НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Сахалинского областного суда (Сахалинская область) от 15.10.2020 № 33-2048/20

Судья Манаева М.А. УИД 65RS0016-01-2020-000138-89

Докладчик - Петрова Л.А. Дело № 33-2048/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

15 октября 2020 года г. Южно-Сахалинск

Судебная коллегия по гражданским делам Сахалинского областного суда в составе:

председательствующего Петровой Л.А.,

судей Минькиной И.В., Прокопец Л.В.,

с ведением протокола судебного заседания помощником судьи Ри В.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Углегорского городского прокурора к отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по Углегорскому городскому округу, Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Сахалинской области о возложении обязанности обеспечить прохождение сотрудниками обучения судовождению и получение удостоверения на право управления маломерными судами, финансирование указанных мероприятий, с апелляционной жалобой представителя ответчика Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Сахалинской области Кребс Е.Э. на решение Углегорского городского суда Сахалинской области от 17 июля 2020 года.

Заслушав доклад по делу судьи Петровой Л.А., судебная коллегия

установила:

4 марта 2020 года в Углегорский городской суд Сахалинской области поступило исковое заявление Углегорского городского прокурора к отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по Углегорскому городскому округу (далее - ОМВД России по УГО), Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Сахалинской области (далее-УМВД России по Сахалинской области). В обоснование заявленных требований указано на то, что приказом УМВД России по Сахалинской области от 1 декабря 2017 года , в целях оперативного решения служебных задач и надлежащей эксплуатации моторных судов и транспортных средств, в ОМВД России по УГО передано моторное судно <данные изъяты> 6 декабря 2017 года актом приёма-передачи указанное моторное судно поступило в распоряжение ОМВД России по УГО в исправном состоянии. Однако, при наличии очевидной необходимости, в том числе в целях надлежащего осуществления противодействия правонарушениям в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, за период с даты поступления моторного судна до настоящего времени в штате ОМВД России по УГО лицо, имеющее государственное удостоверение на право управления маломерными судами отсутствует, получение разрешительного документа территориальным органом внутренних дел не организовано и не обеспечено, ввиду чего моторное судно <данные изъяты> до настоящего времени не используется. ОМВД России по УГО в УМВД России по Сахалинской области неоднократно направлялись заявки на выделение финансирования для прохождения обучения сотрудниками отдела, по результатам рассмотрения которых денежные средства на указанные цели не выделялись. Таким образом, ввиду ненадлежащей организации работы ответственных должностных лиц на период осуществления нереста 2019 года исключена возможность использования всего потенциала ОМВД России по УГО для оперативного решения служебных задач, в том числе, связанных с ограничениями в сфере рыболовства. Отсутствие в штате ОМВД России по УГО сотрудника, имеющего государственное удостоверение на право управления маломерными судами, повлекло нарушение норм действующего законодательства и нарушение интересов Российской Федерации, негативно влияет на один из основных принципов законодательства о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов, предусматривающий приоритет сохранения водных биоресурсов и их рационального использования перед использованием водных биоресурсов в качестве объекта права собственности и иных прав. С учётом изложенного, в окончательной редакции исковых требований, просил возложить на УМВД России по Сахалинской области в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обязанность по финансированию мероприятий по обучению судовождению и получению государственного удостоверения на право управления маломерными судами сотрудниками, ответственными за данное направление деятельности в ОМВД России по УГО; на ОМВД России по УГО - в течение 2 месяцев с даты осуществления финансирования указанных мероприятий УМВД России по Сахалинской области, обеспечить прохождение обучения судовождению моторным судном <данные изъяты> и получению государственного удостоверения на право управления маломерными судами сотрудниками, ответственными за данное направление деятельности.

17 июля 2020 года решением Углегорского городского суда Сахалинской области исковые требования Углегорского городского прокурора, действующего в интересах Российской Федерации к ОМВД России по УГО, УМВД России по Сахалинской области о возложении обязанностей обеспечения прохождения обучения судовождению моторным судном, получению государственного удостоверения, финансирования мероприятий по обучению судовождению и получению государственного удостоверения удовлетворены: на УМВД России по Сахалинской области возложена обязанность в течение 2 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование мероприятий по обучению судовождению и получению государственного удостоверения на право управления маломерными судами сотрудниками, ответственными за данное направление деятельности, в ОМВД России по УГО; на ОМВД России по УГО - в течение 2 месяцев с даты осуществления финансирования УМВД России по Сахалинской области, мероприятий по обучению судовождению и получению государственного удостоверения на право управления маломерными судами сотрудниками, обеспечить прохождение обучения судовождению моторным судном <данные изъяты> и получению государственного удостоверения на право управления маломерными судами сотрудниками, ответственными за данное направление деятельности.

