Судья Сим О.Н. Дело № 33-2078/2017
Докладчик Вишняков О.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Сахалинского областного суда в составе:
председательствующего Вишнякова О.В.,
судей Сахалинского областного суда Петровой Л.А., Калинского В.А.,
при секретаре Бочаровой Л.А.,
рассмотрев гражданское дело по иску Баюшкиной Инны Николаевны к МВД РФ, УМВД Сахалинской области, УФМС Сахалинской области о признании незаконными уведомления о предстоящем увольнении, приказов об увольнении, признании незаконным и необоснованным решения начальника УМВД Сахалинской области, изложенное в письме от 9.06.16г. № 14/3-1054, признании незаконным и необоснованным отказа УМВД Сахалинской области в назначении на должность инспектора ОВМ УМВД г. Южно-Сахалинска и возложении обязанности назначить на данную должность, о восстановлении на службе в ОВД, возложении обязанности продлить отпуск за 2016год на период временной нетрудоспособности с 7 по 17.10.16г. и произвести его оплату с учетом процентов и с индексацией невыплаченных сумм зарплаты, взыскании денежного довольствия за время вынужденного прогула, возложении обязанности предоставить неиспользованный отпуск за 2015-2016 г. и компенсировать стоимость проезда к месту использования отпуска до г. Санкт-Петербурга и обратно ей с ребенком, взыскании материального ущерба, причиненного незаконными действиями начальника УМВД Сахалинской области по отказу в дальнейшем прохождении службы в ОВД РФ и назначении на должность инспектора ОВМ УМВД г. Южно-Сахалинска, в размере премии, полученной сотрудниками отдела по итогам работы за 2016год, с учетом требований статьи 236 ТК РФ и индексацией, взыскании компенсации морального вреда в связи с дискриминацией в сфере труда, компенсации морального вреда за увольнение без законного основания и с нарушением порядка увольнения, взыскании судебных издержек,
по апелляционной жалобе истца Баюшкиной И.Н. на решение Южно-Сахалинского городского суда от 4.05.2017 г.
Изучив дело, заслушав доклад судьи Вишнякова О.В., суд апелляционной инстанции
установил:
22.11.16 г. Баюшкина И.Н. обратилась в суд с иском к МВД РФ, УМВД Сахалинской области, УФМС Сахалинской области, который неоднократно уточняла, о признании уведомления начальника УФМС Сахалинской области от 8.04.16 г. о прекращении или расторжении контракта и увольнении со службы в ОВД РФ - незаконным и необоснованным; признании незаконными приказов об увольнении МВД РФ № 1232л/с от 4.10.16г. и УФМС Сахалинской области № 123л/с от 5.10.16г.; признании незаконным и необоснованным решения начальника УМВД Сахалинской области, изложенного в письме от 9.06.16г. № 14/3-1054; признании незаконным и необоснованным отказа УМВД Сахалинской области в назначении ее на должность инспектора ОВМ УМВД г. Южно-Сахалинска и возложении обязанности назначить на данную должность; восстановлении на службе в ОВД, возложении обязанности продлить отпуск за 2016 г. на период временной нетрудоспособности с 7 по 17.10.16 г. и произвести его оплату с учетом процентов по ст.236 ТК РФ с индексацией невыплаченных сумм зарплаты, взыскании денежного довольствия за время вынужденного прогула с 25.10.16г., возложении обязанности предоставить неиспользованный отпуск за 2015-2016г. и компенсировать стоимость проезда к месту использования отпуска до г. Санкт-Петербурга и обратно истцу с ребенком; взыскании материального ущерба, причиненного незаконными действиями начальника УМВД Сахалинской области по отказу в дальнейшем прохождении службы в ОВД РФ и назначении на должность инспектора ОВМ УМВД г. Южно-Сахалинска в размере премии, полученной сотрудниками отдела по итогам работы за 2016 г., с учетом требований ст. 236 ТК РФ и индексацией, взыскании компенсации морального вреда в связи с дискриминацией в сфере труда в сумме 500000 рублей, компенсации морального вреда за увольнение без законного основания и с нарушением порядка увольнения в сумме 100000 рублей, взыскании судебных издержек в сумме 70000 рублей.
