НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Сахалинского областного суда (Сахалинская область) от 22.12.2020 № 33-2562/20

Судья Волчков Г.Г. 65RS0002-01-2020-000354-86

Докладчик Доманов В.Ю. Дело №33-2562/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Южно-Сахалинск 22 декабря 2020 года

Судебная коллегия по гражданским делам Сахалинского областного суда в составе:

председательствующего Доманова В.Ю.,

судей Малеванного В.П. и Вишнякова О.В.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ф.И.О.4

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Беловой Розы Борисовны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Александровск-Сахалинскому району Сахалинской области (далее – ГУ – УПФ РФ по Александровск-Сахалинскому району) о признании незаконным решения об отказе в назначении социальной пенсии, возложении обязанности назначить социальную пенсию, по апелляционной жалобе представителя ГУ – УПФ РФ по Александровск-Сахалинскому району Ф.И.О.5 на решение Александровск-Сахалинского городского суда от 22 октября 2020 года.

Заслушав доклад судьи Доманова В.Ю., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Белова Р.Б. обратилась в суд с иском к ГУ – УПФ РФ по Александровск-Сахалинскому району о признании незаконным решения об отказе в назначении социальной пенсии, возложении обязанности назначить социальную пенсию.

В обоснование требований указала, что родилась и постоянно проживает в <адрес>. 22 июля 2020 года по достижению 50-летнего возраста обратилась к ответчику с заявлением о назначении социальной пенсии, как гражданину из числа малочисленных народов Севера, достигших возраста 50 лет. Решением ответчика от 31 июля 2020 года в назначении данной пенсии ей было отказано со ссылкой на постановление Правительства РФ от 1 октября 2015 года №1049 «Об утверждении перечня малочисленных народов Севера и перечня районов проживания малочисленных народов Севера в целях установления социальной пенсии по старости», согласно которому в перечень таких районов не включено <адрес>. С данным решением она не согласна, поскольку сёла Трамбаус и Виахту относятся к одному территориальному органу местного самоуправления - Виахтинской сельской администрации, являются единым районом проживания малочисленных народов Севера.

На основании изложенного просила признать решение ГУ – УПФ РФ по Александровск-Сахалинскому району от 31 июля 2020 года об отказе в установлении пенсии незаконным, возложить обязанность на ответчика назначить ей социальную пенсию, как лицу из числа малочисленных народов Севера, достигшему возраста 50 лет, постоянно проживающему в районах проживания малочисленных районов на день назначения пенсии.

Решением Александровск-Сахалинского городского суда от 22 октября 2020 года исковые требования удовлетворены.

Признано незаконным решение ГУ – УПФ РФ по Александровск-Сахалинскому району от 31 июля 2020 года об отказе в установлении социальной пенсии по старости Беловой Р.Б.

На ГУ – УПФ РФ по Александровск-Сахалинскому району возложена обязанность назначить Беловой Р.Б. социальную пенсию, как лицу из числа малочисленных народов Севера, достигшей возраста 50 лет, постоянно проживающей в районах проживания малочисленных районов на день назначения пенсии.

С ГУ – УПФ РФ по Александровск-Сахалинскому району взыскана государственная пошлина в пользу Беловой Р.Б. в размере 300 рублей.

Данное решение обжалует представитель ответчика ГУ – УПФ РФ по Александровск-Сахалинскому району Ф.И.О.5 В апелляционной жалобе просит решение отменить. Ссылаясь на постановление Правительства РФ от 1 октября 2015 года №1049, указывает, что <адрес>, где проживает истица, не входит в перечень районов проживания малочисленных районов Севера в целях установления социальной пенсии по старости. В связи с чем Белова Р.Б. не имеет право на назначение данной пенсии. Полагает, что данное постановление Правительства вопреки выводам суда не нарушает права, свободы и законные интересы истицы. Между тем, перечень мест традиционного проживания, утверждённый распоряжением Правительства РФ от 8 мая 2009 года №631-р, не подлежит применению при установлении социальной пенсии гражданам из малочисленных народов Севера, так как принят во исполнение части 2 статьи 5 Федерального закона от 30 апреля 1999 года №82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ», который, в свою очередь, не регулирует основания возникновения права на пенсию или порядок её назначения. Считает, что Устав МО ГО «Александровск-Сахалинский район», на который ссылается суд в решении, не может служить основанием для назначения социальной пенсии, поскольку полномочия по утверждению перечня малочисленных народов Севера в целях установления социальной пенсии относятся к Правительству РФ. Также не соглашается с взысканием с ответчика государственной пошлины, поскольку в данном случае расходы подлежат взысканию за счёт средств соответствующего бюджета.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции Белова Р.Б. и представитель ГУ – УПФ РФ по Александровск-Сахалинскому району не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены.

