НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Сахалинского областного суда (Сахалинская область) от 10.09.2020 № 2А-171/20

Судья Плешевеня О.В. Дело № 2а-171/2020

Докладчик Лихачева С.А. Дело № 33а-1715/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

10 сентября 2020 года г. Южно-Сахалинск

Судебная коллегия по административным делам Сахалинского областного суда в составе:

председательствующего Лихачевой С.А.,

судей Неволиной Е.В., Пискуновой Н.В.,

рассмотрела в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Ф.И.О.1 к отделению по <адрес> государственного казенного учреждения «Центр социальной поддержки <адрес>», и его начальнику о признании незаконными решений об отказе в назначении ежемесячного пособия на детей и адресной продовольственной помощи в виде предоставления набора продуктов питания, возложении требуемой обязанности-

по апелляционной жалобе ГКУ «Центр социальной поддержки <адрес>» на решение <данные изъяты> городского суда от 04 июня 2020 года, которым административное исковое заявление удовлетворено частично.

Решения отделения по <адрес> ГКУ «Центр социальной поддержки <адрес>» от 09 декабря 2019 года № 8251 «Об отказе в назначении ежемесячного пособия на ребенка» и от 12 декабря 2019 года № 8511 «Об отказе в назначении адресной продовольственной помощи в виде предоставления набора продуктов питания» признаны незаконными.

На отделение по <адрес> ГКУ «Центр социальной поддержки <адрес>» возложена обязанность в течение пятнадцати дней с момента вступления решения суда в законную силу, назначить Ф.И.О.1: с 05 ноября 2019 года ежемесячное пособие на детей: Ф.И.О.2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Ф.И.О.15, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; с 30 октября 2019 года адресную продовольственную помощь в виде предоставления набора продуктов питания.

На отделение по <адрес> ГКУ «Центр социальной поддержки <адрес>» возложена обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщить о его исполнении в <данные изъяты> городской суд и Ф.И.О.1

В удовлетворении административных исковых требований о признании семьи малоимущей и к ГКУ «Центр социальной поддержки <адрес>», отказано.

Заслушав доклад судьи Лихачевой С.А., судебная коллегия

установила:

12 марта 2020 года Ф.И.О.1 обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом последующих дополнений просила признать незаконными решения начальника отделения по <адрес> ГКУ «Центр социальной поддержки <адрес>» Ф.И.О.10 от 09 декабря 2019 года № 8251 «Об отказе в назначении ежемесячного пособия на ребенка» и от 12 декабря 2019 года № 8511 «Об отказе в назначении адресной продовольственной помощи в виде предоставления набора продуктов питания», возложить на начальника отделения обязанность признать ее семью, состоящую из трех человек, малоимущими, назначить с 30 октября 2019 года адресную продовольственную помощь в виде предоставления набора продуктов питания и ежемесячное пособие на детей.

В обоснование административного иска указала, что решениями административного ответчика от 09 декабря 2019 года и 12 декабря 2019 года ей было отказано в назначении указанных мер социальной поддержки по причине того, что ее муж Ф.И.О.6 не является гражданином Российской Федерации.

Считает решения административного ответчика незаконными, нарушающими ее права и права ее несовершеннолетних детей, поскольку с учетом действующего законодательства величина прожиточного минимума малоимущей семьи в <адрес> определяется на основании сведений о составе семьи на дату подачи заявления о предоставлении социальной поддержки. Отмечает, что с сентября 2019 года постоянной работы не имеет, в связи с чем ее доход, состоящий из пособия по безработице и алиментов на старшего ребенка, ниже прожиточного минимума, установленного по <адрес>. Кроме того, ее супруг с ними никогда не проживал, совместного хозяйства не вел, постоянно проживает на территории другого государства, в связи с чем членом ее семьи не является.

Определением суда от 06 мая 2020 года к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено ГКУ «Центр социальной поддержки <адрес>».

