Судья Умнова М.Ю. УИД 65RS0001-02-2019-005915-74
Докладчик Карпов А.В. № 33-723/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Южно-Сахалинск 9 июня 2020 года
Судебная коллегия по гражданским делам Сахалинского областного суда в составе:
председательствующего Карпова А.В.,
судей Прокопец Л.В., Шептуновой Л.П.,
при секретаре Рябыкине В.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело поисковому заявлению Каширина Петра Ивановича к Министерству социальной защиты Сахалинской области о признании незаконным решения об отказе в перерасчете пенсии за выслугу лет, возложении обязанности произвести перерасчет и выплату пенсии за выслугу лет,
по апелляционной жалобе истца Каширина П.И.
на решение Южно-Сахалинского городского суда от 16 декабря 2019 года.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Карпова А.В., объяснения Каширина П.И., его представителя Пешкова Е.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя ответчика Назаровой Т.А., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
22 октября 2019 года Каширин П.И. обратился в суд с исковым заявлением к Министерству социальной защиты Сахалинской области о признании незаконным решения № от 26 июля 2019 года об отказе в перерасчете пенсии за выслугу лет, возложении обязанности произвести перерасчет и выплату пенсии за выслугу лет с учетом Закона Сахалинской области № 97- ЗО от 24 декабря 2018 года.
В обоснование требований указал, что до 12 апреля 2012 года работал в Государственной инспекции строительного надзора по Сахалинской области в должности государственной гражданской службы советника-главного государственного инспектора отдела государственного строительного надзора. Отметил, что со дня увольнения из Государственной инспекции строительного надзора Сахалинской области, ему в соответствии с Законом Сахалинской области от 28 июня 2010 года № 55-ЗО «О пенсионном обеспечении лиц, замещавших государственные должности Сахалинской области, и государственных гражданских служащих Сахалинской области» была назначена государственная пенсия. Государственная пенсия была рассчитана исходя из размера должностного оклада, согласно Приложению 1 Закона Сахалинской области от 23 сентября 2005 года № 62-ЗО «Об оплате труда государственных гражданских служащих Сахалинской области». Размер должностного оклада, в должности государственной гражданской службы советника-главного государственного инспектора отдела государственного строительного надзора, составлял 5 732 рубля. Указал, что в конце 2018 года в Закон Сахалинской области от 23 сентября 2005 года № 62-ЗО «Об оплате труда государственных гражданских служащих Сахалинской области» были внесены изменения, а именно в Приложение 1 - Схема должностных окладов гражданских служащих Сахалинской области. В Приложении 1 Закона Сахалинской области от 24 декабря 2018 года № 97-ЗО его должностной оклад в должности советника был установлен в размере 7 915 рублей. Отметил, что им в Министерство социальной защиты Сахалинской области было направлено обращение от 11 июля 2019 года о необходимости увеличения (индексации) размера получаемой государственной пенсии. Однако, решением Министерства социальной защиты Сахалинской области, выраженном в письме № от 26 июля 2019 года ему было отказано в удовлетворении данного требования. Считает такой отказ ответчика незаконным.
Решением Южно-Сахалинского городского суда от 16 декабря 2019 года Каширину П.И. в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда, истец Каширин П.И. обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить. Не соглашается с выводом суда о том, что нарушение его прав на пенсионное обеспечение, в том числе на повышение (индексацию) выплачиваемой ему пенсии за выслугу лет, со стороны ответчика не допущено. Указывает, что судом не были приняты к сведению и не оценены надлежащим образом следующие нормативные документы, в частности Распоряжение Губернатора Сахалинской области от 27 августа 2019 № 195-К (издано на основании Закона № 62-ЗО, в который уже внесены изменения в Приложение 1 в части увеличения должностных окладов) из которых следует, что оклады денежного содержания государственных гражданских служащих Сахалинской области состоят из должностного оклада и оклада за классный чин (то есть суммы этих двух окладов). В свою очередь должностные оклады повышались в соответствии с присвоенным классным чином с 2012 года и повышались при издании распоряжений Губернатора в 2012, 2013, 2017 и 2019 годах. Также считает, что на основании распоряжений Губернатора Сахалинской области от 11 декабря 2012 года № 195-к, от 6 декабря 2013 года № 197-к, от 7 ноября 2017 года № 194-к Министерством социальной защиты ранее проводился перерасчет размеров пенсий (индексация размеров пенсии за выслугу лет и ежемесячной доплаты к государственной пенсии), с учетом принимаемых размеров повышения окладов месячного содержания государственных гражданских служащих Сахалинской области и в соответствии с присвоенными классными чинами государственной гражданской службы Сахалинской области. При этом оклады за классные чины оставались прежними и не менялись с 2013 года и по настоящее время, но, тем не менее, перерасчет пенсий (индексация размеров пенсии за выслугу лет и ежемесячной доплаты к государственной пенсии) проводился Министерством социальной защиты, начиная с 2013 года на основании указанных Распоряжений Губернатора Сахалинской области. Отмечает, что требования законодательства в части пенсионного обеспечения одни, как для федеральных государственных гражданских служащих, так и для государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель Министерства социальной защиты Сахалинской области Назарова Т.А. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно них, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Из материалов дела следует и судом установлено, что Каширин П.И. на день увольнения 12 апреля 2014 года занимал должность советника - главного государственного инспектора отдела государственного строительного надзора Сахалинской области, то есть являлся государственным гражданским служащим Сахалинской области.
