которое истец – ФИО1 считает неправильным, просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении его исковых требований в полном объеме.

Проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы – ФИО1, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

Согласно пункту "ж" части 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу подпунктов 1 - 5 пункта 1 ст. 13 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей, в том числе получение ежемесячной денежной выплаты.

Согласно ст. 22 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Подпунктом "б" пункта 1 ст. 5 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предусмотрено, что законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации возложено на законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации.

В рамках предоставленных федеральным законом полномочий Самарская Губернская Дума приняла Закон Самарской области от 28 декабря 2004 года N 169-ГД "О социальной поддержке ветеранов Великой Отечественной войны - тружеников тыла, ветеранов труда, граждан, приравненных к ветеранам труда, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий", которым установила меры социальной поддержки граждан, в том числе право на получение ежемесячной денежной выплаты.

Пунктом 5 ч. 1 ст. 4 Закона Самарской области от 28 декабря 2004 года №169-ГД «О социальной поддержке ветеранов Великой Отечественной войны - тружеников тыла, ветеранов труда, граждан, приравненных к ветеранам труда, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий» в числе мер социальной поддержки ветеранов труда из числа лиц, указанных в статье 7 Федерального закона «О ветеранах», граждан, приравненных к ветеранам труда по состоянию на 31 декабря 2004 года, пенсия которым установлена (назначена) в соответствии с Федеральными законами «О страховых пенсиях» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», независимо от прекращения ими трудовой деятельности, указана ежемесячная денежная выплата в размере 450 рублей.

Законом Самарской области от 13 февраля 2017 года N 27-ГД "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Самарской области", вступившим в силу с 1 марта 2017 года, внесены изменения в статью 2 Закона Самарской области от 28 декабря 2004 года N 169-ГД "О социальной поддержке ветеранов Великой Отечественной войны - тружеников тыла, ветеранов труда, граждан, приравненных к ветеранам труда, реабилитированных лиц и лиц, пострадавших от политических репрессий", в соответствии с которыми ежемесячная денежная выплата предоставляется гражданам, не осуществляющим трудовую и (или) иные виды деятельности, указанные в статье 7 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при условии, что размер их пенсии не превышает 19 500 рублей. (с 1 января 2018 года – 20 221,50 рубль, с 1 января 2019 года – 21 647,12 рублей, с 1 января 2020 года – 23 075,83 рублей).

В этой связи статьей 3 Закона Самарской области от 13 февраля 2017 года N 27-ГД предусмотрено приостановление со дня вступления в силу этого закона предоставления ежемесячных денежных выплат на основании сведений, предоставляемых государственным учреждением - Отделением Пенсионного фона Российской Федерации по Самарской области в рамках действующего соглашения об информационном взаимодействии с министерством, гражданам:

1) осуществляющим трудовую и (или) иные виды деятельности, указанные в статье 7 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации";

2) информация о пенсии которых отсутствует в сведениях, предоставляемых государственным учреждением - отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Самарской области.

Абзацами 5, 6, 7 статьи 3 вышеуказанного закона предусмотрено, что:

возобновление предоставления ежемесячной денежной выплаты гражданам осуществляется при условии, что размер их пенсии не превышает 19 500 рублей:

с даты приостановления ежемесячной денежной выплаты - для лиц, обратившихся в течение трех месяцев со дня вступления в силу настоящего Закона в уполномоченные учреждения с заявлением и документами об отсутствии трудовой деятельности и размере пенсии;

с первого числа месяца обращения - для лиц, обратившихся в уполномоченные учреждения с заявлением и документами об отсутствии трудовой деятельности и размере пенсии по истечении трех месяцев со дня вступления в силу настоящего Закона.

Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что истец - ФИО1 являлся получателем ежемесячной денежной выплаты в соответствии со ст. 10 Закона Самарской области от 6 декабря 2006 года №155-ГД «О ветеранах труда Самарской области» с ДД.ММ.ГГГГ, до момента внесения изменений в законодательство Самарской области.

В соответствии с положениями ст. 3 Закона Самарской области от 13 февраля 2017 года №27-ГД «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Самарской области» указанная выплата приостановлена ответчиком с 1 марта 2017 года, в связи с поступившими сведениями о том, что ФИО1 осуществляет трудовую деятельность в ЖСК №122.

Согласно ст. 3 Закона Самарской области от 13 февраля 2017 года №27-ГД «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Самарской области» гражданам, обратившимся после 27 февраля 2018 года, не реализовавшим право на возобновление ежемесячной денежной выплаты, ежемесячная денежная выплата возобновляется с первого числа месяца обращения и выплачивается с даты приостановления ежемесячной денежной выплаты.

