Судья Галаха Е.В. УИД 65RS0№-21(2-75/2023)
Докладчик Чемис Е.В. Дело № 33- 339/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
08 февраля 2024 года город Южно-Сахалинск
Судебная коллегия по гражданским делам Сахалинского областного суда в составе:
председательствующего Малеванного В.П.,
судей Чемис Е.В., Лавровой О.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ивановой Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ФГБУ «Сахалинское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» о признании действий работодателя проявлением дискриминации по должностному положению, взыскании доплаты до минимального размера оплаты труда, денежной компенсации за невыплату части заработной платы, компенсации морального вреда,
по апелляционной жалобе представителя ФГБУ «Сахалинское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» ФИО2 на решение Северо-Курильского районного суда от 27 октября 2023 года.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Чемис Е.В., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в суд с иском к ФГБУ «Сахалинское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» о признании действий работодателя проявлением дискриминации по должностному положению, взыскании доплаты до минимального размера оплаты труда, денежной компенсации за невыплату части заработной платы, компенсации морального вреда.
В обосновании иска (с учетом уточнений), указал, что с 01 октября 2014 года работает истопником – уборщиком на аэрологической станции «Северо-Курильск» ФГБУ «Сахалинское УГМС». С 2019 года ему, как низкооплачиваемому работнику, введена доплата до минимального размера оплаты труда. Сравнивая расчетные листы за декабрь 2021 года и декабрь 2022 года установил, что выплата заработной платы в декабре 2022 года составила меньше, чем в декабре 2021 года. Считает, что необоснованное изменение порядка учета годовой премии в 2022 году привело к нанесению ему ущерба и морального вреда. Полагает, что имеется дискриминация в зависимости от должностного положения, поскольку замена годовой премией доплаты до МРОТ был произведена только истопникам уборщикам Северо-Курильской аэрологической станции, остальные работники получили годовую премию в полном объеме, и им в то же время была произведена доплата до МРОТ из бюджета предприятия, а не из их годовой премии.
На основании изложенного, (с учетом уточнений), просит суд признать действия работодателя проявлением дискриминации по должностному положению; взыскать с ФГБУ «Сахалинское УГМС» в его пользу недовыплаченную до МРОТ с учетом районного коэффициента и северной надбавки сумму в размере 16240 рублей, денежную компенсацию за невыплату заработной платы за декабрь 2022 года за период задержки с 13 января 2023 года по 13 октября 2023 года – 2758,1 рублей, компенсацию морального вреда - 50000 рублей, судебные расходы – 11000 рублей.
Решением Северо-Курильского районного суда от 27 октября 2023 года исковые требования удовлетворены частично. С ФГБУ «Сахалинское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» в пользу ФИО1 взыскана доплата до минимального размера оплаты труда за декабрь 2022 года в размере 16240 рублей с учетом районного коэффициента и северной надбавки, денежная компенсация за задержку выплаты части заработной платы за декабрь 2022 года за период с 13 января 2023 года по 13 октября 2023 года в размере 2569,17 рублей, произведя из указанных сумм все предусмотренные законом удержания, компенсация морального вреда - 10 000 рублей, судебные расходы на оплату услуг представителя - 8057,50 рублей. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано. С ФГБУ «Сахалинское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» в доход местного бюджета Северо-Курильского городского округа взыскана государственная пошлина – 1 052 рубля.
На указанное решение суда представитель ФГБУ «Сахалинское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» ФИО2 подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить. Указывает, что премии, выплачиваемые работникам учреждения, предусмотрены системой оплаты труда и являются составной частью заработной платы, в связи с чем, правомерно учитываются при сравнении заработной платы с МРОТ; ответчик произвел начисления и выплатил истцу заработную плату, премию, в полном объеме.
В отзыве на апелляционную жалобу ФИО1 просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, о дате, месте, времени рассмотрения дела извещены надлежаще.
Руководствуясь положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, выслушав объяснения лиц, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 129 Трудового кодекса РФ заработной платой (оплата труда работника) признается вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В силу абз. 2 ст. 130 Трудового кодекса РФ в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включается величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации.
Согласно ст. 133 Трудового кодекса РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, обеспечивается организациями, финансируемыми из федерального бюджета, - за счет средств федерального бюджета, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
В силу ст. 315-317 Трудового кодекса РФ Федерации в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях оплата труда осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. Начисление районных коэффициентов и процентных надбавок в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется сверх минимального размера оплаты труда (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 07.12.2017 N 38-П).
Согласно статье 1 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" с 01 января 2021 года установлен минимальный размер оплаты труда в сумме 12 792 рубля в месяц, с 01 января 2022 года - в сумме 13 890 рублей в месяц.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2022 N 973 с 01 июня 2022 года минимальный размер оплаты труда увеличен на 10 процентов и с 01 июня 2022 года по 31 декабря 2022 года составил 15279 рублей.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что 1 октября 2014 года ФИО1 на основании трудового договора принят на работу в структурное подразделение АЭ Северо-Курильск ФГБУ «Сахалинское УГМС» истопником-уборщиком.