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ГКУ «Центр социальной поддержки <адрес>» просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска. В обоснование жалобы указано, что социальная поддержка семей, имеющих детей, в <адрес> установлена Законом Сахалинской области от 06 декабря 2010 года № 112-ЗО, действие которого распространяются на граждан Российской Федерации. Между тем, супруг Ф.И.О.1, являющийся в силу семейного законодательства членом ее семьи, гражданином Российской Федерации не является, в связи с чем не относится к категории лиц, указанных в законе. Отмечает, что до настоящего времени брак между супругами не расторгнут.

Относительно доводов апелляционной жалобы письменных возражений не поступило.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции участвующие в деле лица не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем на основании части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в их отсутствие в порядке, установленном главой 33 указанного Кодекса.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В целях предоставления в Сахалинской области социальной поддержки семьям, имеющим детей, на основе разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации принят Закон Сахалинской области от 06 декабря 2010 года № 112-ЗО «О социальной поддержке семей, имеющих детей, в Сахалинской области», который устанавливает систему мер социальной поддержки семей, имеющих детей, в связи с рождением, обучением и воспитанием детей.

В силу статьи 1 этого Закона его действие распространяется на:

1) граждан Российской Федерации, проживающих на территории Сахалинской области;

2) постоянно проживающих на территории Сахалинской области лиц без гражданства, беженцев, а также вынужденных переселенцев;

2-1) иностранных граждан и лиц без гражданства, получивших временное убежище на территории Российской Федерации и зарегистрированных в территориальном органе федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в Сахалинской области;

3) лиц, снятых с регистрационного учета в Сахалинской области, указанных в пункте 5 статьи 2 настоящего Закона.

Статьями 2 и 3 указанного закона предусмотрены меры социальной поддержки семьям со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величины прожиточного минимума, определенной в соответствии с Законом Сахалинской области от 29 июня 2011 года № 56-ЗО «О порядке определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина в Сахалинской области», на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство), в приемную семью, проживающего в семье ребенка до достижения им возраста восемнадцати лет, в виде ежемесячного пособия на ребенка в размере 410 рублей, адресной продовольственной помощи в виде предоставления набора продуктов питания.

Во исполнение частей 1 и 1.1 статьи 11 Закона Сахалинской области № 112-ЗО Правительством Сахалинской области принято постановление от 15 июня 2017 года № 277 «Об оказании адресной продовольственной помощи в виде предоставления набора продуктов питания», приказом министерства социальной защиты Сахалинской области от 29 мая 2012 года № 56-н утверждены Правила предоставления мер социальной поддержки семьям, имеющим детей.

В силу пункта 2.1.8 названных Правил и пункта 6 указанного постановления расчет среднедушевого дохода семьи для назначения заявленных Ф.И.О.7 мер социальной поддержки осуществляется в соответствии со статьями 4 и 15 Федерального от 05 апреля 2003 года № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» на основании документов о составе семьи и размере доходов каждого члена семьи, представленных заявителем совместно с заявлением.

Согласно пункту 2.1.10 Правил и пункту 8 постановления в состав семьи, учитываемый при исчислении среднедушевого дохода, включаются состоящие в браке родители, отчим, мачеха, в том числе раздельно проживающие родители, отчим, мачеха, и проживающие совместно с ними или с одним из них их несовершеннолетние дети, а также совершеннолетние дети до 23 лет, обучающиеся на дневном отделении в профессиональных образовательных организациях или образовательных организациях высшего образования.

В силу пункта 9 части 1 статьи 12 закона Сахалинской области № 112-ЗО одним из оснований для отказа в назначении испрашиваемых мер социальной поддержки являются случаи, когда член семьи не относится к категории лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, на которых распространяется действие настоящего Закона.

Судом установлено и следует из материалов дела, что Ф.И.О.1 (гражданка Российской Федерации) с 18 октября 2013 года состоит в зарегистрированном браке с гражданином <данные изъяты> Республики Ф.И.О.16, имеет двоих несовершеннолетних детей: Ф.И.О.2 (гражданку Российской Федерации), ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Ф.И.О.17, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (имеющего двойное гражданство указанных стран).

