Судья - Панфилова О.А. Дело № 33адм-2022/2014
Докладчик - Усольцева И.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 сентября 2014 года город Южно-Сахалинск
Судебная коллегия по административным делам Сахалинского областного суда в составе:
председательствующего
Усольцевой И.В.,
судей
ФИО1 и ФИО2,
при секретаре
ФИО3
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Сахалинской области о признании Региональной общественной организации «Студенческие трудовые отряды Сахалинской области» прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и исключении сведений из единого государственного реестра юридических лиц,
по апелляционной жалобе Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Сахалинской области на решение Южно-Сахалинского городского суда от 18 июня 2014 года, которым в удовлетворении требований отказано.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Усольцевой И.В., судебная коллегия
установила:
08 мая 2014 года Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Сахалинской области обратилось в Южно-Сахалинский городской суд с заявлением о признании Региональной общественной организации «Студенческие трудовые отряды Сахалинской области» прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и исключении сведений из единого государственного реестра юридических лиц.
В обоснование заявления указало, что 06 мая 2013 года Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Сахалинской области зарегистрирована Региональная общественная организация «Студенческие трудовые отряды Сахалинской области», сведения о государственной регистрации которой внесены в Единый государственный реестр юридических лиц.
В нарушение требований абзаца 8 части 1 статьи 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» ответчик в срок до 15 апреля 2014 года не проинформировал федеральный орган государственной регистрации об объеме получаемых от международных, иностранных организаций, иностранных граждан и иных лиц денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и фактическом расходовании, использовании по форме ОН0003, установленной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 29 марта 2010 года № 72 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций. Указанное нарушение является основанием для обращения в суд с заявлением о признании данной организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении её из единого государственного реестра юридических лиц.
В судебное заседание суда первой инстанции лица, участвующие в деле не явились, о времени и месте рассмотрения извещены надлежащим образом.
Судом принято приведенное выше решение, которое обжалует Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Сахалинской области. В апелляционной жалобе просит решение отменить в связи с неправильным применением судом норм материального права. Приводит доводы, аналогичные изложенным в заявлении. Обращает внимание, что однократное невыполнение общественным объединением обязанности по предоставлению сведений об объеме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании по форме и в сроки, которые устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, дает основание для удовлетворения требований заявителя. Полагает, что при разрешении вопроса о прекращении деятельности общественного объединения судом неверно применены нормы закона, регулирующие порядок ликвидации юридического лица.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции заявитель, а также Управление федеральной налоговой службы по Сахалинской области, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились, ходатайств об отложении рассмотрения дела не подали.
Региональная общественная организация «Студенческие трудовые отряды Сахалинской области» дважды извещалась судом о времени и месте рассмотрения дела на 21 августа 2014 года, 04 сентября 2014 года заказными письмами с уведомлением о вручении, однако все они оператором связи возвращены в суд по истечении срока хранения. Кроме того, судом апелляционной инстанции предпринимались меры для вручения судебного извещения на 22 сентября 2014 года нарочным, но вручить извещение общественной организации не представилось возможным ввиду того, что по указанному в деле адресу двери никто не открыл.
Принимая во внимание изложенное и учитывая надлежащее извещение Управления министерства юстиции Российской Федерации по Сахалинской области и Управления федеральной налоговой службы по Сахалинской области, судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации находит возможным рассмотреть дело в отсутствие заявителя и заинтересованных лиц.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения в порядке части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене на основании пунктов 3 и 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права).
Разрешая спор, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя по мотиву однократности нарушения, допущенного общественной организацией, и о несоразмерности в связи с этим заявленной меры гражданско-правовой ответственности.
Однако этот вывод суда не основан на положениях закона, регулирующего спорные правоотношения, и не соответствует установленным обстоятельствам.
Согласно абзацу 8 части 1 статьи 29 ФЗ № 82-ФЗ от 19 мая 1995 года «Об общественных объединениях» и пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006 года № 212 «О мерах по реализации отдельных положений Федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» общественное объединение обязано информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях», о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.
В силу части 5 указанной статьи Федерального закона непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных абзацем восьмым части первой этой статьи, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 28.06.2012 № 1246-О при рассмотрении дела о признании общественной организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица, суд принимает меры к соблюдению процессуальных прав участников процесса, включая общественную организацию, в отношении которой подано заявление, а также исследует все доказательства, ему представленные, в том числе данные, полученные от органа, обратившегося с заявлением, имея в виду, что для принятия решения, вследствие которого общественная организация утрачивает статус юридического лица, факт прекращения ею своей деятельности должен быть доказан. Суд, в частности, может принять во внимание сведения о возврате почтовых отправлений, направленных по адресу общественной организации, явку (как и неявку) в судебное заседание ее руководителей, а равно представленные ими объяснения; суд учитывает и данные о банковских счетах, поскольку движение денежных средств по счетам юридического лица доказывает факт его деятельности, даже если оно нарушает правила отчетности, а полное отсутствие сведений о состоянии банковских счетов может ставить под сомнение достаточность данных для вывода о прекращении общественной организацией своей деятельности.
Из материалов дела усматривается, что 06 мая 2013 года в единый государственный реестр юридических лиц внесена запись об образовании Региональной общественной организации «Студенческие трудовые отряды Сахалинской области» с государственным регистрационным номером 1136500000361. В установленный законом срок, а также на момент рассмотрения дела по существу названная общественная организация не предоставила в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Сахалинской области информацию об объеме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании за 2013 год.
Согласно сообщению Управления федеральной налоговой службы по Сахалинской области от 17 сентября 2014 года №06-09/2/07591 Региональная общественная организация «Студенческие трудовые отряды Сахалинской области» с даты постановки на налоговый учет отчетности не предоставляла, открытых банковских счетов не имеет.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что названная общественная организация деятельности в качестве юридического лица не осуществляет. Об этом же свидетельствует и неполучение ею направленной в ее адрес судебной корреспонденции.
В связи с изложенным, принимая во внимание, что представленные доказательства подтверждают нарушение заинтересованным лицом положений абзаца 8 части 1 статьи 29 ФЗ № 82-ФЗ от 19 мая 1995 года «Об общественных объединениях», судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для признания Региональной общественной организации «Студенческие трудовые отряды Сахалинской области» прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и исключении сведений о ней из единого государственного реестра юридических лиц.
Признание общественной организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица с исключением ее из единого государственного реестра юридических лиц не препятствует этой общественной организации продолжить (возобновить) свою деятельность на правах общественного объединения, не являющегося юридическим лицом. Не препятствует оно и ее последующей регистрации в качестве юридического лица, поскольку Федеральный закон «Об общественных объединениях» не связывает с таким признанием запрет на ее деятельность (в отличие от ликвидации общественного объединения) и не лишает ее возможности приобрести статус юридического лица заново.
Руководствуясь статьями 327.1-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 18 июня 2014 года отменить.
Признать Региональную общественную организацию «Студенческие трудовые отряды Сахалинской области» прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица.
Исключить сведения о Региональной общественной организации «Студенческие трудовые отряды Сахалинской области» с государственным регистрационным номером 1136500000361 из единого государственного реестра юридических лиц.
Председательствующий
Судьи
Усольцева И.В.
ФИО1
ФИО2