33a-2141/2020
судья Маршанцев С.А.
№ 2а-87/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
28 октября 2020 года г.Рязань
Судебная коллегия по административным делам Рязанского областного суда в составе:
председательствующего судьи Хмельниковой Е.А., судей Милашовой Л.В., Лукашевича В.Е.,
при секретаре Поповой Е.Н., помощнике судьи Левашовой Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в здании суда дело по апелляционной жалобе ФИО3 на решение Милославского районного суда Рязанской области от 22 июля 2020 года по делу по административному иску ФИО3 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Рязанской области о признании незаконным отказа произвести начисление земельного налога по ставке 0,3 % от кадастровой стоимости за 2016 - 2018 годы, которым постановлено:
В удовлетворении административного иска ФИО3 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Рязанской области о признании незаконным отказа произвести начисление земельного налога по ставке 0,3 % от кадастровой стоимости за 2016 - 2018 годы в отношении 12 земельных участков от 22.10.2019г. № - отказать.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Милашовой Л.В., объяснения представителя административного истца ФИО3 - ФИО4, представителя административного ответчика Межрайонной ИФНС России № 5 по Рязанской области ФИО5, представителей заинтересованного лица Управления ФНС России по Рязанской области - ФИО6, ФИО8 0.10., представителя заинтересованного лица - администрации Милославского муниципального района Рязанской области - ФИО7, судебная коллегия по административным делам
установила:
ФИО3 обратился в суд с административным иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Рязанской области о признании незаконным отказа произвести начисление земельного налога по ставке 0,3 % от кадастровой стоимости за 2016 - 2018 годы в отношении 12 земельных участков.
Свои требования мотивирует тем, что ему принадлежат следующие земельные участки: площадью 2370000 кв.м., с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>; площадью 1466538 кв.м., с кадастровым номером №. расположенный по адресу: <адрес>; площадью 592500 кв.м., с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>; площадью 145607 кв.м., с кадастровым номером № расположенный по адресу: <адрес>; площадью 2149934 кв.м., с кадастровым номером №,
расположенный по адресу: <адрес>; площадью 780000 кв.м., с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>; площадью 958577 кв.м., с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>; площадью 711000 кв.м., с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>; площадью 650000 кв.м., с кадастровым номером № расположенный по адресу: <адрес>; площадью 1741699 кв.м., с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>; площадью 2903250 кв.м., с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>; площадью 2317645 кв.м., с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес><адрес>. Земельные участки с кадастровыми номерами: №, №, №, № принадлежат ФИО3 на праве собственности на основании договора купли-продажи от 08.02.2016г. Земельные участки с кадастровыми номерами: №, № принадлежат ФИО3 на праве собственности на основании договора купли-продажи от 17.05.2016г. Земельные участки с кадастровыми номерами: №№№№, №, № принадлежат ФИО3 на праве собственности на основании договора купли-продажи от 28.07.2016г.
Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России № 5 по Рязанской области при исчислении налога за 2016-2018 годы в отношении указанных земельных участков применена налоговая ставка 1,5% от кадастровой стоимости земельных участков. В 2014-2015 годах собственники указанных земельных участков были привлечены к административной ответственности за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.
Как указал истец, данные земельные участки по договорам безвозмездного срочного пользования от 15.02.2016г., 20.05.2016г., 10.08.2016г. переданы им в пользования СПК «Колос», что подтверждает целевое использование земельных участков. В ходе проверки спорных земельных участков, проведенной администрацией муниципального образования - Милославский муниципальный район Рязанской области в 2019 году, установлено, что указанные земельные участки находятся в обработке, на них проводятся агротехнические и агрохимические мероприятия.
19 сентября 2019 года ФИО3 обратился с заявлением о перерасчете суммы земельного налога на указанные земельные участки в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России № 5 по Рязанской области и просил пересчитать по ставке 0,3 % от их кадастровой стоимости. 22 октября 2019 года обращение ФИО3 было рассмотрено начальником Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Рязанской области, и ему в перерасчете отказано №.
С учетом уточнений, ФИО3 просил признать незаконным отказ Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Рязанской области от 22.10,2019г. № произвести начисление земельного налога по ставке 0,3 % от кадастровой стоимости и обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России № 5 по Рязанской области произвести перерасчет сумм земельного налога по ставке 0,3 % от кадастровой стоимости за 2016, 2017, 2018 года в отношении указанных выше земельных участков.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ФИО3 просит отменить решение в связи с неполным определением судом обстоятельств, имеющих значение для дела, а также несоответствием выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела. Полагает, что им доказан факт отнесения земельных участков к землям сельскохозяйственного назначения и факт их надлежащего целевого использования в 2016 - 2018 годах.