Не согласившись с решением суда, представитель ответчика УМВД России по Сахалинской области Кребс Е.Э. подала апелляционную жалобу с просьбой его отмены, принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований, указав о том, что УМВД России по Сахалинской области является ненадлежащим ответчиком. Обращает внимание на то, что УМВД России по Сахалинской области не является главным распорядителем и получателем средств федерального бюджета. Просит учесть, что расходование бюджетных средств в системе МВД России осуществляется строго по кодам бюджетной классификации в пределах доведенных главным распорядителем бюджетных средств лимитов, в связи с чем УМВД России по Сахалинской области распределяет бюджетные средства в территориальные органы МВД России на районном уровне в пределах выделенных главным распорядителем бюджетных средств лимитов, а иными источниками финансирования ответчики не располагают.

В возражениях на апелляционную жалобу участвующий в деле прокурор Леготин А.С. ссылается на отсутствие оснований для отмены судебного постановления.

В судебном заседании при апелляционном рассмотрении дела представитель ответчика УМВД России по Сахалинской области Годунова О.С. поддержала апелляционную жалобу, прокурор Астахова Л.С. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы.

Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах судебная коллегия, руководствуясь частью 3 статьи 167, частью 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассматривает дело в их отсутствие.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, выслушав участвующих в деле лиц, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным. Согласно разъяснениям, содержащимся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. № 23 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 4 статьи 1, части 3 статьи 11 Российской Федерации). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

На основании части 2 статьи 327.1 Российской Федерации, пункта 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 года № 13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме, выйдя за пределы требований, изложенных в апелляционных жалобе, представлении, и не связывая себя доводами жалобы, представления.

Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в абзаце 2 пункта 24 Постановления Пленума от 19 июня 2012 года № 13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», под интересами законности с учетом положений статьи 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, следует понимать необходимость проверки правильности применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов участников гражданских, трудовых (служебных) и иных правоотношений, а также в целях защиты семьи, материнства, отцовства, детства; социальной защиты; обеспечения права на жилище; охраны здоровья; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; защиты права на образование и других прав и свобод человека и гражданина; в целях защиты прав и законных интересов неопределенного круга лиц и публичных интересов и в иных случаях необходимости сохранения правопорядка.

Неправильное применение судом первой инстанции норм материального права позволяет судебной коллегии выйти за пределы заявленных требований и проверить решение суда в полном объеме.

Разрешая спор, суд первой инстанции, ссылаясь на положения Федерального закона от 23 июня 2016 года № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации», Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», Федеральным законом от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции», Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне, утверждённом приказом Министра внутренних дел России от 5 июня 2017 года № 355, исходил из того, что Углегорской городской прокуратурой в адрес начальника УМВД России по Сахалинской области вносилось представление об устранении нарушения требований федерального законодательства, обусловленное отсутствием у ОМВД России по Углегорскому городскому округу возможности использования для разрешения служебных задач моторного судна, находящегося в распоряжении указанного территориального органа районного уровня. По результатам рассмотрения, факт наличия отражённых в представлении недостатков не отрицался, а доводы были признаны обоснованными. При этом в качестве обоснования причин сложившейся ситуации УМВД России по Сахалинской области указывалось на секвестирование бюджета и отсутствие финансирования, планирование организации соответствующего обучения в 2020 году. Сославшись на непредоставление сведений об устранении выявленных прокурором в 2019 году нарушений в полном объёме, суд посчитал заявленные требования обоснованными и возложил на УМВД России по Сахалинской области обязанность обеспечить финансирование мероприятий по обучению судовождению и получению государственного удостоверения на право управления маломерными судами сотрудниками, ответственными за данное направление деятельности в ОМВД России по Углегорскому городскому округу.

С данным выводом суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может в силу следующего.

Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации распорядителем бюджетных средств (распорядителем средств соответствующего бюджета) является орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, казенное учреждение, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.

В силу части 2 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации распорядитель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета; распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и (или) получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета; вносит предложения главному распорядителю бюджетных средств, в ведении которого находится, по формированию и изменению бюджетной росписи; обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных настоящим Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении; в случае и порядке, установленных соответствующим главным распорядителем бюджетных средств, осуществляет отдельные бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится.