С 13 апреля 2012 года истцу назначена пенсия за выслугу лет, размер которой с учетом страховой части трудовой пенсии по старости составил 33665 рублей в соответствии с уведомлением Министерства социальной защиты Сахалинской области от 24 мая 2012 года, при окладе 5732 рубля.
11 июля 2019 года истец обратился к ответчику с письменным заявлением о необходимости увеличения (индексации) размера получаемой им государственной пенсии, поскольку Законом Сахалинской области №97-ЗО внесены изменения в Закон Сахалинской области от 23 сентября 2005 года №62-ЗО «Об оплате труда государственных гражданских служащих Сахалинской области» в части изложения в новой редакции приложения № 1 к названному Закону, согласно которому повышены (проиндексированы) должностные оклады государственных гражданских служащих.
26 июля 2019 года ответчик письмом отказал истцу в перерасчете (индексации) его пенсии, указав, что решения об увеличении (индексации) размеров окладов денежного содержания по должностям государственной гражданской службы Сахалинской области не принималось.
Разрешая спор, дав анализ действующего законодательства Российской Федерации, регулирующего пенсионное обеспечение гражданских служащих субъектов Российской Федерации, суд правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
Пунктом 11 части 1 статьи 52 Федерального закона от 27 июня 2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусмотрено, что гражданским служащим гарантируется государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей.
Государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации, исходя из требований пункта 4 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», предоставление пенсий осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации в порядке и на условиях, определяемых законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, что согласуется с требованиями пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», наделяющего субъекты Российской Федерации правом осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федерального закона.
Таким образом, судом установлено, что субъекты Российской Ф7едерации уполномочены принимать решения в области пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации за выслугу лет, устанавливать порядок и условия выплаты данных пенсий, исходя из бюджетных возможностей соответствующего субъекта Российской Федерации, поскольку финансирование данных пенсий производится за счет средств бюджета субъектов Российской Федерации.
Из изложенного следует, что вопросы финансового обеспечения расходов на выплату пенсии за выслугу лет и ежемесячных доплат к государственной пенсии лицам, замещавшим государственные должности субъектов Российской Федерации, и государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации, условия, порядок установления, перерасчета и индексации данных пенсий, а также ежемесячных доплат к данным пенсиям регулируются законодательством субъектов Российской Федерации.
В связи с чем, ссылка в жалобе о том, что требования законодательства в части пенсионного обеспечения одни, как для федеральных государственных гражданских служащих, так и для государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации, является необоснованной.
Законом Сахалинской области от 28 июня 2010 года № 55-30 «О пенсионном обеспечении лиц, замещавших государственные должности Сахалинской области, и государственных гражданских служащих Сахалинской области» (далее – Закон № 55-30) установлены основания возникновения права на пенсию за выслугу лет и на ежемесячную доплату к государственной пенсии лицам, замещавшим государственные должности Сахалинской области, и государственным гражданским служащим Сахалинской области, а также порядок её назначения, выплаты, перерасчета её размера, индексации, прекращения, приостановления и возобновления.
Частью 1 статьи 11 Закона № 55-30 предусмотрено, что размеры назначенных пенсий за выслугу лет, ежемесячной доплаты к государственной пенсии увеличиваются (индексируются) при увеличении (индексации) размеров окладов денежного содержания по государственной должности или должности государственной гражданской службы Сахалинской области на индекс повышения со дня индексации окладов денежного содержания в порядке, установленном Правительством Сахалинской области.
В целях реализации указанной нормы постановлением Правительства Сахалинской области от 23 августа 2010 года № 399 «О реализации Закона Сахалинской области от 28 июня 2010 года № 55-30 «О пенсионном обеспечении лиц, замещавших государственные должности Сахалинской области, и государственных гражданских служащих Сахалинской области» утверждено постановление Правительства Сахалинской области о порядке индексации размеров пенсии за выслугу лет и ежемесячной доплаты к государственной пенсии лиц, замещавших государственные должности Сахалинской области, и государственных гражданских служащих Сахалинской области (далее - Положение), которым установлен порядок повышения (индексации) размеров назначенных пенсий за выслугу лет и ежемесячной доплаты к государственной пенсии лиц, замещавших государственные должности Сахалинской области, и государственных гражданских служащих Сахалинской области.
Согласно пунктом 2 Положения размеры пенсии за выслугу лет и ежемесячной доплаты к государственной пенсии лиц, замещавших
государственное должности Сахалинской области, и государственных гражданских служащих Сахалинской области индексируются при повышении окладов денежного содержания лиц, замещавших государственные должности Сахалинской области, и государственных гражданских служащих Сахалинской области в соответствии с замещаемыми ими должностями государственной гражданской службы Сахалинской области на индекс повышения окладов денежного содержания.
Из положений статьи 1 Закона Сахалинской области от 23 сентября 2005 года № 62-30 «Об оплате труда государственных гражданских служащих Сахалинской области» (далее - Закон № 62-30) следует, что окладом денежного содержания является сумма, включающая в себя месячный должностной оклад, установленный в соответствии с замещаемой должностью и месячный оклад в соответствии с присвоенным классным чином.
В соответствии со статьей 5 Закона № 62-30 размеры окладов денежного содержания ежегодно увеличиваются (индексируются) в соответствии с Законом Сахалинской области об областном бюджете Сахалинской области на соответствующий год с учетом уровня инфляции (потребительских цен).
Решение об увеличение (индексации) размеров окладов денежного содержания по должностям гражданской службы Сахалинской области принимается Губернатором Сахалинской области.
Судом установлено, что принятые с 01 января 2019 года Законом Сахалинской области от 24 декабря 2018 года № 97-30 «О внесении изменений в Закон Сахалинской области «Об оплате труда государственных гражданских служащих Сахалинской области» и Законом Сахалинской области «Об оплате труда работников органов государственной власти Сахалинской области, государственных органов Сахалинской области, замещающих должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы Сахалинской области» новые размеры должностных окладов не являются основанием для увеличения пенсий за выслугу лет, так как оклады за классный чин не изменились, изменились размеры окладов только по должности, и отсутствует распорядительный акт Губернатора Сахалинской области об индексации окладов денежного содержания (должностного оклада и оклада за классный чин) с 01 января 2019 года.
Таким образом, судом правомерно установлено, что решение № ответчика от 26 июля 2019 года об отказе истцу в перерасчете пенсии за выслугу лет, возложении обязанности произвести перерасчет и выплату пенсии за выслугу лет с учетом Закона Сахалинской области № 97-ЗО от 24 декабря 2018 года, является законным и нарушение прав истца на пенсионное обеспечение, в том числе на повышение (индексацию) выплачиваемой ему пенсии за выслугу лет, со стороны ответчика не допущено.
При этом распоряжением Губернатора Сахалинской области от 27 августа 2019 года № 195-к оклады денежного содержания государственных гражданских служащих Сахалинской области (должностной оклад и оклад за классный чин) повышены с 01 октября 2019 в 1,043 раза.
Доводы жалобы о том, что при вынесении решения судом не учтено распоряжение Губернатора Сахалинской области от 27 августа 2019 № 195-к, являются несостоятельными, поскольку данное распоряжение Губернатора Сахалинской области от 27 августа 2019 года № 195-к вынесено после принятого ответчиком и обжалуемого истцом решения № от 26 июля 2019 года об отказе в перерасчете пенсии за выслугу лет.
Доводы жалобы о том, что должностные оклады повышались в соответствии с присвоенным классным чином с 2012 года и повышались при издании распоряжений Губернатора Сахалинской области в 2012, 2013, 2017 годах, являются несостоятельными, поскольку не относятся к предмету данного спора.
На основании изложенного решение суда является законным и обоснованным и отмене по доводам жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Южно-Сахалинского городского суда от 16 декабря 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Каширина П.И. - без удовлетворения.
Председательствующий Карпов А.В.
Судьи Прокопец Л.В.
Шептунова Л.П.