В обоснование заявленных требований указано, что Баюшкина И.Н. с 26.05.04г. проходила службу в ОВД РФ в должности инспектора паспортно-визового отдела ***. В 2006 г. приказом МВД РФ была прикомандирована к УФМС Сахалинской области, продолжила службу в должности инспектора ОУФМС Сахалинской области в ***, в марте 2012 г. с нею был заключен соответствующий контракт.
4.10.16г. в связи с проведением организационно-штатных мероприятий, связанных с упразднением ФМС РФ в соответствии с Указом Президента РФ от 5.04.16г. № 156, она была уволена из ОВД приказом МВД от 4.10.16г. № 1232 по п. 11 ч. 2 ст. 82 ФЗ «О службе в ОВД РФ» в связи сокращением должности. Приказом УФМС Сахалинской области от 5.10.16г. № 123л/с с истцом расторгнут контракт с 25.10.16г., при этом отказано в предоставлении неиспользованных отпусков за 2015-2016г., а также компенсации стоимости проезда к месту использования отпуска ей с ребенком; отказано в продлении отпуска за период временной нетрудоспособности с 20.09.16г. по 24.10.16г.
Обосновывая незаконность увольнения, указывает, что УМВД Сахалинской области неоднократно предлагало ей должность инспектора отдела по вопросам миграции УМВД Сахалинской области в г. Южно-Сахалинске, о чем она подавала соответствующие рапорты о согласии на перевод на указную должность, - однако УМВД Сахалинской области давало немотивированные ответы о невозможности положительного решения вопроса о поступлении на службу в органы внутренних дел и подразделения УМВД Сахалинской области. В период с 14.09.16г. другие вакантные должности ей не предлагались; просила учесть, что обладает преимущественным правом оставления на службе, так как имеет большой опыт работы, выслугу, имеет награды; не рассматривался вопрос о ее социальном положении. В результате увольнения она лишилась права на пенсию по выслуге лег. В нарушение действующего законодательства ей не предоставлен отпуск, а выплачена денежная компенсация.
При увольнении не было учтено, что она во время отпуска была временно нетрудоспособной, в связи с чем отпуск должен быть продлен работодателем, однако ей было оказано в продлении отпуска. Полагает, что действиями ответчика ей причинен моральный вред.
В судебном заседании истец и ее представитель Ставицкая М.И. поддержали заявленные требования; представитель ответчика МВД РФ, УМВД Сахалинской области – Годунова О.С. против удовлетворения иска возражала; представитель УФМС Сахалинской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен.
Решением Южно-Сахалинского городского суда от 4.05.17 г. в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, истец в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении иска, ссылаясь на доводы, положенные в основу позиции стороны истца при рассмотрении дела судом первой инстанции. Не соглашаясь с выводом суда о том, что истец не могла быть назначена на должность сотрудника УМВД Сахалинской области и просит учесть, что ответчик не аргументировал основания отказа в назначении ее на указанную должность. Полагает, что действующим законодательством закреплен исчерпывающий перечень оснований, по которым действующий сотрудник ОВД не может продолжать службу, в то время как в отношении нее наличие таких основания не установлено. Обращает внимание, что в ходе реорганизации, связанной с упразднением ФМС РФ, фактического сокращения численности не произошло, поскольку должности сотрудников ОВД, прикомандированных к ФМС РФ, полностью сохранены в системе ОВД РФ и переданы в УМВД Сахалинской области. Ссылаясь на то, что при передаче штатной численности ФМС РФ в МВД РФ произошло ее сокращение лишь на 30 %, указывает, что суд не сравнил штатные расписания для установления должностей, подвергшихся сокращению. Полагает, что судом первой инстанции допущены нарушения норм процессуального права, выразившиеся в неполноте протоколов судебных заседаний, не представлении истцу для ознакомления отзыва УФМС Сахалинской области. В описательной части решения некорректно сформулированы исковые требования; не рассмотрены доводы истца относительно незаконного непредставления основного и дополнительного отпусков за 2015-2016 гг.; относительно того, что истец являлась сотрудником ОВД, прикомандированным к УФМС Сахалинской области, а не сотрудником УФМС. Полагает, что не была назначена на должность в УМВД Сахалинской области по причине внесения ее фамилии в незаконно составленный начальником УМВД Сахалинской области список лиц, вопрос о прохождении службы которых в ОВД не может быть решен положительно
Возражая против удовлетворения жалобы, участвующий в деле прокурор просит решение суда оставить без изменения.
