НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Самарского областного суда (Самарская область) от 01.12.2020 № 33-12841

Судья: Канафьева Н.П.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Гражданское дело № 33-12841

(номер дела, присвоенный судом первой инстанции – 2-1110/2020)

1 декабря 2020 года город Самара

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего - Евдокименко А.А.,

судей – Чирковой И.Н. и Шабаевой Е.И.,

при секретаре – Серёдкиной О.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе – Чертилина А.М. на решение Чапаевского городского суда Самарской области от 11 сентября 2020 года, которым постановлено:

«В удовлетворении исковых требований Чертилина А.М. к ГУ УПФ РФ в г.о. Чапаевск (межрайонное) о признании решения об отказе в перерасчете фиксированной выплаты незаконным, включении периодов работы в страховой стаж, обязании произвести перерасчет пенсии – отказать.»,

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда – Евдокименко А.А., возражения на доводы апелляционной жалобы представителя ответчика - Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.о. Чапаевск Самарской области (межрайонное) – Гоголевой Е.Ю., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Истец – Чертилин А.М. обратился в суд с иском о включении периодов трудовой деятельности в специальный страховой стаж, дающий право на перерасчет размера страховой пенсии по основанию, предусмотренному ч. 14 ст.17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» и возложении обязанности произвести перерасчет размера страховой пенсии к ответчику – ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г.о. Чапаевска Самарской области (межрайонное) в обоснование своих требований указав, что истец является пенсионером, ветераном труда Российской Федерации. Всю жизнь истец прожил в сельской местности и трудился в сельскохозяйственных организациях, занимающихся непосредственно сельскохозяйственными работами, что подтверждается копией трудовой книжки от 8 октября 1969 года. Пенсионным законодательством предусматривается доплата к пенсии за работу в сельском хозяйстве более 30 лет в размере 25% от суммы фиксированной выплаты к страховой пенсии. Надбавка эта полагается сельским пенсионерам, получающим страховые выплаты по старости и инвалидности, которые имеют необходимый стаж работы в сельской местности в соответствии с предусмотренными списками профессий и работ. В 2019 году данную доплату к пенсии, в отличие от большинства бывших коллег, истец не получил. В феврале 2019 года истец обратился в пенсионный орган за соответствующими разъяснениями, где ему устно пояснили, что период его работы до 1 января 1992 года включается в сельский стаж, независимо от наличия соответствующей должности в перечне, утверждённом правительством, а поскольку занимаемая истцом должность в период с 1 января 1992 года по 16 декабря 1994 года в данном перечне не значится, спорный период включению в «сельский стаж» не подлежит. С 10 октября 1989 года по 16 декабря 1994 года истец занимал должность председателя профкома совхоза «<данные изъяты>», стаж в данной должности учли до 1 января 1992 года, а после указанной даты не включили в стаж. Таким образом, без учёта указанных лет, спорный стаж составил менее 30-ти лет и истец не имеет права на установление повышенной фиксированной выплаты. Истец составил письменное заявление о зачислении стажа с 1 января 1992 года по 16 декабря 1994 года в «сельский стаж» и перерасчёте пенсии. 16 августа 2019 года истцом получено письмо от ответчика, согласно которого спорный период работы не может быть засчитан в «сельский стаж», так как занимаемая должность отсутствует в названном перечне. Истец написал статью в «<данные изъяты>» о сложившейся ситуации и вскоре получил письменный ответ ГУ-ОПФР по Самарской области, также содержащий информацию о том, что его стаж составил менее 30-ти лет, и он не имеет права на установление повышенной фиксированной выплаты. Согласно п. 3 ст. 26 Федерального закона от 12 января 1996 года (в редакции от 3 июля 2016 года) «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (с изменениями и дополнениями на 1 января 2017 года) время работы освобождённых профсоюзных работников, избранных в профсоюзные органы, засчитывается им в общий и специальный трудовой стаж. Истец считает, что при таких обстоятельствах отсутствие в пенсионном законодательстве соответствующих указаний, позволяющих включать период осуществления им профсоюзной деятельности в специальный стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, не может являться основанием к отказу в удовлетворении заявленных требований. Нормы Конституции Российской Федерации, Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» не ставят в зависимость от каких-либо условий реализацию права освобожденного профсоюзного работника, находящегося на выборной должности в выборном органе первичной профсоюзной организации, на зачет такого периода работы в общий и специальный трудовой стаж, в том числе и в специальный стаж для назначения доплаты к пенсии за работу в сельском хозяйстве более 30 лет в размере 25% от суммы фиксированной выплаты к страховой пенсии.