30 октября 2019 года и 05 ноября 2019 года она обратилась в ГКУ «Центр социальной поддержки <адрес>» с заявлением о предоставлении адресной продовольственной помощи в виде набора продуктов питания, предоставляемого малоимущим семьям с детьми, проживающими на территории <адрес>, и с заявлением о назначении ежемесячного пособия на ребенка семьям со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину прожиточного минимума, соответственно, в которых в качестве членов своей семьи указала двоих детей.

Решениями от 12 декабря 2019 года и от 09 декабря 2019 года в предоставлении испрашиваемых мер социальной поддержки ей отказано по основанию, предусмотренному пунктом 9 части 1 статьи 12 закона Сахалинской области № 112-ЗО так как член семьи (супруг) не относится к категории лиц, на которых распространяется действие настоящего закона.

Удовлетворяя заявленные требования о признании оспариваемых отказов административного ответчика незаконными, суд первой инстанции исходил из того, что положения регионального законодательства, определяющие состав семьи заявителя противоречат федеральному законодательству, применяя которое пришел к выводу о том, что супруг членом семьи заявителя не является, поскольку совместно с ней не проживает, что, по мнению суда, подтверждается фактом обращения Ф.И.О.7 с иском о расторжении брака и определении места жительства ребенка.

С указанными выводами судебная коллегия согласиться не может в связи со следующим.

В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации (в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений) в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В силу части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Согласно подпункту 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания семей, имеющих детей.

При этом в силу частей 1 и 2 статьи 5 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, в соответствии с целями, установленными настоящим Федеральным законом, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий. Оказание (предоставление) государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, в соответствии с нормативными правовыми актами и региональными программами субъектов Российской Федерации, предусматривающими также предоставление гражданам социальных пособий в виде набора социальных услуг и субсидий, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 15 Закона Сахалинской области № 112-ЗО финансирование расходов на предоставление мер социальной поддержки осуществляется за счет средств областного бюджета Сахалинской области в соответствии с Законом Сахалинской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год.

Из анализа приведенных правовых норм следует, что Сахалинская область наделена полномочиями по самостоятельному определению круга субъектов, размеров, порядка и условий предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Реализуя указанные полномочия, соответствующие органы исполнительной власти Сахалинской области через определение в нормативных правовых актах состава семьи заявителя, включающего супруга, независимо от совместного проживания, определили субъектов, имеющих право на получение мер социальной поддержки, и условия их предоставления, что соответствует предмету ведения субъекта Российской Федерации. При этом на федеральном уровне вопрос о предоставлении испрашиваемых видов социальной поддержки не урегулирован.

В этой связи у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для применения в рассматриваемом деле определения понятия «семья», которое содержится в статье 1 Федерального закона от 24 октября 1997 года «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», что привело к неверному определению обстоятельств, имеющих значение для дела.

Тогда как исходя из регионального законодательства правовое значение имеет факт наличия зарегистрированного брака между Ф.И.О.1 и гражданином <данные изъяты> Республики Ф.И.О.6, который, как член семьи административного истца, не относится к категории лиц, на которых распространяется Закон Сахалинской области № 112-ЗО.

На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что оспариваемые решения административного ответчика соответствуют требованиям действующего законодательства.

При таких обстоятельствах решение суда в удовлетворенной части подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Невельского городского суда от 04 июня 2020 года в части удовлетворения административного иска отменить.

В указанной части принять новое решение, которым в удовлетворении административного иска Ф.И.О.1 о признании незаконными решений от 09 декабря 2019 года № 8251 и от 12 декабря 2019 года № 8511 отделения по <адрес> государственного казенного учреждения «Центр социальной поддержки <адрес>» отказать.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Кассационная жалоба (представление) на апелляционное определение может быть подана в течение шести месяцев со дня его вынесения в Девятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.

Председательствующий С.А. Лихачева

Судьи Н.В.Пискунова

Е.В. Неволина