Пунктом 3.2.1. Порядка предоставления ежемесячных денежных выплат ветеранам труда Самарской области, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 16 февраля 2007 года №13 «Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда Самарской области» предусмотрено, что предоставление ЕДВ лицам, являющимся получателями ЕДВ до 1 марта 2017 года, приостанавливается министерством с 1 марта 2017 года на основании сведений, предоставляемых государственным учреждением - Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Самарской области (далее - Пенсионный фонд) в рамках действующего соглашения об информационном взаимодействии с министерством (далее - Соглашение), в отношении граждан:

1) осуществляющих трудовую и (или) иные виды деятельности;2) информация о пенсии которых отсутствует в сведениях, предоставляемых Пенсионным фондом.

Уполномоченные органы в пределах своей компетенции принимают меры по информированию получателей об изменении условий предоставления ЕДВ.

Возобновление предоставления ЕДВ лицам, являющимся получателями ЕДВ до 1 марта 2017 года, осуществляется при условии, если размер их пенсии не превышает 19 500 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацами девятым и десятым настоящего пункта;

с 1 марта 2017 года - для лиц, обратившихся до 31 мая 2017 года включительно в уполномоченные органы по месту жительства с заявлением и документами об отсутствии трудовой и (или) иных видов деятельности и размере пенсии;

с 1-го числа месяца обращения - для лиц, обратившихся в уполномоченные органы по месту жительства с заявлением и документами об отсутствии трудовой и (или) иных видов деятельности и размере пенсии после 31 мая 2017 года.

Гражданам, размер пенсии которых превышает 19 500 рублей по состоянию на 1 марта 2017 года, предоставление ЕДВ прекращается с 1 марта 2017 года на основании сведений, предоставляемых Пенсионным фондом в рамках действующего Соглашения.

Начиная с 1 января 2018 года возобновление предоставления ЕДВ гражданам осуществляется с первого числа месяца обращения при условии, что размер их пенсии не превышает 20 221 рубля 50 копеек.

Гражданам, обратившимся после 27 февраля 2018 года, не реализовавшим право на возобновление предоставления ЕДВ, предоставление ЕДВ возобновляется с первого числа месяца обращения и осуществляется с даты приостановления предоставления ЕДВ.

Вместе с тем, после прекращения трудовой деятельности ФИО1 не обращался к ответчику с заявлением о возобновлении ежемесячной страховой выплаты, что им не оспаривалось в суде первой инстанции.

Согласно ст. 1 Постановления Правительства Самарской области от 30 октября 2017 года №677 «О предоставлении в 2017 году социальной выплаты отдельным категориям граждан» к расходным обязательствам Самарской области относится предоставление в 2017 году социальной выплаты отдельным категориям граждан, проживающих на территории Самарской области, по состоянию на 1 ноября 2017 года осуществляющих трудовую и (или) иные виды деятельности, указанные в статье 7 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и получающих пенсию в размере, не превышающем 13 500 рублей (далее - социальная выплата).

Порядком предоставления в 2017 году социальной выплаты отдельным категориям граждан, проживающих на территории Самарской области, по состоянию на 1 ноября 2017 года осуществляющих трудовую и (или) иные виды деятельности, указанные в статье 7 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской федерации» и получающих пенсию в размере, не превышающем 13 500 рублей», утвержденным Постановлением Правительства Самарской области от 30 октября 2017 года №677, организацию предоставления социальной выплаты на территории Самарской области осуществляют министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области (далее - министерство), а также подведомственные ему государственные казенные учреждения социальной защиты населения по месту жительства гражданина (далее - уполномоченные учреждения).

Уполномоченные учреждения осуществляют формирование и ведение базы данных по назначению социальной выплаты, прием граждан, организацию учета и регистрации лиц, обратившихся за назначением социальной выплаты, обеспечивают проверку документов, представленных заявителем, принимают решение о назначении (отказе в назначении) социальной выплаты, представляют необходимую информацию в министерство для перечисления социальной выплаты гражданам.

Предоставление социальной выплаты осуществляется министерством в ноябре и декабре 2017 года ежемесячно.

Гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 настоящего Постановления, получающим пенсию, назначенную Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Самарской области, министерство организует назначение социальной выплаты на основании сведений, предоставляемых Пенсионным фондом Российской Федерации, без представления гражданином заявления и обосновывающих право на данную выплату документов.

В случае если у министерства отсутствуют сведения, указанные в абзаце первом настоящего пункта, граждане вправе самостоятельно обратиться с пакетом документов, предусмотренных пунктом 4 настоящего Порядка, в уполномоченные учреждения за назначением социальной выплаты до 5 декабря 2017 года.

