НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Самарского областного суда (Самарская область) от 02.10.2018 № 33А-12088/18

Судья Полякова Н.В. адм. дело № 33а–12088/2018

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Самара 2 октября 2018 года

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Сказочкина В.Н.,

судей Шилова А.Е., Желтышевой А.И.,

при секретаре Тимохиной Е.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Гапонова С.Ю. на решение Октябрьского районного суда г. Самары от 10 июля 2018 года.

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Шилова А.Е., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Межрайонная ИФНС России № 16 по Самарской области обратилась в суд с административным иском к Гапонову С.Ю. о взыскании обязательных платежей, указав, что административный ответчик является плательщиком земельного налога.

В нарушение статьи 45 Налогового кодекса РФ Гапонов С.Ю. обязательства по уплате налога за 2015 год не исполнил, в связи с чем ему было направлено требование об уплате недоимки по налогу и пени, которое до настоящего времени не исполнено.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, Межрайонная ИФНС России № 16 по Самарской области просила суд взыскать с Гапонова С.Ю. недоимку по земельному налогу за 2015 год в размере 5 181,00 руб. и пени в размере 113,98 руб.

Решением Октябрьского районного суда г. Самары от 10 июля 2018 года административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России № 16 по Самарской области к Гапонову С.Ю. удовлетворено. С Гапонова С.Ю. в пользу Межрайонной ИФНС России № 16 по Самарской области взыскана задолженность по уплате земельного налога в размере 5 181,00 руб. и пени в размере 113,98 руб., а всего 5 294,98 руб.

Кроме того, с Гапонова С.Ю. взыскана государственная пошлина в размере 400 руб.

В апелляционной жалобе Гапонов С.Ю. просит отменить решение суда как незаконное, указав, что налоговым органом при исчислении суммы земельного налога неверно применена кадастровая стоимость земельных участков и налоговая ставка в размере 0,3 процента.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Межрайонной ИФНС России № 16 по Самарской области – Янкина Ю.А. в удовлетворении апелляционной жалобы просила отказать, решение суда оставить без изменения.

Административный ответчик Гапонов С.Ю. в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещался надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть жалобу в его отсутствие.

Выслушав объяснения представителя административного истца, проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации и пункту 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах – пункт 1 статьи 45 НК РФ.

Пунктом 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.

Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом (п. 6 ст. 45 НК РФ).

В силу пункта 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения – п. 1 ст. 388 Налогового кодекса РФ.

Согласно пункту 4 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.

Как видно из материалов дела, административный ответчик Гапонов С.Ю. в 2015 году являлся собственником 26 (двадцать шесть) земельных участков с кадастровыми номерами:

Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (пункт 1 статьи 390, пункт 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации).

Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (пункт 4 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации).

Исходя из кадастровой стоимости земельных участков с учетом конкретных ставок налога, установленных в порядке, предусмотренном действующим законодательством, налоговым органом исчислен земельный налог за 2015 год на указанные выше земельные участки.

Пунктом 4 статьи 52 и пунктом 6 статьи 69 Налогового кодекса РФ законодатель установил презумпцию получения налогоплательщиком налогового уведомления и требования об уплате налога, направленных по почте заказанными письмами.

Как усматривается из материалов дела, в адрес Гапонова С.Ю. направлялось налоговое уведомление № 85684061 от 04.09.2016 об уплате налога, содержащее сведения об объектах налогообложения, налоговой базе, налоговых ставках, количестве месяцев в году, в течение которых у налогоплательщика сохранялось право собственности на объект налогообложения, и срок уплаты налога – до 01.12.2016 (л.д. 6).

В установленный в налоговом уведомлении срок административный ответчик не исполнил обязанность по уплате налога, в связи с чем налоговым органом в адрес налогоплательщика направлено требование № 9166 от 06.02.2017 об уплате налога, согласно которому в срок до 03.04.2017 ему предложено погасить задолженность по земельному налогу в размере 5 181,00 руб. и пени в размере 113,98 руб., начисленные за несвоевременную уплату земельного налога (л.д. 4).

В добровольном порядке административный ответчик не исполнил обязанность по уплате налога и пени.

Согласно пункту 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (п. 2 ст. 48 НК РФ).

В соответствии с абз. 2 п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Как усматривается из материалов дела, в установленный законом срок налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа.

06.10.2017 мировым судьей судебного участка № 29 Октябрьского судебного района г. Самары Самарской области вынесен судебный приказ № 2а-1384/2017 о взыскании с Гапонова С.Ю. недоимки по налогу и пени в указанном выше размере.

Определением того же мирового судьи от 14.11.2017 судебный приказ по заявлению Гапонова С.Ю. отменен (л.д. 10).

Установлено, что недоимка по земельному налогу, а также пени, начисленные за неуплату налога в установленный срок, административным ответчиком до настоящего времени не уплачены, в связи с чем Межрайонная ИФНС России № 16 по Самарской области 14.05.2018 обратилась в суд с административным иском о взыскании с Гапонова С.Ю. земельного налога и пени в принудительном порядке.

Срок принудительного взыскания земельного налога и пени налоговым органом не пропущен.

Установив данные обстоятельства, суд пришел к правильному выводу о взыскании с административного ответчика задолженности по земельному налогу за 2015 год в размере 5 181,00 руб. и пени в размере 113,98 руб.

Вопрос о взыскании с административного ответчика государственной пошлины, судом разрешен в соответствии с положениями ст. 114 КАС РФ, пп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ.

Судебная коллегия полагает, что выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, основаны на представленных сторонами доказательствах, при правильном применении норм материального и процессуального права.

Доводы апелляционной жалобы Гапонова С.Ю. о том, что земельные участки имеют вид разрешенного использования – «для индивидуального жилищного строительства», поэтому ко всем земельным участкам, принадлежащим ему на праве собственности, подлежит применению ставка в размере 0,2 процента, являются необоснованными.

Как следует из положений подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 16 Решения Собрания представителей городского поселения Петра Дубрава муниципального района Волжский Самарской области от 7 октября 2014 г. № 150 «Об установлении и введении в действие на территории городского поселения Петра Дубрава земельного налога», действующего в период возникновения спорных правоотношений (до 01.01.2016), налоговая ставка в отношении земельных участков занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства установлена в размере 0,3 процента.

С учетом изложенного, в отношении земельных участков, расположенных в Волжском районе Самарской области, налоговым органом правильно применена ставка 0,3 %.

В отношении земельных участков, расположенных в г. Самара, и предоставленных под индивидуальное жилищное строительство, налоговым органом применена ставка 0,2 %, что соответствует требованиям действующего налогового законодательства.

Доводы апелляционной жалобы о неверном размере кадастровой стоимости земельных участков необоснованны, поскольку налог на земельные участки начислен на основании сведений о кадастровой стоимости земельных участков, содержащихся в государственном кадастре недвижимости. Сведения об иной кадастровой стоимости земельных участков в 2015 году материалы дела не содержат.

Данные об изменении кадастровой стоимости указанных земельных участков в ГКН не вносились.

При таких обстоятельствах основания для отмены или изменения судебного акта отсутствуют.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену принятого решения, и предусмотренных ст. 310 КАС РФ, судом при рассмотрении дела не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Октябрьского районного суда г. Самары от 10 июля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Гапонова С.Ю. без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Судьи