На основании изложенного истец просил суд: 1) признать названное решение от 16 августа 2019 года об отказе в перерасчёте фиксированной выплаты в соответствии с частью 14 статьи 17 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях» незаконным; 2) включить периоды работы истца с 1 января 1992 года по 16 декабря 1994 года в «сельский стаж» истца, дающий право на перерасчёт фиксированной выплаты в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях»; 3) возложить на ответчика обязанность установить повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости истца в соответствии с ч. 14 ст.17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» начиная с 1 января 2019 года.

Судом постановлено вышеуказанное решение, которое истец – Чертилин А.М. считает неправильным, просит его отменить и принять новое решение, которым удовлетворить его иск в полном объеме.

Проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы – Чертилина А.М., судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В период с 1 января 2002 года по 31 декабря 2014 года правоотношения, связанные с установлением трудовых пенсий в Российской Федерации регулировались Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

С 1 января 2015 года страховые пенсии на территории Российской Федерации устанавливаются и выплачиваются в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Согласно ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в размере 25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии на весь период их проживания в сельской местности.

Исчисление стажа работы в сельском хозяйстве для определения права на повышение фиксированной выплаты осуществляется в соответствии с Правилами исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» и Списком работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29 ноября 2018 года №1440.

В соответствии с п. 2 Правил исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 ноября 2018 года №1440 (в редакции от 25 июня 2019 года), при исчислении стажа работы в сельском хозяйстве применяется Список работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которым устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях», утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 года №1440 «Об утверждении списка работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях», и Правил исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях».

В силу требований п. 3 вышеуказанных Правил в стаж работы в сельском хозяйстве включаются: а) периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных списком, и условии начисления (уплаты) за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации; б) периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Союза Советских Социалистических Республик до 1 января 1992 года, при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных списком.

Согласно п. 5 названных Правил исчисление стажа работы в сельском хозяйстве производится в календарном порядке. При исчислении и подтверждении стажа работы в сельском хозяйстве применяются Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года №1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий», с учетом особенностей, установленных пунктом 6 настоящих Правил.

При этом независимо от занятости на работах, производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных Списком, в стаж работы в сельском хозяйстве включаются периоды работы (деятельности), если они имели место в колхозах, машино-факторных станциях, межколхозных предприятиях (организациях), совхозах, крестьянских (фермерских) хозяйствах, артелях (сельскохозяйственных), которые выполнялись на территории Российской Федерации (РСФСР) до 1 января 1992 года.

Пунктом 6 Правил установлено, что при подсчете стажа работы в сельском хозяйстве подтверждаются:

а) периоды работы (деятельности), указанные в подпункте «а» пункта 3 настоящих Правил, имевшие место со дня вступления в силу положений частей 14 и 15 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях», - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета;

б) периоды работы (деятельности), указанные в пункте 3 настоящих Правил, имевшие место до дня вступления в силу положений частей 14 и 15 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях», - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета и (или) документов, выданных работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Право на установление повышенного размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости имеют только лица, занятые по профессии, должности, специальности, поименованных в вышеуказанном Списке.

