НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Сахалинского областного суда (Сахалинская область) от 13.06.2017 № 33-1494/17

Судья Сим О.Н. Дело №33-1494/2017

Докладчик Карпов А.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

13 июня 2017 года г. Южно-Сахалинск.

Судебная коллегия по гражданским делам Сахалинского областного суда в составе:

председательствующего Карпова А.В.,

судей Шептуновой Л.П., Прокопец Л.В.,

при секретаре Дуюновой А.Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства социальной защиты Сахалинской области к ФИО1 о взыскании дополнительной адресной социальной поддержки на приобретение жилого помещения

по апелляционной жалобе ФИО1

на решение Южно-Сахалинского городского суда от 8 июня 2016 года, которым с ФИО1 взысканы в пользу Министерства социальной защиты Сахалинской области <данные изъяты>, в доход местного бюджета государственная пошлина в размере <данные изъяты>.

Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Карпова А.В., объяснения ФИО1, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя истца ФИО4, возражавшего против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

28 апреля 2016 года Министерство социальной защиты Сахалинской области обратилось в суд с иском к ФИО1 о взыскании дополнительной адресной социальной поддержки на приобретение жилого помещения.

В обоснование требований указало, что в рамках социальной программы Сахалинской области «Социальная поддержка населения Сахалинской области на 2014-2020 годы» реализуется подпрограмма «Развитие социальной поддержки граждан (семей), нуждающихся в дополнительной адресной поддержке», которой предусмотрено оказание дополнительной адресной социальной поддержки гражданам (семьям), проживающим на территории Сахалинской области, находящихся в трудной жизненной ситуации. ФИО1 обратилась в Министерство социальной защиты Сахалинской области ДД.ММ.ГГГГ. Распоряжением министра социальной защиты Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГФИО1 предоставлены денежные средства в размере <данные изъяты>. В установленный срок, а именно 60 дней со дня предоставления адресной поддержки, ФИО1 не представила требуемые документы, в связи с чем, была уведомлена, что в связи с непредставлением требуемых документов она обязана в срок до ДД.ММ.ГГГГ вернуть перечисленные ей денежные средства. До настоящего времени денежные средства не возвращены. На основании изложенного просили суд взыскать с ФИО1 дополнительную адресную социальную поддержку на приобретение жилого помещения в размере <данные изъяты>.

Судом принято вышеприведенное решение, которое обжалует ФИО1, в апелляционной жалобе просит его отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении иска. Считает, что с нее может быть взыскана только излишне выплаченная сумма, но не вся адресная помощь, поскольку на средства, предоставленные ей, она приобрела квартиру общей площадью 21,9 кв.м., в то время как денежные средства ей были предоставлены на покупку квартиры площадью не менее 28 кв.м., тем самым она ущемила только свои права, но не нарушила прав истца.

В возражениях на апелляционную жалобу Министр социальной защиты Сахалинской области ФИО5 просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Апелляционным определением судебной коллегией по гражданским делам Сахалинского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении исковых требований отказано.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Российской Федерации от 10 апреля 2017 года апелляционное определение судебной коллегией по гражданским делам Сахалинского областного суда от 08 сентября 2016 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.

В силу подпункта 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации и других перечисленных в данном подпункте категорий граждан.

Постановлением Правительства Сахалинской области от 31 мая 2013 г. № 279 утверждена государственная программа Сахалинской области «Социальная поддержка населения Сахалинской области на 2014 - 2020 годы». В рамках указанной программы реализуется подпрограмма № 4 «Развитие системы социальной поддержки граждан (семей), нуждающихся в дополнительной адресной поддержке», основной целью которой является оказание дополнительной адресной социальной поддержки нуждающимся гражданам (семьям) на основе индивидуального, дифференцированного, комплексного подхода для выхода из трудной жизненной ситуации, которую они не могут преодолеть самостоятельно) (раздел 2 подпрограммы № 4 «Развитие системы социальной поддержки граждан (семей), нуждающихся в дополнительной адресной поддержке»).

Основания и правила предоставления дополнительной адресной социальной поддержки гражданам (семьям), проживающим на территории Сахалинской области и находящимся в трудной жизненной ситуации, в рамках подпрограммы «Развитие системы социальной поддержки граждан (семей), нуждающихся в дополнительной адресной поддержке» государственной программы Сахалинской области «Социальная поддержка населения Сахалинской области на 2014-2020 годы», утверждённой постановлением Правительства Сахалинской области от 31 мая 2013 г. № 279, определялись Порядком предоставления дополнительной адресной социальной поддержки гражданам (семьям), находящимся в трудной жизненной ситуации, утверждённым постановлением Правительства Сахалинской области от 10 февраля 2015 г. № 37 (далее также - Порядок; действовал в период возникновения спорных отношений и утратил силу 13 февраля 2017 г. в связи с изданием правительством Сахалинской области постановления от 13 февраля 2017 г. № 54 «О признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Правительства Сахалинской области»).