Проверив законность и обоснованность постановленного решения, обсудив доводы жалобы, заслушав объяснения истца Баюшкиной И.Н., представителя ответчиков Иванова В.В., заключение прокурора Сущенко Е.П., – суд апелляционной инстанции полагает необходимым оставить обжалуемое решение без изменения.
При рассмотрении спорных правоотношений суд первой инстанции обоснованно руководствовался положениями следующих норм действующего законодательства.
Правоотношения, связанные с прохождением и прекращением службы в органах внутренних дел, а также определением правового положения сотрудника ОВД, регулируются Федеральным законом от 7.02.11 г. № 3-ФЗ «О полиции», Федеральным законом от 30.11.11г. № 342-ФЗ «О службе в ОВД РФ», другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ, МВД РФ.
Вопросы назначения и увольнения с должности в ОВД РФ регламентированы Приказом МВД РФ от 30.11.12 г. № 1065; Приказом ФМС РФ от 15.04.13 г. № 199 установлены особенности применения в отношении сотрудников ОВД РФ, прикомандированных к ФМС РФ, приказа МВД РФ от 30.11.12 г. № 1065.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 30.11.11 г. № 342-ФЗ «О службе в ОВД РФ», служба в органах внутренних дел - федеральная государственная служба, представляющая собой профессиональную служебную деятельность граждан РФ на должностях в ОВД РФ, а также на должностях, не являющихся должностями в ОВД, в случаях и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента РФ.
В силу ст. 10 Федерального закона от 30.11.11 г. № 342-ФЗ, сотрудник ОВД - гражданин, который взял на себя обязательства по прохождению федеральной государственной службы в ОВД в должности рядового или начальствующего состава и которому в установленном законом порядке присвоено специальное звание рядового или начальствующего состава. Сотрудник ОВД может проходить службу в ОВД РФ в случае его зачисления в распоряжение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, либо в случае прикомандирования, предусмотренного ст.32 настоящего Федерального закона. При этом сотрудник не замещает должность в органах внутренних дел. Федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента РФ могут быть установлены другие случаи прохождения сотрудником службы в органах внутренних дел, когда он не замещает должность в органах внутренних дел.
Согласно ст. 32 Федерального закона от 30.11.11г. N 342-ФЗ для выполнения задач, связанных непосредственно с деятельностью федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, сотрудник ОВД с его согласия может быть прикомандирован к федеральному органу государственной власти, иному государственному органу или к организации с оставлением в кадрах федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. Порядок прикомандирования сотрудников ОВД, особенности обеспечения их денежным довольствием и особенности прохождения ими службы в ОВД в период прикомандирования устанавливаются Президентом РФ.
В соответствии с пунктами 4 и 5 Порядка представления сотрудников ОВД РФ к увольнению со службы в ОВД РФ и оформления документов, связанных с прекращением или расторжением контракта о прохождении службы в ОВД РФ, увольнением со службы в ОВД РФ и исключением из реестра сотрудников ОВД РФ (Приложение N 2 к Приказу МВД РФ от 30.11.12 г. № 1065) расторжение контракта и увольнение производятся Министром внутренних дел РФ сотрудников, прикомандированных к федеральным органам исполнительной власти, иным государственным органам или организациям.
Увольнение со службы в ОВД прикомандированных сотрудников осуществляется по представлению руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов или организаций, к которым прикомандированы сотрудники, в соответствии с настоящим Порядком.
Согласно пунктам 2.1, 2.2, 2 Приказа ФМС РФ от 15.04.13 г. №199, увольнение со службы в ОВД сотрудников осуществляется по представлению руководителя ФМС РФ или начальников территориальных органов ФМС России, ФКУ «ГЦОД ФМС России».
Представление к увольнению сотрудника направляется Министру внутренних дел РФ для принятия решения об увольнении. Уведомление сотрудников о прекращении или расторжении контракта и увольнении со службы в ОВД подписывается начальником соответствующего кадрового подразделения, а также руководителем ФМС РФ, начальником территориального органа ФМС России, ФКУ «ГЦОД ФМС России» соответственно.
