Судья Перченко Н.Л. Дело № 2а-4034/2020
Докладчик Качура И.О. Дело № 33а-270/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
28 января 2021 года город Южно-Сахалинск
Судебная коллегия по административным делам Сахалинского областного суда в составе:
председательствующего | Качура И.О., |
судей | Лихачевой С.А., Неволиной Е.В., |
при секретаре | Синцовой Ю.В., |
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Публичного акционерного общества энергетики и электрификации «Сахалинэнерго» о признании незаконным требования Государственного казенного учреждения «Сахалинские лесничества» от ДД.ММ.ГГГГ№ об устранении нарушений требований природоохранного законодательства
по апелляционной жалобе Публичного акционерного общества энергетики и электрификации «Сахалинэнерго» на решение Южно-Сахалинского городского суда от 15 сентября 2020 года, которым в удовлетворении административного иска отказано.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Качура И.О., объяснения представителя Публичного акционерного общества энергетики и электрификации «Сахалинэнерго» Богомолова О.В., поддержавшего апелляционную жалобу по изложенным в ней основаниям, судебная коллегия
у с т а н о в и л а :
04 июня 2020 года Публичное акционерное общество энергетики и электрификации «Сахалинэнерго» (далее – ПАО «Сахалинэнерго) обратилось в суд с административным иском о признании незаконным требования Государственного казенного учреждения «Сахалинские лесничества» (далее – ГКУ «Сахалинские лесничества») от ДД.ММ.ГГГГ№ об устранении нарушений требований природоохранного законодательства. Полагает, что административный запрет, установленный пунктом 34 Правил пожарной безопасности, нарушен не административным истцом, а МУП «Строитель», которое при проведении планировки полигона ТБО осуществило свал мусорных отходов на территории охранной зоны ЛЭП, что подтверждается объемом отходов, близостью полигона ТБО, составом мусора. При этом административный орган не принял во внимание, что действие запрета пункта 34 распространяется на время проведения рубок в охранной зоне ВЛ и относится к горючим остаткам, которые были результатом проведения данных рубок. Ссылается на ошибочность выводов административного ответчика о том, что порубочные остатки складированы в соответствии с Правилами в период проведения рубок для перегнивания (медленного горения-окисления), то есть на момент проверки горючими материалами не являлись. Указывает, что административный орган вменил лицу, не нарушающему запрет на захламление охранной зоны коммунальными отходами и горючими материалами, обязанность по их вывозу, чем нарушил статью 96 Лесного кодекса Российской Федерации и пункта 8 Положения о государственном лесном надзоре (лесной охране).
В судебном заседании представитель ПАО «Сахалинэнерго» Богомолов О.В. требования поддержал, представитель ГКУ «Сахалинские лесничества» Боровикова М.В. в удовлетворении административного иска просила отказать.
Судом вынесено приведенное выше решение, которое ПАО «Сахалинэнерго» в апелляционной жалобе просит отменить. Полагает, что требования Правил использования лесов, утвержденных приказом федерального агентства лесного хозяйства от 10 июня 2011 года № 223, предусматривают обязанность сетевой организации по содержанию просек свободными от мусора и горючих материалов и обязывают сетевые организации при эксплуатации ВЛ не допускать захламление охранной зоны, возникающее при обычном хозяйственном обороте связаны с наносными явлениями (ветер, разливы рек, приносящие мусор) либо неизбежными отходами производства при реконструкции, строительстве ВЛ, полностью которые не удалось убрать по тем или иным причинам, что относится к исключительной деятельности самой сетевой компании. Вместе с тем, указанные Правила не возлагают обязанность на юридическое лицо нести расходы по вывозу мусора и отходов производства, которые третье лицо умышленно разместило на территории охранной зоны.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 2.1 статьи 96 Лесного кодекса Российской Федерации, пункта 4 Положения об осуществлении государственного лесного контроля и надзора, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2007 года № 394, федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) может осуществляться государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии с частью 1 статьи 83 настоящего Кодекса, или государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии с частью 2 статьи 83 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 8 Положения должностные лица органов исполнительной власти и государственных учреждений, указанные в абзацах первом и втором пункта 3 Положения, являющиеся государственными лесными инспекторами или лесничими, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, в том числе, предотвращать нарушения лесного законодательства, в том числе совершаемые лицами, не осуществляющими использование лесов, а также осуществлять патрулирование лесов в соответствии с нормативами, установленными Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и осуществлять проверки соблюдения лесного законодательства.