В соответствии с пунктом 4.1 трудового договора и дополнительным соглашением от 01 октября 2022 года № 4 ФИО1 за выполнение трудовых обязанностей устанавливается: должностной оклад в размере 4619 рублей в месяц; компенсационные выплаты в виде процентной надбавки за работу в районе Крайнего Севера – 80 % и в виде районного коэффициента к заработной плате 100%; стимулирующие выплаты (доплата, надбавка, другие виды выплат) в виде надбавки за интенсивность и высокие результаты труда 511 руб. в месяц с начислением районного коэффициента и северных надбавок, выплата которых производится в порядке, установленном Положением об оплате труда ФГБУ «Сахалинское УГМС».
Согласно пункту 4.4. трудового договора на работника распространяются льготы, гарантии и компенсации, установленные законодательством Российской Федерации и локальными нормативными актами работодателя: а) выплата ежемесячных надбавок к тарифным ставкам (окладам) за выслугу лет; б) доплата за работу ночью в размере 40 % часовой тарифной ставки.
Пунктом 4.2. трудового договора установлено, что премии и иные выплаты устанавливаются работнику в соответствии с коллективным договором, локальными нормативными актами работодателя.
Пунктом 2 Положения об оплате труда работников ФГБУ «Сахалинское УГМС», введенного в действие приказом начальника управления от 29 сентября 2022 года № 465 с 01 октября 2022 года, установлено, что оплата труда каждого работника зависит от его квалификации, сложности, выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и включает в себя: заработную плату, состоящую из должностного оклада, компенсационных и стимулирующих выплат и устанавливается руководителем учреждения на основе отнесения занимаемых ими должностей к профессиональным квалификационным группам (ПКГ) по квалификационным уровням (КУ).
Согласно разделу 4 Положения об оплате труда ФГБУ «Сахалинское УГМС» работникам в качестве выплаты стимулирующего характера устанавливаются, в том числе премия. Премия выплачивается с целью поощрения работников за достигнутые результаты труда по итогам работы (за месяц, квартал, год) в соответствии с положением о премировании работников ФГБУ «Сахалинское УГМС» с начислением выплат за работу в местностях с особыми климатическими условиями (пункт 4.4).
В соответствии с пунктом 5.3. Положения об оплате труда экономия средств по фонду оплаты труда может направляться по решению руководителя управления на выплаты стимулирующего характера.
Положением о премировании работников ФГБУ «Сахалинское УГМС», введенным в действие с 01 января 2018 года приказом начальника управления от 02 февраля 2018 года № 33, установлено, что:
премия выплачивается по результатам работы за итоговый период: месяц, квартал, год (пункт 2);
премиальные выплаты осуществляются за счет средств бюджетных субсидий и внебюджетных доходов в пределах экономии по фонду оплаты труда (пункт 3);
премиальный фонд подразделений за выполнение работ государственного задания формируется пропорционально сумме должностных окладов работников подразделений с учетом повышающего коэффициента по должности (пункт 4);
размер премии работнику определяется руководителем станции, отдела, подразделения, службы в конкретной сумме на основании разработанных в подразделениях Положений с конкретными показателями премирования, депремирования. Максимальным размером премия по итогам работы не ограничена (пункт 5);
выплата премии осуществляется на основании приказа начальника управления.
Разрешая спор, суд первой инстанции обоснованно руководствовался вышеприведенными нормами закона и установив, что в декабре 2022 года ФИО1 не было доплачено до минимального размера оплаты труда 5800 рублей, пришел к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца доплаты до минимального размера оплаты труда за декабрь 2022 года в размере 16240 рублей с учетом районного коэффициента и северной надбавки, денежной компенсации за задержку выплаты части заработной платы за декабрь 2022 года в размере 2569, 17 рублей, компенсации морального вреда в сумме 10000 рублей и судебных расходов.
При этом, суд первой инстанции исходил из того, что выплачиваемая работникам годовая премия не является гарантированной выплатой, в связи с чем не может быть учтена при сравнении с минимальным размером оплаты труда.
Судебная коллегия с такими выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на собранных по делу доказательствах и нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Так, из дела видно, что в декабре 2022 года годовая премия в размере 5800 рублей включена в состав заработной платы для сравнения с минимальным размером оплаты труда, что явилось основанием для снижения ФИО1 доплаты до минимального размера оплаты труда до 2436,15 рублей.
В соответствии со ст. 129 и 191 Трудового кодекса РФ премия относится к стимулирующим выплатам работнику за добросовестное исполнением им трудовых обязанностей, в то время как институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума (постановление Конституционного Суда РФ от 27.11.2008 № 11-П).
Таким образом подмена стимулирующей выплатой (годовой премией) гарантий, предусмотренных ст. 133 Трудового кодекса РФ не допускается.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, основаны на неправильном применении норм материального права, а потому не могут являться основанием для отмены решения суда первой инстанции.
При рассмотрении иска судом первой инстанции были установлены юридически значимые по делу обстоятельства, правильно применены нормы материального права. Оснований к отмене судебного акта по доводам апелляционной жалобы не усматривается.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
определила:
решение Северо-Курильского районного суда от 27 октября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ФГБУ «Сахалинское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» ФИО2 - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 3 месяцев со дня его вынесения в Девятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.
Председательствующий В.П. Малеванный
Судьи Е.В. Чемис
О.В. Лаврова