Согласно ст. 36 Федерального закона «О службе в ОВД РФ» от 30.11.11 г. N 342-ФЗ, при сокращении должностей в ОВД правоотношения с сотрудником ОВД, замещающим сокращаемую должность, продолжаются в случае: предоставления сотруднику с учетом уровня его квалификации, образования и стажа службы в ОВД - работы по специальности возможности замещения иной должности в ОВД; направления сотрудника на обучение по дополнительным профессиональным программам.
При реорганизации федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения либо изменении их структуры правоотношения с сотрудником ОВД, замещающим должность, могут быть прекращены в случае сокращения должности в ОВД.
При упразднении (ликвидации) территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или подразделения либо сокращении должностей в ОВД, руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченный руководитель уведомляет в письменной форме сотрудника ОВД о предстоящем увольнении со службы в ОВД не позднее чем за два месяца до его увольнения.
В силу п. 11 ч. 2 ст. 82 Федерального закона от 30.11.11 г. № 342-ФЗ, контракт может быть расторгнут, а сотрудник ОВД - может быть уволен со службы в ОВД в связи с сокращением должности в ОВД, замещаемой сотрудником.
Согласно ч. 7 ст.82 Федерального закона от 30.11.11 г. № 342-ФЗ, расторжение контракта по основанию, предусмотренному п.11 ст.82, осуществляется по инициативе одной из сторон контракта. При этом расторжение контракта по инициативе руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя допускается только в случае невозможности перевода или отказа сотрудника ОВД от перевода на иную должность в органах внутренних дел.
Как следует из материалов дела, Баюшкина И.Н. с 26.05.04 г. проходила службу в ОВД на основании приказа от 27.05.04г. № 65 л/с УМВД г. Южно-Сахалинска, приказом МВД РФ от 3.03.06 г. № 293 и приказом УМВД Сахалинской области от 10.03.06г. № 188 л/с - откомандирована в распоряжение УФМС Сахалинской области. Приказом УФМС Сахалинской области от 10.03.06 г. истец назначена на должность инспектора ОУФМС Сахалинской области в ***. Указом Президента РФ от 5.04.16г. № 156, ФМС РФ упразднена; ее функции и полномочия переданы МВД РФ; установлено завершить проведение организационно-штатных мероприятий, связанных с реализацией настоящего Указа, до 1.06.16 г.; штатная численность ФМС РФ, сокращенная на 30%, передана в МВД РФ. 1.06.16г. распоряжением председателя ликвидационной комиссии ФМС РФ утвержден состав ликвидационной комиссии УФМС Сахалинской области; срок ликвидационных процедур установлен до 01.12.2016г.
8.04.16 г. Баюшкина И.И. уведомлена о предстоящем расторжении контракта от 11.03.12 г. и увольнении из ОВД РФ по основаниям п. 11 ч. 2 ст. 82 Федерального закона от 30.11.11г. № 342-ФЗ «О службе в ОВД РФ» (в связи с сокращением замещаемой должности в ОВД).
8.06.16г. и 11.07.16г. и 14.09.16г. ликвидационная комиссия УФМС Сахалинской области знакомила сотрудников, в том числе Баюшкину И.Н., со списком вакантных должностей в УМВД Сахалинской области и подразделений ОВД Сахалинской области, что послужило основанием для подачи истцом соответствующих рапортов на имя начальника УМВД Сахалинской области о назначении её на должность инспектора отдела по вопросам миграции УМВД г. Южно-Сахалинска в порядке перевода из УФМС Сахалинской области.
Рапорта Баюшкиной И.Н. были рассмотрены начальником УМВД Сахалинской области, однако руководителем соответствующего территориального подразделения МВД РФ положительного решения по ним не принято, - в связи с чем 13.09.16 г. с истцом проведена беседа, в рамках которой она была предупреждена о предстоящем увольнении в письменной форме; 27.09.16г. ликвидационной комиссией Баюшкина И.Н. представлена к увольнению из ОВД.
Приказом от 21.09.16г. № 110 л/с УФМС Сахалинской области, истцу предоставлен очередной отпуск с 20.09.16г. по 24.10.16г.; в период с 6.09.16г. по 19.09.16г. истец была нетрудоспособной.
4.10.16 г. МВД РФ в соответствии с Федеральным законом от 30.11.11 г. № 342 - ФЗ «О службе в ОВД РФ», издан приказ № 1100 о расторжении контракта и увольнении со службы в ОВД РФ капитана внутренней службы Баюшкиной И.Н., прикомандированной к ФМС РФ (УФМС Сахалинской области) по п. 11 ч. 2 ст. 82. Закона; приказом ликвидационной комиссии УФМС Сахалинской области от 5.10.16 г.№123 л/с, контракт с Баюшкиной И.Н расторгнут и установлена дата увольнения – 25.10.16г.