В силу пункта 12 Положения федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых, документарных и выездных проверок в соответствии со статьями 9 - 13 и 14 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а также проведения мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах в порядке, установленном соответственно Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктом 11 части 3 статьи 96 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено право должностных лиц органов государственного надзора, государственных учреждений, указанных в части 2.1 настоящей статьи, предъявлять гражданам, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов и лесоразведение, требования об устранении выявленных в результате проверок соблюдения лесного законодательства нарушений.
На основании пункта 13 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации, строительство, реконструкция, эксплуатация линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов является видом использования лесов.
В силу положений статей 9, 21, 45 Лесного кодекса Российской Федерации юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении линейные объекты, лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены данные линейные объекты, предоставляются на правах постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, праве ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), праве аренды лесных участков, а также на праве безвозмездного срочного пользования. В целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков.
Правилами использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденных приказом Рослесхоза от 10 июня 2011 года № 223, предусмотрена обязанность лица, эксплуатирующего линейный объект, не допускать при строительстве, реконструкции, эксплуатации объекта захламление прилегающей территории лесного участка отходами древесины (пункт 15), регулярно проводить очистки просеки, примыкающих опушек леса, искусственных и естественных водотоков от захламления строительными, лесосечными, бытовыми и иными отходами, от загрязнения отходами производства, токсичными веществами (пункт 16).
Согласно пункта 8 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденных Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 10 июня 2011 года № 223, в целях использования линейных объектов, обеспечения их безаварийного функционирования и эксплуатации, в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условии для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов (в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ) гражданами, юридическими лицами, имеющими в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении линейные объекты, осуществляются:
а) прокладка и содержание в безлесном состоянии просек вдоль и по периметру линейных объектов;
б) обрезка крон, вырубка и опиловка деревьев, высота которых превышает расстояние по прямой от дерева до крайней точки линейного объекта, сооружения, являющегося его неотъемлемой технологической частью, или крайней точки его вертикальной проекции, увеличенное на 2 метра;
в) вырубка сильно ослабленных, усыхающих, сухостойных, ветровальных и буреломных деревьев, угрожающих падением на линейные объекты.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 года № 160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон», сетевые организации при содержании просек обязаны обеспечивать содержание просеки в пожаробезопасном состоянии в соответствии с требованиями Правил пожарной безопасности в лесах (пункт 23).
Согласно пункта 1 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года № 417, данные Правила устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.
Пунктом 34 указанных Правил предусмотрены требования пожарной безопасности в лесах при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, в соответствии с которыми просеки, на которых находятся линии электропередачи, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов.
Согласно пункту 35 Правил пожарной безопасности в лесах, при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов.
Материалами дела подтверждено, что на основании планового задания на проведение мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах на территории лесного фонда Сахалинской области Макаровским лесничеством проведено патрулирование территории лесного фонда Сахалинской области.
Постановлением Правительства Сахалинской области от 10 апреля 2020 года № 176 «Об утверждении перечня населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров, и установлении начала пожароопасного сезона на территории Сахалинской области на 2020 год» установлено начало пожароопасного сезона с 01 мая 2020 года.
ПАО «Сахалинэнерго» является сетевой организацией, владеющей на законном основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых оказывает услуги по передаче электрической энергии и осуществляет в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств.
Вырубка деревьев и кустарников в охранной зоне в квартале <данные изъяты> выделе <данные изъяты> Макаровского участкового лесничества административным истцом не отрицается.