К трудной жизненной ситуации, применительно к названному порядку, относятся обстоятельства, объективно нарушающие жизнедеятельность граждан (семей), которые они не могут преодолеть самостоятельно (за счёт собственных доходов), в частности, такие обстоятельства как нуждаемость молодой семьи, имеющей ребенка ( детей), либо многодетные семьи в приобретении жилого помещения в случае предоставления ей жилого помещения взамен признанного непригодным для проживания в связи с аварийностью (ветхостью) площадью менее социальной нормы предоставления жилья в размере 18 кв. метров на одного члена семьи (абзац шестой пункта 2 Порядка в редакции постановления Правительства Сахалинской области от 4 сентября 2015 г. № 370, действовавшей на момент обращения ФИО1 с заявлением о предоставлении дополнительной адресной социальной поддержки 10 декабря 2015 г.).

В соответствии с пунктом 7 Порядка (в редакции постановления Правительства Сахалинской области от 4 сентября 2015 г. № 370) в целях получения дополнительной адресной социальной поддержки на приобретение жилого помещения по социальной норме граждане обращаются с заявлением в министерство социальной защиты Сахалинской области (далее также - уполномоченный орган) с приложением определённых в перечне необходимых документов, в том числе предварительного договора купли-продажи жилого помещения на территории муниципального образования, в котором заявитель проживает. Ответственность за достоверность и полноту представляемых сведений и документов, предусмотренных этим пунктом Порядка, возлагается на заявителя.

Из содержания подпункта 9.6 пункта 9 Порядка (в редакции постановлений Правительства Сахалинской области от 17 июня 2015 г. № 217, 4 сентября 2015 г. № 370) следует, что дополнительная адресная социальная поддержка на приобретение жилого помещения по социальной норме предоставляется в размере фактической стоимости приобретаемого жилого помещения, но не более суммы, рассчитанной по формуле с учётом средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Сахалинской области, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, для расчёта размеров социальных выплат для всех категорий граждан, которым указанные социальные выплаты предоставляются на приобретение жилых помещений за счёт средств федерального бюджета, действующей в квартале поступления заявления. Приобретаемое жилое помещение должно быть не менее учётной нормы общей площади жилого помещения на одного члена семьи по договору социального найма установленной органом местного самоуправления по месту приобретения жилого помещения.

Подпунктом 15.2 пункта 15 Порядка установлена обязанность заявителя представить в уполномоченный орган не позднее чем в 60-дневный срок со дня перечисления на расчётный счёт дополнительной адресной социальной поддержки на приобретение жилого помещения договор купли-продажи жилого помещения (договор купли-продажи жилого помещения с рассрочкой платежа), прошедший государственную регистрацию в установленном порядке, и свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, оформленное на заявителя и (или) членов его семьи.

Согласно абзацу первому пункта 16 Порядка (в редакции постановления Правительства Сахалинской области от 17 июня 2015 г. № 217), если документы, указанные в пункте 15 названного порядка, не представлены заявителем в установленный срок или приобретённое жилое помещение менее учётной нормы общей площади жилого помещения на одного члена семьи по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления по месту приобретения жилого помещения, либо документально подтверждённые фактически понесённые затраты менее полученной суммы дополнительной адресной социальной поддержки заявитель в течение 90 календарных дней со дня получения дополнительной адресной социальной поддержки либо представления документов, подтверждающих фактически понесённые расходы, соответственно, возмещает уполномоченному органу выплаченные средства (излишне выплаченные средства) дополнительной адресной социальной поддержки в добровольном порядке.

В случае не возмещения сумм дополнительной адресной социальной поддержки в указанный срок либо отказа от добровольного возмещения денежные средства по иску уполномоченного органа взыскиваются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (абзац второй пункта 16 Порядка).

Постановлением мэра г. Южно-Сахалинска от 3 июля 2006 г. № 1215 «Об установлении нормы предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма в муниципальном жилищном фонде и учётной нормы площади жилого помещения на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск» на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск» установлена учётная норма площади жилого помещения 14 квадратных метров (пункт 2 постановления).

Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 2 октября 2015 г. №710/пр «О показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на IV квартал 2015 года» утверждены показатели средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на IV квартал 2015 года, которые подлежат применению федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для расчёта размеров социальных выплат для всех категорий граждан, которым указанные социальные выплаты предоставляются на приобретение жилых помещений за счёт средств федерального бюджета, согласно приложению к данному приказу.

