НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Сахалинского областного суда (Сахалинская область) от 11.10.2022 № 33-2453/2022

Судья Ли Э.В. 65RS0-80

Докладчик Доманов В.Ю. Дело №33-2453/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Южно-Сахалинск 11 октября 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Сахалинского областного суда в составе:

председательствующего Доманова В.Ю.,

судей Прокопец Л.В. и Загорьян А.Г.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кравченко И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Левочко Вячеслава Валентиновича к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Сахалинской области о признании неработающим пенсионером, признании незаконным решения об отказе в перерасчёте страховой пенсии по старости и уведомления, возложении обязанности назначить и выплатить пенсию, по апелляционной жалобе Левочко В.В. на решение Южно-Сахалинского городского суда от 6 июля 2022 года.

Заслушав доклад судьи Доманова В.Ю., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Левочко В.В. обратился в суд с исковым заявлением к ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Сахалинской области о признании неработающим пенсионером, признании незаконным решения об отказе в перерасчёте страховой пенсии по старости и уведомления, возложении обязанности назначить и выплатить пенсию.

В обоснование требований указал, что с 6 января 2014 года ему назначена пенсия по старости бессрочно. С 1 сентября 2016 года по 11 июня 2021 года он осуществлял трудовую деятельность по трудовому договору с ООО «Свицер Сахалин терминал Тоуэдж». В указанный период он как работающий пенсионер получал пенсию по старости в размере 12657 рублей 13 копеек. Приказом от 7 июня 2021 года №25-лс он был уволен с 11 июня 2021 года. 6 июля 2021 года он вновь заключил трудовой договор с этим же работодателем. Поскольку на дату 1 июля 2021 года он являлся неработающим пенсионером, его пенсия должна была быть проиндексирована до 16814 рублей 36 копеек, а с 1 августа до 17110 рублей 94 копейки. Располагая информацией о его увольнении и последующем трудоустройстве, решением ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Сахалинской области от 14 февраля 2022 года ему было отказано в перерасчёте пенсии.

На основании изложенного с учётом уточнений исковых требований просил признать его неработающим пенсионером на период с 11 июня по 6 июля 2021 года, признать незаконными решение клиентской службы в Корсаковском районе ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Сахалинской области от 14 февраля 2022 года об отказе в перерасчёте страховой пенсии по старости, уведомление №7оуп от 16 февраля 2022 года об отсутствии оснований для осуществления перерасчёта страховой пенсии по старости, возложить обязанность на ответчика назначить и выплатить ему пенсию в размере 16814 рублей 36 копеек с 1 июля 2021 года и 17110 рублей 94 копейки с 1 августа 2021 года.

Решением Южно-Сахалинского городского суда от 6 июля 2022 года в удовлетворении исковых требований отказано.

На данное решение поступила апелляционная жалоба от истца Левочко В.В., который просит решение отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы повторяет доводы своего искового заявления. Также указывает, что ООО «Свицер Сахалин терминал Тоуэдж» помимо формы СЗВ-М подаёт и другую форму СЗВ-ТД для формирования сведений индивидуального (персонифицированного) учёта, согласно которой страхователем также подавались сведения ответчику об увольнении и приёме на работу истца. Полагает, что выплаты должны пересматриваться за прошлое время с первого числа месяца следующего за месяцем прекращения трудовой деятельности, чего ответчиком сделано не было. Считает ошибочным вывод суда об отсутствии у него права требовать индексации, корректировки пенсии в связи с тем, что на момент обращения он являлся вновь работающим пенсионером, поскольку такой вывод противоречит нормам материального права.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ГУ – отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Сахалинской области Точилина Е.О. возражала против отмены решения суда.

Левочко В.В. не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

С учётом положений части третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося истца.

Заслушав представителя ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность постановленного по делу решения, судебная коллегия приходит к выводу о его отмене по основанию, предусмотренному пунктом 4 части первой статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с неправильным применением судом первой инстанции норм материального права.

В соответствии с частью 1 статьи 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (закон приведен в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с данным Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.

Частью 3 указанной нормы установлено, что пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 настоящего Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности, за период начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности.

Из дела видно, что Левочко В.В. является получателем пенсии по старости с 6 января 2014 года.