В возражениях на апелляционную жалобу административный ответчик МИ ФНС № 5 по Рязанской области, заинтересованное лицо - администрация МО - Милославский муниципальный район Рязанской области просят решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца ФИО3 - ФИО4 доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель административного ответчика Межрайонной ИФНС России № 5 по Рязанской области ФИО5, представители заинтересованного лица Управления ФНС России по Рязанской области - ФИО6, ФИО8, представитель заинтересованного лица - администрации Милославского муниципального района Рязанской области - ФИО7 возражали против доводов жалобы.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения, судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит отмене.
Как определено статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлено, что использование земли в Российской Федерации является платным, одной из форм такой платы является земельный налог, порядок исчисления и уплаты которого устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно статье 388 НК РФ. налогоплательщиками земельного налога признаются организации, физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектами налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Из материалов дела следует, что ФИО3 является собственником земельных участков: с кадастровым номером №, расположенным по адресу: <адрес>; с кадастровым номером № расположенным по адресу:
<адрес>; с кадастровым номером №, расположенным по адресу: <адрес>; с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> – с 15.02.2016 года ;
земельных участков: с кадастровым номером №, расположенным по адресу: <адрес>; с кадастровым номером №, расположенным по адресу: <адрес>-с 23.05.2016 года;
земельных участков: с кадастровым номером №, расположенным по адресу: <адрес>; с кадастровым номером № расположенным по адресу: <адрес>; с кадастровым номером № расположенным по адресу: <адрес><адрес>; с кадастровым номером № расположенным по адресу: <адрес>; с кадастровым номером №, расположенным по адресу: <адрес>; с кадастровым номером №, расположенным по адресу: <адрес> - с 10.08.2016 года.
Земельные участки относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения имеют вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства.
За 2016-2018 годы Межрайонной инспекцией федеральной налоговой службы № 5 по Рязанской области ФИО3 на земельные участки с кадастровыми номерами: №, №, №, №, №, №, №, №, №№, №, № установлена налоговая ставка в размере 1.5 % от кадастровой стоимости указанных участков.
19 сентября 2019 года ФИО3 обратился в Межрайонную инспекцию федеральной налоговой службы № 5 по Рязанской области с заявлением о перерасчете суммы земельного налога за 2016 -2018 годы по ставке 0,3%, вместо предложенной 1.5%, начисленного на указанные земельные участки.
22 октября 2019 года начальником Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Рязанской области за № в перерасчете земельного налога за 2016 - 2018 годы по ставке 0,3% ФИО3 отказано в связи с неиспользованием им данных земельных участков в указанный период времени по целевому назначению.
Указанные обстоятельства не оспаривались лицами, участвующими в деле.
В силу пункта 1 статьи 402, ст. 403 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, указанной в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
В силу пункта 1 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Согласно подпунктам 1, 2 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства, и 1, 5 процента в отношении прочих земельных участков.
Согласно пункту 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).
Применение пониженной ставки земельного налога в размере 0,3%, как следует из системного толкования положения статей 77, 78 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации, обусловлено одновременным наличием юридического состава, заключающегося в отнесении земельного участка к землям сельскохозяйственного назначения и использовании его для сельскохозяйственного производства.
В случае, если участок признан неиспользуемым по целевому назначению для сельскохозяйственного производства, налогообложение должно осуществляться по налоговой ставке, установленной в отношении "прочих земель" и не превышающей 1.5 процента, начиная с налогового периода, в котором вынесено решение о выявленном правонарушении, до начала налогового периода, в котором правонарушение устранено.
Вышеуказанные условия применения налоговой ставки в размере, не превышающем 1,5 процента, действуют также в случае перехода права на участок.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 4 Решения Совета депутатов муниципального образования - Большеподовечинское сельское поселение Милославского муниципального района Рязанской области от 02.02.2016 N 3 "О земельном налоге на территории муниципального образования Большеподовечинское сельское поселение Милославского муниципального района Рязанской области" налоговые ставки устанавливаются в размере 1,5 процента в отношении прочих земельных участков, в т.ч. и в отношении предназначенных для сельскохозяйственного производства и неиспользуемых по целевому назначению земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения или зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах.
Подпунктом 3 пункта 3 Решения Совета депутатов муниципального образования - Чернавское сельское поселение Милославского муниципального района Рязанской области от 28.11.2019 N 31 "Об установлении земельного налога на территории муниципального образования - Чернавское сельское поселение Милославского муниципального района Рязанской области" налоговые ставки устанавливаются в размере 1,5 процента в отношении прочих земельных участков, в том числе и в отношении предназначенных для сельскохозяйственного производства и неиспользуемых по целевому назначению земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения или зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах.