Разрешая спор и отказывая Баюшкиной И.Н. в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что истец была прикомандирована к УМВД Сахалинской области, должность в указанном органе внутренних дел не замещала, поскольку в штате МВД РФ и УМВД Сахалинской области она не состояла, а была все это время зачислена в штат УФМС Сахалинской области. Увольнение Баюшкиной И.Н. обусловленное выполнением Указа Президента РФ от 5.04.16 г. № 156, связано с упразднением ФМС РФ и ликвидацией УФМС Сахалинской области и произведено с соблюдением установленного порядка увольнения.
Разрешая требование истца о признании незаконным и необоснованным уведомления начальника УФМС Сахалинской области о прекращении (расторжении) контракта и увольнении со службы в ОВД РФ от 8.04.16 г. (по мотивам того что сокращения сотрудников УФМС не было), суд первой инстанции обоснованно указал, что согласно Указа Президента РФ от 5.04.16г. № 156, ФМС РФ упразднена с передачей полномочий МВД РФ и с сокращением штата на 30%., при этом на момент увольнения истца, в УФМС Сахалинской области отсутствовали какие-либо штатные должности сотрудников, - что свидетельствует о реальности сокращения численности сотрудников.
Таким образом, уведомление Баюшкиной И.Н. как сотрудника о предстоящем увольнении в связи с сокращением, является одним из обязательных элементов процедуры расторжения служебного контракта по п.11 ч.1 ст.82 ФЗ «О службе в ОВД РФ», прямо предусмотренного законодательством (ч. 5 ст.36 Федерального закона № 342-ФЗ) и не соблюдение этого требования является грубым нарушением установленного порядка увольнения. Учитывая, что истец была своевременно (более чем за 2 месяца) предупреждена о сокращении численности штата и увольнении её по данному основанию, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что работодатель Баюшкиной И.Н. действовал в рамках закона и его уведомление сотрудника о предстоящем увольнении в связи с сокращением, направлено на соблюдение порядка увольнения истца и не влечет за собой нарушение ее прав и охраняемых законом интересов; в связи с чем в удовлетворении иска о признании незаконным и необоснованным уведомления начальника УФМС Сахалинской области о прекращении или расторжении контракта и увольнении со службы в ОВД РФ от 8.04.16 г. – правомерно отказано.
Разрешая исковые требования Баюшкиной И.Н. о признании незаконными и необоснованными: приказа МВД РФ № 1232 л/с от 4.10.16 г., приказа УФМС Сахалинской области № 123 л/с от 5.10.16г., признании решения начальника УМВД Сахалинской области в письме от 9.06.16 г. № 14/31-1054, отказа УМВД Сахалинской области в назначении Баюшкиной И.Н. на должность инспектора ОВМ УМВД г. Южно-Сахалинска; возложении обязанности назначить ее на указанную должность, восстановлении Баюшкиной И.Н. на службе в ОВД РФ, - суд первой инстанции обоснованно указал, что материалами дела подтверждается, что при проведении процедуры увольнения по сокращению штата, ей 8.06.16г., 11.07.16г. и 14.09.16г. предлагались списки вакантных должностей в УМВД г. Южно- Сахалинска и в системе ОВД Сахалинской области; истец неоднократно подавала рапорта о назначении ее на должность инспектора отдела по вопросам миграции УМВД г. Южно-Сахалинска, однако положительного решения УМВД Сахалинской области в отношении нее не принято, что было обусловлено следующим.
В силу подп. «б» п. 3 Указа Президента РФ от 5.04.16г. № 156, Министерство внутренних дел РФ является правопреемником упраздняемой ФМС РФ только по переданным полномочиям и функциям миграционной службы.
