НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Сахалинского областного суда (Сахалинская область) от 14.01.2016 № 33А-13/2016

Судья Абикова Ю.В. Дело № 33а-13/2016

Докладчик Неволина Е.В. (33а-2926/2015)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

14 января 2016 года город Южно-Сахалинск

Судебная коллегия по административным делам Сахалинского областного суда в составе:

председательствующего Неволиной Е.В.,

судей Качура И.О. и Лихачевой С.А.,

при секретаре Капруновой Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по заявлению Департамента архитектуры, градостроительства и землепользования <адрес> о признании незаконными решений Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о приостановлении осуществления кадастрового учета и от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в снятии приостановления кадастрового учета, возложении обязанности осуществить государственный кадастровый учет изменений объекта недвижимости с кадастровым номером в связи с изменением разрешенного использования земельного участка

по апелляционной жалобе Департамента архитектуры, градостроительства и землепользования <адрес> на решение Южно-Сахалинского городского суда от 03 июля 2015 года, которым заявление департамента оставлено без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Неволиной Е.В., выслушав представителя Департамента архитектуры, градостроительства и землепользования <адрес>Г.О.В., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, представителя Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» Х.Н.М., возражавшую против удовлетворения жалобы, судебная коллегия

установила:

ДД.ММ.ГГГГ Департамент архитектуры, градостроительства и землепользования <адрес> (далее – ДАГИЗ <адрес>) обратился в суд с заявлением о признании незаконными решений Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее – ФГБУ «ФКП Росреестр») в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> (далее – филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес>) от ДД.ММ.ГГГГ о приостановлении осуществления кадастрового учета и от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в снятии приостановления осуществления кадастрового учета, возложении обязанности осуществить государственный кадастровый учет изменений объекта недвижимости с кадастровым номером в связи с изменением разрешенного использования земельного участка «многоквартирный жилой дом».

В обоснование заявленных требований ДАГИЗ <адрес> указал, что ДД.ММ.ГГГГ на кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для завершения проектирования и строительства многоэтажного (3-х секционного) дома, расположенного по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ в ДАГИЗ <адрес> обратился собственник помещения в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, с заявлением о формировании земельного участка под многоквартирным домом.

ДД.ММ.ГГГГ ДАГИЗ <адрес> обратился в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости с кадастровым номером в связи с изменением вида разрешенного использования - под многоквартирный дом. Решением филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ осуществление кадастрового учета приостановлено на основании пункта 5 части 2 статьи 26 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в связи с тем, что необходимые для государственного кадастрового учета документы по содержанию не соответствуют требованию закона. ДД.ММ.ГГГГ ДАГИЗ <адрес> предоставил дополнительные документы, по результатам рассмотрения которых филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> вынесено решение от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в снятии приостановления кадастрового учета по тем же основаниям, которые указаны в решении от ДД.ММ.ГГГГ, что ДАГИЗ считает незаконным.

В связи с изложенным, ДАГИЗ просил признать незаконными решения ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ и и возложить на административного ответчика обязанность осуществить государственный кадастровый учет изменений объекта недвижимости с кадастровым номером в связи с изменением разрешенного использования земельного участка «многоквартирный жилой дом».

Определением судьи Южно-Сахалинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация <адрес>.

В судебном заседании в суде первой инстанции представитель ДАГИЗ <адрес>П.Е.Ю. заявленные требования поддержала. Представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» Х.Н.М. требования не признала. Представитель администрации <адрес> в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела администрация извещена надлежаще.

Судом постановлено указанное выше решение.

С этим решением не согласился ДАГИЗ <адрес>. В апелляционной жалобе представитель ДАГИЗ Г.О.В. считает решение незаконным, ввиду неполного выяснения обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствия выводов суда, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела, а также в связи с нарушением норм материального права.

Ссылаясь на положения подпункта 8 пункта 1 статьи 1, пункт 2 статьи 7, пункт 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, пункты 8, 9 статьи 1, часть 1 статьи 36, пункты 1, 3, 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также на действующие Правила землепользования и застройки на территории городского округа «<адрес>», считает незаконным вывод суда о необходимости предоставления в ФГУП «ФКП Росреестр» акта органа местного самоуправления о виде разрешенного использования земельного участка для осуществления кадастрового учета изменений объекта недвижимости. Полагает, что суд должен был учесть объяснения представителя Росреестра, данные в судебном заседании о том, что необходимости изменения вида разрешенного использования в данном случае не имеется, поскольку построенный жилой дом фактически находится в территориальной зоне «Ж-1», и разрешенное использование меняется автоматически в рамках имеющейся базы. Между тем, до настоящего времени вид разрешенного использования земельного участка не изменен. Просит решение отменить и удовлетворить заявленные требования.

Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился представитель администрации <адрес>, которая надлежаще извещена о месте и времени судебного заседания посредством направления уведомления факсимильной связью ДД.ММ.ГГГГ.

Проверив материалы дела в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав представленные доказательства, выслушав объяснения явившихся лиц, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения.

Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности, регулируются Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Состав сведений, подлежащих внесению в государственный кадастр недвижимости, определен в статье 7 названного закона, согласно пунктам 3 и 6 части 1 которой в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в числе которых описание местоположения границ объекта недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок; площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение.

В соответствии с частью 2 данной статьи в государственный кадастр недвижимости вносятся дополнительные сведения об объекте недвижимости, в частности, разрешенное использование, если объектом недвижимости является земельный участок (п. 14 ч. 2 ст. 7 Закона № 221-ФЗ).

Статьей 22 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», определяющей состав необходимых для кадастрового учета документов, предусмотрено, что если иное не следует из настоящего Федерального закона, необходимые для кадастрового учета документы представляются заявителем вместе с заявлением. Необходимыми для кадастрового учета документами являются, среди прочего, межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка) (п. 2 ч.1); копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка (при кадастровом учете земельного участка в связи с изменением указанных в пункте 14 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений), - запрашивается органом кадастрового учета в порядке, установленном частью 8 статьи 15 настоящего Федерального закона (п. 9 ч.1).

В силу пункта 5 части 2 статьи 26 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона.

Пунктом 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 191-ФЗ) установлено, что решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, а также случаев, предусмотренных пунктом 5 статьи 4 и статьей 4.1 Федерального закона № 191-ФЗ, с учетом результатов публичных слушаний.

В соответствии с частями 3, 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (ч.3).

Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (ч.4).

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ДД.ММ.ГГГГ между Департаментом архитектуры, градостроительства и управления недвижимостью <адрес> (Арендодатель) и Обществом с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» (далее - ООО «<данные изъяты>») (Арендатор) был заключен договор аренды земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв. м, для проектирования многоэтажного жилого дома (<данные изъяты>).

На основании соглашения от ДД.ММ.ГГГГ права и обязанности арендатора по названному договору аренды перешли от ООО «<данные изъяты>» к ООО Фирма «<данные изъяты>» (<данные изъяты>).

ДД.ММ.ГГГГ мэром <адрес> издано постановление , согласно которому по результатам межевания земельного участка по данному адресу была уточнена его площадь с указанием предоставления в аренду ООО Фирма «<данные изъяты>» земельного участка площадью <данные изъяты> га, в том числе участок – площадью <данные изъяты> га; участок – площадью – <данные изъяты> га (<данные изъяты>).

ДД.ММ.ГГГГ ООО Фирма «<данные изъяты>» с согласия ДАГУН <адрес> передало права и обязанности арендатора по договору аренды на часть земельного участка площадью <данные изъяты> кв. м (участок ) Обществу с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» (далее – ООО «<данные изъяты>») с разрешенным использованием – для завершения проектирования и строительства многоэтажного (3-х секционного) дома ( <данные изъяты>).

ДД.ММ.ГГГГ земельный участок площадью <данные изъяты> кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером , с разрешенным использованием: для завершения проектирования и строительства многоэтажного (3-х секционного) дома (<данные изъяты>).

ДД.ММ.ГГГГ ООО «<данные изъяты>» выдано разрешение на ввод в эксплуатацию многосекционного жилого здания с мансардой и встроенными помещениями без функционального назначения, расположенного в <адрес> по восточной стороне <адрес> с присвоением объекту адреса: <адрес> (<данные изъяты>).

ДД.ММ.ГГГГМ.М.Ю., проживающий в <адрес> обратился в ДАГИЗ <адрес> с просьбой о формировании земельного участка, расположенного под жилым домом по <адрес> (<данные изъяты>).

ДД.ММ.ГГГГ ДАГИЗ <адрес>, через своего представителя Х.Р.Р., обратился в филиал ФГБУ «ФКП Росреестр» по <адрес> с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости с кадастровым номером , в связи с изменением вида разрешенного использования земельного участка, указав о выбранном виде разрешенного использования – многоквартирный жилой дом (<данные изъяты>).