В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации (далее-МВД России), утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 года № 699 Министерство внутренних дел Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в сфере миграции (далее - сфера внутренних дел), а также правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере внутренних дел.

Основными задачами МВД России являются, в том числе выработка и реализация государственной политики в сфере внутренних дел, нормативно-правовое регулирование в сфере внутренних дел, управление органами внутренних дел Российской Федерации (подпункты 1,2,5 пункта 2 Положения о МВД России).

МВД России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через органы внутренних дел (пункт 5 Положения о МВД России).

МВД России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами, с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями (пункт 6 Положения о МВД России).

Согласно Положению об УМВД России по Сахалинской области, утверждённого приказом Министра внутренних дел Российской Федерации от 28 июля 2017 года № 559 УМВД России по Сахалинской области является территориальным органом МВД России на региональном уровне (пункт 2), входит в состав органов внутренних дел Российской Федерации и подчиняется МВД России (пункт 3).

УМВД России по Сахалинской области осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через подчинённые территориальные органы МВД России на районном уровне, подразделения и организации, созданные для реализации задач и обеспечение деятельность УМВД России по Сахалинской области (пункт 5 Положения об УМВД России по Сахалинской области).

УМВД России по Сахалинской области осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами, с органами исполнительной власти, расположенными на территории Сахалинской области, органами исполнительной власти Сахалинской области, иными государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями (пункт 8 Положения о МВД России).

УМВД России по Сахалинской области анализирует оперативную обстановку на территории Сахалинской области, разрабатывает и реализует меры по повышению эффективности применения сил и средств подчинённых органов, обеспечивает планирование и координацию деятельности подчинённых органов и организаций, осуществляет контроль за деятельностью подчинённых органов и организаций, а также их инспектирование, организует кадровое обеспечение УМВД России по Сахалинской области, подготовку кадров для органов внутренних дел, в том числе осуществляет профессиональное обучение сотрудников УМВД России по Сахалинской области, осуществляет материально-техническое обеспечение УМВД России по Сахалинской области, подчинённых органов и организаций, обеспечивает рациональное и эффективное использование бюджетных ассигнований федерального бюджета, а также имущества, закреплённого за УМВД России по Сахалинской области на праве оперативного управления, осуществляет функции получателя и распорядителя бюджетных средств (получателя, распорядителя средств федерального бюджета), а также бюджетные полномочия администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета, администратора доходов федерального бюджета, главного администратора (администратора) доходов бюджета Сахалинской области и местных бюджетов в соответствии с правовым актом главного администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета, главного администратора доходов бюджета о наделении соответствующими полномочиями (подпункты 37, 38, 48, 51, 52 пункта 13 Положения об УМВД России по Сахалинской области).

УМВД России по Сахалинской области возглавляет начальник УМВД России по Сахалинской области, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации (пункт 15 Положения об УМВД России по Сахалинской области).

Начальник УМВД России по Сахалинской области осуществляет руководство деятельностью УМВД России по Сахалинской области на основе единоначалия и несёт персональную ответственность за выполнение возложенных на УМВД России по Сахалинской области задач (пункт 16 Положения об УМВД России по Сахалинской области).

Начальник УМВД России по Сахалинской области докладывает Министру об осуществлении УМВД России по Сахалинской области своих полномочий, вносит на рассмотрение Министра предложения, касающиеся выработки и реализации основных направлений государственной политики в сфере внутренних дел на территории Сахалинской области, организует деятельность УМВД России по Сахалинской области, вносит в МВД России предложения об установлении дополнительной численности сотрудников и государственных служащих УМВД России по Сахалинской области, подчинённых органов и организаций, о размере бюджетных ассигнований федерального бюджета на их содержание, утверждает подчинённым органам и организациям сметы доходов и расходов, распределяет и перераспределяет в пределах своей компетенции бюджетные ассигнования и материально-технические средства между структурными подразделениями УМВД России по Сахалинской области, подчинёнными органами и организациями, осуществляет в пределах своей компетенции управление имуществом, закреплённым за УМВД России по Сахалинской области на праве оперативного управления, обеспечивает эффективное использование транспортных, оперативно-технических средств, иных материальных ценностей, а также бюджетных ассигнований федерального бюджета (подпункты 1,2,6,10,30,32 пункта 18 Положения об УМВД России по Сахалинской области).

Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности УМВД России по Сахалинской области осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами МВД России (пункт 24 Положения об УМВД России по Сахалинской области).