ДД.ММ.ГГГГ в квартале <данные изъяты> выделе <данные изъяты> Макаровского участкового лесничества, на площади <данные изъяты> га выявлен факт нарушения пункта 34 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года № 417, выраженный в нахождении горючих материалов (твердо-бытовые и коммунальные отходы) на просеке <данные изъяты> в период пожароопасного сезона 2020 года.
Помимо этого, в квартале <данные изъяты> выделе <данные изъяты> Макаровского участкового лесничества, на площади с проведенной предположительно в ДД.ММ.ГГГГ сплошной рубкой выявлен факт нахождения горючих материалов – ветви, сучья, неликвидная древесина, порубочные остатки, сложенные в валы, средней шириной <данные изъяты> м, общей длиной <данные изъяты> м, расположенных на расстоянии менее <данные изъяты> м от стены леса, образованных в результате сплошной рубки деревьев в охранной зоне линии электропередач <данные изъяты>.
В этом же квартале на площади, с проведенной в прошлые годы сплошной рубкой (на площади <данные изъяты>) выявлен факт нахождения горючих материалов – ветви, сучья, неликвидная древесина, сложенные в валы, средней шириной <данные изъяты> м, общей длиной <данные изъяты> м, расположенных на расстоянии менее <данные изъяты> от стены леса, образованных в результате сплошной рубки деревьев в охранной зоне электропередач <данные изъяты>
Общая площадь, занятая горючими материалами - ветви, сучья, неликвидная древесина, порубочные остатки сложенные в валы в квартале <данные изъяты> выделе <данные изъяты> Макаровского участкового лесничества составляет <данные изъяты> га.
ДД.ММ.ГГГГ участковым лесничим Макаровского лесничества – филиала ГКУ «Сахалинские лесничества» в адрес ПАО «Сахалинэнерго» выдано требование № об устранении нарушений требований природоохранного законодательства, в котором, в срок до ДД.ММ.ГГГГ предписано обеспечить освобождение просеки <данные изъяты> в квартале <данные изъяты> выделе <данные изъяты> Макаровского участкового лесничества от горючих материалов (твердо-бытовые, коммунальные отходы); в срок до ДД.ММ.ГГГГ – освободить просеку <данные изъяты> в квартале <данные изъяты> выделе <данные изъяты> Макаровского участкового лесничества от горючих материалов (ветви, сучья, неликвидная древесина, порубочные остатки), образованных в результате рубки деревьев в охранной зоне <данные изъяты> в ДД.ММ.ГГГГ и прошлые годы.
Разрешая заявленные требования, оценив представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о законности оспариваемого требования, которое принято в порядке, предусмотренном федеральным законодательством и при наличии к тому оснований, в пределах компетенции уполномоченного органа. При этом суд обоснованно учел, что ПАО «Сахалинэнерго» является сетевой организацией, которая обязана обеспечивать содержание просеки в пожаробезопасном состоянии, в соответствии с требованиями Правил пожарной безопасности в лесах, однако данную обязанность не исполнило.
Вопреки положениям части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административным истцом не представлено достаточных доказательств, подтверждающих нарушение ГКУ «Сахалинские лесничества» действующего лесного законодательства и пожарной безопасности.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии у ПАО «Сахалинэнерго» обязанности нести расходы по вывозу мусора и отходов производства, которые умышленно разместило на территории охранной зоны третье лицо, является несостоятельным.
В силу пункта 3 части 2 статьи 12 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» горючие вещества - вещества и материалы, способные самовозгораться, а также возгораться под воздействием источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления.
Следовательно, ветви, сучья, неликвидная древесина, сложенные в валы, а также твердо-бытовые и коммунальные отходы, находящиеся в зоне линейного объекта, являются горючим материалом, и их нахождение в границах охранных зон линий электропередач в период пожароопасного сезона влечет нарушение Правил пожарной безопасности в лесах.
Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, основаны на неверном толковании норм материального права, являлись предметом исследования суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
решение Южно-Сахалинского городского суда от 15 сентября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ПАО «Сахалинэнерго» – без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Девятый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий Качура И.О.
Судьи Лихачева С.А.
Неволина Е.В.