Аналогичные нормы содержались в Решении Совета депутатов муниципального образования - Чернавское сельское поселение Милославского муниципального района Рязанской области от 07.02.201.3 N 3 "О земельном налоге" и Решении Совета депутатов муниципального образования - Чернавское сельское поселение Милославского муниципального района Рязанской области от N 14 "О земельном налоге на территории муниципального образования - Чернавское сельское поселение Милославского муниципального района Рязанской области", действующих в 2016 - 2018 годах.
Подпунктом 3 пункта 3 Решения Совета депутатов муниципального образования - Горняцкое сельское поселение Милославского муниципального района Рязанской области от 21.11.2019 N 64/13 "О земельном налоге" налоговые ставки устанавливаются в размере 1,5 процента в отношении прочих земельных участков, в том числе и в отношении предназначенных для сельскохозяйственного производства и неиспользуемых по целевому назначению земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения или зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах.
Аналогичные нормы содержались Решение Совета депутатов муниципального образования - Горняцкое сельское поселение Милославского муниципального района Рязанской области от 13.10.2008 N 26 "О земельном налоге", действующем в 2016 2018 годах.
Из материалов дела следует, что 21 января 2014 года бывший собственник земельных участков с кадастровыми номерами: №, №, №, №, №, №ФИО1 постановлениями Россельхознадза по Рязанской и Тамбовской областям привлечен к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное статьей 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель). Постановлениями Россельхознадзора установлено, что на всей территории данных участков произрастает сорная растительность, они не вспаханы, для производства сельскохозяйственной продукции, сенокошения, посева культур не используются, агротехнические и агрохимические мероприятия не проводятся.
17 сентября 2015 бывший собственник земельных участков с кадастровыми номерами: №, №, №, №, №, №ФИО2.
постановлениями Россельхознадзора по Рязанской и Тамбовской областям привлечен к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное статьей 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель). Постановлениями Россельхознадзора установлено, что данные земельные участки по целевому назначению не используются, на всей территории данных участков произрастает сорная растительность, они не вспаханы, для производства сельскохозяйственной продукции, сенокошения, выпаса скота не используются, агротехнические и агрохимические мероприятия не проводятся.
Вышеуказанные земельные участки приобретены ФИО3 у предыдущих собственников ФИО1 и ФИО2 в 2016 году.
Факты привлечения предыдущих собственников земельных участков в 2014 и 2015 годах к административной ответственности по ст. 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужили основанием для вывода налогового органа о неиспользовании административным истцом в спорный период времени земельных участков для сельскохозяйственного производства и об отказе в удовлетворении его требований о перерасчете суммы земельного налога за 2016 - 2018 годы по ставке 0,3% вместо 1,5%, начисленного на указанные земельные участки.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении иска, исходил из недоказанности истцом его доводов о том, что земельные участки с кадастровыми номерами: №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, № в 2016-2018 годах использовались им по целевому назначению для сельскохозяйственного производства.
Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами налогового органа и суда первой инстанции.
Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит условия о применении иной (не льготной) налоговой ставки в случае перехода права собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения, ранее предыдущим собственником не используемый в соответствии с его целевым назначением, в случае если новый владелец использует земельный участок для сельскохозяйственного производства, как и не предусматривает обязанности собственника земельного участка подтверждать налоговому органу использование земельного участка для сельскохозяйственного производства в соответствующий налоговый период.
В силу пункта 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.
Обязанность доказывания законности оспариваемых действий в силу части 2 статьи 62 и части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации возлагается на административного ответчика, который достоверных доказательств неиспользования административным истцом перечисленных выше земельных участков для сельскохозяйственного производства в период с момента приобретения им прав собственности на земельные участки в 2016 году и по 31 декабря 2018 года, либо их использования не по целевому назначению, в суд не представил.
Как следует из материалов дела. ФИО3 с сельскохозяйственным производственным кооперативом "Колос" заключил договоры безвозмездного срочного пользования: земельными участками с кадастровыми номерами: №, №, №, № -
15.02.2016 года; земельными участками с кадастровыми номерами: №, № - 20.05.2016 года; земельными участками с кадастровыми номерами: №, №, №, №, №, № - 10.08.2016 года.