Этим приказом показатель средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Сахалинской области на IV квартал 2015 года утверждён в размере <данные изъяты>

Из приведённых нормативных положений (действовавших на момент возникновения спорных отношений) в их взаимосвязи, следует, что нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации - Сахалинской области - в соответствии с пунктом 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» за счёт средств бюджета названного субъекта Российской Федерации установлена такая дополнительная мера социальной поддержки для граждан, проживающих на территории Сахалинской области и находящихся в трудной жизненной ситуации, как дополнительная адресная социальная поддержка на приобретение жилого помещения по социальной норме. При этом подробно регламентированы основания, условия и порядок предоставления данной меры социальной поддержки. В частности, предоставление указанной выше категории граждан дополнительной адресной поддержки на приобретение жилого помещения по социальной норме осуществляется при условии заключения ими предварительного договора купли-продажи жилого помещения на территории муниципального образования, в котором заявитель проживает, и влечёт возникновение у таких граждан соответствующих обязанностей, а именно: приобрести жилое помещение не менее учётной нормы общей площади жилого помещения на одного члена семьи по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления по месту приобретения жилого помещения; предоставить в министерство социальной защиты Сахалинской области не позднее чем в 60-дневный срок со дня перечисления на расчётный счёт дополнительной адресной социальной поддержки на приобретение жилого помещения договор купли-продажи жилого помещения, прошедший государственную регистрацию в установленном порядке, и свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, оформленное на заявителя и (или) членов его семьи. В случае неисполнения указанных обязанностей граждане должны возместить уполномоченному органу полученные в качестве дополнительной адресной социальной поддержки денежные средства.

Таким образом, обстоятельством, имеющим значение для правильного разрешения спора по настоящему иску, является установление выполнения гражданином обязанностей, возникших у него в связи с предоставлением ему такой меры социальной поддержки.

Как установлено судом первой инстанции и усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратилась в министерство социальной защиты Сахалинской области с письменным заявлением об оказании дополнительной адресной социальной поддержки на приобретение жилого помещения по социальной норме как молодой семье, имеющей ребёнка и проживающей в жилом помещении, признанном непригодным для проживания в связи с аварийностью (ветхостью). К этому заявлению был приложен заключённый ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и ФИО6 предварительный договор купли-продажи квартиры общей площадью 41 кв.м, расположенной по адресу: <адрес>, стоимостью <данные изъяты>

Из заявления ФИО1 следует, что она была предупреждена об ответственности за достоверность и полноту представляемых документов, являющихся основанием для принятия решения о предоставлении дополнительной адресной социальной поддержки. Кроме того, она обязалась представить в министерство социальной защиты Сахалинской области не позднее чем в 60-дневный срок со дня перечисления на её расчётный счёт в кредитной организации дополнительной адресной социальной поддержки на приобретение жилого помещения договор купли-продажи жилого помещения (договор купли-продажи жилого помещения с рассрочкой платежа), прошедший государственную регистрацию в установленном порядке, и свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, оформленное на заявителя и (или) членов его семьи.

18 декабря 2015 г. министром социальной защиты Сахалинской области издано распоряжение № 205 об оказании ФИО1 дополнительной адресной социальной поддержки на приобретение жилого помещения по социальной норме в связи с переселением из ветхого (аварийного) жилья в размере <данные изъяты>

Министерство социальной защиты Сахалинской области письмом от ДД.ММ.ГГГГ сообщило ФИО1 о принятом решении об оказании ей дополнительной адресной социальной поддержки на приобретение жилого помещения по социальной норме в размере <данные изъяты>, а также о необходимости представления в министерство социальной защиты Сахалинской области не позднее чем в 60-дневный срок со дня перечисления дополнительной адресной социальной поддержки отчётных документов: договора купли-продажи жилого помещения (договора купли-продажи жилого помещения с рассрочкой платежа), прошедшего государственную регистрацию в установленном порядке, и свидетельства о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, оформленного на заявителя и (или) членов его семьи.

В соответствии с платёжным поручением от ДД.ММ.ГГГГ дополнительная адресная социальная поддержка на приобретение жилого помещения в размере <данные изъяты> перечислена на расчётный счёт ФИО1, открытый в Дальневосточном банке ОАО «Сбербанк России» (г. Хабаровск).

Письмом министерства социальной защиты Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ в связи с непредставлением указанных выше документов, ФИО1 было предложено в срок до ДД.ММ.ГГГГ произвести возврат денежных средств, полученных в виде дополнительной адресной поддержки (90 дней со дня получения дополнительной адресной социальной поддержки).

Судом также установлено, что на момент рассмотрения спора денежные средства в сумме <данные изъяты>ФИО1 в министерство социальной защиты Сахалинской области не возвратила.

При разрешении спора и принятии решения об удовлетворении иска, суд первой инстанции, ссылаясь на положения пунктов 2, 7, 15.2, 16 Порядка предоставления дополнительной адресной социальной поддержки гражданам (семьям), находящимся в трудной жизненной ситуации, утверждённого постановлением Правительства Сахалинской области от 10 февраля 2015 г. № 37, правомерно исходил из того, что ФИО1 в нарушение взятых на себя обязательств в установленный данным порядком срок не представила в министерство социальной защиты Сахалинской области требуемые документы, а также в добровольном порядке не возвратила выплаченные ей средства дополнительной адресной социальной поддержки.

При таких данных суд правомерно удовлетворил заявленные требования.

На основании изложенного решение суда является законным и обоснованным и отмене по доводам жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьями 327, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Южно-Сахалинского городского суда от 8 июня 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Председательствующий Карпов А.В.

Судьи Прокопец Л.В.

Шептунова Л.П.