Из дела видно, что он осуществлял трудовую деятельность в ООО «Свицер Сахалин терминал Тоуэдж» до 11 июня 2021 года, в связи с чем, исходя из приведённых выше норм материального права, фиксированная выплата к страховой пенсии осуществлялась без индексации (увеличения) её размера.

В последующем, 6 июля 2021 года Левочко В.В. вновь трудоустроился в ООО «Свицер Сахалин терминал Тоуэдж».

Таким образом, в период с 12 июня по 5 июля 2021 года истец трудовую деятельность не осуществлял.

Решением ГУ – ОПФР по Сахалинской области от 14 февраля 2022 года истцу было отказано в перерасчёте фиксированной части страховой части пенсии по мотиву его трудоустройства с 6 июля 2021 года.

Уведомлением от 16 февраля №7оуп истцу было разъяснено о его праве на получение пенсии с учётом индексации на четвёртый месяц после увольнения.

Разрешая требования и отказывая в иске, суд первой инстанции пришёл к выводу об отсутствии у ответчика оснований для перерасчёта пенсии, поскольку сведения о Левочко В.В., предоставляемые работодателем, указывали на осуществление им трудовой деятельности, а заявление от него об уточнении факта прекращения трудовой деятельности на тот момент не поступало.

Между тем, с указанным выводом суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может, поскольку он противоречит нормам материального права.

Часть 4 статьи 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусматривает, что уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», в целях реализации положений частей 1 - 3 настоящей статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Из приведённого следует, что основанием для рассмотрения вопроса о перерасчёта фиксированной части страховой пенсии являются полученные пенсионным органом сведения из индивидуального (персонифицированного) учёта, которые указывают о прекращении пенсионером работы.

В соответствии со ст. 6 Федерального Закона от 1 апреля 1996 года №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» на территории Российской Федерации на каждого гражданина Российской Федерации, а также на каждого иностранного гражданина и каждое лицо без гражданства, постоянно или временно проживающих (пребывающих) на территории Российской Федерации, Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет, имеющий постоянный страховой номер. Индивидуальный лицевой счет открывается на основании: 1) заявления лица, поданного им лично, через работодателя или через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг; 2) сведений, поступающих в орган Пенсионного фонда Российской Федерации от органов, предоставляющих государственные или муниципальные услуги, многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в отношении лица, обратившегося за предоставлением государственной или муниципальной услуги, на которое не был открыт индивидуальный лицевой счет.

В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

Согласно пункту 2.4 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователь представляет о работающих у него зарегистрированных лицах в случаях приема на работу, переводов на другую постоянную работу и увольнения, подачи зарегистрированными лицами заявлений о продолжении ведения страхователем трудовых книжек в соответствии со статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации либо о предоставлении страхователем зарегистрированным лицам сведений о трудовой деятельности в соответствии со статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя, отчество; 3) сведения о трудовой деятельности, предусмотренные пунктом 2.1 статьи 6 настоящего Федерального закона.

В пункте 2.5 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» установлено, что указанные в пункте 2.4 настоящей статьи сведения, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, представляются с 1 января 2021 года, в том числе: в случаях приема на работу и увольнения зарегистрированного лица - не позднее рабочего дня, следующего за днем издания соответствующего приказа (распоряжения), иных решений или документов, подтверждающих оформление трудовых отношений.

В соответствии с пунктом 24 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 22 апреля 2020 года №211н, сведения о застрахованных (зарегистрированных) лицах, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренные пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. №27-ФЗ, а также сведения о трудовой деятельности, предусмотренные пунктом 2.4 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. №27-ФЗ, в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации представляют, в том числе, страхователи, признаваемые таковыми в соответствии с абзацем четвертым статьи 1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. №27-ФЗ.

Согласно пункту 25 Инструкции страхователь представляет индивидуальные сведения обо всех застрахованных лицах, работающих у него по трудовому договору, или заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым начисляются страховые взносы в соответствии с законодательством Российской Федерации, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту регистрации в качестве страхователя в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 01 апреля 1996 года №27-ФЗ, а также сведения о трудовой деятельности в отношении работающих у него зарегистрированных лиц за периоды работы по трудовому договору, в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 01 апреля 1996 года №27-ФЗ.