Согласно распоряжения 1-го зам. Министра внутренних дел РФ от 24.06.16г. №1/5987, в целях обеспечения качественного завершения организационно-штатных и кадровых мероприятий, связанных с упразднением ФМС РФ, необходимо организовать проведение проверочных мероприятий, оформление связанных с приемом на службу в ОВД документов, согласование вопросов назначения на соответствующие должности в отношении сотрудников, изъявивших согласие с предложенными должностями, соответствующих установленным законодательством требованиям, обеспечить прием на службу и назначение на имеющиеся вакантные должности в подчиненных подразделениях МВД РФ сотрудников упраздненных государственных органов, в том числе с целью последующего перевода на должности, вводимые в связи с реализацией Указа № 156 (п. 2, 3 распоряжения). Учитывая, что сотрудники ОВД, прикомандированные к федеральному органу государственной власти, проходят службу на должностях в органе госвласти (а не в ОВД), при назначении на должности в органах внутренних дел, применительно к правилам ст. 19 Федерального закона N 342-ФЗ, необходимо проведение проверки достоверности сведений о кандидате на должность.
В силу ч. 1 ст. 75 Федерального закона N 342-ФЗ, формирование кадрового состава ОВД РФ осуществляется на основе следующих принципов: обязательный профессиональный отбор при равном доступе граждан к службе в ОВД; назначение сотрудников ОВД на должности с учетом уровня их квалификации, заслуг, личных и деловых качеств.
Как неоднократно указывал в судебных постановлениях Конституционный Суд РФ, служба в ОВД является особым видом государственной службы, направлена на реализацию публичных интересов, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в этих органах, специального правового статуса, обусловленного выполнением конституционно значимых функций по обеспечению правопорядка и общественной безопасности. Законодатель, определяя правовой статус сотрудников, проходящих службу в ОВД, вправе устанавливать для этой категории граждан особые требования и особые обязанности, обусловленные задачами, принципами организации и функционирования органов внутренних дел, а также специфическим характером деятельности указанных лиц.
Учитывая, что в отношении Баюшкиной И.Н. имелась информация службы собственной безопасности УМВД Сахалинской области, препятствующая ее назначению на должность в ОВД РФ, что подтверждается пояснениями представителя УМВД Сахалинской области Иванова В.И. и письмом начальника УМВД Сахалинской области от 9.06.16г. о невозможности положительного решения вопроса о поступлении на службу в органы УМВД Сахалинской области ряда сотрудников УФМС Сахалинской области (в том числе Баюшкиной И.Н.), ей обоснованно отказано в назначении на должность сотрудника ОВД в УМВД Сахалинской области, поскольку она не соответствовала высоким моральным требованиям, предъявляемым к сотрудникам ОВД, - о чем правомерно указано судом первой инстанции.
Судом не установлено нарушений порядка увольнения истца и по дате увольнения, поскольку Министр внутренних дел РФ принимает решение об увольнении сотрудника в соответствии с представлением к увольнению. При этом дату увольнения указывает начальник УФМС Сахалинской области (либо председатель ликвидационной комиссии).
Приказ МВД РФ об увольнении издан 4.10.16г.; принимая во внимание, что Баюшкина И.Н. длительное время находилась в отпуске и на листках нетрудоспособности, УФМС Сахалинской области в приказе от 5.10.16г. установил дату увольнения с 25.10.16г., т.е. после выхода истца из отпуска. На указанную дату истец на листке нетрудоспособности либо в отпуске - не находилась; поскольку приказа о продлении отпуска в связи с нетрудоспособностью в период нахождения в отпуске ликвидационной комиссией не издавалось и в продлении отпуска истице было правомерно отказано (письмо заместителя председателя ликвидационной комиссии УФМС Сахалинской области от 27.10.16г.).
При этом судом первой инстанции обоснованно указано, что вопрос о продлении отпуска сотруднику ОВД отнесен действующим законодательством на усмотрение работодателя и при отсутствии приказа о продлении отпуска сотрудник не может самовольно продлевать себе отпуск на период нахождения на листке нетрудоспособности, что прямо вытекает из пункта 12 статьи 56 ФЗ «О службе в ОВД РФ». Учитывая, что поскольку увольнение истца произведено уполномоченным лицом в соответствии с требованиями действующего законодательства, - судом первой инстанции обоснованно не установлено какое-либо нарушений ее прав.