В соответствии с требованиями части третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив законность и обоснованность постановленного по делу решения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для её удовлетворения.

В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на социальную пенсию по старости имеют постоянно проживающие в Российской Федерации граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), постоянно проживающие в районах проживания малочисленных народов Севера на день назначения пенсии.

В соответствии с п. 6 указанной нормы установлено, что перечень малочисленных народов Севера и перечень районов проживания малочисленных народов Севера в целях установления социальной пенсии по старости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Перечень малочисленных народов Севера и перечень районов проживания малочисленных народов Севера утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2015 г. №1049, согласно которым к малочисленным народам отнесены нивхи, а к районам их проживания в Сахалинской области – городской округ Александровск-Сахалинский (город Александровск-Сахалинский, сёла Виахту и Хоэ).

Из материалов дела следует, что Белова Р.Б., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является по национальности <данные изъяты>, проживает <адрес>, достигла возраста 50 лет, в связи с чем 22 июля 2020 года обратилась в ГУ УПФ РФ по Александровск-Сахалинскому району с заявлением о назначении ей социальной пенсии, по основанию, предусмотренному пп. 4 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Решением ГУ УПФ РФ по Александровск-Сахалинскому району от 31 июля 2020 года в назначении социальной пенсии в соответствии с пп. 4 п. 1 и п. 4 ст. 11 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» Беловой Р.Б. отказано, поскольку в соответствии с Перечнем районов проживания малочисленных народов Севера, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2015 г. №1049, <адрес> не отнесено к районам проживания малочисленных народов.

Удовлетворяя исковые требования Беловой Р.Б., суд первой инстанции руководствовался Перечнем мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, утверждённым Распоряжением Правительства РФ от 8 мая 2009 года №631-р.

Согласно указанному перечню местом традиционного проживания малочисленных народов в Сахалинской области является, в том числе, городской округ Александровск-Сахалинский, без каких-либо изъятий.

Возможность применения указанного Перечня при определении права на социальную пенсию гражданину из числа малочисленных народов Российской Федерации подтверждена Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10 октября 2012 года в Обзоре судебной практики за второй квартал 2012 года (пункт 12), который до настоящего времени не отозван, в связи с чем данные разъяснения необходимо учитывать при разрешении данной категории дел.

При таких данных суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования истца, с чем соглашается судебная коллегия.

Доводы апелляционной жалобы о том, что в рассматриваемом случае необходимо было руководствоваться только Перечнем районов проживания малочисленных народов Севера, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2015 г. №1049, повторяют позицию ответчика, изложенную в ходе разбирательства в суде первой инстанции, сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права.

Между тем, судебная коллегия полагает необходимым отменить решение суда в части о взыскания с ответчика государственной пошлины в размере 300 рублей, поскольку в силу подпункта 19 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации Пенсионный фонд Российской Федерации, как орган реализующий государственные функции, освобождён от уплаты государственной пошлины.

Кроме того, исходя из положений подпункта 5 пункта 2 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации истец также освобождён от уплаты государственной пошлины, в связи с чем она является излишне уплаченной и вопрос о её возврате истцу должен быть разрешён в порядке, установленном статьёй 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Александровск-Сахалинского городского суда от 22 октября 2020 года в части взыскания с ГУ – УПФ РФ по Александровск-Сахалинскому району в пользу Беловой Р.Б. государственной пошлины в размере 300 рублей - отменить.

В остальной части решение Александровск-Сахалинского городского суда от 22 октября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ГУ – УПФ РФ по Александровск-Сахалинскому району Ф.И.О.5 – без удовлетворения.

Председательствующий В.Ю. Доманов

Судьи В.П. Малеванный

О.В. Вишняков