НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Сахалинского областного суда (Сахалинская область) от 14.08.2014 № 33-1973/2014

Судья Пелецкая Т.П. Дело № 33-1973/2014    Докладчик Лихачева С.А.

 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 14 августа 2014 года г. Южно-Сахалинск

 Судебная коллегия по гражданским делам Сахалинского областного суда в составе:

 председательствующего – Лихачевой С.А.,

 судей – Шептуновой Л.П., Доманова В.Ю.,                              

 при секретаре – Бургове В.В.,

 рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Н В.Х. к администрации городского округа «Александровск-Сахалинский район» о взыскании недополученной суммы муниципальной пенсии,-

 по апелляционной жалобе истца Н В.Х. на решение Александровск-Сахалинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым в удовлетворении иска отказано.

 Заслушав доклад судьи Лихачевой С.А., судебная коллегия

 установила:

 ДД.ММ.ГГГГ Н В.Х. обратился в суд с иском к администрации городского округа «Александровск-Сахалинский район» о взыскании с муниципального образования городского округа «Александровск-Сахалинский район» в лице финансового управления городского округа «Александровск-Сахалинский район» за счет средств бюджета муниципального образования городского округа «Александровск-Сахалинский район» задолженности по недополученной муниципальной пенсии.

 В обоснование заявленных требований указал, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он замещал муниципальную выборную должность мэра городского округа «Александровск-Сахалинский район». После выхода на пенсию получает муниципальную пенсию за выслугу лет, с учетом государственной пенсии. Решением Собрания городского округа «Александровск-Сахалинский район» от ДД.ММ.ГГГГ № принято Положение о пенсионном обеспечении муниципальных служащих и лиц, замещавших муниципальные должности в городском округе «Александровск-Сахалинский район», согласно которому размер среднемесячного денежного содержания, исходя из которого исчисляется пенсия за выслугу лет, составляет 1.8 должностного оклада по замещавшейся муниципальной должности либо должности муниципальной службы.

 При этом Законом Сахалинской области от 28 июня 2010 года № 55-ЗО «О пенсионном обеспечении лиц, замещавших государственные должности Сахалинской области, и государственных гражданских служащих Сахалинской области», установлено, что размер среднемесячного денежного содержания, исходя из которого исчисляются размеры пенсии за выслугу лет и ежемесячной доплаты к государственной пенсии, не может превышать 2,8 оклада денежного содержания.

 Полагая, что начисление и выплата пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, исходя из коэффициента 1,8, осуществлялись с нарушением регионального и федерального законодательства, просил взыскать с ответчика в лице финансового управления городского округа «Александровск-Сахалинский район» за счет средств бюджета муниципального образования городского округа «Александровск-Сахалинский район» задолженность по недополученной муниципальной пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, исчисленную с применением коэффициента 2,8, в сумме <данные изъяты> и расходы по уплате государственной пошлины в размере <данные изъяты>.

 ДД.ММ.ГГГГ Н В.Х. дополнил исковые требования, просил признать часть 1 статьи 4 Положения о пенсионном обеспечении муниципальных служащих и лиц, замещавших муниципальные должности в городском округе «Александровск-Сахалинский район», принятое Решением Собрания городского округа «Александровск-Сахалинский район» ДД.ММ.ГГГГ №, недействующим со дня его принятия, а также признать незаконным бездействие Собрания городского округа «Александровск-Сахалинский район» по непринятию нормативно-правового акта, регулирующего пенсионное обеспечение муниципальных служащих и лиц, замещавших муниципальные должности в городском округе «Александровск-Сахалинский район», в соответствии с требованиями законодательства Сахалинской области и законодательства Российской Федерации, в контексте установления размера среднемесячного денежного содержания, исходя из которого исчислялась пенсия за выслугу лет муниципальному служащему в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

 В обоснование данных требований указал на то, что ДД.ММ.ГГГГ вступил в силу Закон Сахалинской области от 28 июня 2010 года № 55-ЗО «О пенсионном обеспечении лиц, замещавших государственные должности Сахалинской области, и государственных гражданских служащих Сахалинской области», однако только ДД.ММ.ГГГГ Собранием городского округа «Александровск-Сахалинский район» принято решение № об утверждении Положения о пенсионном обеспечении муниципальных служащих и лиц, замещавших муниципальные должности в городском округе «Александровск-Сахалинский район», в соответствии с которым названный коэффициент не может превышать 2,8 оклада денежного содержания.

 Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу по заявлению Н В.Х. о признании недействующим с момента принятия части 1 статьи 4 Положения о пенсионном обеспечении муниципальных служащих и лиц, замещавших муниципальные должности в городском округе «Александровск-Сахалинский район», принятого ДД.ММ.ГГГГ решением Собрания городского округа «Александровск-Сахалинский район», прекращено.

 По остальным требованиям Н В.Х. ДД.ММ.ГГГГ постановлено <данные изъяты>

 приведенное выше решение, которое в апелляционной жалобе истец просит отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении иска в полном объеме.

 Указывает, что при принятии решения, судом неверно истолкованы нормы действующего законодательства, не учтена практика Конституционного Суда Российской Федерации. Считает, что на него должны распространяться положения Закона Сахалинской области от 28 июня 2010 года № 55-ЗО «О пенсионном обеспечении лиц, замещавших государственные должности Сахалинской области, и государственных гражданских служащих Сахалинской области», и размер его пенсии за выслугу лет в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ должен быть исчислен исходя из 2,8 оклада денежного содержания, установленного ему, как лицу, замещавшему муниципальную должность.

 В возражениях на апелляционную жалобу начальник Финансового управления городского округа «Александровск-Сахалинский район» С Т.Н. просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу истца – без удовлетворения.

 В судебное заседание суда апелляционной инстанции участвующие в деле лица не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

 На основании части 3 статьи 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие участвующих в деле лиц.

 Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность постановленного судом решения в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив эти доводы,судебная коллегия не находит оснований для его отмены.

 Судом установлено, что решением Администрации городского округа «Александровск-Сахалинский район» от ДД.ММ.ГГГГ Н В.Х., замещавшему муниципальную должность глава администрации МО «Александровск-Сахалинский район», с ДД.ММ.ГГГГ установлена муниципальная пенсия за выслугу лет (л.д. 24).

 Как следует из материалов дела, в спорный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ размер полученной им пенсии был исчислен в соответствии с частью 1 статьи 4 Положения о пенсионном обеспечении муниципальных служащих и лиц, замещавших муниципальные должности в городском округе «Александровск-Сахалинский район», принятого Решением Собрания городского округа «Александровск-Сахалинский район» № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой размер среднемесячного денежного содержания, исходя из которого исчисляется пенсия за выслугу лет, составляет 1,8 должностного оклада по замещавшейся муниципальной должности с применением районного коэффициента и процентных надбавок за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, установленного в соответствии с законодательством.

 При этом частью 6 статьи 3 Закона Сахалинской области от 28 июня 2010 года № 55-ЗО «О пенсионном обеспечении лиц, замещавших государственные должности Сахалинской области, и государственных гражданских служащих Сахалинской области» установлено, что размер среднемесячного денежного содержания, исходя из которого исчисляются размеры пенсии за выслугу лет и ежемесячной доплаты к государственной пенсии, не может превышать 2,8 оклада денежного содержания, установленного лицу, замещавшему государственную должность либо должность государственной гражданской службы Сахалинской области, с применением районного коэффициента и процентных надбавок за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, установленных в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Сахалинской области, в случае если они учтены в составе месячного денежного содержания.

 Разрешая исковые требования Н В.Х., суд первой инстанции пришел к выводу о том, что нормы ФЗ от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" на него не распространяются, поскольку занимаемая им ранее должность не отнесена к числу должностей муниципальной службы, а приведенное Положение в оспариваемой части не противоречит Закону Сахалинской области от 28 июня 2010 года № 55-ЗО, а потому в удовлетворении иска отказал.

 Этот вывод судебная коллегия находит верным, поскольку суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.

 Так, частью 1 статьи 24 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» предусмотрено, что в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

 Между тем, согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", и из анализа норм Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" следует, что лица, осуществляющие деятельность на выборных должностях, не состоят на муниципальной службе и не являются муниципальными служащими.