Решением филиала ФГБУ «ФКП Росреестр» по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ осуществление кадастрового учета приостановлено на основании пункта 5 части 2 статьи 26 Федерального закона № 221-ФЗ, ввиду того, что необходимые для государственного кадастрового учета документы не соответствуют по содержанию требованиям Закона о кадастре, а именно декларация о виде разрешенного использования земельного участка составлена Х.Р.Р., которая не является правообладателем земельного участка, в отношении которого подано заявление. Кроме того в решении указано, что названное лицо действует от имени органа местного самоуправления, что противоречит пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации и части 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации (<данные изъяты>).

В ДД.ММ.ГГГГ представитель ДАГИЗ Х.Р.Р. представила в филиал ФГБУ «ФКП Росреестр» по <адрес> дополнительно к ранее поданным документам - декларацию о выбранном виде разрешенного использования от ДД.ММ.ГГГГ и декларацию об объекте недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ ФГБУ «ФКП Росреестр» по <адрес> принято решение об отказе в снятии приостановления кадастрового учета по тем же основаниям, которые указаны в решении органа кадастрового учета от ДД.ММ.ГГГГ.

Разрешая спор и отказывая ДАГИЗ <адрес> в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что основанием для осуществления государственного кадастрового учета изменений земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и на соответствующем праве у государственных и муниципальных органов и организаций, в связи с изменением вида разрешенного использования, является распорядительный акт уполномоченного органа, а поскольку такой акт не принимался, оспариваемые решения органа кадастрового учета о приостановлении осуществления кадастрового учета земельного участка, являются обоснованными.

Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда первой инстанции, исходя также из следующего.

Согласно пункту 13 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации особенности приобретения прав на земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав общего имущества многоквартирного дома объекты недвижимого имущества, устанавливаются федеральными законами.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

В силу части 6 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» многоквартирные дома и иные объекты недвижимого имущества, входящие в его состав, построенные или реконструированные после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (01 марта 2005 года), принимаются приемочной комиссией только при установлении размеров и границ земельных участков, на которых расположены такие дома.

Согласно пунктов 3-5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.

С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Из анализа вышеприведенных норм закона следует, что формирование земельного участка под многоквартирный дом включает в себя выполнение работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, в том числе установление сведений об уникальных характеристиках объекта - его площади, местоположении и границах, которые должны быть определены в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности. Государственный кадастровый учет проводится после формирования земельного участка.

В судебном заседании установлено, что земельный участок с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв. м был сформирован его арендатором ООО «<данные изъяты>» для завершения проектирования и строительства многоэтажного (3-х секционного) дома, а не под его эксплуатацию, что также подтверждается и установленным видом использования данного земельного участка. Размер и конфигурация вышеуказанного земельного участка были определены арендатором для того, чтобы вести строительные работы, организовать строительную площадку для техники и подсобных помещений. Правообладателем земельного участка до настоящего времени в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним значится ООО «<данные изъяты>».

Как видно из материалов дела, границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой <адрес>, при приемке его в эксплуатацию приемочной комиссией не определялись.

Доказательств того, что органом местного самоуправления при проведении процедуры формирования земельного участка для эксплуатации многоквартирного дома по <адрес>, границы земельного участка были в установленном законом порядке надлежаще сформированы в тех же границах, которые устанавливались для завершения проектирования и строительства многоэтажного (3-х секционного) дома, в дело не представлено.

Поскольку действующее законодательство не отождествляет понятия земельного участка, предоставленного для строительства многоквартирного жилого дома, и земельного участка, необходимого для его эксплуатации, размеры указанных земельных участков могут не совпадать, а формирование земельного участка с кадастровым номером , на котором расположен многоквартирный дом, органами местного самоуправления не осуществлялось, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о правомерности действий кадастрового органа, приостановившего, а затем отказавшего в снятии приостановления осуществления государственного кадастрового учета.

Указанное в апелляционной жалобе несогласие с выводом суда о необходимости предоставления в орган кадастрового учета акта органа местного самоуправления, основано на ошибочном толковании норм материального права и, как не опровергающее правильности выводов суда, не является основанием для отмены постановленного по делу решения.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Южно-Сахалинского городского суда от 03 июля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента архитектуры, градостроительства и землепользования <адрес> – без удовлетворения.

Председательствующий Е.В. Неволина

Судьи И.О. Качура

С.А. Лихачева