В ходе проверки спорных земельных участков, проведенной органом муниципального земельного контроля - администрацией муниципального образования - Милославский муниципальный район Рязанской области в 2019 году, было установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами: №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №№ используются для сельскохозяйственного производства. засеяны сельскохозяйственными культурами, либо имеют признаки сельскохозяйственной деятельности, на них проводятся агротехнические мероприятия, о чем в материалах дела имеются копии соответствующих актов проверки от 03.06.2019 года, от 01.08.2019 года, от 13.09.2019 года.
Кроме того, в суд апелляционной инстанции административным истцом представлены сообщение от 17.08.2020 года СПК "Колос" об использовании земельных участков с кадастровыми номерами: №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, № в 2016 году - под внесение удобрений под яровой сев, посадку ячменя, овса, кукурузы, или многолетних трав, в 2017 году - под озимую пшеницу, ячмень или многолетние травы, в 2018 году - под посадку подсолнечника, озимой пшеницы, многолетних трав или ячменя, акты расхода СПК "Колос" семян и посадочного материала от 15.04.2018 года, от 10.09.2017 года, от 17.04.2018 года, от 12.04.2018 года, от 12.04.2018 года, от 09.04.2018 года, от 30.03.2018 года, от 02.05.2018 года, от 15.04.2016 года, от 17.04.2016 года, от 07.05.2016 года, от 17.05.2016 года, от 19.09.2016 года, от 10.05.2016 года, от 15.04.2016 года, от 17.09.2016 года, от 10.04.2017 года, от 1 1.04.2017 года в отношении указанных земельных участков; акты об использовании на них минеральных, органических и бактериальных удобрений от 15.04.2018 года, 30.03.2018 года, 09.04.2018 года, 02.05.2018 года, года, 15.04.2016 года, 17.04.2016 года, 07.05.2016 года, 17.05.2016 года, 19.09.2016 года, 12.04.2017 года, от 01.04.2017 года, от 15.05.2017 года;
учетные листы тракториста-машиниста СПК "Колос" от 01.05.2016 года, года, 01.07.2016 года, 01.08.2016 года, 01.09.2016 года, сентября 2016 года, 01.10.2016 года, 01.08.2016 года. 01.05.2017 года, 01.06.2017 года, 01.07.2017 года, 01.08.2017 года. 01.09.2017 года. 01.10.2017 года. 01.05.2018 года. 01.06.2018 года, 01.07.2018 года. 01.09.2018 года, 01.10.2018 года о выполнении работ на земельных участках, принадлежащих административному истцу.
Администрацией МО - Милославский муниципальный район Рязанской области представлены акты проверок органом муниципального земельного контроля соблюдения гражданином обязательных требований: №№ и № от
31.07.2018 года в отношении земельных участков с кадастровыми номерами: № и №, в ходе которых установлено, что указанные земельные участки находятся в обработке, на них производятся агротехнические и агрохимические мероприятия, в настоящее время они используются под пары; акт планового (рейдового) осмотра территорий, земельных участков от 01.08.2019 года, в ходе которого установлено использование части площади земельного участка с кадастровым номером: № для сельскохозяйственного производства.
Указанные доказательства не опровергнуты налоговым органом, которым суду не представлено доказательств об ином состоянии указанных выше земельных участков в 2016-2018 годах.
Доводы административного ответчика о неправильном и неполном оформлении ООО СПК "Колос" вышеуказанных документов не опровергает их содержание и не свидетельствует о недостоверности этих доказательств. Ссылка административного ответчика о том, что договоры безвозмездного пользования земельными участками с кадастровыми номерами № и № между ФИО3 и СГ1К "Колос" содержат даты заключения, предшествующие дате приобретения ФИО3 права собственности, сама по себе не подтверждает факта использования либо неиспользования земельных участков для сельскохозяйственного производства.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о недоказанности обстоятельств, свидетельствующих о неиспользовании в 2016-2018 годах принадлежащих истцу земельных участков сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства, которые являются основанием для начисления истцу земельного налога по ставке 1, 5 % и бремя доказывания которых лежит на административном ответчике - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Рязанской области, в связи с чем оспариваемое решение налогового органа нельзя признать законным.
Учитывая изложенное, решение суда подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемого решения незаконным, что является основанием для повторного рассмотрения налоговым органом заявления ФИО3 о перерасчете земельного налога от 19.09.2019 года.
Руководствуясь статьями 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. судебная коллегия по административным делам
определила:
Решение Милославского районного суда Рязанской области от 22 июля 2020 года отменить.
Постановить по делу новое решение, которым:
Административные исковые требования ФИО3 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Рязанской области удовлетворить.
Признать решение № от 22.10.2019 года Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Рязанской области об отказе произвести перерасчет земельного налога за 2016 - 2018 годы незаконным.
На настоящее апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба через суд первой инстанции во Второй кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи