Судья Сим О.Н. Дело №33-2059/2016
Докладчик Доманов В.Ю.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
8 сентября 2016 года г. Южно-Сахалинск
Судебная коллегия по гражданским делам Сахалинского областного суда в составе:
председательствующего Доманова В.Ю.,
судей Шептуновой Л.П. и Капкаун Т.И.,
при секретаре судебного заседания Бодряга Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства социальной защиты Сахалинской области к ФИО1 о взыскании дополнительной адресной социальной поддержки на приобретение жилого помещения, по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Южно-Сахалинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Доманова В.Ю., судебная коллегия
установила:
ДД.ММ.ГГГГ Министерство социальной защиты Сахалинской области обратилось в суд с иском к ФИО1 о взыскании дополнительной адресной социальной поддержки на приобретение жилого помещения.
В обоснование требований указало, что в рамках социальной программы Сахалинской области «Социальная поддержка населения Сахалинской области на 2014-2020 годы» реализуется подпрограмма «Развитие социальной поддержки граждан (семей), нуждающихся в дополнительной адресной поддержке», которой предусмотрено оказание дополнительной адресной социальной поддержки гражданам (семьям), проживающим на территории Сахалинской области, находящихся в трудной жизненной ситуации. ФИО1 обратилась в Министерство социальной защиты Сахалинской области ДД.ММ.ГГГГ. Распоряжением министра социальной защиты Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ№ФИО1 предоставлены денежные средства в размере <данные изъяты>. В установленный срок, а именно 60 дней со дня предоставления адресной поддержки, ФИО1 не представила требуемые документы, в связи с чем была уведомлена, что в связи с непредставлением требуемых документов она обязана в срок до ДД.ММ.ГГГГ вернуть перечисленные ей денежные средства. До настоящего времени денежные средства не возвращены.
На основании изложенного просили суд взыскать с ФИО1 дополнительную адресную социальную поддержку на приобретение жилого помещения в размере <данные изъяты>.
Решением Южно-Сахалинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования удовлетворены. С ФИО1 в пользу Министерства социальной защиты Сахалинской области взыскано <данные изъяты>. С ФИО1 взыскана государственная пошлина в доход местного бюджета в размере <данные изъяты>.
Данное решение обжалует ФИО1 В апелляционной жалобе просит его отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении иска. Считает, что с нее может быть взыскана только излишне выплаченная сумма, но не вся адресная помощь, поскольку на средства, предоставленные ей, она приобрела квартиру общей площадью 21,9 кв.м., в то время как денежные средства ей были предоставлены на покупку квартиры площадью не менее 28 кв.м., тем самым она ущемила только свои права, но не нарушила прав истца.
В возражении на апелляционную жалобу министр социальной защиты Сахалинской области ФИО4 просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции ФИО1 доводы апелляционной жалобы поддержала.
Представитель Министерства социальной защиты Сахалинской области не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещён.
С учётом требований части третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность постановленного по делу решения судебная коллегия приходит к выводу об его отмене по основанию, предусмотренному пунктом 4 части первой статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с неправильным применением судом первой инстанции норм материального права.
В соответствии с пунктом 1 Порядка предоставления дополнительной адресной социальной поддержки гражданам (семьям), находящимся в трудной жизненной ситуации (далее по тексту Порядок) настоящий Порядок определяет основание и правила предоставления в рамках подпрограммы "Развитие системы социальной поддержки граждан (семей), нуждающихся в дополнительной адресной поддержке" государственной программы Сахалинской области "Социальная поддержка населения Сахалинской области на 2014 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Сахалинской области от 31.05.2013 N 279 (далее - Программа), дополнительной адресной социальной поддержки гражданам (семьям), проживающим на территории Сахалинской области, находящимся в трудной жизненной ситуации, нуждающимся в оказании дополнительной адресной поддержки.
В силу пункта 2 Порядка к трудной жизненной ситуации, применительно к настоящему Порядку, относятся обстоятельства, объективно нарушающие жизнедеятельность граждан (семей), которые они не могут преодолеть самостоятельно (за счет собственных доходов)
Пунктом 2.5 Порядка в качестве одного из таких обстоятельств определена нуждаемость молодой семьи, имеющей ребенка (детей), либо многодетной семьи в приобретении жилого помещения в случае предоставления ей жилого помещения взамен признанного непригодным для проживания в связи с аварийностью (ветхостью) площадью менее социальной нормы предоставления жилья в размере 18 кв. метров на одного члена семьи (далее - приобретение жилого помещения по социальной норме).
В соответствии с пунктом 9.6 Порядка (в редакции до 27 мая 2016 года) адресная поддержка предоставляется на приобретение жилого помещения по социальной норме в размере фактической стоимости приобретаемого жилого помещения, но не более суммы, рассчитанной по формуле: АСП = С x РЖ, где: АСП - размер дополнительной адресной социальной поддержки на приобретение жилого помещения; С - средняя рыночная стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Сахалинской области, утверждаемая федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, для расчета размеров социальных выплат для всех категорий граждан, которым указанные социальные выплаты предоставляются на приобретение жилых помещений за счет средств федерального бюджета, действующая в квартале поступления заявления; РЖ - общая площадь жилого помещения, устанавливаемая в размере: 42 кв. метров - на семью из 2 человек; 18 кв. метров - на каждого члена семьи при численности семьи от 3 и более человек.
Общая площадь жилого помещения, используемая для расчета размера дополнительной адресной социальной поддержки на приобретение жилого помещения, увеличивается на 14 кв. метров при представлении справки учреждения здравоохранения, подтверждающей право на получение дополнительной площади жилого помещения в случаях, когда такое право предоставлено законодательством Российской Федерации.
Приобретаемое жилое помещение должно быть не менее учётной нормы общей площади жилого помещения на одного члена семьи по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления по месту приобретения жилого помещения.
В соответствии с пунктом 15.2 Порядка заявитель обязан предоставить в уполномоченный орган не позднее чем в 60-дневный срок со дня перечисления на расчетный счет дополнительной адресной социальной поддержки на приобретение жилого помещения:
- договор купли-продажи жилого помещения (договор купли-продажи жилого помещения с рассрочкой платежа), прошедший государственную регистрацию в установленном порядке;
- свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, оформленное на заявителя и (или) членов его семьи.
Пунктом 16 Порядка установлено, что если документы, указанные в пункте 15 настоящего Порядка, не представлены заявителем в установленный срок или приобретенное жилое помещение менее учетной нормы общей площади жилого помещения на одного члена семьи по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления по месту приобретения жилого помещения, либо документально подтвержденные фактически понесенные затраты менее полученной суммы дополнительной адресной социальной поддержки, заявитель в течение 90 календарных дней со дня истечения срока, установленного пунктом 15 настоящего Порядка, либо представления документов, подтверждающих фактически понесенные расходы, соответственно, возмещает уполномоченному органу выплаченные средства (излишне выплаченные средства) дополнительной адресной социальной поддержки в добровольном порядке.
В случае невозмещения сумм дополнительной адресной социальной поддержки в указанный срок либо отказа от добровольного возмещения денежные средства по иску уполномоченного органа взыскиваются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из дела видно, что согласно заявлению ФИО1 распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ№ ей была предоставлена дополнительная адресная социальная поддержка для приобретения жилого помещения в связи с переселением из ветхого (аварийного) жилья в размере <данные изъяты>.
Согласно договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГФИО1 приобрела жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, общей площадью 21,9 кв.м., право собственности на которое было зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ на неё и её несовершеннолетнюю дочь ФИО1ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Таким образом, оснований для взыскания выплаченных денежных средств по мотиву не предоставления документов, подтверждающих приобретение жилого помещения, у суда первой инстанции не имелось.
Не находит оснований судебная коллегия и для взыскания денежных средств, выплаченных в рамках социальной поддержки по основанию приобретения жилья менее учётной нормы.
Как видно из предоставленных обществом с ограниченной ответственностью «Агентство элитной недвижимости «Новый адрес» сведений, рыночная стоимость одного квадратного метра квартиры в <адрес><адрес> составляет от <данные изъяты>.
Таким образом, исходя из размера предоставленной социальной выплаты, ответчик не имела реальной возможности приобрести жилое помещение площадью не менее 28 кв.м., а стороной истца не предоставлено доказательств того, что у ответчика такая возможность имелась.
Кроме того, из представленных в дело документов не усматривается, что на ФИО1 была возложена обязанность по приобретению жилого помещения не менее определённой площади, следовательно, она не была уведомлена обо всех условиях реализации этой программы.
Между тем, основная цель предоставленной меры социальной поддержки была выполнена, поскольку ФИО1, как лицо, находившееся в трудной жизненной ситуации, обеспечена жилым помещением.
При таких данных судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения исковых требований, в связи с чем решение суда первой инстанции подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Южно-Сахалинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ отменить.
В удовлетворении исковых требований Министерства социальной защиты Сахалинской области к ФИО1 о взыскании дополнительной адресной социальной поддержки на приобретение жилого помещения – отказать.
Председательствующий В.Ю. Доманов
Судьи Т.И. Капкаун
Л.П. Шептунова