Предоставление отдельным категориям граждан, в том числе ветеранам труда ежемесячной социальной выплаты, в 2018 - 2020 годах установлено Постановлением Правительства Самарской области от 13 декабря 2017 года №812.

Согласно п. 1 Порядка к указанному Постановлению указанным Порядком установлен механизм и условия назначения и предоставления в 2018 - 2020 годах ежемесячной социальной выплаты отдельным категориям граждан, по состоянию на 1 ноября 2017 года и на дату определения права проживающих на территории Самарской области, получающих пенсию в размере, не превышающем 13500 рублей, имеющих соответствующий статус и осуществляющих трудовую и (или) иные виды деятельности, указанные в статье 7 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - ежемесячная социальная выплата).

Гражданам, указанным в пункте 1 настоящего Порядка, получающим пенсию, назначенную Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Самарской области, министерство организует назначение ежемесячной социальной выплаты на основании базы данных получателей социальных выплат, имеющейся в министерстве, с учетом сведений, предоставляемых Пенсионным фондом Российской Федерации, без представления гражданином заявления и документов, обосновывающих право на данную выплату, в январе 2018 года.

С февраля по декабрь 2018 года министерство организует назначение ежемесячной социальной выплаты на основании базы данных получателей ежемесячной социальной выплаты, сформированной в январе 2018 года, с учетом представленных гражданами заявлений и документов, обосновывающих право на данную выплату, в течение 2018 года.

С января по декабрь 2019 года министерство организует назначение ежемесячной социальной выплаты на основании базы данных получателей ежемесячной социальной выплаты, сформированной в декабре 2018 года, с учетом представленных гражданами заявлений и документов, обосновывающих право на данную выплату, в течение 2019 года.

С января по декабрь 2020 года министерство организует назначение ежемесячной социальной выплаты на основании базы данных получателей ежемесячной социальной выплаты, сформированной в декабре 2019 года, с учетом представленных гражданами заявлений и документов, обосновывающих право на данную выплату, в течение 2020 года.

В случае если у министерства отсутствуют сведения, указанные в абзаце четвертом настоящего пункта, граждане вправе самостоятельно обратиться с документами, предусмотренными абзацами вторым, третьим, шестым и восьмым пункта 9 настоящего Порядка, в уполномоченные учреждения за назначением ежемесячной социальной выплаты по 30 ноября 2020 года (п. 8 Порядка).

Назначение ежемесячной социальной выплаты осуществляется на основании сведений, имеющихся в базе данных получателей социальных выплат министерства, с учетом сведений, представляемых Пенсионным фондом Российской Федерации, и без представления гражданином заявления и документов, обосновывающих право на данную выплату, с 1 января 2018 года.

Назначение ежемесячной социальной выплаты в случае самостоятельного обращения гражданина осуществляется с первого числа месяца, следующего за месяцем обращения гражданина с заявлением и документами, обосновывающими право на данную выплату (п. 11 Порядка).

Из материалов дела усматривается, что с заявлением о назначении ежемесячной социальной выплаты истец обратился ДД.ММ.ГГГГ.

С учетом указанного судебная коллегия находит, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необходимости отказа в удовлетворении иска, поскольку в ходе судебного разбирательства достоверно установлено, что у истца не возникло право на получение ежемесячной социальной выплаты за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 21 352 рубля и в дальнейшем ежемесячно в соответствии с нормативно-правовыми актами Самарской области, поскольку ответчиком при приостановке единовременной денежной выплаты истцу не допущено нарушений действующего законодательства, истцу правомерно отказано в назначении ежемесячной социальной выплаты. Назначение указанных выплат носят заявительный характер, при отсутствии у ответчика соответствующих сведений, однако, истец ранее к ответчику с заявлениями о назначении спорных социальных выплат не обращался.

Доводы апелляционной жалобы по существу направлены на переоценку выводов суда первой инстанции о фактических обстоятельствах дела и имеющихся в деле доказательств, они не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию истца, выраженную им в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда и поэтому не могут служить основанием для отмены принятого по делу решения.

Не может судебная коллегия признать убедительными и иные доводы апелляционной жалобы, поскольку они не имеют правового значения для разрешения настоящего гражданского дела по существу, либо основаны на неправильном толковании вышеприведенных норм законодательства.

Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что при рассмотрении указанного гражданского дела судом правильно определены обстоятельства имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, установленным им в ходе судебного разбирательства, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права, судом не допущено, то есть, оснований для отмены или изменения постановленного судом первой инстанции решения, указанных в ст. 330 ГПК РФ, в апелляционном порядке не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,

о п р е д е л и л а :

Решение Октябрьского районного суда города Самары от 6 декабря 2019 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу - ФИО1 - без удовлетворения.

Председательствующий –

Судьи -