Письмо начальника УМВД Сахалинской области от 9.06.16г. о невозможности положительного решения вопроса о поступлении на службу в органы УМВД Сахалинской области ряда сотрудников УФМС Сахалинской области (в том числе Баюшкиной И.Н.), - обоснованно не признано судом первой инстанции незаконным и необоснованным, поскольку само по себе оно не нарушает прав истца, а лишь констатирует факт наличия в ее отношении компрометирующей информации (на основании наличия которой истец не может быть назначена на должность в ОВД РФ) и, с учетом установленных судом первой инстанции причин направления указанного документа, - суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что какой-либо дискриминации в действиях УМВД Сахалинской области в отношении истца не имеется.
При таком положении дела судом первой инстанции правомерно указано, что оснований для признания приказа об увольнении Баюшкиной И.Н. из МВД РФ от 4.10.16г. № 1232, приказа УФМС Сахалинской области от 5.10.16г. № 123л\с, письма начальника УМВД Сахалинской области от 9.06.16г. о невозможности положительного решения вопроса о поступлении на службу в органы УМВД Сахалинской области Баюшкиной И.Н., признания незаконным и необоснованным отказа УМВД Сахалинской области в назначении Баюшкиной И.Н. на должность инспектора ОВМ УМВД г. Южно-Сахалинска и возложении обязанности назначить ее на указанную должность, восстановлении Баюшкиной И.Н. на службе в ОВД РФ - не имеется, в связи с чем судом первой инстанции обоснованно отказано истцу в удовлетворении указанных требований.
В удовлетворении исковых требований, заявленное истцом к МВД РФ и УФМС Сахалинской области о продлении основного отпуска за 2016г. на период временной нетрудоспособности с 7 по 17.10.16г. и его оплату с учетом требований статьи 236 ТК РФ с индексацией сумм задержанной заработной платы в связи с их обесцениванием, а также возложении обязанности предоставить неиспользованный отпуск за 2015- 2016г. и компенсировать стоимость проезда к месту использования отпуска ей и ее ребенку до г. Санкт-Петербурга, - обоснованно отказано судом первой инстанции, поскольку МВД РФ является ненадлежащим ответчиком, т.к. истец не состояла в трудовых отношения с МВД РФ и вопросы предоставления, продления отпуска и его оплаты, компенсации проезда к месту использования отпуска МВД РФ в отношении истца не разрешает. По отношению же к УФМС Сахалинской области истец является уволенным сотрудником, т.о. продление ей отпуска в настоящее время невозможно, а требований о взыскании компенсации указанной части отпуска – стороной истца не заявлено, в связи с чем судом первой инстанции обоснованно отказано в целом.
Иные заявленные истцом требования (о взыскании денежного довольствия за время вынужденного прогула, компенсации материального ущерба в размере не полученной по итогам 2016 года премии, компенсации морального вреда и понесенных судебных расходов), - основаны на вышеизложенных, и учитывая, что в удовлетворении основных требований отказано, они также не подлежат удовлетворению, о чем судом первой инстанции обоснованно указано.
Другие доводы апелляционной жалобы аналогичны основаниям заявленных требований, были предметом исследования суда первой инстанции, по существу сводятся к переоценке выводов суда и основаны на неправильной оценке обстоятельств дела, ошибочном применении и толковании норм материального и процессуального права, фактически выражают субъективную точку зрения стороны истца, а потому не могут служить основанием для отмены правильного по существу решения суда.
Выводы суда об отказе в отказе в удовлетворении заявленных требований соответствуют содержанию доказательств, собранных и исследованных в соответствии со статьями 56, 67 ГПК РФ, и не вызывают у судебной коллегии сомнений в их законности и обоснованности.
При таких обстоятельствах, соглашаясь с выводами суда первой инстанции, судебная коллегия считает решение суда законным и обоснованным, поскольку оно основано на установленных судом фактических обстоятельствах дела, не противоречит имеющимся по делу доказательствам, которым дана правильная правовая оценка, и соответствует требованиям действующего законодательства, регулирующего правоотношения сторон, на нормы которого суд правомерно сослался.
Принимая во внимание, что судом не допущено нарушений, предусмотренных частью 4 статьи 330 ГПК РФ, обжалуемое решение следует признать законным и обоснованным, и оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд апелляционной инстанции
определил:
решение Южно-Сахалинского городского суда от 4.05.17 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Баюшкиной И.Н. – без удовлетворения.
Председательствующий Вишняков О.В.
Судьи Сахалинского областного суда Петрова Л.А.,
Калинский В.А.
Судья Сим О.Н. Дело № 33-2078/2017
Докладчик Вишняков О.В.