Согласно порядку исчисления повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленному Правилами исчисления периодов работы (деятельности), дающих право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и инвалидности, повышенный размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности устанавливается в отношении «рабочих всех наименований», указанных в разделах 1 и 2 Списка, утвержденном постановлением Правительства РФ от 29 ноября 2018 года №1440, при условии осуществления указанными работниками деятельности в организациях, основным видом деятельности которых является сельское хозяйство.

Следовательно, для включения периодов работы в сельский стаж необходимо, чтобы выполняемая работа была связана с осуществлением деятельности в организации, основным видом деятельности которой является сельское хозяйство, и наименование такой профессии было включено в вышеназванный Список, а в случае, если из названия профессии не усматривается связь с сельским хозяйством, то необходимо иметь в виду, что профессия должна быть связана с работой или производством в сельском хозяйстве, указанным в соответствующих разделах Списка.

При подсчете стажа работы в сельском хозяйстве периоды работы (деятельности), указанные в п.3 настоящих Правил, имевшие место до дня вступления в силу положений п.п.14 и 15 ст.17 Федерального закона «О страховых пенсиях» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета и (или) документов, выданных работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что с ДД.ММ.ГГГГ года истец Чертилин А.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является пенсионером по старости, а также ветераном труда, что подтверждается удостоверением серии от 11 октября 2007 года.

Также из материалов дела видно, что Чертилин А.М. обратился в Государственное учреждение- Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Чапаевск Самарской области (межрайонное) с заявлением о зачислении в «сельский стаж» периода его работы с 1 января 1992 года по 16 декабря 1994 года и перерасчете страховой пенсии по старости.

17 марта 2020 года Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Чапаевск Самарской области (межрайонное) в ответе разъяснило истцу, что период работы истца в совхозе «<данные изъяты>» с 10 октября 1989 года по 31 декабря 1991 года включен в «сельский стаж» на основании п. 4 Правил исчисления периодов работы, а период работы с 1 января 1992 года по 16 декабря 1994 года в должности председателя профсоюзного комитета не подлежит включению в «сельский стаж», поскольку Списком выборные должности не предусмотрены. «Сельский стаж» истца составил 28 лет 1 месяц 26 дней, что не дает права на повышенную фиксированную выплату пенсии.

Из материалов дела видно, что согласно записей в трудовой книжке Чертилина А.М. от 8 октября 1969 года усматривается, что 10 октября 1989 года он принят на должность председателя профкома совхоза «<данные изъяты>», в порядке перевода из совхоза «<данные изъяты>», в связи с избранием на эту должность, и 16 декабря 1994 года уволен с указанной должности в порядке перевода.

С учетом указанного судебная коллегия находит, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необходимости отказа в удовлетворении иска в полном объеме, поскольку в ходе судебного разбирательства достоверно установлено, что в спорный период должность председателя профкома в совхозе не предусмотрена Списком работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которым устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона «О страховых пенсиях», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 ноября 2018 года №1440.

Доводы апелляционной жалобы не являются основанием для отмены оспариваемого судебного акта, поскольку объективных доказательств того, что работа председателя профкома в совхозе соответствовала работе в области сельского хозяйства, а занимаемая должность предусмотрена соответствующим Списком работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 ноября 2018 года №1440, не представлено.

Не может судебная коллегия признать убедительными и остальные доводы апелляционной жалобы, поскольку они основаны на неправильном толковании вышеприведенных норм закона и не имеют правового значения для разрешения настоящего гражданского дела по существу.

Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что при рассмотрении указанного гражданского дела судом правильно определены обстоятельства имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, установленным им в ходе судебного разбирательства, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права, судом не допущено, то есть, оснований для отмены или изменения постановленного судом первой инстанции решения, указанных в ст. 330 ГПК РФ, в апелляционном порядке не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,

о п р е д е л и л а :

Решение Чапаевского городского суда Самарской области от 11 сентября 2020 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу - Чертилина А.М. - без удовлетворения.

Председательствующий –

Судьи -