ОМВД России по УГО входит в состав УМВД России по Сахалинской области и осуществляет свою деятельность в пределах границ Углегорского городского округа (пункт 3 Положения об ОМВД России по УГО, утверждённого приказом начальника УМВД России по Сахалинской области от 13 сентября 2017 года № 954).

ОМВД России по УГО является получателем бюджетных ассигнований федерального бюджета, осуществляет бюджетные полномочия администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведение бюджетного учёта, предоставление бюджетной отчётности в соответствующие инстанции и иные полномочия в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (пункт 22 Положения об ОМВД России по УГО).

Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности ОМВД России по УГО осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами МВД России (пункт 25 Положения об ОМВД России по Углегорскому городскому округу).

Из ответа врио заместителя начальника УМВД России по Сахалинской области от 3 декабря 2019 года следует, что по результатам рассмотрения представления Углегорской прокуратуры Сахалинской области, отраженные в нем нарушения законодательства устранить на данный период времени не представляется возможным ввиду недостаточного финансирования для оплаты услуг по обучению личного состава судовождению. Руководством Департамента тыла МВД России проведен анализ проблемных вопросов при эксплуатации судов, где одним из проблемных вопросов является недостаточное финансирование на указанные цели. В 2019 году произошло секвестирование бюджета, в связи с чем, осуществить обучение по указанному направлению не представлялось возможным. Заинтересованными подразделениями УМВД России по Сахалинской области проведен мониторинг потребности обучения сотрудников ОВД области, в ходе которого средняя стоимость обучения на одного сотрудника составила 20 000 рублей, без учета командировочных расходов в размере 63000 рублей на человека. 18 сентября 2019 года за исходящим в адрес Федерального казенного учреждения «Дальневосточное окружное управление материально-технического снабжения МВД России», г. Хабаровск, направлен расчет-обоснование о выделении дополнительного финансировании на оплату услуг по обучению личного состава судовождению, сумма дополнительных бюджетных ассигнований на 2020 год составила 960 000 рублей. Всего имеется потребность в обучении 48 сотрудников ОВД области. При поступлении финансирования на указанные цели незамедлительно будет организовано обучение личного состава УМВД России по Сахалинской области, в том числе в первоочередном порядке обучение сотрудника ОМВД России по Углегорскому району. С целью оперативного решения служебных задач организацию обучения в сумме до 300 000 рублей планируется провести до периода осуществления нереста 2020 года.

В соответствии с установленным статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принципом адресности и целевого характера бюджетных средств, территориальные органы Министерства внутренних дел по субъекту и районного уровня обязаны использовать доведенные до них бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств в соответствии с целями их использования. Только распорядитель бюджетных средств обладает бюджетными полномочиями по осуществлению планирования соответствующих расходов бюджета; внесению предложений главному распорядителю бюджетных средств, в ведении которого находится, по формированию и изменению бюджетной росписи.

При таких данных, понуждение УМВД России по Сахалинской области организовать финансирование мероприятий по обучению судовождению и получению государственного удостоверения на право управления маломерными судами сотрудниками, ответственными за данное направление деятельности, в ОМВД России по УГО, является вмешательством в административно-хозяйственную деятельность государственного органа, ограничением права распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на реализацию возложенных на него функций, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, и нарушает установленный статьёй 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.

При этом судебная коллегия также учитывает принятие ответчиками мер, направленных на обеспечение прохождения сотрудниками обучения судовождению в пределах выделенных лимитов денежных средств, и отмечает, что заявленные исковые требования сами по себе не являются единственно возможным и необходимым способом преодоления обстоятельств, на которых они основаны, поскольку достижение стоящих перед органами внутренних дел задач не исключается посредством, в том числе взаимодействия с другими федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами, с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями, обладающими соответствующей материально-технической и кадровой базой.

Указанные обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения настоящего дела, не были учтены судом первой инстанции, в связи с чем решение Углегорского городского суда Сахалинской области от 17 июля 2020 года подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований, в том числе в части возложения соответствующих обязанностей на ОМВД России по УГО, являющихся производными от исковых требований, заявленных к УМВД России по Сахалинской области.

Руководствуясь статьями 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Углегорского городского суда Сахалинской области от 17 июля 2020 года отменить.

В удовлетворении исковых требований Углегорского городского прокурора к отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по Углегорскому городскому округу, Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Сахалинской области о возложении обязанности обеспечить прохождение сотрудниками обучения судовождению и получение удостоверения на право управления маломерными судами, финансирование указанных мероприятий отказать.

Председательствующий Л.А. Петрова

Судьи И.В. Минькина

Л.В. Прокопец