 Довод истца в апелляционной жалобы о том, что он имеет право на гарантии, установленные для муниципальных служащих, со ссылкой на часть 3 статьи 7 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», судебная коллегия находит несостоятельным, так как данная норма не регулирует спорные правоотношения, а определяет случаи, когда пенсия за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим не выплачивается, в частности при замещении муниципальной должности, замещаемой на постоянной основе. Более того, из данной нормы следует, что законодатель разделяет муниципальные должности, замещаемые на постоянной основе, и должности муниципальной службы, как разные виды занятости.

 В соответствии с частью 2 статьи 53 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (действовавшей в спорный период) органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.

 Таким образом, оспариваемая истцом норма, содержащаяся в части 1 статьи 4 Положения о пенсионном обеспечении муниципальных служащих и лиц, замещавших муниципальные должности в городском округе «Александровск-Сахалинский район», принята компетентным органом в пределах предоставленных полномочий.

 Противоречие данной нормы Закону Сахалинской области от 28 июня 2010 года № 55-ЗО не усматривается в связи со следующим.

 Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации от 10 октября 2013 года № 1591-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы администрации муниципального образования «Родниковский муниципальный район» Ивановской области на нарушение конституционных прав и свобод частью 1 статьи 24 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации», приведенное законоположение, находящееся в системном единстве с пунктом 6 статьи 5 данного Федерального закона, направлено на определение основных начал правового статуса муниципальных служащих в сфере государственных пенсионных отношений путем введения общего требования, предполагающего гарантирование пенсионных прав муниципальных служащих на уровне, сопоставимом с тем, какой установлен для государственных гражданских служащих. Следовательно, условия пенсионного обеспечения муниципального и государственного гражданского служащего должны быть сходными по своим основным параметрам, хотя и не обязательно во всем тождественными (идентичными), а гарантии, устанавливаемые соответственно муниципальным служащим и государственным гражданским служащим в части дополнительного пенсионного обеспечения (каковым является пенсионное обеспечение за выслугу лет), должны быть аналогичными.

 При этом органы местного самоуправления не могут быть лишены возможности вводить и изменять порядок и условия предоставления за счет собственных средств лицам, замещавшим должности муниципальной службы в данном муниципальном образовании, дополнительного обеспечения в виде пенсии за выслугу лет, в том числе корректировать правила исчисления таких выплат исходя из имеющихся у них финансово-экономических возможностей.

 Именно поэтому как Федеральный закон от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (пункт 4 статьи 7), так и Федеральный закон "О муниципальной службе в Российской Федерации" (часть 1 статьи 24) исходят из того, что условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств местных бюджетов определяются актами органов местного самоуправления в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

 Определение конкретного размера государственной пенсии муниципального служащего за выслугу лет - в силу действующего правового регулирования пенсионного обеспечения муниципальных служащих - осуществляется именно органами местного самоуправления, которые, однако, не могут действовать произвольно. Согласно части 2 статьи 24 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" органы местного самоуправления должны руководствоваться установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, а максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации по соответствующей должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Тем самым федеральный законодатель в общем виде определил границы, в пределах которых органы местного самоуправления в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации определяют уровень пенсионного обеспечения за выслугу лет для муниципальных служащих своего муниципального образования.

 При таких обстоятельствах, когда Законом Сахалинской области от 28 июня 2010 года № 55-ЗО не установлен минимальный размер пенсии муниципального служащего за выслугу лет, а установленный органом местного самоуправления размер этой пенсии не превышает установленный субъектом РФ максимальный размер пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации по соответствующей должности, у суда первой инстанции отсутствовали основания для признания Положения о пенсионном обеспечении муниципальных служащих и лиц, замещавших муниципальные должности в городском округе «Александровск-Сахалинский район», принятого Решением Собрания городского округа «Александровск-Сахалинский район» № от ДД.ММ.ГГГГ, в оспариваемой части противоречащим нормативно-правовому акту субъекта Российской Федерации.

 В этой связи судом принято верное решение об отказе в удовлетворении исковых требований, в обоснование которых положен ошибочный вывод о наличии такого противоречия.

 На основании изложенного и руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 определила:

 решение Александровск-Сахалинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу Н В.Х. – без удовлетворения.

 Председательствующий С.А.Лихачева

 Судьи Л.П.Шептунова

 В.Ю.Доманов