Постановлением Правления Пенсионного фонда России от 25.12.2019 №730п утверждена форма «Сведения о трудовой деятельности зарегистрированного лица» (форма СЗВ-ТД), согласно которой должны предоставляться сведения, предусмотренные пунктом 2.4 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

Системный анализ приведённых положений позволяет сделать вывод том, что при прекращении работником трудовой деятельности работодатель обязан не позднее следующего дня направить об этом сведения в его индивидуальный (персонифицированный) учёт.

При этом, по смыслу закона именно факт прекращения пенсионером трудовой деятельности предоставляет ему права на увеличение фиксированной части страховой пенсии и реализация этого права не должна формальной и зависеть только формы внесения соответствующих сведений в индивидуальный (персонифицированный) учёт, в противном случае нивелируются предусмотренные законом социальные гарантии на достойное пенсионное обеспечение.

Согласно части 6 статьи 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

В части 7 статьи 26.1 указанного федерального закона предусмотрено, что суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 данной статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 настоящей статьи.

Поскольку, в рассматриваемом случае истец был уволен 11 июня 2021 года, постольку 12 июня 2021 года сведения о прекращении им трудовой деятельности должны были быть представлены в его индивидуальный (персонифицированный) учёт, что, в свою очередь возлагало на пенсионный орган обязанность по пересмотру размера фиксированной части страховой пенсии истца с 1 июля 2021 года.

В соответствии с частью 9 статьи 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» при выявлении обстоятельств, влекущих увеличение сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, в связи с непредставлением страхователем в установленный срок либо представлением им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) пересматривается органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в том числе за прошлое время, с учетом положения части 7 настоящей статьи.

Принимая во внимание, что факт прекращения трудовой деятельности истца с 11 июня 2021 года имел место быть и должен был быть отражён в его индивидуальном (персонифицированному) учёте, что, в свою очередь, порождало право на увеличение фиксированной части страховой пенсии, пенсионным органом в этом было необоснованно отказано, судебная коллегия приходит к выводу о правомерности требований Левочко В.В. о перерасчёте размера страховой пенсии в порядке статьи 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ за период с 1 июля 2021 года (с 1-ого числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы) по 6 июля 2021 года (день, предшествующий дню возобновления работы), в связи с чем признала такие требования истца правомерными.

Как видно из представленной справки о выплатах от 6 февраля 2022 года, размер пенсии для Левочко В.В. с учётом индексации с 1 июля 2021 года составил 16814 рублей 36 копеек, а с 1 августа 2021 года, с учётом перерасчёта пенсии работающим пенсионерам по итогам прошлого года, в размере 17110 рублей 94 копеек, в связи с чем судебная коллегия находит обоснованными требования истца о возложении на ответчика обязанности производить выплату пенсии с указанных дат в приведённых размерах.

Также судебная коллегия приходит к выводу о незаконности уведомления от 16 февраля 2022 года №7оуп, поскольку содержащаяся в нём информация о праве истца на получение повышенного размера пенсии только после четвёртого месяца после увольнения противоречит приведённым выше нормам материального права, тогда как исходя из пункта 3 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), утверждённого Постановлением ВС РФ от 27 декабря 1991 года №2122-1, одной из задач пенсионного органа является обеспечение и ведение разъяснительной работы среди населения, относящихся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации.

При таких данных решение суда подлежит отмене с вынесением нового об удовлетворении исковых требований в полном объёме.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Южно-Сахалинского городского суда от 6 июля 2022 года отменить.

Признать Левочко В.В. неработающим пенсионером на период с 11 июня по 6 июля 2021 года.

Признать незаконными решение ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Сахалинской области от 14 февраля 2022 года об отказе в перерасчёте страховой пенсии по старости, уведомление №7оуп от 16 февраля 2022 года об отсутствии оснований для осуществления перерасчёта страховой пенсии по старости.

Возложить на ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Сахалинской области обязанность назначить и выплатить Левочко В.В. пенсию с 1 июля 2021 года в размере 16814 рублей 36 копеек, с 1 августа 2021 года – 17110 рублей 94 копейки.

Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 3 месяцев со дня его вынесения в Девятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.

Мотивированное апелляционное определение составлено 14 октября 2022 года.

Председательствующий В.Ю. Доманов

Судьи Л.В. Прокопец

А.Г. Загорьян